Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Галут — Изгнание

За что Б-г рассеял еврейский народ и в чем цель Изгнания евреев?

Оглавление

О понятии галут ↓

Евреи в изгнании ↓

1. Существование изгнаний, горя и зла
История изгнаний ↓

Изгнание как основа мироздания ↓

Почему существует зло? ↓

2. Изгнание
Необходимые условия ↓

Изгнание души в теле ↓

Изгнание в мире зла ↓

Изгнание народа ↓

Зачем создан мир? ↓

3. Роль человека в мире
Что должен делать человек? ↓

Что такое человек? ↓

Праотцы ↓

Что такое «служение Творцу»? ↓

Противоположность служению — смертные грехи ↓

4. Четыре царства
Египет ↓

Предсказания ↓

Изгнание ↓

История ↓

Причины изгнания ↓

Вавилон ↓

Персия и Мидия ↓

Греция ↓

Рим ↓

5. Уроки изгнаний ↓

О понятии галут [↑]

Термин «галут» означает «изгнание», насильственную разлуку с прежним местом жительства. Таково единственное значение этого слова в ТаНаХе (см. Ирмияу 29:1 и мн. др.). Поэтому понятно, что все время пребывания народа на своей земле не может идти речи об изгнании.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш пишет (на Берешит 9:20-21), что слово галут — однокоренное с «гила», «гилуй» — «раскрыть», «оголить», «обнажить». Находясь в своей естественной среде (на родине), человек защищен и устойчив, а изгнанный подобен обнаженному, потерявшему защиту и достоинство, которые давали ему его одежды.

Соответственно, понятие, противоположное галуту — это «швут» или «шива» — «возвращение на прежнее место» (см. Ирмияу 30:3 и мн. др.). Причем возвращение вовсе не означает «автоматического решения» всех остальных проблем возвратившегося народа.

Слово геула встречается в Торе в значении «спасение», «избавление» или «выкуп» (см. Шмот 6:6, Ваикра гл. 25, гл. 27 и множество раз в Пророках), но нигде не фигурирует как антитеза галуту. В широком значении геула это избавление от насущной проблемы — от порабощения и т.п. Как сказано в благословении на избавление (Биркат а-Геула), которое мы произносим в конце Пасхального Седера, «ми-шиабуд ле-гэула» — «от порабощения к избавлению».

У мудрецов (Мидраш Берешит Рабба на гл. Берешит 2:4 и мн. др.) мы находим выражение Галут Яван — «греческое изгнание», хотя, как известно, греки не изгоняли евреев из Эрец-Исраэль. Однако, скорее всего, это название указывает на то, что большая часть еврейского народа еще со времен Вавилонского изгнания находилась в диаспоре. Поэтому точно так же, как период персидского владычества назван Галут Парас, так и период правления Греции, «унаследовавшей» мировое господство от персов, назван галутом.

Однако со временем как в повседневной речи, так и во многих книгах мудрецов слово галут получило несколько иное, более широкое значение. Оно стало синонимом неблагополучного состояния народа — порабощения или просто состояния духовного упадка. (В книгах есть также понятия галут а-нефеш и галут а-Шхина — «изгнание души» и «изгнание Б-жественного Присутствия», которые описывают, опять же, духовное состояние народа, а не физическое изгнание).

Отсюда: существование евреев без еврейского царства или управления по законам Торы принято называть галутом. Кроме того, говоря о еврейском народе в целом (а не только о населении Израиля), можно назвать его состояние галутом, т.к. более половины народа все еще проживает вне Страны, — подобно тому, как Мидраш называет галутом эллинистический период.

Евреи в изгнании [↑]

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.

«Когда разрушили Храм, вышел из нас Дух, венец наш. И остались только мы, тело без души. И изгнание из Земли Израиля — это могила. И черви окружают нас, и нет у нас возможности спастись от них — это идолопоклонники, которые пожирают нашу плоть.

Но еще оставались собрания мудрецов и большие Йешивы, пока не сгнила вся плоть, и не разъединились кости, и не разбросали их раз за разом. Но все же, оставались еще кости, которые поддерживают тело — это мудрецы Израиля. Пока не разложились и кости, и остался от нас лишь тлен, и превратился в прах. Унижена до праха душа наша! И теперь мы надеемся на воскрешение мертвых, “отряхнись, восстань из праха”, да снизойдет на нас дух сверху!»

Виленский Гаон, конец комментария на «Сифра де-Цниута».

Говоря о великом Храме, который когда-то стоял в Святом городе Иерусалиме, и правлении праведных царей Израиля, невольно задумываешься о тяжелой истории нашего народа. Вспоминаются несчастья, погромы и изгнания, которые постигли нас на протяжении веков. Перед глазами возникают сцены грабежа, пыток и аутодафе. Каждого, кто хоть раз об этом задумывался, гложет горький вопрос: а зачем это? Неужели за всеми этими страшными событиями кроется тайный смысл? Почему наш народ должен пройти через столь тяжелое горнило изгнания? Почему по сей день люди веры вызывают патологическую, необъяснимую и иррациональную ненависть у тех, кто от веры далек?

Надеемся, что это обсуждение поможет нам немного разобраться в этих вопросах. Все, что здесь написано, основано на словах мудрецов Торы предыдущих поколений. (К сожалению, у нас нет технической возможности и места указать на все источники.)

1. Существование изгнаний, горя и зла
История изгнаний [↑]

Всем известно, что еврейский народ был изгнан из своей земли в наказание за грехи. Книги пророков полны предупреждений о наказании! Гонения, погромы и преследования постигли нас в результате неправильного поведения. Если бы не ошибки и нарушения, совершенные предыдущими поколениями, мы бы могли спокойно и беззаботно жить на своей земле, так, как это было задумано с самого начала. Ни одному народу даже не пришло бы в голову воевать с нами, порабощать нас и изгонять нас из земли обетованной.

Изгнание как основа мироздания [↑]

Но при более внимательном прочтении Торы мы видим, что дело обстоит не совсем так.

Написано (Берейшит, 15:13): «И сказал Он <Всевышний> Авраму: Знай же, знай, что пришельцем будет потомство твое на земле, не им <принадлежащей>, и будут порабощать и угнетать их, четыреста лет».

То есть, уже во времена гиганта духа и праведника, нашего праотца Авраама, Всевышний сообщает нам о том, что еврейский народ будет отправлен в изгнание. А ведь в то время наш народ еще даже не существовал!

В Писаниях же упоминаются четыре царства и четыре изгнания, хотя на момент появления этих книг осуществилось лишь первое из них. Пророку Даниэлю, жившему в Вавилоне в период, который непосредственно следовал за разрушением первого Храма, эти четыре царства представились в виде четырех чудовищ.

А из слов мудрецов получается, что об изгнании было известно еще раньше.

Написано в мидраше (Берейшит Раба, гл. 2, 4 на стих Берейшит, 1:2: «Земля же была — смятение и хаос, и тьма над бездной, и дух Б-жий витает над водами»): «“смятение” — это Вавилон, “хаос” — это Мидия, “тьма” — это Греция, “над бездной” — это царство зла».

Из того, что написано в мидраше, получается, что мир с самого начала был создан таким образом, что в нем содержался потенциал для четырех изгнаний. Более того, этот потенциал лег в самую основу мироздания! Ведь речь идет о втором по счету стихе из Торы, в нем описываются самые ранние, и, следовательно, наиболее основополагающие стадии сотворения мира.

Почему существует зло? [↑]

Этот удивительный мидраш наталкивает нас на более общий и фундаментальный вопрос: почему мир был создан таким образом, что в нем существует зло? Ведь Всевышний милостив и добр, почему же Он создал мир, в котором существует несчастье, горе и смерть?

Этот сложнейший и жизненно важный вопрос требует обстоятельного ответа. Его читатель может найти, например, в книге Рамхаля (Раби Моше Хаима Луцатто) «Даат Твунот». В рамках этой статьи мы удовольствуемся тем, что лишь сжато изложим выводы, к которым приходит Рамхаль в своей великой книге.

Как известно, Всевышний создал человека для того, чтобы сделать ему добро. Творец хочет оделить человека максимальным благом. А максимальное благо — это духовное приближение к Создателю и постижение Его единства. Приближения этого можно добиться, только уподобившись Творцу. Уподобиться Творцу можно лишь деяниями, ибо сущность Его совершенно непостижима, следовательно, невозможно даже говорить о том, чтобы уподобиться Ему по сути.

Творец совершенно самодостаточен и независим ни от чего, так как Он — первопричина всего.

Для того чтобы уподобиться Ему, человек тоже должен приобрести эти качества, насколько это возможно для создания (которое в любом случае зависимо от Создателя).

Поэтому человек был создан таким образом, что в нем присутствует врожденное чувство стыда. Стыд — это нежелание быть зависимым от других.

Из этого следует, что истинное благо — это то благо, которое человек получает в результате своей работы, и в качестве награды за нее. Еще большее благо — это то, что человек создает себе сам. То, что мы сделали своими руками, для нас дороже всего на свете. А в подарках всегда будет чувствоваться горьковатый привкус. Такова природа человека!

Поэтому Всевышний создал мир, в котором у человека есть возможность удостоиться награды. Задача каждого из нас — подготовить почву для раскрытия единства Творца.

Увеличивая святость в самих себе и в окружающем нас мире, мы создаем условия для Б-жественного присутствия, что и влечет за собой раскрытие. При этом наиболее яркое раскрытие единства возникает именно в том месте, где это раскрытие заменяет собой наибольшее сокрытие и тьму. Любое служение Всевышнему усложняется по мере сгущения сокрытия. Поэтому человек, благодаря которому происходит раскрытие единства Всевышнего в мире зла, должен преодолеть величайшие трудности и препятствия для того, чтобы притянуть в этот мир искры святости из высших духовных миров. У человека есть возможность повлиять на высочайшие уровни духовности, — в то время как сам он находится в мире материи. Его доля в грядущем мире — это продолжение той святости, которую ему удалось создать в высших мирах, пока он сам находился в мире глубочайшего сокрытия.

