Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография величайшего праведника и пророка. Согласно традиции, Элиягу был новым воплощением души первосвященника Пинхаса.

Элияу а-Нави (אליהו הנביא, он же пророк Илия) — величайший праведник и пророк.

Согласно сокровенной традиции, Элияу стал новым воплощением души первосвященника Пинхаса (см.), внука Аарона (см.) (Ялкут Шимони, Пинхас 771; Раши, Бава меция 114б; Седер адорот 2962).

Его отец происходил из колена Гада, а мать — из колена Биньямина (см. Берешит раба 71:9; Шмот раба 40:4; Шохер тов 90; Седер адорот 2962). По иной версии, его отец лишь жил в Гиладе, среди потомков Гада, но сам относился к колену Леви и был коэном (Ялкут Шимони, Мелахим 209; Раши, Бава меция 114б; Седер адорот 2962).

Происходил из города Тошав, и его называли Элияу аТишби (т.е. из Тошава) (I Мелахим 17:1, Таргум и Раши; Седер адорот 2962).

Элияу был одним из ближайших учеников пророка Ахии Ашилони (см.) (ИТ, Эрувин 5:1), и в 2962 году /798 г. до н.э./ получил от него посвящение в пророки (Седер адорот).

Некоторое время жил в Иерусалиме и был членом Великого Санхедрина (Берешит раба 71:9; Шмот раба 40:4). Его учеником был будущий пророк Овадья (см.) (Оцар ишей аТанах, Элияу аНави).

Основал в святом городе дом молитвы (Седер адорот).

Комментаторы указывают, что в своем служении Творцу пророк Элияу удостоился высшего возможного духовного уровня, называемого двейкут («прикрепление») — все его помыслы и стремления были направлены только к Б-гу (Рамбан, Ваикра 18:4-5).

В 3021 году /739 г. до н.э./ над северным царством, Израилем, воцарился Ахав, сын Омри. Этот царь-идолопоклонник взял в жены Изэвель, дочь финикийского царя Эт-Бааля, и устроил посреди своей столицы Шомрона (Самарии) капище финикийского божества Бааля (I Мелахим 16:29-33; Седер адорот). Под властью Ахава евреи из десяти северных колен всё дальше отходили от соблюдения законов Торы. Но царь похвалялся перед Элияу, что его страна процветает — вопреки грозному предостережению Торы «Берегитесь, чтобы …вы не служили чужим богам — чтобы не возгорелся на вас гнев Б-га, и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст своего урожая» (Дварим 11:16-17). В ответ Элияу предупредил царя, что из-за его порочных поступков в стране наступит страшная засуха (I Мелахим 17:1, Раши; Санхедрин 113а).

И действительно, в 3034 году /726 г. до н.э./ началась засуха, продолжавшаяся более трех лет (Седер олам раба 17; Седер адорот).

В начале этого периода Элияу скрывался от гнева царя у потока Керит, к востоку от реки Иордан (I Мелахим 17:2-6, Мецудат Давид). Но затем, когда поток пересох, он перешел в город Царфат, расположенный на берегу Средиземного моря, недалеко от Цидона, в уделе колена Ашера, и поселился там у приютившей его вдовы. А когда сын этой женщины смертельно заболел, — так, что его дыхание уже пресеклось, — Элияу перенес его к себе в комнату и обратился к Б-гу с молитвой: «Г-споди, Б-же мой! Неужели и вдове, у которой я живу, ты причинишь зло, умертвив ее сына?! Прошу, пусть душа этого мальчика в него возвратится!» Ребенок ожил, и пророк вернул его матери (I Мелахим 17:7-24; ИТ, Сукка 5:1, Пней Моше). Позднее исцеленный ребенок, которого звали Йона (см.), стал учеником Элияу и затем пророком (Оцар ишей аТанах, Элияу аНави).

Тем временем по приказу царицы Изэвели было убито большинство пророков, кроме ста, которых сумел спрятать ученик Элияу — Овадья, служивший при дворе Ахава и Изэвель (I Мелахим 18:4).

На третий год голода, Всевышний повелел Элияу: «Иди, явись перед Ахавом, и Я дам дождь на землю» (там же 18:1; Седер адорот). «Как я пойду, — возразил пророк, — ведь они еще не раскаялись?!» «Когда Я первый раз начал орошать землю, — отвечал Творец, — на ней был всего один человек, и Я орошал землю ради него. Так и теперь, явись перед Ахавом, и Я дам дождь (т.е. дождь пойдет в заслугу одного праведного пророка)» (см. Шохер тов 117; Шивтей нахалатэха с. 133 и 386).

По пути к царю Элияу встретил своего ученика Овадью, который рассказал, что люди Ахава, повелевшего убить Элияу, искали его не только по всему Израилю, но и в окружающих государствах. И тем не менее Элияу настоял на встрече с царем (I Мелахим 18:1-15; Седер адорот).

Увидев мятежного пророка, царь сказал ему: «Ты ли это, наводящий беду на Израиль?!» Но Элияу ответил: «Не я навел беду на Израиль, а ты и дом твоего отца, — тем, что вы оставили заповеди Б-га, а ты служил Баалям (т.е. финикийским и кнаанским божкам)». Элияу обещал царю, что Всевышний даст дождь. Но предварительно он потребовал, чтобы Ахав собрал весь народ Израиля к горе Кармель и пригласил бы туда многочисленных лжепророков, прорицающих от имени своих идолов (I Мелахим 18:17-20).

Когда царь созвал всех израильтян, Элияу обратился к ним: «До каких пор вы будете колебаться? Если Г-сподь — это Б-г, то следуйте за ним. А если Бааль, то следуйте за ним». Евреи молчали. Тогда Элияу предложил испытание: «Я один остался здесь из пророков Г-спода, а пророков Бааля — четыреста пятьдесят человек. Пусть нам дадут двух тельцов, и они выберут себе одного из них, рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не разжигают. А я положу на дрова другого тельца, и огня не разведу. Пусть они взывают именем их божества, а воззову именем Г-спода. И Тот, Кто ответит огнем, Он и есть Б-г». И народ согласился (там же 18:20-24).

Пророки Бааля взывали к нему с утра до полудня. А в полдень Элияу стал смеяться над ними: «Кричите громче, ведь, возможно, ваше божество занято разговорами или в отлучке, или путешествует вдалеке. А может, он спит, так он проснется». Пророки Бааля кричали и бесновались у жертвенника, царапали себя мечами и копьями — но ответа не было. Тогда Элияу попросил, чтобы израильтяне окружили его. Он сделал вокруг своего жертвенника ров и залил его водой, а также велел облить водой дрова и тушу тельца. Элияу воззвал к Творцу: «Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать этот народ, что Ты — Б-г». По его молитве огонь с небесной вышины пал на жертвенник и пожрал не только тельца и дрова, но и вылизал воду во рву. Израильтяне пали ниц и признали: «Г-сподь — Он Б-г». После этого по приказу Элияу были схвачены и казнены пророки Бааля. А вскоре над морем показалась первое облачко, затем небо потемнело от туч, и начался ливень (там же 18:26-45).

Скрываясь от царицы Изэвели, поклявшейся отомстить ему за смерть пророков Бааля, Элияу отправился на юг страны — в Беэр-Шеву, а затем — к горе Хорев (Синай). Там ему открылся Творец. Элияу с горечью посетовал на то, что происходит в стране: «Оставили завет Твой сыны Израиля, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом. Остался я один, но и моей души искали они, чтобы ее отнять». В ответ Всевышний повелел ему отправиться в Дамаск, чтобы помазать на царство над Арамом (Сирией) некоего Хазаэйла, а царем над Израилем помазать Йеу, сына Нимши. Кроме того, Элияу должен был посвятить в пророки Элишу, сына Шафата (см.) и поставить его своим преемником. «И будет, — предрек Всевышний, — тех нечестивцев, кто спасется от меча Хазаэйла, умертвит Йеу. А того, кто спасется от меча Йеу, умертвит Элиша — останутся только те, кто не преклонял коленей перед Баалем» (там же 19:1-18).

Выполняя повеление Творца, Элияу посвятил Элишу в пророки (там же 19:19-21).

По слову Б-га, Элияу явился в столицу Израиля Шомрон к царю Ахаву, чтобы предсказать ему и всему его роду скорую гибель. Вняв словам пророка, Ахав разодрал свои царские одежды, облачился во вретище и наложил на себя строгий пост. Тогда Творец сказал Элияу: «За то, что он покорился Мне, Я не наведу эту беду в его дни. Во дни его сына наведу беду на его род» (там же 21:17-29). И поэтому Элияу отложил помазание на царство Хазаэйла и Йеу, через которых должны были обрушиться предсказанные кары (Ральбаг и Мальбим, I Мелахим 21:15-16).

В 3041 году /719 г. до н.э./ царь Ахав погиб в бою. Ему наследовал сын Ахазья (I Мелахим 22:35-40; Седер адорот).

Вскоре Ахазья серьезно занемог и направил посланцев в город Экрон, к жрецам божества Бааль-Звува, чтобы узнать, выздоровеет ли он от своего недуга. Элияу вышел навстречу посланцам царя, сказав им: «Возвратитесь к царю. Разве нет Б-га в Израиле, что вы идете вопрошать Бааль-Звуза, божество Экрона? А Б-г сказал так: “Не сойдешь ты с постели, на которую возлег, а непременно умрешь” (II Мелахим 1:2-6).»

