Темы: Ненависть, Гер, Египет, Благодарность, Овадья Климовский, Моав, Амон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ уже спрашивала, но ответ мне был не совсем непонятен. Почему евреям запрещено ненавидеть египтян? Алла
Шалом, уважаемая Алла!
Ненавидеть нам вообще не следует никого, кроме явных врагов Всевышнего, как сказал царь Давид: «Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь!» (Теилим 139:21). Большинство остальных упоминаний ненависти в Танахе (со стороны Всевышнего или праведных людей) относятся не к людям, а к творимому ими злу.
Что касается египтян, Тора предписывает нам: «Не гнушайся эдомеянином, ибо он брат твой; не гнушайся египтянином, ибо пришельцем был ты в земле его» (Дварим 23:8). Имеется в виду — нельзя заявлять, что запрещено вступать в брак с прозелитами из египтян (пока они не являются прозелитами, это запрещено «на общих основаниях» — вступать в брак с неевреями вообще), как запрещено с прозелитами из Аммона и Моава, потому что эти народы проявили неблагодарность по отношению к народу Израиля. Их прародитель Лот в свое время был спасен из горящего Сдома только благодаря заслугам своего дяди Авраама, прародителя евреев. А еще до этого Авраам пошел войной на царей, враждебных Сдомской коалиции, тоже ради спасения Лота из плена. Тем не менее, потомки Лота не только не вышли с хлебом и водой навстречу евреям, когда те шли из пустыни в Землю Кнаан, они еще и наняли колдуна Билама, чтобы он проклял евреев. Поэтому их потомкам, даже если они перешли в еврейство (это допустимо), не позволяется полностью слиться с общиной Израиля.
Мудрецы объясняют: хотя у нас есть веские причины запретить это и египтянам, предки которых бросали в Нил еврейских младенцев[1], Тора предписывает не делать этого, а принимать их, выждав два поколения. Объясняется это тем, что в свое время, когда евреи страдали от голода в Земле Кнаан, они получили убежище и пищу в Египте.
Думаю, отсюда можно сделать вывод: наше отношение к потомкам народов, враждовавших с народом Израиля, должно строиться не на личных чувствах обиды и мести (ведь в этом случае мы должны были бы максимально отстраняться именно от египтян и эдомитян, ведь Аммон и Моав не враждовали с нами на протяжении многих лет, а только однажды проявили черствость — их можно было бы и не отталкивать за это), а на том, что правильно для развития качеств нашей души. Аммон и Моав проявили неблагодарность и, более того, пытались погубить народ Израиля духовно, подослав к нему девушек, склонявших евреев к идолопоклонству. Поэтому от них следует отдалиться.
При этом Торе важно, чтобы мы проявили благодарность по отношению к египтянам, «укоренив» таким образом в себе это качество. Ведь говоря «спасибо» другу за сделанное им доброе дело, человек не очень тяжело работает над развитием качества благодарности, так как это естественно. Другое дело — найти в себе силы ощутить благодарность по отношению к тому, кто однажды помог человеку, а потом годы подряд третировал его.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Это же относится и к Эдому, потомки которого причиняли страдания евреям, однако причина, по которой Тора не велит отталкивать их, иная, чем в случае с египтянами.
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Дварим»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Арье Каплан
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Меир Мучник
Разве так ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина