Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Ахав

Ахав — царь Израиля, идолопоклонник и злодей, но впоследствии раскаялся. Ахав был женат на царице Изевель, под влиянием которой многие евреи в Израильском царстве стали служить идолам. Одно из центральных событий в жизни Ахава описывается в Книге Царств I: Ахав захотел купить виноградник Навота, своего двоюродного брата, чтобы построить на его месте капище. После отказа Навота Ахав, при содействии своей жены Изевель, выдвинул против Навота ложное обвинение, в результате чего тот был казнен. Потрясенный упреками посланного к нему Вс-вышним пророка Элияу, царь Ахав раскаялся в своих грехах.

Оглавление

Ахав — царь Израиля, идолопоклонник [↑]

В истории известны имена десяти царей, владения которых включали в себя весь мир, и пятым в этом списке упоминается царь Ахав. К нему относились слова Овадьи (Мелахим I 18:10): «Клянусь, нет ни одного народа, куда бы ни посылал мой государь (Ахав) искать тебя».

Цари Израильского Царства, где после разделения еврейского народа проживали десять колен, отошли от заповедей Торы и стали поклоняться языческим богам. Книга Царств (Мелахим I), начиная рассказ о том, что Ахав стал Царем Израиля, сразу же дает ему характеристику: «И делал Ахав, сын Омри, злое в очах Г-спода (более) всех, кто был до него».

Ахав взял в жены цидонянскую принцессу Изевель, которая позже стала заниматься уничтожением пророков Г-сподних. Он стал служить Баалу в Цидоне, а потом построил капище и в Шомроне (Самарии), столице Израильского Царства, и на всех холмах своих владений. Ахав настолько погряз в идолопоклонстве, что, встречая в Торе Имя Б-га, стирал Его, заменяя на слово Баал. В его свитке было написано: «Вначале Баал создал», «И сказал Баал…».

Кроме того, именно в годы правления Ахава был отстроен город Иерихо (Иерихон), который к тому времени 700 лет лежал в развалинах. Никто и никогда не пытался бросить вызов знаменитому проклятию Иеошуа бин Нуна в отношении того, кто осмелится восстановить город: «Пусть будет проклят перед Вс-вышним человек, кто поднимется и отстроит этот город Иерихо — он положит ему основание (смертью) своего первенца, и врата его поставит на (смерти) своего младшего сына» (Иеошуа 6:26). Ахав склонил своего друга Хиеля к греху, уговорив его отстроить Иерихо, из-за чего, в соответствии с пророчеством, один за другим умерли сыновья Хиеля.

Царь Ахав похвалялся перед пророком Элияу, что его страна процветает — вопреки грозному предостережению Торы «Берегитесь, чтобы вы не служили чужим богам — чтобы не возгорелся на вас гнев Б-га, и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст своего урожая» (Дварим 11:16-17). В ответ Элияу предупредил царя, что из-за его порочных поступков в стране наступит страшная засуха (I Мелахим 17:1, Раши; Санхедрин 113а).

И действительно, в 3034 году (726 г. до н.э)/ началась засуха, продолжавшаяся более трех лет (Седер олам раба 17; Седер адорот).

Неоднозначность фигуры Ахава [↑]

Сказано мудрецами, что три царя не имеют доли в Будущем Мире: Йеровоам, Ахав и Менаше. При этом говорится, что на своём духовном счету Ахав имел равное число прегрешений и заслуг.

С одной стороны, Ахав знал и понимал, Кто создал мир, но с другой стороны — склонялся к идолопоклонству. Даже само его имя говорит об этом внутреннем противоречии. «Ах-ав»:«Ах» — «брат» Небесам, — комментирует Гемара, — как сказано: «…и брат для бедствий рождён…». С другой стороны — «ав» — «отец» идолопоклонству, как написано: «Как сжалится отец над сыновьями…»

Центральный эпизод жизнеописания царя Ахава — история с виноградником Навота — определил судьбу Ахава и перевесил чашу весов в сторону его падения.

