Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отчего Тора начинается буквой бет? Чтобы человек не тешился иллюзией, что он знает алеф»Баал Шем Тов

Прощаете ли вы себя?

25 сентября 2012, 07:05

Отложить Отложено

 

– Должен ли я прощать тех, кто преднамеренно обидел меня? — спросил меня Алекс на уроке Торы в преддверии Йом Кипура. — Я прощаю лишь тех, кто обидел меня нечаянно.

– А хотите ли вы, чтобы Всевышний простил вас за грехи, совершенные вами преднамеренно? — спросил его я. — Просили ли вы когда-то прощения у человека, которого обидели нарочно? Согласились ли бы вы с его логикой, если бы он сказал вам в ответ: «Я прощаю только тех, кто обидел меня нечаянно»?

Давайте откроем молитву, которую читает еврей перед сном: «Всевышний! И вот я прощаю каждого, кто обидел меня или согрешил против меня, нанеся ущерб телу моему, либо имуществу моему, либо доброму имени моему, либо всему, что есть у меня, по принуждению или по своей воле, вольно или невольно, словом или делом или даже мыслью... и да не будет наказан из-за меня никто. Да будет воля Твоя, Всевышний, чтобы я не грешил в будущем, а за те грехи, которые я совершил пред Тобой, прости меня в милосердии Своем великом!»

Мы прощаем не только тех, кто согрешил против нас вынужденно или нечаянно, но также и тех, кто сделал это по своему желанию, намеренно. Лишь простив других людей, мы осмеливаемся просить прощения у Всевышнего. Ведь Всевышний относится к нам так же, как мы относимся к другим людям. Прощающий других людей человек удостаивается прощения Небес. И в той мере, в какой человек прощает других, он сам удостаивается прощения.

– Нужно ли простить человека, который не просил у тебя прощения? — спросила Леа.

– Прощение важно не только для обидчика, но и для обиженного. Ненависть, которую продолжает хранить в своем сердце обиженный человек, разрушает его изнутри. Прощая, человек никоим образом не соглашается с тем, что было совершено против него.

– Я не прощаю, потому что боюсь, что этот человек вновь обидит меня, — возразила Леа.

– А разве прощение всегда связано с возможностью новой обиды? Ведь человек может вновь и вновь обижать и того, кто не простил его. Если же вы простили кого-то, но опасаетесь, что этот человек может нанести вам урон, то имеете полное право держаться  от него на расстоянии. Прощая, вы освобождаете свое сердце от обиды и ненависти. Конечно же, каждый, пережив обиду, испытывает боль. Однако мы обладаем свободой выбора — продолжать хранить обиду или простить и освободить свое сердце от ненависти. Прощение помогает человеку избавиться от комплекса жертвы и подчинить свои силы тому, чтобы другие не страдали подобно ему. В то время как хранящий обиду может наносить другим боль.

– Значит ли это, что мы должны прощать преступления Холокоста?

– Еврейское прощение — это не всепрощение. Тора обязывает нас помнить о том, что сделал нам народ амалек, когда мы выходили из Египта, для того чтобы мы помнили и уничтожили его. «Любящие Всевышнего, ненавидьте зло!» — писал царь Давид в своих псалмах. Ненависть к злу является неотъемлемой частью любви к добру. Защищающий с оружием в руках свою Родину и свою семью солдат будет ненавидеть вторгнувшихся в его страну врагов. Однако зачастую мы переносим ненависть к фашизму на близких людей, которых нужно любить и прощать.

– В прошлый Йом Кипур я просил прощения у Всевышнего за совершенные против Него грехи и не совершил их вновь, должен ли я опять просить прощения за эти грехи в наступающий Йом Кипур?

– В Талмуде приводится мнение, что человек должен вновь раскаяться, для того чтобы всегда помнить о совершенном грехе и не повторить его в будущем. Тем не менее Талмуд заключает, что если человек просил прощения у Всевышнего в Йом Кипур и не повторил грех, ему не следует вновь просить прощения через год. Ведь он просил прощения у Всевышнего в Йом Кипур и должен был, веря в Его милосердие, ощутить себя прощенным. Он должен сбросить тяжесть прошлого, чтобы чувство вины не разрушило его. Раскаявшись, он должен ощутить себя новым человеком. В Йом Кипур Всевышний как будто творит его заново, он теперь больше не грешник, а хороший и праведный человек. Если же год спустя он вновь скажет: «Я согрешил», то мысленно вернется к своему прошлому, свяжет свое новое «я» со старым грехом.

 

– Но я не могу поверить, что Всевышний простил меня...

 

– Нам следует помнить о великом милосердии Всевышнего, простившего евреев за грех золотого тельца и с тех пор прощающего в Йом Кипур. Однако вопрос в том, прощаете ли вы себя? Зачастую люди продолжают жить с чувством вины, долгие годы гневаясь на самих себя.  И этот гнев на себя они проецируют на других. Тот, кто не в состоянии простить себя, не прощает и окружающих за нанесенные ему обиды.

 

Для того чтобы любить других людей, человек должен научиться любить самого себя, как сказано в Торе: «Возлюби ближнего как самого себя!» Тот, кто не умеет любить и уважать себя, не умеет и прощать не только себя, но и окружающих людей. Человек, ощутивший в Йом Кипур, что Всевышний любит и милосердно прощает его, ощущает себя любимым и прощенным и с любовью и милосердием прощает других.

– Зачем прощать, ведь испорченные отношения все равно не восстановишь?

– Отношения, испорченные конфликтом, могут не только восстановиться, но и углубиться, в каком-то смысле стать еще лучше. Искренние раскаяние и просьба о прощении и прощение от всего сердца обладают огромной силой объединять людей. Вспомните историю первой еврейской семьи — двенадцати сыновей Яакова. Братья, которые вначале собирались убить Йосефа, в конце концов продали его в рабство, там он страдал в тюрьме и провел в общей сложности двадцать два года вдали от любимого отца. Для чего Тора приводит столь драматический конфликт семьи, которой было суждено стать основой единства нашего народа? Для того чтобы научить нас: если Йосеф смог простить братьев и вся семья добилась примирения, то и мы сможем прощать близких и друзей, и мы сумеем добиться примирения и единства в наших общинах и семьях. В этом урок. Великодушное прощение — это признак не слабости, а силы, оно способно обратить ссору в крепкую дружбу, а ненависть — в искреннюю любовь.

«Почему за Днем прощения Йом Кипур следует праздник Суккот?» — спрашивал Виленский Гаон. В Суккот евреи сидят в шалашах в память об облаках славы, защищавших народ от знойного солнца Синайской пустыни во времена Исхода. После греха золотого тельца эти облака славы исчезли, однако после того как евреи удостоились прощения в Йом Кипур, Всевышний вернул им свое покровительство, и облака вновь начали защищать евреев. То есть в шалаше Всевышний принимает вернувшихся к нему евреев!

Сколько должно быть стен у сукки? Талмуд отвечает: хотя бы две стены, а третья может быть длиною в ладонь. Две стены и ладонь — это намек на руку Всевышнего, объясняет Виленский Гаон. Всевышний прощает в Йом Кипур, обнимает в Суккот и радует в Симхат-Тора вернувшегося к Нему человека.

 

Так же и мы должны уметь прощать, принимать с распростертыми объятиями и радовать наших близких.

 

 

 

 

Теги: Суккот, Йом Кипур, прощение, мир в семье