Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника "Тора на все времена"

Содержание раздела

Продолжая тему предыдущего раздела, Тора описывает процедуру очищения человека, пораженного цараат (мецора), по окончании его изоляции. Этот процесс занимал неделю и включал в себя принесение жертв в Храме и погружение в микву, после чего коэн объявлял пострадавшего "чистым". Если мецора был беден, ему разрешалось принести более дешевых жертвенных животных.

 

 

Как только язвы цараат появлялись на стенах дома, из него выносили все вещи, чтобы они не попали в категорию "нечистых". Пораженные камни выламывали из кладки и заменяли новыми; со стен, внутри и снаружи, соскабливали всю штукатурку. Если язвы снова появлялись, дом полностью сносили. Далее подробно описываются "нечистые" выделения из половых органов. "Истекающему слизью" следовало избегать контактов с людьми и священными предметами. Сообщается порядок его ритуального очищения.

 

 

Бревно в своем глазу

 

В названии настоящего раздела Мецора можно увидеть аббревиатуру слов моци шем ра (злословящий). Духовная нечистота, проявлявшаяся в язвах, нарывах и струпьях, была наказанием, в первую очередь, за грех лашон а-ра (нечистого языка).

 

 

В Талмуде сказано, что лучшее лекарство от злословия – это изучение Торы, когда человек произносит хорошие, святые слова вместо плохих, грязных. Комментаторы (Кли якар) поясняют, что пять книг Торы соответствуют пяти видам цараат: на стенах дома, на одежде, на теле человека, на его волосах, а также на кожном воспалении или ожоге.

 

 

Но что делать, если человек не способен учить Тору, если он просто малограмотен? На этот случай Талмуд предписывает другое лекарство – смирение и скромность.

 

 

Как соотносятся грех злоречия и скромное поведение? Что их связывает? Ответ простой. Скромный человек видит свои недостатки лучше, чем недостатки других. И наоборот, соринку в чужом глазу ищут, как правило, тщеславные и высокомерные люди. Неслучайно в книге Псалмов (12:4) злословие определяется как "лашон медаберет гдолот – язык, говорящий надменное (буквально: большое)".

 

 

Вот почему процедура очищения "прокаженного" по окончании его изоляции включает в себя приношение "двух живых чистых птиц", чья непрерывная "болтовня", чирикание или воркование, искупает злостную болтовню, а также куска кедрового дерева, червленицы (багряных нитей) и ветки иссопа (гл.14).

 

 

С птицами понятно, но в чем смысл использования в процессе искупления трех других предметов? Раши объясняет: потому что мецора был заносчив и самоуверен, уподобляясь кедру, высокому, величественному дереву, и с него надо сбить спесь, чтобы он стал тихим и смиренным, как червь, который на иврите называется так же, как и червленица (толаа – шни толаат), и как низкие, малоприметные кусты иссопа. Пройдя такую процедуру очищения, человек начинает видеть мир в правильных пропорциях; он замечает не только чужие, но и свои недостатки.

 

 

Чтоб и бровью не повел

 

Впрочем, это еще не все. "В седьмой день (заключительного карантина) обреет он волосы свои, голову свою, и бороду свою, и брови глаз своих, и вообще все волосы свои обреет..." (14:9). Что и говорить, духовное очищение требует тщательной санитарной обработки. Но почему Тора не ограничивается обобщением "все волосы"? Для чего надо перечислять голову, бороду, брови?

 

 

Голова, как и кедр, символизирует заносчивость. Мецора слишком задирал нос, считая, что он лучше других. Своими устами, обрамленными бородой и усами, он сплетничал и наговаривал на людей, а его глаза под бровями сужались от зависти. Именно зависть, позорнейшее из чувств, вызывает в человеке стремление подорвать репутацию ближнего, что сделать не так уж трудно: достаточно поднять бровь в наигранном удивлении и насмешке.

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"