Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Тема

Моав

Моав (מוֹאָב) — так назывался древний народ и царство на восточном побережье Мертвого моря. Сейчас эти земли находятся на территории Иордании. Моавитяене — народ Моав — как и народ Амон, произошли от сыновей Лота. В Торе описан эпизод, как царь Моава — Балак — нанял колдуна Билама, чтобы тот проклял еврейский народ. По еврейскому закону, моавитяне-мужчины не имеют права принять гиюр. Моавитянка же может стать еврейкой, как это сделала Рут, прабабушка царя Давида. Вс-вышний обрушил на Моав свой гнев за многие его грехи, и отдал его на разрушение кочевникам, «сынам востока».

Оглавление

Амон и Моав [↑]

Происхождение Моава указывается в книге Берешит (19:30-38), где описывается, как после разрушения Сдома Лот позволил дочерям напоить себя, после чего они вступили с ним в интимные отношения. Раши комментирует 33 стих так: «и напоили…. В пещере для них нашлось вино, чтобы на свет произвести от них две нации». Именно от этой связи родились потомки Лота — Моав и Бен-Ами, ставшие родоначальниками народов — Моава и Амона.

Несмотря на то, что Амон и Моав часто упоминаются вместе, у каждого из них своя судьба. Раши объясняет, что более нескромная старшая дочь назвала своего сына Моав, и этим «открыто заявила, что это (сын) от ее отца (אבמ). А младшая назвала (сына) именем невызывающим» — Бен-Ами», и впоследствии Вс-вышний позволил евреям теснить Моав, но запретил чем-либо задевать сынов Амона.

Есть известный Мидраш, где Вс-вышний предлагает разным народам Тору, а они отказываются. Когда Вс-вышний пришел к народам Амона и Моава и спросил их: «Готовы ли вы принять Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не прелюбодействуй». Амон и Моав ответили: «Властелин мира! Самое наше существование имеет своим источником прелюбодеяние, как сказано: “И зачали обе дочери Лота от отца своего” (Берешит, 19, 36). Поэтому мы не можем принять Тору».

Моав: народ и царство [↑]

Моавитяне стали кочевым племенем, со временем образовавшим свое государство с границами от ручья Хешбон на севере до реки Зеред на юге и от берега Мертвого моря на западе до Сиро-Аравийской пустыни на востоке. В книге Бемидбар (35:1) указывается, что степи Моава находились «у Йардена, (против) Йерехо».

Уже в дни первого царя Моава на его территорию вторглись племена эмореев под предводительством Сихона, завоевавшие всю северную часть Моава до реки Арнон (Бамидбар 21:26—29), лишив его плодородных земель и больших городов, и основали там два царства.

Моав пересекали два пути, по которым шли караваны и велась международная торговля: западная — так называемая «царская дорога» и восточная (более удобная), пересекавшая пустыню.

Моав был густо заселен, его города обнесены крепостными стенами. Моавитяне были язычниками, поклоняясь, как и многие соседи евреев в то время, Баал-Пеору, но был у них и свой собственный идол, по имени которого Тора в некоторых местах (например, Бемидбар 21:29) называет моавитян — «Народ Кмоша». Столицей Моава служил город Кир-Моав (Кир-Харесет, Кир-Херес), но в периоды, когда границы отодвигались на север, центр переходил в город Дивон.

Моаву не место в еврейском народе? [↑]

Когда еврейский народ под предводительством Моше готовился войти в Землю Израиля, Вс-вышний запретил Моше начинать войну с Моавом, «ибо наследием сынам Лота дал Я Ар» (один из главных городов или районов Моава — Дварим 2:9), и поэтому по дороге к Иордану Моше обошел Моав.

Но наводить на моавитян стpax, представая перед ними вооруженными, — запрета не было. Когда еврейский народ остановился возле границ Моава, «И испугался Моав чрезвычайно из-за народа, ибо велик он, и противно стало Моаву из-за сынов Израиля, и сказал Моав… теперь обглодает эта община все вокруг нас, как бык обгладывает зелень полевую» (Бемидбар 22:3). Моавитяне были уверены, что их жизням угрожает опасность. Но Тора утверждает: они не только не вправе были причинять сынам Израиля зло, но и должны были выйти им навстречу и вынести хлеб и воду.

Встретить путников хлебом и водой, когда они впервые приближаются к границам, тогда было принято даже по отношению к не очень дружественным народам, и единственные, кто пренебрег этим, — это Моав и Амон.

Рамбан пишет: «Мне кажется, что Писание отдалило двух этих братьев — Аммона и Моава — поскольку они получили благо от Авраама, который спас их отца и матерей из плена. В его заслугу Б-г вывел их из Сдома (чтобы они не погибли)».

Но от Лота, который был отцом Моава и Амона, прошло девять поколений. Получается, что Тора требовала от этих народов помнить, что их предок в девятом поколении однажды был спасен таким же далеким предком народа Израиля (Авраамом). И за то, что они не вспомнили добра, сделанного им около четырехсот пятидесяти лет назад, они вечно будут лишены права присоединиться к еврейскому народу!

Дело тут в том, что именно еврей по природе своей не может быть неблагодарным. От других народов этого не требуется. За эту неблагодарность моавитяне ничем не были наказаны — им лишь было отказано в возможности пройти гиюр.

По-настоящему Моав проявил себя позже, когда Балак, царь Моава, нанял колдуна Билама, чтобы проклясть еврейский народ. Хотя у Билама ничего не вышло, он дал Балаку совет склонить народ Израиля к разврату и идолопоклонству. «И жил Израиль в Шитим, и стал народ распутничать с дочерьми Моава. И звали те народ на жертвенные трапезы своим божествам, и ел народ, и поклонялись они божествам их. И прилепился Израиль к Бааль-Пеору» (25:1-3).

Если у предка Моава — Лота — еще сохранялось гостеприимство, «правильная» мягкость, но уже начали проявляться и ее извращенные формы, то у моавитян эта природная мягкость уже приняла извращенные формы и выразилась том, что они стали склонять еврейский народ к прелюбодеянию. А этому в еврейском народе не место.

Раби Шимон (Бемидбар раба) так говорит о Моаве и Амоне: «Тот, кто вводит человека в грех, хуже того, кто его убил. Убив человека, он сократил ему жизнь в этом мире, но не лишил его мира грядущего, а тот, кто сводит человека с пути Торы, лишает его и этого мира, и того.

Конец был печальным: “…и возгорелся гнев Г-спода на Израиль…” (25:3). Б-г наслал на евреев эпидемию, от которой умерли двадцать четыре тысячи человек.

Моавитяне и моавитянки [↑]

Об Амоне и Моаве сказано, что не только сами они не имеют права породниться с евреями, но “также их десятое поколение не войдет в общество Г-сподне вовеки” (Дварим, 23:4-5). Согласно Устной Торе, этот запрет, однако, распространялся только на моавитян, но не на женщин-моавитянок.

Моавитянка Рут (Руфь) была дочерью моавитянского царя Эглона, захватившего город Иерихо. Сам же Эглон был внуком Балака. В ТаНаХе рассказывается, что Рут, оставшись вдовой, решила вместе со свекровью Наоми переселиться в Землю Израиля. Рут приняла иудаизм и присоединилась к еврейскому народу (см. Гиюр). Здесь она вышла замуж за Боаза из колена Йеуды. От Рут-моавитянки произошел царь Давид и в будущем произойдет Машиах.

Моав в книгах пророков [↑]

Первое столкновение евреев и моавитян произошло в период Судей, когда царь Моава Эглон захватил территории колена Биньямина. Через 18 лет Израиль отвоевал свои земли, Эглон был убит, а с ним и 10 000 моавитян (Шофтим 3:12—30).

Позже Царь Давид завоевал Моав и обратил его в вассальное царство, платящее дань (II Шмуэль 8:2). После раскола Израильского Царства Моав вернул себе независимость и даже расширил свои владения на севере.

Израильский царь Омри вторично покорил Моав. При его сыне Ахаве царь Моава Меша укрепил свое царство, а после смерти Ахава освободился от власти Израиля и вновь овладел бывшей моавитской (II Мелахим 3:4—27).

Незадолго до падения Израильского царства Моав попал под власть Ассирии и в этот период достиг своего расцвета, расширив свои границы за счет областей, заселенных израильтянами. Ассирия защищала его от кочующих арабов, а караванная торговля его обогащала. После падения Ассирии Моав стал союзником Вавилонии в ее походах на Иудею: “И посылал на него Г-сподь полчища Касдим, и полчища Арамейцев, и полчища Моавитян, и полчища сынов Аммоновых, — посылал их на Йеуду, чтобы погубить его, по слову Г-спода” (II Мелахим 24:2).

В какой-то исторический момент за Моавом числилось столько грехов, что Вс-вышний уже не сдерживал своего гнева: “Так сказал Г-сподь: за три преступления Моава [Я промолчал бы], но за четвертое не отвращу Я [гнева] от него; за то, что пережег он в известь кости царя Эдомейского.” (Амос, 2:1). Четвертым преступлением здесь указывается, как видим, кремация, которая является страшным грехом не только для евреев.

О гибели Моава читаем у пророка Йехезкеля, что Вс-вышний “отдает сынам востока”, то есть кочевым племенам, Моав на разграбление и опустошение: “И в Моаве совершу казни, и узнают, что Я — Г-сподь” (25:11). Здесь указывается одна из причин истребления Моава (25:8-9): “Так сказал Г-сподь Б-г: за то, что говорят Моав и Сэйир: “Вот, подобен всем народам дом Йеуды!””.

Пророк Йешаяу говорит о грехах Моава (16:6): “Известна нам гордость Моава, тщеславие его чрезмерное, надменность его, и высокомерие, и гнев его — лживы слова его!”

Пророк Цфанья (2:9) уподобляет Моав Сдому, который будет полностью уничтожен за их высокомерие.

Целая 48 глава (47 строк) книги Пророка Ирмияу посвящена Моаву: его опустошению, осрамлению и разрушению. Пророк вещает, что “Близится гибель Моава и скоро наступит бедствие его” и призывает оплакивать Моав. За что такое наказание? — “за то, что возгордился пред Г-сподом”. “Разбил Я Моав, как ненужный сосуд, — сказал Г-сподь”.

Сейчас ни такого народа, ни такой страны не существует: моавитяне, видимо, смешались с другими народностями Заиорданья. Историческая территория Моава в римскую эпоху была поделена между провинциями Аравия и Палестина, а в более поздние времена стала частью Иордании.

“Но в конце дней возвращу Я плененных Моавитян, — сказал Г-сподь”, написано у Пророка Ирмияу. Объясняет Радак, что здесь идет речь об Эре Машиаха, когда каждый народ будет проживать в своей стране под правлением Израиля, и свойства Моава тогда проявятся среди тех народов, что были рассеяны.

Выводить материалы