Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний разрешает лгать?

Темы: Ахав, Танах, Пророки, Ложь, Дух, Загробный мир, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы у вас узнать такой вопрос. В книге Мелахим I есть такие слова: «И сказал (Михайеу): итак, внимай слову Г-сподню: видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Г-сподь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Г-сподь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так. И вот, теперь вселил Г-сподь духа лжи в уста всех этих твоих пророков; а Г-сподь изрек о тебе недоброе» (Мелахим I 22:19-23). Я так полагаю, дух, который спрашивал у Всевышнего разрешить «солгать», это был ангел? Но Всевышний ведь разрешил сделать это. В результате чего Ахав не послушал Михайеу, приняв совет лживых пророков, и погиб в сражении. Вопрос такой: Всевышний разрешает лгать? Святослав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Святослав!

Всевышний сказал нам в Торе: «От лжи отдаляйся» (Шмот 23:7). Об этом спорили ученики Шамая и Илеля: первые утверждали, что любая ложь недопустима, вторые возражали: если есть необходимость в поддержании, например, мира между супругами, то ложь (если нет другого способа) даже приветствуется. Наши мудрецы заключают, что разрешено сказать неправду по трем основным причинам. А именно: ради сохранения мира, из личной скромности (например, скрыть свои познания в Торе, если они не могут в данный момент принести пользу, скажем, когда об этом спрашивают из праздного интереса), и во избежание сплетен (когда кто-то не в меру любопытен в вопросах личной жизни другого).

Одним из оснований для разрешения сказать неправду мудрецы считают слова Всевышнего, обращенные к Аврааму (после того, как Сара усомнилась в своей способности забеременеть): «Почему Сара говорит, что она уже не может рожать?». Творец указывает Аврааму на спорный момент в мировоззрении супруги, деликатно умалчивая о том, что на самом деле она, думая об этом, добавила «и муж мой уже стар». Следовательно, для поддержания мира между супругами разрешено говорить неправду. А мы делаем еще один удивительный вывод: полуправда — та же ложь.

Обсуждая приведенную Вами историю, следует сразу вспомнить слова комментария Мецудот: это аллегорическое описание того, что происходило в духовных мирах, изложенное так, чтобы люди могли понять. Но мы можем извлечь оттуда важный урок: лжец глубоко противен Творцу. Даже в том случае, когда по расчетам Всевышнего нужно было, чтобы кто-то убедил царя-злодея отправиться на гибельную для него войну, дух Навота, с готовностью вызвавшийся выполнить это поручение, был тут же отправлен «на задание»… но со словами — «выйди от Меня». Здесь содержится намёк на то, что его готовность ко лжи лишила его права созерцать Лик Шхины (Б-жественное Присутствие). Таким образом, Всевышний помещает злодеев, намеревающихся совершить преступление, туда, где по Его расчетам это должно быть совершено, но злодей не награждается за преступление, которое совершает по собственному выбору…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше