Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Мариам обозвала жену Моисея эфиоплянкой?

Темы: Красота, Пятикнижие, Мирьям, Моше, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Почему Мариам обозвала жену Моисея эфиоплянкой, ведь она дочь мадиамского священника? Натан

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Натан!

Спасибо за Ваш вопрос.

На него, как часто бывает в многогранных комментариях к Писаниям, существует несколько ответов.

1. Хотя Мирьям говорит об отношениях Моше и Ципоры, она упоминает другую — прежнюю жену Моше, которую ему дали во время его пребывания в Эфиопском царстве. По некоторым преданиям, его поставили там царем на некоторое время и дали ему в жены эфиопку, с которой он, правда, никогда не жил вместе.

2. Здесь имеется в виду все-таки сама Ципора. Тора в данном случае говорит иносказательно — подчеркивая ее необычайную красоту, которая очевидна для всех так же, как очевидна для всех чернота кожи эфиопки. Интересно, что мидраш Сифри приводит по этому поводу любопытное замечание: числовые значения слов «эфиопка» и «красавица» равны. Мидраш Танхума добавляет, что так могли поступать, чтобы избежать сглаза: «Подобно тому, как отец называет своего красавца-сына эфиопом, опасаясь дурного глаза».

3. Существуют и другие объяснения, основывающиеся на недоступных нам тайнах Торы. Одно из них, если упростим, звучит так: свет, который не может быть воспринят глазами человека, представляется ему, наоборот, тьмой. То же — и с недоступной глупцу мудростью. Скорее всего, в таком случае здесь содержится намек на красоту супруги, якобы недооцененную Моше (или на ее праведность, тогда эти понятия в Писании были связаны).

4. Талмуд (Моэд Катан 16 б) объясняет, что Ципору назвали эфиопкой, подчеркивая ее праведность, которой она отличалась от остальных, как эфиопка (их можно было очень редко встретить в тех краях в то время) — цветом своей кожи.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше