Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Тема

Пророчица Мирьям

Мирьям — старшая сестра Моисея (Моше) и Аарона, великая пророчица и праведница. Мирьям сыграла важную роль в судьбе еврейского народа во время Исхода из Египта.

Мирьям (Мириам) — пророчица и праведница, жившая в период Исхода евреев из Египта. Дочь Амрама и Йохевед из колена Леви, старшая сестра пророков Моше (Моисея) и Аарона. Мирьям родилась в 2361 (1399 г. до н.э.), в годы египетского рабства, умерла в 2487 (1273 г. до н.э.) году, незадолго до вступления еврейского народа в Землю Израиля. Согласно традиции, именно благодаря заслугам Мирьям в течение всех лет странствий евреев по пустыне на каждой их стоянке бил источник воды, т.н. «колодец Мирьям», который исчез после ее смерти (см. ниже, Бемидбар 20:2).

Оглавление

Шифра и Пуа [↑]

Впервые Мирьям упоминается в Торе в рассказе о двух праведных повитухах (акушерках), которых звали Шифра и Пуа и которые нарушали приказ фараона об убийстве новорожденных младенцев мужского пола (Шмот, 1:15-18). Комментаторы объясняют, что это были Йохевед и ее дочь Мирьям.

«Шифра» образовано от ивритского слова «лешапер» — улучшать, так как Шифра ухаживала за детьми и приводила в порядок их внешний вид, а Пуа получила своё имя за то, что пела младенцам колыбельные песни. Когда фараон призвал их к ответу, они сказали, что еврейские женщины рожают, не дожидаясь их прихода. За это Вс-вышний наградил их, буквально: «сделал им дома» (Шмот, 1:21).

Раши объясняет, что от Йохевед произошли священнослужители (левиты и коэны — Аарон и Моше), а от Мирьям — цари, т.к. она вышла замуж за Калева бен Иефуне из колена Иеуды, который является родоначальником царей.

Рождение Моше [↑]

Когда фараон издал приказ об убийстве младенцев, Амрам, отец Мирьям и один из глав народа, отдалился от своей жены. Мирьям уговорила его вернуться. Мидраш говорит, что она получила пророчество о том, что у них должен родиться ребенок, который избавит евреев от египетского рабства.

Когда родился Моше, Йохевед скрывала его, а затем ей пришлось положить его в папирусную корзину и поставить в тростнике у берега реки. А Мирьям «стала … поодаль, чтобы знать, что с ним случится» (Шмот, 2:4).

Тора повествует о том, что корзинку с Моше нашла дочь фараона: «И спустилась дочь фараона …; и увидела она короб в тростнике, и увидела дитя …, и сжалилась над ним…». Но вскормила будущего пророка его родная мать: благодаря находчивости и сообразительности Мирьям, Йохевед представился шанс повлиять на воспитание Моше в самом раннем детстве: «…И сказала его сестра дочери фараона: Не пойти ли мне позвать к тебе кормилицу из жен евреев, и она выкормит тебе младенца? И сказала ей дочь фараона: Иди. И пошла девица, и позвала мать младенца» (Шмот, 2:5-9).

Комментаторы объясняют, что Моше отказывался от молока египтянок, и тогда, благодаря Мирьям, он был возвращен к собственной матери.

Шират а-ям — Песнь Красного моря [↑]

В следующий раз о Мирьям рассказывается в связи с чудом рассечения Красного моря.

В то время, как Моше и все мужчины пели Шират а-ям — хвалебную песнь Вс-вышнему, спасшему евреев и утопившему в море египтян, «… взяла пророчица Мирьям, сестра Аарона, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и в танцах. И возгласила им Мирьям: Пойте Г-споду, ибо Он превозвышен, коня и всадника его вверг Он в море» (Шмот, 15:20-21).

Почему Мирьям названа здесь только «сестрой Аарона?» Одно из объяснений, приводимых Раши, состоит в том, что она пророчествовала до рождения Моше, когда Аарон был еще ее единственным братом.

В Мидрашах говорится, что пророчеством была также сама Песнь, которую Мирьям получила в пророческом откровении. Мирьям пела те же слова, что Моше, и одновременно с ним.

Язвы цараат — наказание за злословие [↑]

После Дарования Торы, благодаря исключительно высокому уровню пророчества, Моше не мог больше жить со своей женой Ципорой. Это оставалось неизвестным — даже для Мирьям и Аарона.

Приблизительно через год Мирьям узнала об этом. Каким образом? В Мидраше есть два варианта:

  1. Мирьям заметила, что Ципора прекратила следить за своей внешностью, и спросила, почему она так себя ведет. Ципора ответила: «Твоему брату все равно».
  2. Когда 70 старейшин, собранные Моше, начали пророчествовать, Ципора сказала Мирьям: «Как жалко их жен, теперь их мужья уже не будут жить с ними, точно так же, как мой муж перестал жить со мной».

Мирьям не могла понять это поведение: ведь даже праотцы, которые достигли высочайшего уровня пророчества, не перестали вести нормальный образ жизни. Этими соображениями она поделилась с Ароном. Арон ей поверил и тоже начал осуждать Моше-рабейну.

Тогда Вс-вышний показал Мирьям и Арону, в чем разница между пророческим уровнем Моше и всеми остальными пророками, включая их самих. И, как заключает Тора, «воспылал гнев Б-га на них… Облако отошло от шатра, и вот — Мирьям покрыта цараат (проказой), как снегом» (Бемидбар, 12:9-10).

Для очищения от цараат (или «мецоры») — специального наказания, полагавшегося в те времена за лашон а-ра (злоязычие) — «была заключена Мирьям за пределами стана семь дней, и народ не выступил в путь, пока не была принята (в стан) Мирьям» (Бемидбар, 12:15). Раши объясняет, что весь народ ждал ее за то, что она задержалась ради Моше, когда он, будучи младенцем, был опущен в реку.

Колодец Мирьям [↑]

Благодаря заслугам Мирьям, в течение всех лет странствий по пустыне евреев сопровождал чудесный колодец, который перемещался вместе с ними (связь источника воды с Мирьям подтверждается тем, что он исчез сразу после ее смерти — Бемидбар, 20:2).

Он представлял собой осколок скалы круглой формы, напоминающий небольшое сито, который во время переходов самостоятельно «катился» вместе со станом. В Талмуде(Шабат 35а) он назван «передвижным» источником.

На месте стоянки, после того как левиты возводили перегородки двора Мишкана (Переносного Храма), колодец занимал свое место во дворе, прямо у входа (сам Мишкан располагался в центре стана на возвышении — см. первые главы книги Бемидбар).

Двенадцать глав колен собирались вокруг него для воспевания Шират а-Бээр — «Песни колодца», особой хвалебной песни Всевышнему, (см. Бемидбар, 21:17-20), и каждый делал пометку посохом на песке, чтобы впоследствии вода дошла до территории его колена. После этого начинала бить мощная струя воды, превращающаяся в полноводный ручей. Он выходил из двора Мишкана и опоясывал его вокруг. Рукава, ответвлявшиеся от него, пронизывали весь стан, разделяя его на двенадцать участков (для каждого колена) — и в конечном итоге окружали лагерь широкой рекой. Для того, чтобы навестить близких и друзей из соседнего колена, приходилось перемещаться на лодках. В этих водоемах водилась рыба, а берега были покрыты самой разнообразной растительностью (Тосефта Сука 3:11, Бемидбар Рабба гл. Бемидбар 1, гл.Хукат 19, и др.).

Когда умерла Мирьям, источник исчез — так все поняли, что он существовал благодаря ее праведности. Однако он был вскоре восстановлен из-за заслуг Моше.

Потомки и Мирьям [↑]

Как известно из Устной Торы, Мирьям, как и Моше и Аарон, умерла легкой смертью — от «поцелуя Вс-вышнего».

Ее сыном был Хур, помогавший Моше в борьбе с Амалеком и убитый за то, что он отказался делать Золотого тельца. Другим известным потомком Мирьям был ее правнук, внук Хура Бецалель — создатель Мишкана и его священной утвари.

Выводить материалы

Великая Суббота и десятое Нисана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмот

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Горящий куст. Глава Шмот

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

«БЕААЛОТХА» («КОГДА ВОЗЖИГАЕШЬ»)

Рав Бенцион Зильбер

Глава разъясняет правила зажигания храмового светильника-семисвечника, говорит о некоторых обязанностях коэнов и о подготовке левитов к работе в Храме. Глава излагает законы праздника Песах, рассказывает о недовольстве в стане евреев и о том, как Всевышний наказал евреев, удовлетворив их пожелания. Глава завершается рассказом о прегрешении Мирьям, сестры Моше и Аарона, и о полученном ею наказании.