Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Рассечение моря

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в главе Бешалах второй книги Пятикнижия, книги Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Сзади их преследовали египтяне. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян.

Оглавление

Евреи подходят к морю [↑]

В книге Пятикнижия Шмот рассказывается, как евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью казнями, и подошли к морю. Когда они расположились лагерем, они увидели приближающуюся к ним армию египтян. В великом страхе евреи стали взывать к Б-гу и упрекать своего предводителя Моисея (Моше) за то, что он вывел их из Египта (Шмот, 14:10-12). Моше ответил им: «Не страшитесь. Станьте и зрите спасение, Г-сподом (ниспосланное), которое Он совершит вам сегодня; ибо, как видели вы египтян сегодня, более не увидите их вовеки. Г-сподь будет вести битву за васбудет вести битву за (для) вас. Ради вас, для вас. И подобно (этому) “ибо Господь ведет битву за них להם” [14, 25], и также “за Б-га ל — לא будете ли спорить” [Йов 13, 8], и также “и Который говорил לי обо мне (ради меня)” [В начале 24, 7], и также “вам ли бороться за баала לבעל” [Судьи 6, 31]., а вы — молчите» (Шмот, 14:13-14).

Мидраш так объясняет это место Торы: из слов Моше следует, что еврейский народ разделился на четыре группы. Представители колен Реувена, Шимона и Иссахара поддались панике и решили, что они скорее бросятся в море, чем будут противостоять египтянам. Моше успокаивал их: «Не бойтесь, будьте спокойны, и вы еще увидите, что Вс-вышний спасет вас!» Колена Зевулуна, Биньямина и Нафтали считали, что лучше сдаться и вернуться в Египет. «Вы больше никогда не увидите египтян», — обещал Моше. Колена Иеуды и Йосефа воскликнули: «Давайте выступим и завяжем бой с египтянами». Но Моше поправил их: «За вас будет сражаться Ашем». Колена Дана, Гада и Ашера предложили совершить набег на лагерь египтян и вызвать там панику.

«Нет, — ответил Моше. — Стойте здесь и откажитесь от этого плана».

Рассечение моря [↑]

Египтяне не смогли напасть на еврейский лагерь, так как, по словам Торы, «…переместился ангел Б-жий, шедший перед станом Израиля, и пошел позади них. И переместился облачный столп, (шедший) перед ними, и стал позади них. И вошел между станом Египта и станом Израиля, и было облако и мрак (для египтян), и озарял (огненный столп) ночь (для сынов Израиля). И не приближался один к другому всю ночь» (Шмот, 14:19-20).

В Торе говорится, что Моше, по приказу Вс-вышнего, простер руку с посохом над морем, и Б-г разводил море сильным восточным ветром и превратил его в сушу. «И вошли сыны Исраэля внутрь моря по суше, а воды им стеною справа и слева от них» (Шмот, 14:22).

Мидраш рассказывает о том, что море расступилось не сразу. Несмотря на то, что оно преграждало евреям путь, предводитель колена Иеуды Нахшон бен Аминадав начал заходить в воду. Он заходил все дальше и дальше, уповая на Вс-вышнего, и, когда вода дошла ему до самого носа, в море образовался свободный от воды «коридор». Тогда следом за Нахшоном двинулись по проходу другие беглецы.

За евреями устремились египтяне, но воды вернулись в свое естественное состояние и уничтожили их.

Десять чудес у Ям Суф [↑]

Согласно Мидрашу, когда евреи пересекали Ям Суф, Вс-вышний совершил ради них десять разных чудес:

1. Разделение вод.

2. Над головами евреев было создано защитное покрывало, подобное крыше.

3. Воды были разделены на двенадцать отдельных проходов (по проходу для каждого колена).

4. Земля под ногами сынов Израиля была совершенно сухой.

5. Под ногами египтян земля была подобна глине. Это было возмездием мера за меру египтянам, которые поработили евреев и заставляли их обрабатывать глину.

6. Воды стали твердыми, как скалы, раня египтян, преследовавших сынов Израиля.

7. Затвердевшая вода образовала стены, украшенные мозаикой.

8. Стены, образованные из затвердевшей воды, были прозрачными, что позволяло каждому колену видеть остальных идущих (это придавало им чувство уверенности и безопасности).

9. Если еврей, пересекая Ям Суф, ощущал жажду, то ему достаточно было протянуть руку, и стена таяла, давая прекрасную воду для питья.

10. Как только еврей утолял жажду, стена опять становилась твердой.

Десять казней, которые были наведены на египтян [↑]

В Мидраше приводится десять казней, которые были наведены на египтян при рассечении моря (есть другие мнения, что казней было 50, 200 и 250 — см. Пасхальную Агаду):

1. Даже когда занялся рассвет, египтяне шли в темноте, потому что Облако позади евреев погрузило египетский лагерь во тьму.