При этом человеку полагается награда именно за то, что он, будучи поставлен перед выбором, выбирает правильно, несмотря на все сложности [см. Свобода выбора].

Выходит, что для того, чтобы была возможность дать истинную награду, награду, которая заработана в результате истинного выбора, нужно создать ситуацию, при которой этот выбор существует. Именно для этого и нужно зло — оно является альтернативой добра, альтернативой, от которой человек должен отказаться.

2. Изгнание
Необходимые условия [↑]

Мы объяснили, что человеку необходима свобода выбора для того, чтобы удостоиться вечной награды, и получить возможность приблизиться к Творцу. Каким способом Всевышний обеспечил человеку эту возможность? Он сделал это посредством трех изгнаний.

Изгнание души в теле [↑]

Первое изгнание — это изгнание души в теле.

Душа — это высочайшее духовное создание. Ее единственное стремление — это приблизиться к Всевышнему и насладиться Его светом. У нее нет никакой тяги к материи и к греху. Воистину, по своему происхождению душа находится выше ангелов!

Тело — это грубое материальное создание, полная противоположность души. Это животное, которое не интересуется ничем, кроме удовлетворения своих физических и физиологических потребностей. У тела нет никаких амбиций в духовной сфере.

Душа и тело соединяются вместе, образуя человека. При этом душа должна спуститься в физический мир, который ей в высшей степени чужд, и жить в нем вместе с телом. В результате этого спуска, душа попадает в изгнание, и получается человек.

Человек — это странное, двойственное существо. Он постоянно находится в состоянии внутреннего противоречия. Духовное начало пытается заставить его отказаться от материальных интересов и преследовать чистую духовность. Тело вообще не хочет признавать существование духа, и требует у человека, чтобы тот вложил все свои силы и способности в удовлетворение своих материальных потребностей.

Сам человек — это совокупность тела и души. Он вынужден постоянно выбирать, за каким из своих начал ему стоит следовать, кого слушать. Это и есть свобода выбора. Когда человек преодолевает зов тела и дурного начала, отказывается от материи в пользу духа, несмотря на трудности, то своими силами и своим трудом создает себе часть в грядущем мире.

Первое изгнание, изгнание души в теле, необходимо для того, чтобы у человека появилась свобода выбора.

Изгнание в мире зла [↑]

Для того чтобы предоставить человеку возможность выбирать, Всевышний создал потенциал для существования зла. Если бы Адам с самого начала отверг соблазн змея, существование зла осталось бы лишь теоретической возможностью.

Когда Адам согрешил, выбрав зло, он был изгнан из райского сада и проклят. Смысл этого проклятья заключается вовсе не в том, чтобы просто покарать провинившегося Адама.

Когда человек выбирает зло, он засоряет свою душу ложными понятиями. Его воображение превращает зло в добро. При этом человек отдаляется от той цели, для которой он был создан с самого начала, от наслаждения сиянием Б-жественного присутствия, ибо скверна мешает ему воспринять сияние. Для того чтобы избавиться от грязи и лжи, он должен по-настоящему понять и почувствовать весь ужас своих проступков. Он может сделать это умозрительно, раскаяться и вернуться к Всевышнему самостоятельно. Если же он этого не сделает, то изгнание заставит его испытать на собственном опыте, что такое зло. Он попадет в мир, где вмешательство Всевышнего в происходящее полностью скрыто от глаз. Отведав горькие плоды греха, он поймет, что в действительности означал его неправильный и неправедный выбор.

Несчастья, которые постигают человека в изгнании, всегда соответствуют тому злу, которое он совершил. Когда человека преследуют результаты его же неправильного выбора, он может понять смысл происходящего и раскаяться в содеянном. Когда изгнание и связанные с ним страдания достигнут цели, и помогут человеку очиститься от нечистоты, то изгнание закончится, и вновь наступит раскрытие Лика Творца. А если этого не произойдет, и человек будет упорно продолжать грешить, то сокрытие Лика усилится, и страдания усугубятся настолько, что он вообще потеряет возможность наслаждаться этим миром, и грех потеряет всю свою былую привлекательность, ту самую привлекательность, которая сбила человека с пути.

Когда человек грешит, не дай Б-г, он тем самым создает необходимость для существования зла. Это означает, что все окружающие грешника обстоятельства должны опуститься на такой уровень сокрытия Сияния Лика Творца, который позволил бы этому злу существовать. Получается, что чем больше люди грешат, тем больше сокрытие Лика сгущается вокруг них, и тем глубже они уходят в изгнание, в котором правят силы скверны и тьмы. Таким образом, возникает царство зла. Однако этот процесс не бесконечен. Даже если люди будут постоянно выбирать зло, Всевышний все равно не даст миру опуститься в полное сокрытие Лика. В конце концов, придет избавление, даже если люди этого не заслуживают.

Теперь понятно, для чего необходимо изгнание в мир зла — для того, чтобы дать человеку возможность самостоятельно избавиться ото лжи и от скверны, которые появились в нем в результате совершенного им греха.

Изгнание народа [↑]

Перед каждым из нас стоит задача преодолеть дурное начало и трудности, которые препятствуют нам, и выбрать добро. Этот выбор мы обязаны сделать не только как отдельные люди, но и как часть целого — общины Израиля. Весь еврейский народ должен служить Всевышнему как одно целое. Если этого не происходит, то народ вынужденно попадает в ситуацию, при которой он не может функционировать как одно целое. Это помогает ему понять, как он должен себя вести, и почему он должен служить Всевышнему именно как часть общества.

Изгнание народа действует по тому же принципу, что и изгнание индивидуума. Результат того самого греха, которое совершило общество, заставляет его понять и прочувствовать, что такое зло, и очиститься от него. Народ, который не хотел жить в согласии, вынужден прозябать под властью других. Изгнание лишило его возможности функционировать слаженно и самостоятельно для того, чтобы он понял важность единства и любви.

Зачем создан мир? [↑]

Из того, что мы объяснили выше, становится понятно, зачем Всевышний создал мир. Ведь мир — это сокрытие Сияния Лика Творца. (На святом языке слово «мир» — «олам», и слово «сокрытие» — «hеэлем» — это однокоренные слова.) Мир был создан для того, чтобы обеспечить возможность существования зла, которое противоречит воле Творца. Это, в свою очередь, гарантирует человеку свободу выбора. Задача человека — выбрать добро, несмотря на препятствия, которые сокрытие воздвигает у него на пути.

3. Роль человека в мире
Что должен делать человек? [↑]

Теперь попытаемся определить задачу, которая стоит перед человеком, более конкретно.

Самое общее определение — человек создан ради служения Всевышнему. Цель служения — раскрыть единство Творца, которое скрывается за разнообразием творений и многогранностью мира.

Когда человеку удается побороть свои естественные наклонности и заставить себя и ту часть мира, на которую у него есть влияние, воспевать славу Творца — это раскрытие единства.

Еще большее раскрытие единства происходит, когда Творцу служит множество отличающихся друг от друга созданий. Нет двух одинаковых людей, и нет двух идентичных ситуаций. Каждому уготована его часть раскрытия единства Творца, и никто не может раскрыть то, что должен раскрыть другой. Индивидуумы, которые служат Всевышнему как слаженный коллектив, несмотря на различность характеров и интересов — это большее раскрытие единства, чем индивидуальное служение. Поэтому, задача человека — это не просто служение Всевышнему в качестве частного лица. Человек должен стать частью группы, частью народа, и в этом качестве воспевать славу Творца.

Что такое человек? [↑]

Как известно, человек — это уникальное существо, не похожее на все остальные части мироздания. Только он содержит в себе два противоположных начала — духовное и материальное.

Написано (Берейшит, 2:7): «И сформировал Господь Б-г человека — прах с земли, и вдохнул в ноздри ему душу жизни, и стал человек живым существом». То есть, создание человека состояло из двух стадий. Сначала Всевышний создал материальное тело, «прах с земли», а потом соединил его с душой.

Как мы уже объяснили выше, эти два начала — полные противоположности. Тело стремится к материальному, а душа — к духовному. Из-за этого человек постоянно стоит перед выбором между добром и злом, душой и телом. Его «я» — это не тело и не душа. Это так называемый «руах» — дух, который и выбирает, за кем человеку следовать, за душой или за телом. Руах — это эмоции, которые находятся в сердце.

Получается, что человек — это совокупность трех элементов: душа, сердце, и тело. Они также соответствуют разуму, эмоциям и телу человека.

Праотцы [↑]

Наши святые праотцы удостоились того, что все свое сознание, все сердце и само существование направить только на то, чтобы приблизиться к Всевышнему, и уничтожить преграды на пути к постижению воли Его.

Они полностью избавились от личных интересов, и всецело посвятили себя служению, до такой степени, что их каждое слово и каждое движение было произведено только с одной целью — раскрытие Святости Творца.

Они раскрыли всему миру, что такое истинная праведность и Б-гобоязненность. Только благодаря им у нас есть возможность идти по проторенной дороге, и направлять все свое существо на служение Всевышнему.

Написано (мидраш Мишнат Рабби Элиэзер, 9), что еврейский народ обладает тремя основополагающими чертами характера — стыдливость, милосердие и стремление помогать ближнему (байшаним, рахманим, гомлей хасадим). Эти три качества мы, несомненно, унаследовали от праотцов. Именно они позволяют нам стремиться к совершенству в служении Всевышнему.

Теперь давайте рассмотрим более подробно, каким образом каждый из праотцов стал «основоположником» одного из качеств.

Авраам, который всю жизнь посвятил тому, чтобы делать людям добро, передал нам способность безвозмездно давать другим. Естественная наклонность каждого животного, то есть, существа, состоящего только из тела — заботиться только о себе и о своем потомстве. Авраам использовал все свои силы, чтобы перебороть этот врожденный инстинкт, и жил для того, чтобы давать другим. Ему удалось полностью поменять свою природу и всецело посвятить себя заботе о других. Он стал носителем качества доброты. Таким образом, он исправил свое тело и посвятил его служению Всевышнему. И это качество — стремление помогать ближним, Авраам передал своим потомкам.

Служение Ицхака заключалось в том, что он не хотел брать ничего для себя. Он хотел служить Всевышнему совершенно безвозмездно, и с полной самоотдачей. Он относился к себе с абсолютной строгостью, и был готов полностью принести себя в жертву Творцу.

Сердцу человека свойственно в первую очередь заботиться о собственной выгоде. Оно стремится прибрать к рукам все, что попадает в сферу его влияния. Ицхак полностью переборол это естественное влечение. Он исправил свое сердце, и целиком посвятил его служению Творцу. Ицхак передал нам качество стыда — нежелание получать от других.

Мы уже объяснили, что мир был создан для того, чтобы дать человеку возможность самостоятельно создать себе вечную награду. Для этого ему необходим мир, в котором есть возможность выбирать, преодолевая препятствия, и получать награду за правильный выбор. Хоть мир и был создан для того чтобы сделать добро, безграничная доброта не может достичь окончательной цели творения, ибо бесконечное добро не принимает во внимание поведение получателя добра. Оно дается совершенно безвозмездно, следовательно, оно исключает возможность получить награду по праву и по справедливости. Для этого нужна строгость, которая точно рассчитывает, какая награда и какое наказание полагаются каждому.

Но и у строгости есть свой недостаток. Свобода выбора означает, что у созданий есть возможность выбрать и совершить зло. Злодей нарушает волю Всевышнего, и иногда полностью теряет право на существование. Для того чтобы дать злодею возможность исправиться и приобрести вечную награду, необходимо ограничить и сдержать силу строгости.

Качество милосердия — это соединение доброты и строгости. Оно преследует двойную цель: наделяет наградой и наказывает по справедливости, и в то же самое время, дает отступнику шанс исправиться и удостоиться награды. Это достигается тремя методами: грешнику дается возможность раскаяться и исправиться, наказание дается не сразу, и растягивается таким образом, чтобы дать грешнику возможность существовать.

Яков был носителем качества милосердия. Он точно рассчитывал, в каком случае следует использовать доброту, а в каком — строгость, как оптимально приложить усилия, чтобы служить Творцу наилучшим образом; как дать каждому именно то, что Ему требуется. Для этого он должен был постоянно использовать разум. Таким образом, Яков исправил свой разум, и полностью посвятил его служению Творцу. От Якова мы унаследовали качество милосердия.

Что такое «служение Творцу»? [↑]

Как мы уже сказали выше, смысл пребывания человека в этом мире — это служение Творцу. Теперь мы должны более конкретно определить, в чем именно заключается это служение.

Трактат Авот (1:2) утверждает следующее: «Мир держится на трех столпах: Тора, Авода и добрые дела». То есть, служение человека, для которого и создан мир, разделяется на три общие категории. Давайте рассмотрим эти категории по порядку.

Тора: Человек служит Творцу тем, что использует свой разум для изучения Его Торы и познания Его воли. Он меняет образ мышления и начинает мыслить способами, которым его научила Тора. Это помогает ему понять, как самым лучшим образом выполнить волю Творца.

Авода, что буквально означает «служение» — это жертвоприношения. Смысл жертвоприношений заключается в том, что при виде заклания жертвенного животного, человек представляет себе, что и его плоть предназначена только для служения Творцу, и не имеет никакой собственной ценности.

Принесение жертвы влияет на подсознание и чувства человека. Молитвы и заповеди, связанные с обязанностями сердца, тоже являются частью того, что подразумевается под понятием «авода». Человек подчиняет свои эмоции, или свое сердце, служению Творцу — это и есть «авода».

Добрые дела: практическое выполнение заповедей. Это включает в себя как заповеди, которые управляют взаимоотношениями между людьми, так и все другие заповеди, даже те из них, которые почти невозможно понять. Выполняя заповеди, человек использует свое тело для служения Творцу.

Кроме этого, особое значение Тора придает тому, чтобы человек служил Всевышнему как часть общества. Мир и согласие между людьми — это четвертое условие идеального служения [cм. цикл Пути мира и добра р. Ицхака Сильвера].

Противоположность служению — смертные грехи [↑]

Таким образом, в идеале человек должен подчинить разум, эмоции и тело служению Всевышнему. А что происходит, когда он этого не делает?

Написано в трактате Авот (4:21): «Ревность, вожделение и почет изживают человека из мира». Почему именно они?

Кроме того, в трактате Йома объясняется, что все заповеди подчиняются правилу «и будешь жить ими» (Ваикра, 18:5). Это означает, что человек обязан выполнять заповеди только при условии, что это не угрожает его безопасности. Если же выполнение заповеди сопряжено с риском для жизни, то выполнять ее не надо. Например, человек, который нуждается в срочной операции, обязан поехать в больницу на операцию в Шаббат.

Однако есть три категории запретов, которые являются исключением из этого правила. Идолопоклонство, кровопролитие и разврат запрещены даже под страхом смерти.

Опять возникает вопрос: почему Тора выделила именно эти три вида преступлений?

Ревность — это нежелание смириться с существованием идей, которые противоречат взгляду ревнителя. Неспособность принять непривычную точку зрения или незнакомый взгляд на вещи приводит к тому, что человек не может заниматься Торой. Ведь для изучения Торы человек должен подчинить свое мышление образу мышления Торы!

Получается, что качество ревности не дает человеку использовать свой разум для служения Творцу.

Самая крайняя форма неприятия к чужому мнению — это желание уничтожить обладателя неприемлемых для ревнителя взглядов. Ведь тогда противоположная точка зрения будет окончательно аннулирована и забыта!

Кровопролитие — это полная противоположность качеству милосердия, качеству, которое мы унаследовали от нашего праотца Якова. Убийца всем своим существом противоречит изучению Торы, он использует свой разум для преступных целей, его интеллект стал орудием в руках сил зла!

Вожделение — это неправильное использование тела. Когда тело не находится под властью разума, оно становится похоже на животное. Оно занято исключительно удовлетворением своих собственных физических нужд. Ему хочется только брать, причем брать безо всякого расчета. Его совершенно не интересует выполнение заповедей.

Человек, который предается вожделениям, не может использовать тело для служения Творцу, потому что удовлетворение низменных материальных желаний превращается в самоцель.

Крайняя форма погружения в телесные удовольствия — это разврат. Человек, который погряз в разврате, теряет свою духовную основу, и уже не может существовать как духовное, или даже разумное существо. Его тело теряет способность выполнять волю Всевышнего.

Почет — это служение ложным идеалам. Самый большой идеал — это приближение мира к той цели, для которой он был создан. Когда вместо того, чтобы славить Того, Кому слава действительно полагается, человек ищет славу и уважение для самого себя — это измена идеалу. Человек испытывает сильные эмоции по поводу того, что для него действительно важно. У него не болит сердце за те идеалы, которые он высказывает, не веря в них. Если вместо того, чтобы переживать за преумножение Торы, заповедей и славы Творца в мире, человек заботится о том, как к нему относятся окружающие, это означает, что его сердце в плену у фальшивых ценностей. Его эмоции не участвуют в служении Всевышнему.

Самая крайняя форма подмены истинных ценностей ложью — это идолопоклонство. Человек, который обменял Владыку Мира на деревянного истукана, использует свои эмоции самым худшим возможным способом. Идол — это крайняя форма ложной системы ценностей.

Но даже если человеку удалось избежать ревности, вожделений и погони за почетом, перед ним лежит еще одна задача: он должен служить Всевышнему как часть общества. Раздор и ненависть, разделение — это полная противоположность открытию единства Творца.

4. Четыре царства
Египет [↑]

Возникновение и становление еврейского народа произошло в условиях египетского рабства. В те времена Египет был самым морально испорченным местом на земле, и египетское рабство было самым тяжелым рабством в еврейской истории. Если бы народ выдержал испытание египетского изгнания, и смог остаться в Египте на все четыреста лет, о которых Всевышний предупреждал Авраама, ему не пришлось бы испытывать изгнания, о которых говорил пророк Даниэль. Они бы совершили все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше. Задача потомков выходцев из Египта — закончить их работу в рамках четырех царств.

Предсказания [↑]

Пророк Даниэль видел четыре царства в виде четырех чудовищ. Вот как он их описал (Даниэль, 7:3—18):

«И четыре огромных зверя, непохожих друг на друга, вышли из моря. Первый как лев, но крылья у него орлиные; смотрел я, пока не были оборваны крылья у него. И поднят он был с земли, и поставлен на ноги, как человек, и сердце человеческое было дано ему. А вот другой зверь, второй, похожий на медведя. И стал он одним боком, и три ребра в пасти его, между зубами его, и сказано ему было так: “Встань, ешь много мяса!” После этого увидел я, что вот, еще один — как леопард, и четыре птичьих крыла на спине у него, и четыре головы у этого зверя, и дана ему власть. Потом увидел я в видении ночном, что вот, четвертый зверь — страшный и ужасный, и очень сильный, и большие железные зубы у него. Он пожирает и дробит, а остатки топчет ногами; и не похож он на всех тех зверей, что были до него, и десять рогов у него. Рассматривал я рога, и вот еще небольшой рог появился между ними, и из-за него выпали три прежних рога. В этом роге были глаза, подобные глазам человеческим, и уста, что говорили высокомерно… Эти звери огромные, которых четверо, — четыре царя встанут от земли. Затем примут царство святые Всевышнего и унаследуют царство навечно и во веки веков».

Мидраш, который мы уже привели в начале этой статьи, говорит нам, кто были первые три из четырех, а именно — Вавилон, Персия и Мидия, и Греция. Про четвертое царство сказано, что это будет «царство зла». По большинству мнений, имеется в виду Рим.

Изгнание [↑]

Нам уже известно, что служение Всевышнему разделяется на три общие категории: Тора, Авода и добрые дела. Народ, который стремится построить мир, который опирается на эти основы, заслуживает окончательного избавления. С другой стороны, народ, который занимается идолопоклонством, кровопролитием и развратом, нарушает волю и замысел Творца. А народ, в котором нет единства, вообще перестает называться народом. Четыре изгнания, которые пережил еврейский народ, пришли не случайно. Давайте напомним себе некоторые факты истории.

История [↑]

Первые три царства правили евреями одно за другим. Они захватывали друг друга, в то время как еврейский народ оставался зависимым от той супердержавы, которой удавалось отвоевать трон мирового господства.

Сначала Вавилон захватил землю Израиля, и император Навуходоносор разрушил Храм. Большинство евреев было постепенно изгнано из земли Израиля.

Потом Персия и Мидия завоевали Вавилон, и евреи оказались во власти у персов. Император Кир Великий разрешил евреям построить Храм, и часть народа вернулась на свою землю, при этом оставаясь вассалами Персидской империи.

Потом греки завоевали мир, и евреи попали под правление греков. Только после восстания Маккавеев, в результате серии войн, евреям, наконец, удалось сбросить с себя греческое иго и обрести независимость.

После того, как Маккавеи изгнали греков из земли Израиля и взяли власть в свои руки, в еврейском народе начались бесконечные распри и раздоры. Вражда разъедала народ на всех уровнях: политические фракции воевали между собой, и даже между отдельными людьми бушевала беспричинная ненависть.

В конце концов, определенные элементы обратились к римлянам, чтобы те помогли им воевать. Гражданская война превратилась в войну с мощнейшей Римской империей.

Римляне захватили власть над еврейским народом. В результате серии восстаний римляне решили окончательно избавиться от проблематичной еврейской провинции. Они разрушили Второй Храм, а евреев, которые жили в те времена на Святой Земле, продали в рабство.

В результате, еврейское население было раздроблено на несколько частей, и в последующие века было рассеяно по всему земному шару.

Еврейскому народу до сих пор не удалось оправиться от римского изгнания, и большая часть народа по сей день проживает в среде других народов.

Причины изгнания [↑]

Написано, что во времена первого Храма, еврейский народ погряз во всех трех смертных грехах одновременно. Идолопоклонство, кровопролитие и разврат привели к опустошению земли Израиля. Евреи были изгнаны со своей территории, и испытали на себе иго трех великих империй древности.

Вавилон [↑]

Вавилон — это царство идолопоклонства, царство, которое подменило истинные ценности ценностями поддельными, выдуманными, ненастоящими. И этим ложным ценностям, идолам, придавалось огромное, потерявшее всякие пропорции, значение. Поэтому именно вавилоняне разрушили первый Храм, который не просто символизировал, а на деле показывал, что является истинной ценностью.

Один из примеров того, какие ресурсы вкладывались в Вавилоне в идолов, и какое значение им придавалось, давайте рассмотрим одно из событий, которое описывает пророк Даниэль.

Навуходоносор сделал золотого истукана высотой в шестьдесят локтей (30-35 метров) и шириной в шесть локтей. Этого идола поставили на пьедестал, который был отлит из всего золота и серебра, которое вавилоняне награбили в Иерусалиме. Все это Навуходоносор установил в долине. На торжественное открытие этого истукана Навуходоносор собрал всех своих наместников и чиновников, которые приехали на открытие со всей огромной вавилонской империи, охватывающей мир. Эти люди собрались вокруг идола, и туда же привели большое количество музыкантов с музыкальными инструментами. И повелел Навуходоносор, чтобы все музыканты начали играть одновременно, и в этот же момент все люди, находящиеся в долине, должны были пасть ниц и поклониться истукану.

Позже дело дошло до того, что Навуходоносор самого себя объявил божеством и велел поклоняться себе.

В Вавилоне разрушение истинных ценностей, которое приводит к извращению сердца, достигло апогея. Страдания, которые еврейский народ испытывал, пребывая в вавилонском изгнании, заставили народ раскаяться в идолопоклонстве.

Персия и Мидия [↑]

Вавилон завоевала Персия. Это было царство плотских утех, царство вожделений.

Царь Ахашверош устроил пир, который продолжался 180 дней подряд! (Эстер, 1) В его гарем приводили девушек и женщин со всей империи. Там были представительницы всех рас и народов. Тот, кто следует прихотям своего тела, никогда не испытывает полного удовлетворения. Поэтому Ахашверош все время хотел все больших и больших удовольствий.

Персидское изгнание, изгнание в царстве, подданные которого видели смысл своего существования только в удовлетворении телесных потребностей, для которых не существовало ничего, кроме плотских вожделений, было наказанием за разврат.

Деградация тела привела евреев к изгнанию, в котором они почти подверглись полному физическому уничтожению во времена Мордехая и Эстер. Изгнание в царство материализма было призвано помочь нам понять, что тело — это не самоцель. Оно дано нам для исправления и служения Творцу.