Узнав об этом предсказании, царь послал за Элияу пятьдесят стражников, чтобы схватить его. Но как только стражники приблизились к горе, на вершине которой сидел пророк, и приказали ему: «Спустись!», он призвал огонь с Небес, и пламя сожгло их. Царь послал еще один пятьдесят воинов, но его постигла та же участь. И лишь с третьим пятьюдесятью, начальник которого не приказывал, а умолял пророка придти, Элияу явился к царю и сам повторил перед ним свое предсказание: «За то, что ты посылал вопросить Бааль-Звува, божество Экрона, — будто нет Б-га в Израиле, чтобы вопрошать Его слово — не сойдешь ты с постели, на которую возлег, а непременно умрешь». И, действительно, в 3043 году /717 г. до н.э./ Ахазья умер от этой болезни, и ему наследовал его брат Йеорам (там же 1:9-17; Седер адорот).

В 3047 году /713 г. до н.э./ году Элияу вместе со своим ближайшим учеником Элишей сошел через Иерихон к Иордану. Элияу ударил своим плащом по воде, и она расступилась. Учитель и ученик перешли по дну. На другом берегу Элияу спросил: «Что сделать мне для тебя прежде, чем я буду от тебя взят?» В ответ на просьбу ученика Элияу разъяснил ему величайшие тайны, связанные с Сотворением мира и Б-жественным управлением Вселенной. И пока они еще разговаривали, с неба спустился некий светящийся объект, подобный «огненной колеснице, запряженной огненными конями». Эта «колесница» отделила Элияу от ученика. А затем он был вихрем унесен в Небо — как когда-то в древности праведный Ханох (см.) (II Мелахим 2:8-11, Радак и Мальбим; ИТ, Брахот 5:1; Седер адорот).

При вознесении в духовный мир душа Элияу облачилась в «тело из света», в котором она предстала перед ангелами-служителями (Зоар 2, 197а, 3, 88б). А его земное тело осталось жить на земле — в нижнем Ган Эдене, где когда-то, при Сотворении мира, Творец поселил Адама — Первого Человека (см.) (Дерех эрец зута 1; Хатам Софер, Тшувот 6, 98).

Поскольку Элияу не совершил в своем последнем воплощении ни одного греха, он удостоился вечной жизни, ведь и Адам, если бы не совершил своего единственного греха, то жил бы вечно (Ваикра раба 27:4).

С тех пор Элияу внимательно следит за происходящим на земле — по образному выражению мидраша, он «облетает весь мир, как птица» (Шохер тов 8). И он пишет хронику всех последующих поколений (Седер олам раба 17).

При этом, в отличие от Ханоха, навсегда оставшегося в мире ангелов, Элияу постоянно возвращается в населенный мир и вступает в общение с людьми (Рамбан, Бава батра 121б).

Таким образом, Элияу стал единственным человеком, одновременно существующим в двух мирах: высшем мире ангелов и в земном мире (Зоар 2, 197а; 3, 88б). Иногда он является мудрецам Израиля, чтобы научить их каким-либо законам (см. Брахот 3а), а порой приходит на помощь праведникам.

Согласно сокровенной традиции, пророк Элияу должен открыться всему народу Израиля перед приходом Машиаха, чтобы возвестить о наступлении новой эпохи (Сифрей, Браха 342).

Его задачей будет подготовить сердца евреев к испытаниям, связанным с приходом Машиаха (Рамбам, Мелахим 12:2). В книге пророка Малахи (см.) переданы слова Творца, относящиеся к дням геулы — конечного избавления: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного, — и возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (Малахи 3:23-24).

Комментаторы поясняют, что пророк Элияу возвратит к Творцу сердца «сыновей» — т.е. младшего поколения сынов Израиля, а за сыновьями потянуться «отцы», и тогда сердца поколений объединятся (Раши и Мецудат Давид, Малахи 3:24).

Всевышний совершает избавление через двух пророков из колена Леви: первое избавление, из египетского рабства, пришло через Моше (см.), а последнее — придет через пророка Элияу (Ялкут Шимони, Мелахим 209).

Вместе с тем, Элияу разрешит законодательные разногласия и споры, накопившиеся за тысячелетия изгнания, ведь он является носителем древней традиции, полученной Моше на Синае. И он передаст эту традицию величайшим мудрецам последнего поколения, восстановив цепь передачи «рукоположения» — смихи, идущую от Моше и прерванную после разрушения Второго Храма. Ведь сам Элияу получил смиху от своего наставника Ахии Ашилони и может передать ее дальше (Хатам Софер, Тшувот 6, 98; р. Й.-А. Лоренц, Плайот эдотэха 2, 7:7-8).

Но о том, как именно произойдут эти предсказанные события, станет известно только тогда, когда эти предсказания осуществятся (Рамбам, Мелахим 12:2).

с разрешения издательства Швут Ами


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше