Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где евреи погружались в микву в пустыне?

Темы: Мирьям, Вода, Каббала, Мишкан, Чудеса, Миква, Рав Натан Агрес, Пустыня, Заслуги

Отложить Отложено

В пустыне евреи пили из колодца Мириам, пока она не умерла. А где еврейские женщины погружались в микву, не в этом же колодце? Спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

На самом деле он касается не только женщин, но и мужчин. Им тоже было предписано окунаться в микву, чтобы выйти из состояния тумы — духовной нечистоты. Это имело место в целом ряде случаев. К примеру, для нахождения на территории Храма, для произведения служения в нем (все, что касается жертвоприношений). Употребление в пищу трумы, маасер шени,бикурим и др. (речь идет об определенных частях урожая, которые следует отделять от плодов земли Израиля) так же требовало состояния таара — духовной чистоты.

Но после разрушения Храма, а впоследствии исчезновения пепла красной коровы, необходимого для очищения от нечистоты связанной с мертвыми (тумат мэт), окунание в микву для мужчин в обязательном порядке перестало быть актуальным. В отличие от женщин, очищение которых от нечистоты нида (месячного цикла), и в наше время обусловлено погружением в микву.

Но говоря о поколении выходцев из Египта, вопрос о микве равноправен и по отношению к мужчинам.

Ваше предположение, что окунались в колодец Мирьям, кажется совершенно верным. Ведь другого источника воды в пустыне у них просто не было. Особенно очевидным оно становится в свете слов Мидраша, описывающего невообразимые чудеса, связанные с этим колодцем (см. Тосефта Сука 3:11, Бамидбар Рабба гл. Бамидбар 1, гл. Хукат 19, Ялкут Шимони гл. Пекудей 426 и др.).

Чудесным образом «колодец» сопровождал еврейский стан все сорок лет скитаний по пустыне. Он представлял собой осколок скалы круглой формы, напоминающий небольшое сито, который во время переходов самостоятельно «катился» вместе со станом. В Талмуде (Шабат 35а) он назван «передвижным» источником.

На месте стоянки, после того как левиты возводили перегородки двора Мишкана (Скинии), «колодец» занимал свое место во дворе прямо у входа. Сам Мишкан располагался в центре стана на возвышении (см. первые главы книги Бамидбар). Двенадцать глав колен собирались вокруг колодца для воспевания особой хвалебной песни Всевышнему — Шират а-Бээр, Песнь колодца (см. Бамидбар 21, 17-20), а так же каждый делал пометку посохом на песке, чтобы впоследствии вода дошла до его колена.

После этого из колодца начинала бить мощная струя воды, превращающаяся в полноводный ручей. Он выходил из двора Мишкана и опоясывал его вокруг. Рукава, ответвлявшиеся от него, пронизывали весь стан, разделяя его на двенадцать участков — каждое колено в отдельности, и в конечном итоге окружали еврейский лагерь широкой рекой! Для того чтобы навестить близких и друзей из соседнего колена приходилось перемещаться на лодках! В этих водоемах водилась рыба, а берега были покрыты самой разнообразной растительностью.

Как мы видим, места для погружения в микву было предостаточно. К слову, хотя любой естественный водоем в принципе пригоден для миквы, существуют определенные условия, в некоторых случаях ограничивающие его использование. На практике — следует обратиться к компетентному раввину.

Вы упомянули, что евреи пили из колодца вплоть до смерти Мирьям. Действительно, Тора намекает на это в рассказе о кончине праведницы (Бамидбар 20, 1-2): «И пришли сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин в первый месяц, и расположился народ в Кадеше, и умерла там Мирьям, и там же была похоронена. И не было воды для общины, и собрались они против Моше и Аарона…». Сразу же после смерти Мирьям источник иссяк — он был дарован народу благодаря ее заслугам, отсюда и его название — колодец Мирьям (см. Таанит 9а).

Однако, как повествует Тора далее (там же), в тот же день колодец был возвращен народу в заслугу Моше и Аарона (Сэдер Олам гл.10 и др.). Он сопровождал их вплоть до захвата восточного берега Иордана. Чудеса совершаются Всевышним только по острой необходимости, а находясь в обжитых местах, воду можно было достать природным путем.

Но, несмотря на «сокрытие», колодец не исчез полностью. По преданию мудрецов он был «припрятан» в озере Кинерет (см. Раши Бамидбар 21:20, Ерушалми Килаим 9:3 ,Танхума гл. Хукат 21 и др.), имеются также опознавательные приметы его точного местонахождения!

По этому поводу известно свидетельство ближайшего ученика великого каббалиста Аризаля рабби Хаима Виталя (именно он записал и упорядочил труды гениального ученого — многотомник «Китвей а-Ари»). Он пишет так: «Когда я пришел к моему учителю, чтобы воспринять от него мудрость каббалы, он взял меня в Тверию. На озере Кинерет мы сели в лодку и отчалили от берега. В определенном месте Аризаль зачерпнул из озера стакан воды и повелел мне его выпить. “Теперь ты сможешь постигнуть эту мудрость, т.к. попил воды из колодца Мирьям!” — объяснил он. И действительно с того момента я стал погружаться в глубины тайного учения» (см. При Эц Хаим врата «Пути учения» гл. 1, Бней Исахар (Ходеш Ияр 1:6), Шем а-Гдолим от хет).

Об особых свойствах этой воды нам известно и из Мидрашей (Ялкут Шимони гл. Итро 268). Как небесная манна, так и вода колодца имели свойство принимать любой вкус, согласно желанию «потребителя». «Мы пробуем в нем старое и молодое вино, вкус молока и меда!» — рассказывал Моше своему тестю Итро, присоединившемуся к евреям в пустыне.

Кроме этого есть у этой воды и лечебные свойства. В примечаниях Рамо к Шульхан Аруху (Орах Хаим 299:10) приводиться древний обычай — черпать воду из колодцев и источников на исходе субботы. В это время колодец Мирьям как бы «обходит» все водоемы и есть шанс удостоиться попить этой воды и излечиться от всех недугов. Мидраш (Ваикра Рабба 22:2 и др.) приводит несколько реальных случаев такого излечения, в частности, от слепоты и проказы. Интересно, что Рамо подчеркивает, что в свое время он не наблюдал, чтобы кто-то следовал этому обычаю.

Напоследок хочется подчеркнуть, что хотя мы сказали, что в наше время у мужчин нет причин посещать микву в обязательном порядке, имеется в виду, что согласно «букве закона» нет такой необходимости. Но с другой стороны, понятно, что само воздействие миквы духовно очищать человека, ни в чем не изменилось. В силу этого, существует распространенный обычай окунаться в микву перед наступлением особых дней. А именно перед Рош а-Шана (Новым Годом), Йом-Кипуром (Днем Искупления) и тремя праздниками — Песах, Шавуот и Суккот. Кроме этого многие посещают микву каждую пятницу, в качестве подготовки к Субботе.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше