Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Мариам обозвала жену Моисея эфиоплянкой?

Темы: Красота, Пятикнижие, Мирьям, Моше, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Почему Мариам обозвала жену Моисея эфиоплянкой, ведь она дочь мадиамского священника? Натан

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Натан!

Спасибо за Ваш вопрос.

На него, как часто бывает в многогранных комментариях к Писаниям, существует несколько ответов.

1. Хотя Мирьям говорит об отношениях Моше и Ципоры, она упоминает другую — прежнюю жену Моше, которую ему дали во время его пребывания в Эфиопском царстве. По некоторым преданиям, его поставили там царем на некоторое время и дали ему в жены эфиопку, с которой он, правда, никогда не жил вместе.

2. Здесь имеется в виду все-таки сама Ципора. Тора в данном случае говорит иносказательно — подчеркивая ее необычайную красоту, которая очевидна для всех так же, как очевидна для всех чернота кожи эфиопки. Интересно, что мидраш Сифри приводит по этому поводу любопытное замечание: числовые значения слов «эфиопка» и «красавица» равны. Мидраш Танхума добавляет, что так могли поступать, чтобы избежать сглаза: «Подобно тому, как отец называет своего красавца-сына эфиопом, опасаясь дурного глаза».

3. Существуют и другие объяснения, основывающиеся на недоступных нам тайнах Торы. Одно из них, если упростим, звучит так: свет, который не может быть воспринят глазами человека, представляется ему, наоборот, тьмой. То же — и с недоступной глупцу мудростью. Скорее всего, в таком случае здесь содержится намек на красоту супруги, якобы недооцененную Моше (или на ее праведность, тогда эти понятия в Писании были связаны).

4. Талмуд (Моэд Катан 16 б) объясняет, что Ципору назвали эфиопкой, подчеркивая ее праведность, которой она отличалась от остальных, как эфиопка (их можно было очень редко встретить в тех краях в то время) — цветом своей кожи.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Моше Рабейну — пророк Моисей

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Моше

Что означает надпись בס"ד?

Рав Моше Сытин

Когда распространился обычай так начинать свои записи?

Кому необходимо искать жену-красавицу?

Рав Ашер Кушнир


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)