Виноградник Навота [↑]

«И говорил Ахав Навоту: дай мне виноградник твой, и будет мне садом для зелени, поскольку он близок к моему дому, и дам тебе вместо него ещё лучший, чем он, а если хорошо в твоих глазах — дам тебе эту цену серебром» (21,2).

Виноградник Навота располагался в Изреельской долине, вдалеке от Шомрона — тогдашней столицы Израильского царства. Настоящей причиной, и это знал Навот, было желание обустроить на месте виноградника языческое святилище.

Навот для такой цели отдать свою землю никак не мог, поэтому не только отказался продать виноградник, но и облачил отказ в форму порицания: «Сохрани меня Г-сподь, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих!»

Царь Ахав прекрасно понял подоплёку сказанного и после такого ответа погрузился в состояние, которое в наше время мы называем депрессией. Факт отказа от сделки, конечно, не мог так огорчить Ахава. Объясняют мудрецы, что своим упоминанием о Г-споде и о наследстве отцов Навот указал Ахазу на его отступничество и злодейство, и этим всколыхнул его душу и заставил прочувствовать, как далеко он отошел от заповедей Вс-вышнего.

Изевель, жена Ахава [↑]

На вопрос жены о том, почему он не пьет и не ест, а лежит лицом в стене, Ахав отвечает поверхностно, не желая открыть Изевель настоящий источник переживаний, и показать, что упрёки подобного рода ещё способны всколыхнуть его еврейскую душу.

Ахав был царём, имеющим почти абсолютные полномочия, но отобрать виноградник у Навота силой ему даже в голову не пришло. А цидонянка Изевель призывает Ахава быть первым среди еврейских царей, кто воспользуется обещанием пророка Шмуэля об особых правах царя. Изевель написала письма от имени Ахава к старейшинам и князьям того города, где жил Навот, обвиняя его в оскорблении царя и в богохульстве.

Ахав и Изевель, даже будучи злодеями, огульно нарушать Законы Торы опасались. Они прекрасно знали, что несоблюдение видимости правосудия чревато восстанием и потерей власти. Поэтому Изевель выбрала путь навета и лжи, чтобы погубить Навота, а Ахав не воспротивился ей. Все произошло по плану Изевель: Навот был осужден и казнен, виноградник достался Ахаву «по наследству»: во-первых, как царь, он наследовал имущество казненных государственных преступников, а во-вторых, как близкий родственник: Ахав и Нават были двоюродными братьями.

Пути приобретения [↑]

Все три существующих в мире пути приобретения испробовал Ахав, стараясь завладеть виноградником Навота. Первые два — приемлемые с точки зрения Торы, а третий — путь нечестия и злодейства.

Вначале просьба облачилась в форму одолжения и милости: «дай мне виноградник твой».

Затем добавилось предложение достойной замены на ещё лучший виноградник или щедрый денежный эквивалент.

Когда Навот отказался не только от сделки, но и не пожелал уступить виноградник в качестве подношения, Ахав резко сменил тактику.

Следующим шагом стала грязная интрига, направляемая хитростью жены, вырвавшая виноградник из рук Навота ценой его физического уничтожения.

Заслуги Ахава [↑]

Тем не менее, у злодея Ахава были заслуги, и немалые.

Маараль из Праги объясняет: Ахав не считался ни с какими затратами, чтобы материально поддержать мудрецов Торы, и это искупило половину его вины. И пусть даже в этой царской поддержке мудрецов не было особого рвения, и происходила скорее от «природной» щедрости, — тем не менее, сам по себе, поступок этот не позволил приписать Ахава к законченным злодеям.

В отличие от поколения царя Давида, духовная сила которого в большой степени заключалась в умении владеть словом, сила Ахава олицетворялась мыслью. Именно во внутреннем переживании — основа язычества, как сказано: «Да не последуете за вашими сердцами…».

Влияние слова и значение мысли разделены и отличны друг от друга. Поколение Ахава следовало за своими дурными мыслями, и ни в чём так Вс-вышний не приравнивает мысль к поступку, как в отношении идолопоклонства.

С другой стороны, подобно тому, как поколение царя Давида, понимая значение устной речи, удостоилось понимания Устной Торы, так Ахав с неожиданной любовью воспринимал Тору Письменную, доступную поверхностному взгляду.

Гемара так и говорит: «Двадцать два года царствовал Ахав, — это право он приобрёл своим уважением Торе, записанной двадцатью двумя буквами…». Только это сдвинуло последующие события так, что позволило ему отыскать путь к раскаянию.

Пророк Элияу и Ахав [↑]

После несправедливого суда над Навотом Вс-вышний отправляет к Ахаву пророка Элияу с важной миссией: «И будешь говорить с ним, и скажешь: Так сказал Г-сподь: ты убил, а еще и наследуешь?»

Пророк обвиняет царя во всех его грехах, указывая ему на то, что он совершал свои преступления не под влиянием внезапного чувства, что он не просто грешил, а предпринимал для этого всё возможное. Ни Закон, ни совесть не могли его удержать.

Приговор Все-вышнего Ахаву состоит в том, что Ахав будет «заключённым и покинутым», то есть, не останется после него в Израиле никого, о ком бы сказали: «заключён в убежище» или «оставлен, избежал гибели» из его потомков. Все пропадут, исчезнут без следа.

А может значить ещё и такое: невиданные сокровища, накопленные домом Ахава, «заключённые» в тайных хранилищах, останутся без присмотра, несметные стада будут «покинуты» без призора на полях владельцами из дома Ахава. Всё материальное, добытое грехом, придёт в запустение и будет заброшено.

Приговор жесток. Но и преступления Ахава в некоторых аспектах превзошли прегрешения Израильских царей предшествующих поколений. «Только не было подобного Ахаву, сбитому с пути своей женой Изевель, чтобы предался совершению зла в глазах Б-га».

Раскаяние Ахава [↑]

Элияу был послан к Ахаву, чтобы вывести царя из заблуждения и пробудить его совесть.

«И было, как услышал Ахав эти слова, разорвал одежды свои, и возложил мешковину на тело и постился, и лежал в мешковине, и поникший бродил…». Ахав содрогнулся от ужаса, осознав всю свою вину, и начал путь раскаяния.

Ахав умолил Йошафата, царя соседней Иеудеи, чтобы тот каждый день, трижды в день, отсчитывал ему по сорок ударов, положенных преступнику.

Ахав поднимался спозаранку на молитву, и весь день отдавал изучению Торы. Но самое главное, он уже никогда не вернулся к дурным делам.

За это раскаяние Вс-вышний обещает не наказывать его самого, а наказать его потомков. Ахав раскаялся не из желания максимального приближения к Вс-вышнему, не из стремления служить Ему, покоряясь перед неизмеримым Величием Создателя, а в первую очередь, чтобы избежать наказания.

Но такое покаяние, хоть и низкого уровня, несёт в себе зерно раскаяния настоящего. Это дало право перенести суд на потомков или, другими словами, приговор оказался «условным»: если потомки не исправят и не дополнят необходимые элементы тшувы, они примут ответственность не только за свои прегрешения, но и за грехи предыдущих поколений. Но если выберут путь праведности, этим удостоятся исправить души тех, кто был до них.

Ахаву было даровано прожить в покое ещё несколько лет, как написано: «И сидели три года без войны…». Погиб он как герой в сражении у Гилада.

Что касается «условного» приговора, то он был приведен в действие, о чем рассказывается в Второй книге Царей (Мелахим II). Потомки Ахава, цари и вельможи, творили зло, и за это были истреблены.

Выводить материалы