19 февраля, отвечает Ита Минкина
Добрый день. Всё ниженаписанное — всего лишь результат моих наблюдений и рассуждений. Если будут допущены ошибки, прошу не судить строго. Целью было — донести суть вопроса, чтобы узнать Ваше мнение.
После того, как Творец и жена дали мне возможность быть папой, я открыл для себя очень большой пласт вакуума. Появились вопросы, которые раньше меня не беспокоили:
Что это такое — ребенок? Как к нему подойти? Что с ним делать? Зачем нужно воспитание ему и мне? Да и что есть собственно воспитание?
Вопросов на самом деле больше чем ответов. Благо, есть на сегодняшний день много информации на эту тему. На вашем сайте занятия на тему воспитания — это своего рода основной путеводитель для всех родителей. И за это Вам Большое Спасибо.
Любой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего. Точно так и я. И мне хочется, чтобы мой ребенок получил всё самое лучшее, что дал нам Творец. А что же это такое — самое лучшее?
До сегодняшнего дня я не нашел ничего лучше страха и любви перед Творцом. Но теперь задача. Как эти ценные знания донести до детской головушки в ее нежном возрасте? Как всё это реализовать? Вопрос — для меня — очень сложен. Ведь если получится донести до детского понимания ценность этих понятий, то из детей действительно могут получиться настоящие евреи. Но думаю, что Творец уже решил этот вопрос и на самом деле делать ничего не надо. Он создал для наших детей всё необходимое. Но видят ли это дети?
А это вопрос. Что видят вокруг себя большинство детей? Бетонные стены. Многоэтажные здания. Пробки. Нервы. Метро. Суета. Домашние задания. Кружки. Спорт. Телефон. И так — каждый день. Какие-то соревнования друг перед другом. Кто быстрее, умнее или богаче. Если попытаться собрать в общее понятие, то большинство детей вокруг себя видят всё то, что создал человек.
Творца не видно. Дети радуются булочкам и разным сладостям, которые создал человек. Начнем объяснять, что это сделано из пшеницы, которую создал Творец. Поймут ли они это, если никогда не видели ни Творца, ни пшеницу? Кого они попросят приготовить булочку — маму или Творца? Дети радуются мультфильму, который создал человек. И даже если этот мультфильм будет про Творца и детям он понравится, увы, детям понравится не Творец, а мультфильм. И о Творце будут, как попугайчики, из мультфильма повторять то, что они услышали, совершенно не понимая, о чем идет речь.
Дети смотрят с открытым ртом на высокий строительный кран (как знак искреннего удивления: даааа, вот это машина), это тоже сделал человек. Первая поездка в метро, первая прогулка по эскалатору, впервые поездка на автобусе, передвижение на самолете между континентами (вот это мощь, вот это сила — и всего два двигателя, особенно — в папиных комментариях), и снова дела-творения рук человеческих.
Игрушки — то, что стало каким-то необходимым атрибутом детства. Игрушки это то, что дети просят чаще всего после еды, — это тоже дело рук человеческих. Они хотят иметь и хотят пользоваться искусственным миром, впрочем, тем, что мы, родители, им предлагаем.
Мы посадили детей в коробку и закрыли ее, а сверху еще и заклеили скотчем, чтобы они ее случайно не открыли и оттуда ничего не увидели или не услышали о том, что снаружи. Увы, но Света в коробке нет. Они получают в своей коробке всё то, что общество считает необходимым. И даже сказки и рассказы о Творце.
Как можно понять ценность воды, если она доступна нам всем в необходимом количестве 24 часа в сутки? Мы не прилагаем усилий, чтобы ее принести, мы не трудимся, чтобы ее унести или очистить. Как можно понять, что такое колодец, описанный в Торе, если его нет в реальном мире и дети его никогда не видели? Это большое благо — то, что вода сейчас на каждом углу, но понимают ли это благо дети? Думаю, что нет. Шаг назад от Творца.
Как можно оценить и понять величие и необходимость солнца? Свет сейчас везде. Даже самый дешевый телефон оснащен фонариком. И опять все 24 часа свет у нас в кармане. Холодно? Ничего, оденемся. Современный мир, скорее, прячется от солнца. От него потеешь, воняешь, ничего не видишь, может быть даже рак кожи — раздражает. Еще один шаг назад от Творца.
Или луна. Определить ее ценность на сегодняшний день, думаю, почти что невозможно. Расчеты дня и ночи без усилий и трудов доступны на любой веб-странице еврейского сайта. В телефоне есть много приложений, которые сразу скажут, когда будет новый месяц, когда начало шаббата, Авдала (конец субботы, отделение святого от будничного) и так далее.
Мы можем говорить об их ценности, объяснять, покупать красивые книжки, объясняющие значение луны, и дети будут нас слушать. Но только если мы сами этого не делаем, а проверяем всё по телефону, то можем быть уверены, что и наши дети будут делать всё то же самое. Понимают ли дети сегодня значение луны? Еще один шаг от Творца.
Как можно любить Творца без того, чтобы любить землю? Ведь это непосредственно то, что нас кормит. То, по чему мы ходим. То, что нас растит. Благо, есть Ту би-Шват («Новый год деревьев»), который напоминает об этом. Опять же — в теории. А в жизни? Видят ли дети родительскую любовь, заботу, благодарность земле? Мы говорим браху (благословение) перед едой, после еды. Но понимают ли смысл этой брахи наши дети?
Прекрасно понимаю, что еврейская жизнь строится только в общине. Наверное, все общины сегодня находятся в городах. И если я хочу приблизиться к еврейской традиции, народу и также хочу нести свет Творца, то переезд к общине просто необходим.
Теперь. Как быть? Город не только прячет Творца от ребенка, но и уродует души детей. Рекламы на билбордах алкоголя, табака или нижнего женского белья на полуобнаженной женщине. Этого уже может быть достаточно, чтобы выжигать в душе ребенка неправильные ценности.
Во всем описанном, конечно же, нет ничего нового. Но степень отдаления от Творца каждый год всё больше и больше.
Вот и вопрос. Не будет ли полезным для детей, да и для взрослых тоже, переезд в сельскую местность? Чтобы, опять же, если мои рассуждения верны, больше приблизиться к Творцу? Интернет есть — учиться можно и в деревне. Община? Показать детям трудолюбие. Выращивать пчел, овец. Посадить огород. Показать цикличность. Сделать, так сказать, искусственный «откат» в человеческом прогрессе. Изолировать от контрпродуктивного, как мне кажется, технологического прогресса и абсолютно деморализованного общества.
Что мы ценим? То, чего нет, или то, чего мало. Таким образом, создавать дефицит можно и искусственно. В избытке материального «добра», думаю, мы Творца не найдем.
В Берешит 3:19 написано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Может быть, «пот лица» — это человеку не наказание, а как раз наоборот? Может, «пот лица» — это и есть наше духовное благо, наше духовное спасение и радость? Без физической активности или физического труда люди страдают. Мы это хорошо видим сегодня: как процветают фармакологические фирмы, продающие препараты антидепрессантов. N.
Читать далее13 октября 2023 года, отвечает Ципора Харитан
Здравствуйте, уважаемые… Вопрос Ципоре Харитан. Уважаемая рабанит Ципора, благодарю за помощь. У моей старшей дочки возникают новые вопросы, к сожалению, мои ответы её не удовлетворяют. У моего мужа умер друг, конечно, дочка начала расспрашивать, что и как. Я объяснила ей, что все мы когда-нибудь перейдём в другой мир. Она начала спрашивать — когда, плакать. Мы сказали ей, что не знаем, когда это произойдёт, но надеемся, что это произойдёт в глубокой старости, когда у неё будут дети и внуки. Со словом «старость» она знакома. И теперь она мне каждый день говорит, чтобы я пользовалась кремом, чтобы не стареть, и что она замуж не хочет, чтобы у неё не было детей. На вопрос почему, она отвечает, что когда у неё будут дети и внуки, мы уйдём в другой мир. Вот уже с неделю, когда она заводит этот разговор, я говорю: тема закрыта, она умолкает. Но это не решение, её это беспокоит. Как правильно и на её языке объяснить ей этот вопрос? Ещё она меня и мужа про Всевышнего столько спрашивает иногда целый час, а то и больше, такие вопросы задаёт, но мы отвечаем, так, чтобы ей понятно было. Это нормально для ребёнка в её возрасте? Заранее большое спасибо. С уважением, Н.