2. Облако, кроме того, сделало так, что земля под ногами египтян стала мягкой как глина.

3. Столб огня, освещавший путь сынам Израиля, излучал на египтян сильный жар; это привело к тому, что копыта их коней отвалились.

4. Жар сжег колеса египетских колесниц, однако они продолжали двигаться, ибо их увлекали в морскую пучину Б-жественные силы.

Об упомянутых казнях в Торе сказано: «И он гнал их (египтян), отягощая» (Шмот 14:25), — чтобы дать понять, что фараон был наказан этими казнями мера за меру за то, что он ожесточил свое сердце и утяжелил рабский труд сынов Израиля.

5. Поскольку копыта коней отвалились, египтяне падали со своих колесниц в грязь. Упав, они уже не могли подняться.

6. Когда на египтян устремились потоки воды, ни один из них не мог бежать. Волны накатывались и закрывали их там, где они лежали.

7. Ашем встряхнул египтян, как встряхивают горшок, когда его переворачивают, и они рухнули в море. Даже когда они уже утонули, нижние волны выбрасывали их наверх, а верхние волны увлекали обратно в глубину.

8. Некоторые египтяне были засыпаны землей на дне моря.

9. Некоторые египтяне пошли ко дну быстро, как свинец — это была быстрая и милосердная смерть для лучших из египтян. Нечестивцы же долго кружились в море, умирая медленной, мучительной смертью.

10. В конце концов, море выбросило трупы египтян на берег, чтобы их видели сыны Израиля.

Что случилось с фараоном? [↑]

Согласно одной версии, когда тонуло его войско, он остался в живых, чтобы стать свидетелем триумфа евреев. И только потом он тоже погиб в море. Согласно другой версии, он остался в живых, но так никогда и не вернулся в Египет. Он жил в изгнании, провозглашая величие Б-га.

Пиркей де-раби Элиэзер указывает на фараона как на живой пример великой силы раскаяния. Когда фараон был брошен в море, он признал истинность силы Вс-вышнего, которую отрицал в прошлом. Поэтому Вс-вышний спас его, и он бежал в Нинвей, где стал царем. Именно к нему был много позже направлен пророк Йона, призывавший жителей города к раскаянию, и он прислушался к словам пророка.

Песня на море — Шират а-Ям [↑]

Чудесный переход через море, ощущение всемогущества Творца, Его пристальной опеки и заботы неимоверно возвысили духовный уровень каждого еврея. Как выражались наши мудрецы (см. Раши на Шмот, 15:2): «Даже служанка созерцала на море [раскрытие славы Творца] в большей степени, чем будущие пророки!». В тот момент весь народ удостоился Руах а-Кодеш (духовного уровня, близкого к пророчеству), на них снизошло видение скрытой реальности и постижение будущего, и именно в этом состоянии они вознесли Творцу неповторимую хвалебную песнь — Песнь Красного моря (Шират а-Ям).

Песню благодарения у Ям Суф сначала пел Моше, а потом ее повторяли сыны Израиля.

Хотя песня выражает благодарность за спасение у Ям Суф, большинство ее благодарений относится к будущему, к великому и окончательному избавлению, которое нам предстоит пережить во времена Машиаха.

Поскольку, согласно закону Торы, мужчинам и женщинам запрещено петь вместе, женщины пели благодарственную песню сами, отдельно. Пророчица Мирьям взяла в руки цимбалы и пела песню женщинам, которые потом повторяли ее точно так же, как это делали Моше и мужчины.

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах, называется Шабат Шира («Суббота Песни») — несмотря на то, что эта глава содержит описание многих других важнейших событий, в том числе — выхода из Египта, перехода через море, дарования многих законов, историю выпадения мана (манны) и колодца, шедшего за евреями по пустыне. Именно Песня на море является выражением наивысшего духовного подъема, пережитого еврейским народом.

Значение рассечения Красного моря [↑]

Что же произошло? Недавние рабы атакованы войском фараона. Против пеших людей с детьми на руках действуют 600 железных колесниц-танков. Евреи в отчаянье; их сердца устремляются к Б-гу. И Б-г чудесным образом спасает свой народ, уничтожая сильнейшую армию того времени.

В честь этого чудесного избавления, ставшего символом нашей веры в Б-га, установлен отдельный праздник — Седьмой день Песаха. Это праздник рождения из вчерашнего раба нового свободного человека, полностью уповающего на Б-жественное Провидение

.

И во всех поколениях, когда от еврея требуется подобная самоотверженность и самоотдача, мы сравниваем себя с Нахшоном сыном Аминадава, первым зашедшим в воду и двигавшимся вперед, пока вода не дошла ему до самого носа — Нахшоном, который заставил своим поступком расступиться море. Полное упование на Б-га вершит чудеса!

Выводить материалы