Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Амрам бен Кеат (עמרם; ок. 2255-ок. 2392 гг. /ок. 1505-ок.1368 гг. до н.э./) — выдающийся праведник, глава мудрецов своего поколения.

Родился не позднее 2255 года в Египте (Седер адорот). Первенец Кеата (см.), сына Леви (см.) (Шмот 6:18; Рашбам, Бава батра 121б). В раннем детстве он еще видел своего прадеда Яакова (см.) (Седер олам раба 1; Бава батра 121б, Рашбам).

Учился под руководством отца и деда, возглавлявших ешиву, в которой изучались законы Б-га, полученные по цепи традиции от праотцев (Рамбам, Авода зара 1:3).

С 2309 года /1451 г. до н.э./, после смерти правителя Египта Йосефа (см.), отношение к его родне, сынам Израиля, резко ухудшилось (Танхума, Шмот 5; Шмот раба 1:8). А когда в 2331 году /1429 г. до н.э./ умер последний из братьев Йосефа — Леви, дед Амрама, начались притеснения: у сынов Израиля были конфискованы поля и дома, дарованные им при Йосефе (Седер олам раба 3; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). В 2340 году /1420 г. до н.э./ по приказу нового фараона Малоля сынов Израиля призвали на строительство укрепленных городов Питома и Рамсеса: над ними поставили надсмотрщиков-египтян, а вместо платы за работу выдавали только скудную пищу (Шмот 1:8—11; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Но потомков Леви, во главе которых стояли Кеат и Амрам, новый фараон оставил в покое — ведь они не владели никакими ремеслами, посвящая все свои силы изучению Б-жественной мудрости в ешивах, созданных ими по всей земле Гошен (Танхума, Ваэра 6; Шмот раба 5:16; Сефер аяшар, Шмот; Хизкуни, Шмот 5:4).

В то время Амрам взял в жены свою тетку Йохевед, сестру Кеата (Шмот 6:20, Раши; Бемидбар 26:59; Санхедрин 58б; Сефер аяшар, Шмот). И первой у них родилась дочь, которую назвали Мирьям, — от слова мар (горький), ведь день ото дня существование евреев в Египте становилось всё более горьким и нестерпимым (Седер олам раба 3; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 165).

В 2363 году /1397 г. до н.э./ фараон решил перейти к физическому истреблению сынов Израиля, так как его астрологи предсказали, что среди евреев родится мальчик, который в будущем вызволит их из рабства, разрушив при этом весь Египет (Таргум Йонатан, Шмот 1:15; Раши, Шмот 1:16; Седер адорот). Но фараон не желал действовать открыто. По совету одного из своих визирей, Ийова из земли Уц, он призвал к себе еврейских повитух и повелел им тайно убивать при рождении всех еврейских младенцев мужского пола. Однако повитухи, во главе которых стояли жена Амрама Йохевед (ее звали также Шифра) и его дочь Мирьям (вторым ее именем было Пуа), боялись Б-га больше, чем фараона, — и они сохраняли жизнь всем новорожденным. А в ответ на упреки фараона, они объясняли: «Ведь еврейки не похожи на египтянок — они рожают прежде, чем к ним придет повитуха» (Шмот 1:15—19, Раши; Сота 11б; Сефер аяшар, Шмот; Ибн Эзра, Шмот 1:15; р. Бхайе, Шмот 1:10). А поскольку в тот период число сынов Израиля стремительно умножалось, фараон поверил Йохевед, что еврейские женщины обладают особенной плодовитостью (Шмот 1:20, Даат зкеним).

В 2365 году /1395 г. до н.э./ у Амрама и Йохевед родился первый сын Аарон (см.) (Шмот 6:20; Седер адорот).

А в 2368 году /1392 г. до н.э./ астрологи сообщили фараону, что женщина, у которой должен родиться будущий избавитель Израиля, уже вынашивает его в своем чреве. И тогда советник фараона, знаменитый маг Билам, предложил, чтобы всех новорожденных еврейских мальчиков бросали в Нил, — ведь, согласно астрологическим предсказаниям, спаситель евреев должен был пострадать именно от воды. А рождавшихся девочек египтяне предполагали впоследствии взять себе в жены, чтобы таким образом окончательно покончить с родом сынов Израиля (Шмот 1:22; Сота 12б; Шмот раба 1:18; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