Читать далее
Что ответить сыну-подростку на вопрос: «Зачем учиться?»4 декабря 2022 года, отвечает Гитель Итахов Добрый день. Возможно, мой вопрос покажется странным или глупым, но я очень прошу подсказать мне слова, которые я смог бы сказать своему сыну-подростку в ответ на вопрос: «Зачем учиться?» Моя семья не евреи, но лично я очень уважаю то, что образование занимает в еврейской культуре особое место, и поэтому прошу помочь мне с ответом на этот, возможно, банальный вопрос. С уважением, N. Читать далее |
|
Как подготовить дочь к Бат-Мицве и показать ей значимость роли женщины в иудаизме?1 ноября 2021 года, отвечает Гитель Итахов Здравствуйте! Дочке через год исполняется 12 лет. Муж и я хотели бы в течение этого года в честь Бат-Мицвы вместе с дочкой изучать какую-нибудь книгу или несколько книг, о роли еврейской женщины — возможно, что-то о выдающихся женщинах из Танаха или что-то из еврейской философии, или об особых мицвах (заповедях) женщины. Не могли бы Вы порекомендовать что-то подходящее? Дело в том, что дочке, как и многим девочкам ее возраста, как мне кажется, свойственно ощущение, что роль женщины в иудаизме вторична. Я убеждена, что это совершенно не так, хотя на первый взгляд и может так показаться. Задачи женщины во многом не так очевидны, но точно не менее важны, и хотелось бы помочь дочке это увидеть и немного по-другому посмотреть на этот вопрос — чтобы она поняла уникальность и важность своей будущей роли. Если можно, посоветуйте, пожалуйста, как подступиться к этой теме так, чтобы наши занятия были воодушевляющими для 11-летней девочки. Спасибо! N. Читать далее |
|
Как воспитать ребенка евреем, если в его школе много внимания уделяется иной религии?29 сентября 2020 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте! Мы живем в нееврейском окружении. Работаем на госслужбе. Ребенок учится в обычной школе, в которой много внимания уделяют религии государства, где мы живем (нееврейской). Как воспитать при всем этом ребенка евреем? N. Читать далее |
|
Если по воле Творца дети попали в детский дом, имею ли я право вмешиваться в их судьбу?9 июня 2020 года, отвечает Гитель Итахов Здравствуйте, уважаемые раввины! У меня следующий вопрос. Я хочу записаться в благотворительный фонд, который занимается устройством детей в семьи, так как искренне считаю, что только в семье ребёнок способен получить чувство защищенности и безопасности, которые необходимы для его полноценного развития и дальнейшей реализации в социуме. Но недавно одна из статей заставила меня вновь задуматься о том, насколько совершенен Творец и несовершенен человек. Это натолкнуло меня на следующую мысль: если Творец распорядился таким образом, что некоторые дети, по тем или иным причинам, попали в детский дом, имею ли я право вмешиваться в их судьбу? А, с другой стороны, я думаю, что, возможно, Он устроил всё именно таким образом для того, чтобы научить людей состраданию, чтобы помочь людям побороть свой эгоизм и заменить его альтруизмом. А, с третьей стороны, я думаю, что, возможно, всё дело в намерении. Скажем, если я действую в рамках фонда, у меня ни в коем случае не должно быть намерения «исправить волю Творца», а только намерение сделать всё для того, чтобы дети получили защиту и опору в виде близких людей, которые будут способствовать их нормальному взрослению и помогут им состояться во взрослой жизни. Пожалуйста, ответьте на мой вопрос. Могу ли я осуществить задуманное? И каким намерением я должна руководствоваться при этом? Скажем, моя внутренняя убежденность в том, что сильные должны защищать слабых и что каждый ребёнок имеет право на счастливое детство. Может ли это служить намерением? Заранее спасибо! С уважением, N. Читать далее |
|
Какие книги, уроки учат создавать мир в доме и воспитывать детей?19 августа 2019 года, отвечает Бина Тригер Посоветуйте, пожалуйста, книги, уроки, которые учат создавать мир в доме и воспитывать детей. N. Читать далее |
|
Я соблюдающий человек, но, когда нахожусь на работе, начинаю грешить...3 февраля 2019 года, отвечает Ципора Харитан Шалом. Я соблюдающий человек. Но, когда я нахожусь на работе, начинаю грешить. Когда я среди друзей, то как будто другой человек, не чувствую рядом с собой Всевышнего, могу сделать любую гадость. Я не понимаю, как это может быть — что я верю в Б-га и делаю подобные вещи. И дело не в них, место моей работы очень хорошее, слава Б-гу, что я вообще здесь оказался. Дело во мне. Дома я совсем другой. Как мне измениться и быть одинаково хорошим везде? N. Читать далее |
|
Дети учатся в светской школе. Хочу оставить их дома в праздники, но не хочу врать школьному начальству.19 ноября 2018 года, отвечает Ита Минкина Прошу вашего совета. Мои дети учатся в светских школах и саду. Я хочу, чтобы в Рош аШана и в Йом-Кипур они не ходили в школу/сад. Сегодня обсуждаем со старшим сыном: если я говорю, что дети не приходят из-за насморка и т. д., то я вру — а это не есть хорошо, особенно, в ситуации с праздниками. В школе я сказала «по религиозным соображениям» в прошлом году, и было много негатива. И мой сын говорит: если мы никуда не идем и сидим дома и не справляем, то, может, не надо выходного? N. Читать далее |
|
Давать ли ребенку книжки Стивена Хокинга? Ведь он атеист...11 ноября 2018 года, отвечает Ита Минкина Добрый день. Как вы считаете можно ли ребёнку давать детские книжки Стивена Хокинга? Ведь он был атеистом. Книжки «Джордж и тайны Вселенной», «Джордж и сокровища Вселенной», «Джордж и большой взрыв»? Роман Читать далее |
|
Как объяснить детям, что на рекламе тетрадок изображен чуждый символ?9 ноября 2018 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте, и спасибо большое за ваш сайт. У меня двое детей школьного возраста. Сегодня мы зашли в магазин, чтобы купить школьные принадлежности, и я обратила внимание, что на рекламе тетрадок, выпускаемых одной израильской (!) компанией, изображена девушка с крестиком на шее. Судя по форме крестика, православная. Я сказала об этом продавщице-израильтянке, а она возмутилась: «Израиль — современная страна, все люди равны, между евреями и христианами нет никакой разницы, мы все друзья». Я спорить не стала, мы просто вышли из магазина. А теперь вопрос: как объяснить детям? Это очень серьёзный вопрос, который охватывает и исторический аспект, и религиозный, и политический. В ленинградской школе я была единственная еврейка в классе и с понятием «антисемитизм» знакома не понаслышке. А мои дети родились в Израиле. К тому же, любое изображение на школьных принадлежностях должно иметь воспитательный характер, а дети любят копировать. Спасибо. N. Читать далее |
|
В школе сына проводят обязательную литургию...17 августа 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мы живем в Германии. Сейчас у среднего сына встал вопрос о выборе школы. Выбор, мягко говоря, ограниченный. По месту жительства он относится к школе, где учатся одни мусульмане, что влияет на школьную программу, мы можем выбрать только ислам. Это обычная немецкая светская школа, но выбора там нет даже теоретически, т. к. не набирается класс изучающих что-то другое на уроках религии, кроме ислама, и это с 80-х годов. В школе этой также по моему впечатлению учителя не полностью контролируют ситуацию. Мы стали искать и нашли частную школу, куда, как нам сказали, мальчика-еврея возьмут с удовольствием. Были там на собеседовании. Обстановка в школе, вроде, нормальная, много хороших специалистов, музыка и т. п. Однако, насторожил такой момент. В этой школе учителя проводят обязательную литургию, где должны быть все школьники. Я категорически против участия моего сына в такой литургии, мне непонятна эта конфессия, и я к ней не принадлежу. На это мне ответили, что на литургию у них ходят и иудеи, и мусульмане, и христиане и проблем никаких нет. Честно говоря, я в этой информации сомневаюсь, т. к. с моей точки зрения на какую-то непонятную литургию ходить верующие иудеи не могут никак. Да и зачем забивать ребенку голову какой-то непонятной информацией, тогда как эта конфессия для него точно — чужая? Со школами сейчас в Германии очень сложно, я очень боюсь этого выбора и полагаю, что школа может всю жизнь испортить. Опции выбора домашнего обучения в Германии тоже нет. Как лучше поступить? Менять страну проживания? Или для еврея нет проблем изучать в школе ислам и слушать литургию? Мне достаточно трудно вообразить, как я буду контролировать ситуацию с ребенком, если он будет получать не те идеи, которые я считаю допустимыми. Ситуация близка к безвыходной, в школу он пойдет в следующем году. N. |
|
Семнадцатилетний сын говорит, что хочет жить только для себя, чтобы удовлетворять свои потребности...6 июня 2017 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день, уважаемая рабанит Ципора Харитан! Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить Вас и всех раввинов и рабанит за сайт, несущий в мир так много добра и света! Дайте мне, пожалуйста, совет, как вести себя с сыном, которому 16 лет. Дело в том, что мой муж очень специфический человек. Мы в браке 18 лет, я к нему привыкла, но, к сожалению, в нем очень ярко выражены высокомерие и пренебрежение ко всем людям (даже к собственной матери: у них очень сложные отношения). Если быть совсем откровенной, то мой муж просто эгоист. Это доставляло мне много проблем раньше, потом я приняла его таким, как есть, хотя мне часто очень больно от его отношения ко мне. Центр его любви — его дети, больше ему никто не нужен, к сожалению (кстати, он сам говорит это). Он очень хороший отец, но с недавних пор сын стал говорить мне, что жениться не собирается никогда, дети ему не нужны, жить хочет в дальнейшем только для себя, чтобы удовлетворять свои личные потребности. То, что его отец (мой муж) не помогает своей матери, считает правильным и говорит, что она сама виновата (у нее скверный характер). Я ему говорю, что бабушка — мама папы и он ей обязан. А он отвечает, что никто никому в этой жизни не обязан. Дети не просили родителей их рожать, это был выбор родителей. Я не знаю, как мне перевернуть его ненормальные представления о жизни. Просто не знаю, что делать. С уважением, N. Читать далее |
|
Помогите выбрать «правильные» с точки зрения морали фильмы и книги для подростков…23 мая 2016 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте! Мне 42 года, вырос в атеистической среде, у меня два сына 17 и 12 лет. Я пытаюсь встать на путь истинного служения Всевышнему. Верю, что мое собственное исправление, работа над собой и правильная жизнь будет лучшим способом посильного влияния на детей, чтобы развить необходимые человеческие качества. Но понятно, что мое чтение, изучение и молитва пока не являются сильнодействующим примером. К сожалению, сыновья находятся в сфере сильного влияния интернета, фильмов и пр. Помогите, пожалуйста, выбрать «правильные» с точки зрения морали художественные фильмы и книги — как средство заполнения духовного вакуума в период развития и во избежание разрушающих воздействий на разум и душу. Возможно, есть готовые проработанные списки. Спасибо. N. Читать далее |
|
Дочь злоупотребляет правилом «всё к лучшему»8 мая 2016 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте. Моя дочка сейчас учится во втором классе. Видимо, недавно им рассказали там про раби Акиву и его принцип «а-коль ле-това» («всё к лучшему»). Так теперь, когда я ей говорю, к примеру: «Быстрей собирайся, а то опоздаешь в школу», она мне отвечает: «Ничего, мама, а может, это ле-това?» А я в полной растерянности, не знаю, что ей ответить. Подскажите, пожалуйста, что можно ей ответить, так, чтоб было понятно на ее уровне. Заранее благодарю. N. Читать далее |
|
Как объяснить израильскому ребенку, кто такие христиане и почему у них другие праздники?30 марта 2016 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте, большое спасибо за ваши ответы. Сегодня моя девочка, цабарит (коренная израильтянка), 7.5 лет, спросила меня: «Что такое Кристмас?» Конечно, я объяснила, что это не наш праздник, а подарки она получила на Хануку. Но она очень любознательная и задала много вопросов по поводу истории праздника. Подскажите, как правильно объяснить израильскому ребенку, что такое христианство и кто такие христиане? И почему у них другие праздники? Заранее спасибо. N. Читать далее |
|
Как доступно объяснить ребенку, что такое дух и душа? И каково понимание души и духа у евреев?4 ноября 2015 года, отвечает Ита Минкина Шалом! Как ребенку доступно объяснить, что такое дух и душа? И, вообще, каково понимание души и духа человека у евреев? Спасибо. Н. Читать далее |
|
Как рассказать детям о смерти?26 января 2015 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте! Сначала в общих чертах опишу ситуацию в семье. У нас двое детей, мальчики 5.5 и 4 года. Скоро, с Б-жьей помощью, ожидается прибавление. Также, в связи с этим, мы собираемся переезжать. В нынешней квартире младший живет с рождения, старший, соответственно, тоже большую часть жизни. Старший очень эмоциональный мальчик. Я понимаю, можно подумать, что я как мать субъективна, но у него на самом деле «тонкая душевная организация» :) Он очень чутко реагирует на все. Также он очень подвижный, холерик, я думаю. Ну, и хулиганистый, конечно. Он очень ждет нового ребенка, часто говорит мне, как он рад, что скоро у нас будет бэби, старается заботиться обо мне. Вообще, больше всех в семье выражает эмоции по этому поводу. По поводу переезда говорит, что ему будет немного жаль уезжать, потому что наша квартира «миленькая», но у нас, конечно, тесно, поэтому надо менять квартиру. Собственно ситуация: мы общались с детьми, они задавали всякие вопросы и как-то они перешли на тему смерти. Это не первый раз, когда мы об этом говорим. Раньше мы уже говорили, я им отвечала, что бээзрат аШем (с Б-жьей помощью) умру еще совсем не скоро, они будут совсем-совсем большие дяди и мы еще долго-долго будем вместе. Но в этот раз старший как-то остро отреагировал, расплакался очень. Сказал, что он стал об этом думать и ему стало очень грустно. Потом сказал, что боится, что мы переедем в новую квартиру и я (мама) там скоро стану старенькой и умру. И еще, что он боится, что когда бэби родится, я постарею :) и, значит, скоро тоже умру. До этого я думала, что сильного стресса вроде бы у них нет от предстоящих перемен, по крайней мере, пока. Ведь они всегда об этом говорили радостно. Старший особенно. После этого разговора я подумала, что, видимо, у него есть страхи из-за этого. Младший более спокойный и рассудительный. Вообще веселый мальчик. Но у него, если можно так сказать о ребенке, «болезненное самолюбие» :) Он легко обижается, если ему кажется, что над ним смеются. Есть элементы ревности к старшему брату, он часто сердится (именно сердится!), что он родился не первый. Может плакать и кричать: «Я хотел, чтобы я был первым». Постоянно пытается присвоить себе вещи старшего, ждет, когда же тот вырастет и они станут малы, тогда все перейдет ему. Если я обнимаю старшего, он сразу просит обнять и его. И т.п. Хотя вообще мы никак не выделяем старшего, есть только естественные различия — он в более старшей группе в садике, у него больший размер одежды и он на год раньше пойдет в школу. Да вроде бы и все. Мы никогда не говорим что-то вроде: ему можно, он старше, а ты еще подрасти должен. От младшего я в большей степени ожидаю ревности после рождения малыша. Сейчас стараюсь ему рассказывать, что когда родится ребенок, он станет старшим братом. И он очень большой мальчик и т.д. Вроде, его это радует, правда, он немного расстраивается, когда узнает, что старший брат все равно останется старше его :) Что я могу сделать, чтобы помочь детям максимально легко пережить стресс от предстоящих перемен? Я знаю, что нужно привлекать детей потом к заботе о малыше, что нужно уделять каждому время, что когда родится ребенок, нужно подарить им подарки тоже. А что еще можно сказать \ сделать? Спасибо! Т. Читать далее |
|
Я подрабатываю, муж смотрит за маленькой дочкой... У ребенка сложится неправильная модель семьи?25 марта 2014 года, отвечает Мирьям Климовская Здравствуйте! Вопрос про отрицательный пример. Муж не работает, и я уже не надеюсь, что пойдет работать (вообще не работает, я имею в виду!!!). Я подрабатываю, он смотрит за ребенком. Я боюсь, у ребенка (год и10 мес.) так будет неправильная модель семьи, дочка будет думать, что это в порядке вещей — такая перемена ролей. Дочку он любит. Но я не хочу, чтобы она выросла и нашла себе потом мужа-«домохозяйку»! Но если я буду говорить ей, что это неправильно, она перестанет уважать папу? Конечно, она еще маленькая сейчас… Дело в том, что в семье мужа добытчиком тоже была мама, а папа — тоже (как и мой муж) творческая личность (хоть его папа и подрабатывает, но семью обеспечивает его мама, а сейчас она и нам деньги присылает)… Если я не развожусь — как объяснить ребенку, что так неправильно, но не уронить авторитет папы? Спасибо за ответ. М. Читать далее |
|
Как донести до ребенка, что любую работу надо выполнять качественно и до конца?23 января 2014 года, отвечает Ципора Харитан После прочтения ответа на мой вопрос «Можно ли сказать детям, что мы теперь в меньшей мере обязаны их кормить?» я поняла, что не смогла правильно выразиться. Если есть возможность (видела, что напечатали) «рассеять» недопонимание, вызванное моей неточной формулировкой вопроса, буду благодарна. Разумеется, вопрос заключался не в том, чтобы «шантажировать» детей «правом» на меньшее их обеспечение, не дай Б-г (да и какой родитель пойдёт на это). А в том, чтобы аргументировать через Тору (а не лично мамины претензии), что даже если что-то менее обязаны делать, но в этом нуждается другой человек, мы всё равно это делаем, потому что не оставляют человека в «беде». (Ребёнок ведь по своей природе не может позаботиться о себе). А если что-то делаем, то делаем хорошо и до конца. Так, например, свою «детскую работу» (сбор игрушек или написание домашнего задания) нужно делать до конца и в тот же день, проводя параллель с тем, что и родители дают им только «завершённую работу». Например, дают им блюдо полностью прожаренным/сваренным, со специями и тёплым, а не в полусыром виде; одежду они получают свежевыстиранной и проглаженной. (Примеры только теоретические, для обдумывания, а не для практического применения, хас ве шалом). Касательно домашнего задания особенно волнует доведение до конца — легко читаемые предложения — по причине неразборчивого почерка и отсутствия должных требований к почерку со стороны учителя. Хочется донести до ребёнка, что даже без требований учителя писать «красиво» он должен писать так, чтобы было читаемо и аккуратно — потому, что так выполняют любую «работу» — качественно и до конца. Спасибо за уделённое внимание. А. Читать далее |
|
Насколько важно сохранить и передать русский язык и русскую культуру детям?20 декабря 2013 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте! Меня интересует вопрос относительно важности для иммигранта из бывшего СССР сохранения и передачи русского языка и русской культуры детям. Спасибо, Р. Читать далее |
|
Как объяснить ребенку, почему нельзя гневаться, когда кто-то поступает против нашей воли?1 декабря 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Добрый день! Много вам благ и достижений в новом году! Гмар хатима това! Подскажите, пожалуйста, как можно объяснить ребенку (мальчик, 5 лет), почему нельзя гневаться, когда кто-то поступает против нашей воли, если мы стараемся во всем подражать Ашему, а Он может гневаться, когда нарушают Его волю? И второй вопрос: как объяснить ребенку такого возраста заповедь «не прелюбодействуй», записанную на скрижалях? Заранее благодарю за ответ. Если можно, хотелось бы узнать мнение рава Ашера Кушнира. Н. Читать далее |
|
Как рассказать детям, а где Б-г?9 сентября 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Прошу прощения, может, вы можете помочь. Не знаю, что отвечать детям, когда спрашивают, а где Б-г, его же не видно? Стоит ли им вообще отвечать, а если стоит то что? Борис. Читать далее |
|
Много денег бывает только у плохих людей?26 ноября 2012 года, отвечает Виктория Фридман Здравствуйте. По теме «Деньги» я прочла все статьи на этом сайте. Мы женаты 2 года, 3 года назад я забрала племянника на воспитание, мальчик называет нас родителями. Ему 8 лет, и вчера я услышала его разговор с моим отцом о деньгах: «И ты, и мама говорите, что нужно учиться и получать хорошее образование, чтобы иметь хорошую работу и зарабатывать достаточно денег. У мамы и папы хорошее образование, но мы живем как нищие! А от молитв нет толку — папа молится постоянно, но денег все равно нет! Папа говорит, что Б-г дает деньги, как хочет, что много денег бывает только у плохих людей, которые не нужны Б-гу для жизни в будущем мире, что бедным быть правильно. Тогда зачем учиться? Ведь если я буду хорошо зарабатывать, то я стану плохим для Б-га. Но мне не нравится жить бедно. Лучше иметь деньги и жить нормально». К тому же сегодня он спросил меня, что произойдет с моими родителями, людьми хорошими, добрыми, заботливыми, но несоблюдающими? Они очень стараются не обижать других, работают, помогают своим близким. И они весьма богатые люди. Мальчик сделал вывод, что Б-г их не любит! И добавил, что, наверное, папа что-то путает, ведь Б-г не может быть таким злым. Я в растерянности. Читать далее |
|
