Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Амрам бен Кеат (עמרם; ок. 2255-ок. 2392 гг. /ок. 1505-ок.1368 гг. до н.э./) — выдающийся праведник, глава мудрецов своего поколения.

Родился не позднее 2255 года в Египте (Седер адорот). Первенец Кеата (см.), сына Леви (см.) (Шмот 6:18; Рашбам, Бава батра 121б). В раннем детстве он еще видел своего прадеда Яакова (см.) (Седер олам раба 1; Бава батра 121б, Рашбам).

Учился под руководством отца и деда, возглавлявших ешиву, в которой изучались законы Б-га, полученные по цепи традиции от праотцев (Рамбам, Авода зара 1:3).

С 2309 года /1451 г. до н.э./, после смерти правителя Египта Йосефа (см.), отношение к его родне, сынам Израиля, резко ухудшилось (Танхума, Шмот 5; Шмот раба 1:8). А когда в 2331 году /1429 г. до н.э./ умер последний из братьев Йосефа — Леви, дед Амрама, начались притеснения: у сынов Израиля были конфискованы поля и дома, дарованные им при Йосефе (Седер олам раба 3; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). В 2340 году /1420 г. до н.э./ по приказу нового фараона Малоля сынов Израиля призвали на строительство укрепленных городов Питома и Рамсеса: над ними поставили надсмотрщиков-египтян, а вместо платы за работу выдавали только скудную пищу (Шмот 1:8—11; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Но потомков Леви, во главе которых стояли Кеат и Амрам, новый фараон оставил в покое — ведь они не владели никакими ремеслами, посвящая все свои силы изучению Б-жественной мудрости в ешивах, созданных ими по всей земле Гошен (Танхума, Ваэра 6; Шмот раба 5:16; Сефер аяшар, Шмот; Хизкуни, Шмот 5:4).

В то время Амрам взял в жены свою тетку Йохевед, сестру Кеата (Шмот 6:20, Раши; Бемидбар 26:59; Санхедрин 58б; Сефер аяшар, Шмот). И первой у них родилась дочь, которую назвали Мирьям, — от слова мар (горький), ведь день ото дня существование евреев в Египте становилось всё более горьким и нестерпимым (Седер олам раба 3; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 165).

В 2363 году /1397 г. до н.э./ фараон решил перейти к физическому истреблению сынов Израиля, так как его астрологи предсказали, что среди евреев родится мальчик, который в будущем вызволит их из рабства, разрушив при этом весь Египет (Таргум Йонатан, Шмот 1:15; Раши, Шмот 1:16; Седер адорот). Но фараон не желал действовать открыто. По совету одного из своих визирей, Ийова из земли Уц, он призвал к себе еврейских повитух и повелел им тайно убивать при рождении всех еврейских младенцев мужского пола. Однако повитухи, во главе которых стояли жена Амрама Йохевед (ее звали также Шифра) и его дочь Мирьям (вторым ее именем было Пуа), боялись Б-га больше, чем фараона, — и они сохраняли жизнь всем новорожденным. А в ответ на упреки фараона, они объясняли: «Ведь еврейки не похожи на египтянок — они рожают прежде, чем к ним придет повитуха» (Шмот 1:15—19, Раши; Сота 11б; Сефер аяшар, Шмот; Ибн Эзра, Шмот 1:15; р. Бхайе, Шмот 1:10). А поскольку в тот период число сынов Израиля стремительно умножалось, фараон поверил Йохевед, что еврейские женщины обладают особенной плодовитостью (Шмот 1:20, Даат зкеним).

В 2365 году /1395 г. до н.э./ у Амрама и Йохевед родился первый сын Аарон (см.) (Шмот 6:20; Седер адорот).

А в 2368 году /1392 г. до н.э./ астрологи сообщили фараону, что женщина, у которой должен родиться будущий избавитель Израиля, уже вынашивает его в своем чреве. И тогда советник фараона, знаменитый маг Билам, предложил, чтобы всех новорожденных еврейских мальчиков бросали в Нил, — ведь, согласно астрологическим предсказаниям, спаситель евреев должен был пострадать именно от воды. А рождавшихся девочек египтяне предполагали впоследствии взять себе в жены, чтобы таким образом окончательно покончить с родом сынов Израиля (Шмот 1:22; Сота 12б; Шмот раба 1:18; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

По приказу фараона египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле. Сначала евреи обращались за помощью к властям, и им говорили: «Приведите свидетелей, и мы накажем виновных». Но затем и сынам Израиля стало известно, что таков приказ фараона (Шмот 1:22; Сефер аяшар, Шмот; Рамбан, Шмот 1:10). Когда началось уничтожение еврейских мальчиков, Амрам, ставший в тот период главой мудрецов Израиля, решил развестись со своей женой, чтобы все евреи последовали его примеру и не производили бы сыновей на верную гибель. Но Мирьям, увидев, что все поступают по примеру ее отца, упрекнула его: «Твой приговор тяжелее, чем приговор фараона, ведь он повелел уничтожить только мальчиков, а ты — чтобы вообще не было новорожденных. К тому же, фараон — нечестивец, и его замысел вряд ли осуществится, но ты — праведник, и твое повеление наверняка будет выполнено». А еще Мирьям предсказала, что ее мать родит будущего спасителя Израиля. И тогда, через три месяца после развода, Амрам возвратил свою жену: они вновь поставили хупу, а Мирьям и маленький Аарон танцевали перед свадебным балдахином. И вслед за главой поколения своих жен возвратили все евреи (Сота 12а-13а; Мехильта деРашби, Шмот 6:2; Шмот раба 1:13; Бемидбар раба 13:20; Ялкут Шимони, Шмот 165).

Когда Амрам разводился со своей женой, он не знал, что она была беременна (Сота 12а; Мидраш Сехель тов, Шмот 2:2; Оцар ишей аТанах, Амрам). И вот, через несколько месяцев после повторной хупы, седьмого адара 2368 года, у Амрама и Йохевед родился второй сын (Шмот 6:20; Мегила 13б; Седер адорот). При рождении этого ребенка дом наполнился светом, и Амрам, поцеловав дочь, сказал: «Доченька! Сбылось твое пророчество!» (Мегила 14а; Сота 13а; Шмот раба 1:22).

Амрам назвал новорожденного именем Хавер, образованным от основы חבר («соединять»), ведь благодаря этому ребенку он вновь соединился со своей женой. А Йохевед дала ему дополнительное имя — Йекутиэль, означающее «Моя надежда — на Б-га». (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). В течение трех месяцев семье удавалось скрывать новорожденного ребенка. А как только о нем стало известно, Йохевед спешно положила его в корзинку из папируса, обмазанную глиной, и опустила корзинку в Нил, у берега, в камышах (Шмот 2:2—3). Когда Йохевед с корзинкой выбежала из дома к Нилу, Амрам потрепал Мирьям по голове и спросил: «Ну, что будет с твоим пророчеством?!» — и Мирьям побежала посмотреть, что произойдет с ее братом (Мегила 14а; Сота 13а). Затаившись в зарослях возле берега, она увидела, как младенца подобрала дочка фараона Батья. По ее просьбе Мирьям привела свою мать Йохевед, которая и стала «кормилицей» найденного ребенка (Шмот 2:4—9).

А сразу после того как этот младенец был опущен в корзине в Нил, астрологи доложили фараону, что будущий спаситель Израиля уже брошен в воду, — и приказ о полном истреблении новорожденных еврейских мальчиков был отменен (Сота 12б; Шмот раба 1:24; Ялкут Шимони, Шмот 165). В ознаменование отмены страшного указа отец Амрама, Кеат, дал родившемуся внуку еще одно имя — Авигдор, сказав: «Всевышний заделал (гадар) пробоину в роду моего праотца (ави) Яакова» (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

Два года родившийся сын провел в доме Амрама (Сефер аяшар, Шмот), а затем Йохевед, получавшая все это время плату от Батьи, привела сына во дворец фараона, — и принцесса дала ему имя «Моше» (см.), что означало «вытащенный из воды» (Шмот 2:9—10).

Тем временем угнетение усиливалось. В 2371 года /1389 г. до н.э./ фараон издал новый жестокий указ: если еврей не выполнял норму по изготовлению кирпичей, то его или его ребенка замуровывали в строящуюся стену (Тана девей Элияу раба 7; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). И когда под влиянием изнуряющего рабского труда большинство сыновей Израиля нравственно опустилось, перестало соблюдать законы Б-га и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, — только колено Леви, которое возглавлял Амрам, целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцев (Танхума, Беаалотха 8; Бемидбар раба 15:12; Рамбам, Авода зара 1:3).

Амрам бен Кеат был призван в Небесную Ешиву не позднее 2392 года /1368 г. до н.э./ — ему было сто тридцать семь лет (Шмот 6:20; Седер адорот). В Талмуде он назван в числе четырех величайших праведников, не совершивших в своей жизни ни одного прегрешения и умерших только из-за греха Первого Человека, в результате которого человечество стало смертным (Шабат 55б). Его тело, так же как и тела праотцев, было неподвластно посмертному разложению (Дерех эрец зута 1).

И мидраш относит Амрама к семи величайшим праведникам человечества. Когда из-за грехов первых двадцати поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес, праотцы Авраам (см.), Ицхак (см.) и Яаков сумели «опустить» ее с седьмого уровня на четвертый, дед Амрама, Леви, — на третий, его отец, Кеат, — на второй, а сам Амрам — на первый. Впоследствии в заслугу его сына Моше Шехина вновь обрела пристанище в нижнем мире (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2, 19:13).

После выхода сынов Израиля из Египта и получения Торы у горы Синай старший сын Амрама, Аарон, стал первосвященником, а второй его сын Моше — духовным главой народа и величайшим из пророков.

с разрешения издательства Швут Ами


Безграничной властью над всем миром обладает Творец. Он наделил некоторой властью и человека: над животным и растительным миром, над подчиненными и над своим дурным началом. Кроме того, Тора предписывает евреям назначить судей и поставить царя Читать дальше

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Руководители народа

Рав Александр Айзенштадт

Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Моше являлся мудрецом и праведником. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.

История еврейского народа 16. Йеуда Аристобул и Янай

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Темные страницы в истории.

История еврейского народа 48. Положение евреев Эрец Исраэль в эпоху амораев

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Развитие христианства в Римской империи. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами.