Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Моав

Моав (מוֹאָב) — так назывался древний народ и царство на восточном побережье Мертвого моря. Сейчас эти земли находятся на территории Иордании. Моавитяене — народ Моав — как и народ Амон, произошли от сыновей Лота. В Торе описан эпизод, как царь Моава — Балак — нанял колдуна Билама, чтобы тот проклял еврейский народ. По еврейскому закону, моавитяне-мужчины не имеют права принять гиюр. Моавитянка же может стать еврейкой, как это сделала Рут, прабабушка царя Давида. Вс-вышний обрушил на Моав свой гнев за многие его грехи, и отдал его на разрушение кочевникам, «сынам востока».

Оглавление

Амон и Моав [↑]

Происхождение Моава указывается в книге Берешит (19:30-38), где описывается, как после разрушения Сдома Лот позволил дочерям напоить себя, после чего они вступили с ним в интимные отношения. Раши комментирует 33 стих так: «и напоили…. В пещере для них нашлось вино, чтобы на свет произвести от них две нации». Именно от этой связи родились потомки Лота — Моав и Бен-Ами, ставшие родоначальниками народов — Моава и Амона.

Несмотря на то, что Амон и Моав часто упоминаются вместе, у каждого из них своя судьба. Раши объясняет, что более нескромная старшая дочь назвала своего сына Моав, и этим «открыто заявила, что это (сын) от ее отца (אבמ). А младшая назвала (сына) именем невызывающим» — Бен-Ами», и впоследствии Вс-вышний позволил евреям теснить Моав, но запретил чем-либо задевать сынов Амона.

Есть известный Мидраш, где Вс-вышний предлагает разным народам Тору, а они отказываются. Когда Вс-вышний пришел к народам Амона и Моава и спросил их: «Готовы ли вы принять Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не прелюбодействуй». Амон и Моав ответили: «Властелин мира! Самое наше существование имеет своим источником прелюбодеяние, как сказано: “И зачали обе дочери Лота от отца своего” (Берешит, 19, 36). Поэтому мы не можем принять Тору».

Моав: народ и царство [↑]

Моавитяне стали кочевым племенем, со временем образовавшим свое государство с границами от ручья Хешбон на севере до реки Зеред на юге и от берега Мертвого моря на западе до Сиро-Аравийской пустыни на востоке. В книге Бемидбар (35:1) указывается, что степи Моава находились «у Йардена, (против) Йерехо».

Уже в дни первого царя Моава на его территорию вторглись племена эмореев под предводительством Сихона, завоевавшие всю северную часть Моава до реки Арнон (Бамидбар 21:26—29), лишив его плодородных земель и больших городов, и основали там два царства.

Моав пересекали два пути, по которым шли караваны и велась международная торговля: западная — так называемая «царская дорога» и восточная (более удобная), пересекавшая пустыню.

Моав был густо заселен, его города обнесены крепостными стенами. Моавитяне были язычниками, поклоняясь, как и многие соседи евреев в то время, Баал-Пеору, но был у них и свой собственный идол, по имени которого Тора в некоторых местах (например, Бемидбар 21:29) называет моавитян — «Народ Кмоша». Столицей Моава служил город Кир-Моав (Кир-Харесет, Кир-Херес), но в периоды, когда границы отодвигались на север, центр переходил в город Дивон.

Моаву не место в еврейском народе? [↑]

Когда еврейский народ под предводительством Моше готовился войти в Землю Израиля, Вс-вышний запретил Моше начинать войну с Моавом, «ибо наследием сынам Лота дал Я Ар» (один из главных городов или районов Моава — Дварим 2:9), и поэтому по дороге к Иордану Моше обошел Моав.

Но наводить на моавитян стpax, представая перед ними вооруженными, — запрета не было. Когда еврейский народ остановился возле границ Моава, «И испугался Моав чрезвычайно из-за народа, ибо велик он, и противно стало Моаву из-за сынов Израиля, и сказал Моав… теперь обглодает эта община все вокруг нас, как бык обгладывает зелень полевую» (Бемидбар 22:3). Моавитяне были уверены, что их жизням угрожает опасность. Но Тора утверждает: они не только не вправе были причинять сынам Израиля зло, но и должны были выйти им навстречу и вынести хлеб и воду.

Встретить путников хлебом и водой, когда они впервые приближаются к границам, тогда было принято даже по отношению к не очень дружественным народам, и единственные, кто пренебрег этим, — это Моав и Амон.

Рамбан пишет: «Мне кажется, что Писание отдалило двух этих братьев — Аммона и Моава — поскольку они получили благо от Авраама, который спас их отца и матерей из плена. В его заслугу Б-г вывел их из Сдома (чтобы они не погибли)».

Но от Лота, который был отцом Моава и Амона, прошло девять поколений. Получается, что Тора требовала от этих народов помнить, что их предок в девятом поколении однажды был спасен таким же далеким предком народа Израиля (Авраамом). И за то, что они не вспомнили добра, сделанного им около четырехсот пятидесяти лет назад, они вечно будут лишены права присоединиться к еврейскому народу!

Дело тут в том, что именно еврей по природе своей не может быть неблагодарным. От других народов этого не требуется. За эту неблагодарность моавитяне ничем не были наказаны — им лишь было отказано в возможности пройти гиюр.

По-настоящему Моав проявил себя позже, когда Балак, царь Моава, нанял колдуна Билама, чтобы проклясть еврейский народ. Хотя у Билама ничего не вышло, он дал Балаку совет склонить народ Израиля к разврату и идолопоклонству. «И жил Израиль в Шитим, и стал народ распутничать с дочерьми Моава. И звали те народ на жертвенные трапезы своим божествам, и ел народ, и поклонялись они божествам их. И прилепился Израиль к Бааль-Пеору» (25:1-3).

Если у предка Моава — Лота — еще сохранялось гостеприимство, «правильная» мягкость, но уже начали проявляться и ее извращенные формы, то у моавитян эта природная мягкость уже приняла извращенные формы и выразилась том, что они стали склонять еврейский народ к прелюбодеянию. А этому в еврейском народе не место.

Раби Шимон (Бемидбар раба) так говорит о Моаве и Амоне: «Тот, кто вводит человека в грех, хуже того, кто его убил. Убив человека, он сократил ему жизнь в этом мире, но не лишил его мира грядущего, а тот, кто сводит человека с пути Торы, лишает его и этого мира, и того.

Конец был печальным: “…и возгорелся гнев Г-спода на Израиль…” (25:3). Б-г наслал на евреев эпидемию, от которой умерли двадцать четыре тысячи человек.

Моавитяне и моавитянки [↑]

Об Амоне и Моаве сказано, что не только сами они не имеют права породниться с евреями, но “также их десятое поколение не войдет в общество Г-сподне вовеки” (Дварим, 23:4-5). Согласно Устной Торе, этот запрет, однако, распространялся только на моавитян, но не на женщин-моавитянок.

Моавитянка Рут (Руфь) была дочерью моавитянского царя Эглона, захватившего город Иерихо. Сам же Эглон был внуком Балака. В ТаНаХе рассказывается, что Рут, оставшись вдовой, решила вместе со свекровью Наоми переселиться в Землю Израиля. Рут приняла иудаизм и присоединилась к еврейскому народу (см. Гиюр). Здесь она вышла замуж за Боаза из колена Йеуды. От Рут-моавитянки произошел царь Давид и в будущем произойдет Машиах.

Моав в книгах пророков [↑]

Первое столкновение евреев и моавитян произошло в период Судей, когда царь Моава Эглон захватил территории колена Биньямина. Через 18 лет Израиль отвоевал свои земли, Эглон был убит, а с ним и 10 000 моавитян (Шофтим 3:12—30).

Позже Царь Давид завоевал Моав и обратил его в вассальное царство, платящее дань (II Шмуэль 8:2). После раскола Израильского Царства Моав вернул себе независимость и даже расширил свои владения на севере.

Израильский царь Омри вторично покорил Моав. При его сыне Ахаве царь Моава Меша укрепил свое царство, а после смерти Ахава освободился от власти Израиля и вновь овладел бывшей моавитской (II Мелахим 3:4—27).

Незадолго до падения Израильского царства Моав попал под власть Ассирии и в этот период достиг своего расцвета, расширив свои границы за счет областей, заселенных израильтянами. Ассирия защищала его от кочующих арабов, а караванная торговля его обогащала. После падения Ассирии Моав стал союзником Вавилонии в ее походах на Иудею: “И посылал на него Г-сподь полчища Касдим, и полчища Арамейцев, и полчища Моавитян, и полчища сынов Аммоновых, — посылал их на Йеуду, чтобы погубить его, по слову Г-спода” (II Мелахим 24:2).

В какой-то исторический момент за Моавом числилось столько грехов, что Вс-вышний уже не сдерживал своего гнева: “Так сказал Г-сподь: за три преступления Моава [Я промолчал бы], но за четвертое не отвращу Я [гнева] от него; за то, что пережег он в известь кости царя Эдомейского.” (Амос, 2:1). Четвертым преступлением здесь указывается, как видим, кремация, которая является страшным грехом не только для евреев.

О гибели Моава читаем у пророка Йехезкеля, что Вс-вышний “отдает сынам востока”, то есть кочевым племенам, Моав на разграбление и опустошение: “И в Моаве совершу казни, и узнают, что Я — Г-сподь” (25:11). Здесь указывается одна из причин истребления Моава (25:8-9): “Так сказал Г-сподь Б-г: за то, что говорят Моав и Сэйир: “Вот, подобен всем народам дом Йеуды!””.

Пророк Йешаяу говорит о грехах Моава (16:6): “Известна нам гордость Моава, тщеславие его чрезмерное, надменность его, и высокомерие, и гнев его — лживы слова его!”

Пророк Цфанья (2:9) уподобляет Моав Сдому, который будет полностью уничтожен за их высокомерие.

Целая 48 глава (47 строк) книги Пророка Ирмияу посвящена Моаву: его опустошению, осрамлению и разрушению. Пророк вещает, что “Близится гибель Моава и скоро наступит бедствие его” и призывает оплакивать Моав. За что такое наказание? — “за то, что возгордился пред Г-сподом”. “Разбил Я Моав, как ненужный сосуд, — сказал Г-сподь”.

Сейчас ни такого народа, ни такой страны не существует: моавитяне, видимо, смешались с другими народностями Заиорданья. Историческая территория Моава в римскую эпоху была поделена между провинциями Аравия и Палестина, а в более поздние времена стала частью Иордании.

“Но в конце дней возвращу Я плененных Моавитян, — сказал Г-сподь”, написано у Пророка Ирмияу. Объясняет Радак, что здесь идет речь об Эре Машиаха, когда каждый народ будет проживать в своей стране под правлением Израиля, и свойства Моава тогда проявятся среди тех народов, что были рассеяны.

Выводить материалы