По приказу фараона египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле. Сначала евреи обращались за помощью к властям, и им говорили: «Приведите свидетелей, и мы накажем виновных». Но затем и сынам Израиля стало известно, что таков приказ фараона (Шмот 1:22; Сефер аяшар, Шмот; Рамбан, Шмот 1:10). Когда началось уничтожение еврейских мальчиков, Амрам, ставший в тот период главой мудрецов Израиля, решил развестись со своей женой, чтобы все евреи последовали его примеру и не производили бы сыновей на верную гибель. Но Мирьям, увидев, что все поступают по примеру ее отца, упрекнула его: «Твой приговор тяжелее, чем приговор фараона, ведь он повелел уничтожить только мальчиков, а ты — чтобы вообще не было новорожденных. К тому же, фараон — нечестивец, и его замысел вряд ли осуществится, но ты — праведник, и твое повеление наверняка будет выполнено». А еще Мирьям предсказала, что ее мать родит будущего спасителя Израиля. И тогда, через три месяца после развода, Амрам возвратил свою жену: они вновь поставили хупу, а Мирьям и маленький Аарон танцевали перед свадебным балдахином. И вслед за главой поколения своих жен возвратили все евреи (Сота 12а-13а; Мехильта деРашби, Шмот 6:2; Шмот раба 1:13; Бемидбар раба 13:20; Ялкут Шимони, Шмот 165).

Когда Амрам разводился со своей женой, он не знал, что она была беременна (Сота 12а; Мидраш Сехель тов, Шмот 2:2; Оцар ишей аТанах, Амрам). И вот, через несколько месяцев после повторной хупы, седьмого адара 2368 года, у Амрама и Йохевед родился второй сын (Шмот 6:20; Мегила 13б; Седер адорот). При рождении этого ребенка дом наполнился светом, и Амрам, поцеловав дочь, сказал: «Доченька! Сбылось твое пророчество!» (Мегила 14а; Сота 13а; Шмот раба 1:22).

Амрам назвал новорожденного именем Хавер, образованным от основы חבר («соединять»), ведь благодаря этому ребенку он вновь соединился со своей женой. А Йохевед дала ему дополнительное имя — Йекутиэль, означающее «Моя надежда — на Б-га». (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). В течение трех месяцев семье удавалось скрывать новорожденного ребенка. А как только о нем стало известно, Йохевед спешно положила его в корзинку из папируса, обмазанную глиной, и опустила корзинку в Нил, у берега, в камышах (Шмот 2:2—3). Когда Йохевед с корзинкой выбежала из дома к Нилу, Амрам потрепал Мирьям по голове и спросил: «Ну, что будет с твоим пророчеством?!» — и Мирьям побежала посмотреть, что произойдет с ее братом (Мегила 14а; Сота 13а). Затаившись в зарослях возле берега, она увидела, как младенца подобрала дочка фараона Батья. По ее просьбе Мирьям привела свою мать Йохевед, которая и стала «кормилицей» найденного ребенка (Шмот 2:4—9).

А сразу после того как этот младенец был опущен в корзине в Нил, астрологи доложили фараону, что будущий спаситель Израиля уже брошен в воду, — и приказ о полном истреблении новорожденных еврейских мальчиков был отменен (Сота 12б; Шмот раба 1:24; Ялкут Шимони, Шмот 165). В ознаменование отмены страшного указа отец Амрама, Кеат, дал родившемуся внуку еще одно имя — Авигдор, сказав: «Всевышний заделал (гадар) пробоину в роду моего праотца (ави) Яакова» (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

Два года родившийся сын провел в доме Амрама (Сефер аяшар, Шмот), а затем Йохевед, получавшая все это время плату от Батьи, привела сына во дворец фараона, — и принцесса дала ему имя «Моше» (см.), что означало «вытащенный из воды» (Шмот 2:9—10).

Тем временем угнетение усиливалось. В 2371 года /1389 г. до н.э./ фараон издал новый жестокий указ: если еврей не выполнял норму по изготовлению кирпичей, то его или его ребенка замуровывали в строящуюся стену (Тана девей Элияу раба 7; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). И когда под влиянием изнуряющего рабского труда большинство сыновей Израиля нравственно опустилось, перестало соблюдать законы Б-га и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, — только колено Леви, которое возглавлял Амрам, целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцев (Танхума, Беаалотха 8; Бемидбар раба 15:12; Рамбам, Авода зара 1:3).

Амрам бен Кеат был призван в Небесную Ешиву не позднее 2392 года /1368 г. до н.э./ — ему было сто тридцать семь лет (Шмот 6:20; Седер адорот). В Талмуде он назван в числе четырех величайших праведников, не совершивших в своей жизни ни одного прегрешения и умерших только из-за греха Первого Человека, в результате которого человечество стало смертным (Шабат 55б). Его тело, так же как и тела праотцев, было неподвластно посмертному разложению (Дерех эрец зута 1).

И мидраш относит Амрама к семи величайшим праведникам человечества. Когда из-за грехов первых двадцати поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес, праотцы Авраам (см.), Ицхак (см.) и Яаков сумели «опустить» ее с седьмого уровня на четвертый, дед Амрама, Леви, — на третий, его отец, Кеат, — на второй, а сам Амрам — на первый. Впоследствии в заслугу его сына Моше Шехина вновь обрела пристанище в нижнем мире (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2, 19:13).

После выхода сынов Израиля из Египта и получения Торы у горы Синай старший сын Амрама, Аарон, стал первосвященником, а второй его сын Моше — духовным главой народа и величайшим из пророков.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.