Греция [↑]

Мидийский властитель Кир разрешил евреям вернуться на свою землю и построить Храм в Иерусалиме.

Часть евреев действительно переселились в землю Израиля. Но при этом мы не обрели независимость. Вначале Иерусалим находился под властью персов, а потом греки стали доминантной силой на мировой арене.

Известно, что греки славились своими знаниями, и придавали огромное значение интеллектуальному развитию. Они были первым народом, у которого появилось понятие «наука». Эта система знаний стремилась объяснить все, что происходит в мире, как последовательность естественных событий, которые подчиняются определенным правилам, законам природы, и которые можно полностью понять, используя человеческий разум. Греки утверждали: все, чего человек не может почувствовать или понять, просто не существует.

Будучи почитателями знаний, они стали первым народом, который перевел Тору на свой язык. Мудрость Торы пробудила в греках чрезвычайную ревность, и они запретили ее изучение.

Все, что напоминало о духовном происхождении и святости Торы и человека, претило грекам. Поэтому они запретили обрезание и освящение нового месяца. Они осквернили Храм.

Кровопролитие, источник которого — извращение разума, явилось причиной греческого изгнания.

Страдания, которые еврейский народ испытал под властью у греков, были призваны искупить и исправить грехи разума.

Рим [↑]

Последнее, и самое тяжелое изгнание еврейского народа — это римское изгнание.

Как мы уже сказали, продолжительные войны с римлянами, которые завершились окончательным изгнанием почти всех евреев из их земли, начались после периода независимости. В этот период все слои еврейского общества обуревала взаимная ненависть. И это привело к несравнимо большим разрушениям, чем три смертных греха. Ибо цель человека, и цель народа — раскрыть единство Творца. Споры, распри и вражда — это полная противоположность раскрытию единства. Запрещенные разговоры, сплетни и злословие, которые порождают ненависть между людьми — это самое большое препятствие раскрытию единства. Наказание за разделение — это насильственное дробление народа.

Но на этом несчастья не заканчиваются. Последнее изгнание — это изгнание общего характера. Оно включает в себя все злоключения, которые еврейский народ испытал до этого под властью первых трех царств. Поэтому, за многие века изгнания, которые начались с разрушения Храма, мы испытали гонения и запреты на изучение Торы, расправы, погромы, и попытки «окончательного решения еврейского вопроса».

Что еще более трагично, на еврейский народ постоянно оказывается давление с целью заставить его отказаться от своих идеалов. Это давление принимает две основные формы.

Первая — это открытая борьба против идеалов, которым нас учит Тора, против справедливости, честности, скромности, Б-гобоязненности и святости. Такая борьба может вылиться в насилие, или в объявление еврейского образа жизни незаконным и нелегитимным.

Вторая форма — это подспудная подмена истинных идеалов ложными, и попытка привлечь еврейский народ к жизни в соответствии с чуждой ему моралью. Деградирующее, бессовестное, несправедливое и аморальное общество нагло выдает три смертных греха: кровопролитие, идолопоклонство и разврат, за идеал, к которому должен стремиться каждый. Самые страшные извращения приобретают необъяснимый лоск, их таинственное мерцание влечет к себе умы и сердца. Полное отрицание духовности, тупой и упрямый материализм превращаются в сами собой разумеющиеся понятия.

Ужасы физических и духовных преследований евреев по всему миры должны помочь нам раскаяться и вернуться к трем еврейским качествам: милосердию, стыдливости, и стремлению творить добро.

5. Уроки изгнаний [↑]

Итак, мы ответили на тяжелейший вопрос: каков смысл изгнаний.

Свобода выбора дарована человеку для того, чтобы дать ему возможность по праву удостоиться удела в грядущем мире. Совершая неверный выбор, человек погружается в сокрытие единства Всевышнего и во зло, которое мешает ему увидеть истину.

Для того чтобы человек смог сам различить свет правды, и сознательно отказаться ото лжи, он должен уйти в изгнание.

Изгнание — это возможность испытать результат неправильного выбора на собственном опыте, и посредством страданий отмыться от скверны.

Четыре изгнания, которые испытал еврейский народ, призваны исправить все его недостатки, залечить изъяны его тела, эмоций и разума, и дать ему возможность насладиться созерцанием сияния Всевышнего.

Еврейский народ пронес веру в Создателя через все испытания долгого изгнания. Несмотря на духовные падения, в глубине души каждого человека кроется добро, даже если оно сокрыто многими наслоениями греха и нечистоты.

В конце концов, страдания, которые мы перенесли за бесчисленные годы скитаний, помогут нашему народу вернуться к служению Всевышнему всем своим разумом, всем своим сердцем и всем своим телом, и как единый народ. И тогда изгнание закончится, и в святом городе Иерусалиме снова будет отстроен Храм.

Пророки обещали нам, что после четвертого изгнания мы вернемся на свою землю, и на этот раз уже поселимся здесь навсегда. Да произойдет это вскоре и в наши дни!

Выводить материалы