Перед Песахом светские семьи закупают хлеб, а ребенок в школе слышит, что так делать нельзя!11 апреля 2012 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте! Я человек совершенно светский, но меня очень интересуют вопросы состыковки воспитания и религии, то, как дети воспринимают эту не простую, спорную, но важную часть нашей жизни. Так как мы живем в смешанном (с точки зрения отношения к религии) обществе, то и дети (с обоих полюсов), сталкиваясь с теми или иными аспектами жизни своих сверстников, порой оказываются в тупике — «как себя вести?..» Собственно, я бы хотела задать вопрос о кашруте. Как вести беседу со светскими детьми, в семьях которых традиция не соблюдается, но сверстники которых кашрут и вообще традиции соблюдают? Яркий пример — когда перед Песахом светские семьи закупают хлеб на неделю вперед, но в школе, дошкольном учреждении ребенок слышит, что это делать нельзя! Как быть ребенку, какое мнение о поведении взрослых у него сформируется? Как сделать так, чтобы у ребенка не возникло отторжения к своей семье, с одной стороны, и с другой — появилось уважение как к религии, так и к людям с другой точкой зрения? Вообще толерантность в данном вопросе возможна, с точки зрения нашей религии? Говоря конкретно о кашруте — как, каким способом подать эту тему ребенку? Большое спасибо Вам за ответ. С уважением, Н. Читать далее |
|
Родители становятся религиозными – как объяснить это взрослым детям?25 декабря 2011 года, отвечает Лея Трахтенберг Часто вижу советы религиозным детям, у которых нерелигиозные родители. А вот что делать взрослым людям, прожившим жизнь далекую от религии, но постепенно начавшим соблюдать? Как им со своими детьми общаться? Как объяснить перемены, происходящие с ними? Шабат взрослые дети вполне одобряют, а дальше как продвигаться? Р. Читать далее |
|
Как научиться не кричать, не гневаться?26 июня 2011 года, отвечает Рав Ашер Кушнир У нас растут сын и дочь. Мы с мужем стараемся уделить им много внимания, читаем специальную литературу, размышляем над ней. Все хорошо, но когда дело доходит до конкретной ситуации, терпение лопается. Мы нервно реагируем, кричим, а после этого сожалеем. Как с этим бороться? Белла К., Иерусалим. Читать далее |
|
Зачем дети приходят в этот мир?11 мая 2011 года, отвечает Рав Цви Каплан Здравствуйте, нашему сыну год и у нас постоянно возникают разные вопросы по поводу его воспитания. Посоветуйте, какие книги по воспитанию детей подходят для этого возраста (на иврите\русском). Спасибо. Читать далее |
|
Как объяснить ребёнку смерть кота?16 августа 2010 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте. Скажите. У нас в семье маленький сын три года. Недавно у нас умер кот. Ребенок спросил, что с котом, а мы не знали, как ему объяснить. Подскажите, как объяснить ребенку, что такое смерть? Спасибо. И. Читать далее |
|
Как сказать ребенку о смерти отца?13 августа 2009 года, отвечает Злата Грайбер У меня в этом году умер брат. Его трехлетняя дочка живет с нами. Она спрашивает: где папа, а мы говорим, что он на работе. Но так долго продолжаться не может. Что сказать ребенку, как? Читать далее |
|
После трагедии28 мая 2009 года, отвечает Злата Грайбер К большому сожалению, недавно случилось несчастье в районе, где мы живем. Молодые люди, родители маленьких детей, погибли в катастрофе. Моих детей это очень напугало. Наш старший сын (12 лет) учится в том же классе, где и мальчик, который осиротел. С тех пор, как произошла эта трагедия, мой сын стал очень задумчивым, часто я вижу на его лице выражение грусти, даже скорби. Его перестали занимать вещи, которыми он раньше увлекался. Я слежу за его состоянием, и оно меня все больше беспокоит. Что я должна делать — оставить его в покое и ждать, пока все само пройдет, или как-то помочь? Читать далее |
|
Когда надо начать рассказывать ребенку о Всевышнем?27 мая 2009 года, отвечает Злата Грайбер Шалом! Меня интересует вопрос: в каком возрасте нужно начинать рассказывать ребенку о Всевышнем и в какой форме? Читать далее |
|
Кто создал Ашема?30 апреля 2009 года, отвечает Злата Грайбер Мы соблюдающая семья. Нашему сыну пять с половиной лет, и он задает вопросы о еврейской вере, например: «Кто создал Ашема?». При этом ребенок замечательно молится, благословляет пищу и т.п. Что означают эти «наивные» вопросы и как отвечать на них? Читать далее |
|
Зачем воспитывать детей?19 февраля 2009 года, отвечает Злата Грайбер В чем цель воспитания? К чему мы, как родители, должны стремиться? Читать далее |
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»