Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Проясните, пожалуйста, что такое Изгнание, Искупление, времена Машиаха?

25 апреля 2016 года, темы: Понятия и термины Иудаизма, Машиах, Галут, Израиль, Геула, Рав Натан Агрес, Государство Израиль

Отложить Отложено

Ув. рав Агрес (обращаюсь к Вам, потому что мне очень нравится, что Вы очень подробно отвечаете на мои вопросы, и еще раз благодарю Вас за это), помогите, пожалуйста, прояснить термины, которые мы часто интуитивно используем и примерно понимаем их значение, но все же из-за отсутствия четкого определения не очень понятны их границы и часто возникают путаница и споры. (Если по поводу этих терминов имеются разные мнения у разных хахамим, то хотелось бы узнать этот разброс мнений, если не весь, то хотя бы несколько наиболее ярких).

Итак, термины:

1. Галут («изгнание» — какое состояние называется галутом? По каким признакам мы его определяем? (К примеру, некоторые делают акцент на наличии царства, утверждая, что раз у нас сейчас нет царя, то это галут, но ведь до царя Шауля тоже у нас не было царя и это не считалось галутом. Или многие говорят, что раз у нас сейчас государство не по Торе, то это означает галут, но ведь в наших древних царствах процветало идолопоклонничество и это не считалось галутом?))

2. Геула («искупление», «избавление»). Каковы ее признаки?

3. Порабощение царствами. Какая степень порабощения имеется в виду? (Просто подчинение давлению или явное порабощение с обязанностью выплачивать дань и наличием во главе государства ставленника государства-поработителя?)

4. Слышала также о терминах хевлей Машиах («муки прихода Машиаха» — вроде, у Агра — Виленского гаона — упоминалось). Что это, и как мы определяем эту эпоху?

5. Эпоха Машиаха. Что это за эпоха? Как определить ее начало? (Я слышала, что она начинается еще до непосредственного раскрытия Машиаха, тогда по каким признакам мы ее определяем и что для нас означает ее начало? Это уже геула или еще галут? И означает ли это, что в этот раз Машиах уже точно придет и не будет больше напрасных ожиданий, разочарований и катастроф, не дай Б-г?..) Заранее благодарю. Орит

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемая Орит, спасибо, что снова обратились к нам. Сожалею, но у меня не было возможности ответить раньше. Надеюсь, развернутый ответ послужит компенсацией.

О понятии галут. Ваше замечание совершенно справедливо, годы правления Судей, а также эпоха царей-идолопоклонников нигде не называется галутом. И это по одной простой причине: галут означает «изгнание», насильственную разлуку с прежним местом жительства. Таково единственное значение этого слова в Танахе (см. Ирмияу 29:1 и мн. др.). Поэтому понятно, что все время пребывания народа на своей земле не может идти речи об изгнании.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш (Берешит 9:20-21) пишет, что слово галут — однокоренное с гила, гилуй — «раскрыть», «оголить», «обнажить». Находясь в своей естественной среде (на родине), человек защищен и устойчив, а изгнанный подобен обнаженному, потерявшему защиту и достоинство, которые давали ему его одежды.

Соответственно, понятие, противоположное галуту, — это швут или шива — «возвращение на прежнее место» (см. Ирмияу 30:3 и мн. др.). Причем возвращение вовсе не означает «автоматического решения» всех остальных проблем возвратившегося народа.

Слово геула встречается в Торе в значении «спасение», «избавление» или «выкуп» (см. Шмот 6:6, Ваикра гл. 25, гл. 27 и множество раз в Пророках), но нигде не фигурирует как антитеза галуту. В широком значении геула это избавление от насущной проблемы — от порабощения и т.п. Как сказано в благословении на избавление (Биркат а-Геула), которое мы произносим в конце Пасхального седера, ми-шиабуд ле-гэула — «от порабощения к избавлению».

У мудрецов (Мидраш Берешит Рабба на гл. Берешит 2:4 и мн. др.) мы находим выражение Галут Яван — «греческое изгнание», хотя, как известно, греки не изгоняли евреев из Эрец-Исраэль. Однако, скорее всего, это название указывает на то, что большая часть еврейского народа еще со времен Вавилонского изгнания находилась в диаспоре. Поэтому точно так же, как период персидского владычества назван Галут Парас, так и период правления Греции, «унаследовавшей» мировое господство от персов, назван галутом.

Однако со временем как в повседневной речи, так и во многих книгах мудрецов слово галут получило несколько иное, более широкое значение. Оно стало синонимом неблагополучного состояния народа — порабощения или просто состояния духовного упадка. (В книгах есть также понятия галут а-нефеш и галут а-Шхина — «изгнание души» и «изгнание Б-жественного Присутствия», которые описывают, опять же, духовное состояние народа, а не физическое изгнание).

Отсюда: существование евреев без еврейского царства или управления по законам Торы принято называть галутом. Кроме того, говоря о еврейском народе в целом (а не только о населении Израиля), можно назвать его состояние галутом, т.к. более половины народа все еще проживает вне Страны, — подобно тому, как Мидраш называет галутом эллинистический период.

По поводу шиабуд малхуёт — «порабощения царствами». Представляется верным, что любое давление извне, сказывающееся на внутренней политике государства и ограничивающее его свободу действий, можно считать «порабощением». Это касается и нашей действительности, когда Америка и исламские государства оказывают очень сильное влияние на решение многих внутренних вопросов.

Но вернемся к понятию геула — конечному избавлению еврейского народа. Следует помнить, что первой «попыткой» такого избавления был исход из Египта. Эта попытка не увенчалась успехом, за ней последовала вторая — во времена Эзры и Нехемии, по окончании семидесяти лет Вавилонского изгнания, но и она провалилась. Тогда финал был «отодвинут» к концу истории, к нашей эпохе. О связи между геулат ахарит а-йамим (искуплением в конце дней) и исходом из Египта открыто говорит пророк Миха (7:15) «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». А мудрецы учат, что притеснители евреев будут наказаны десятью казнями, подобным десяти казням в Египте. См. также у Рабейну Бхаей (Шмот 5:22) о подобии двух этих избавлений.

Поэтому, чтобы понять, что представляет собой это избавление, стоит обратиться к рассказу Торы об избавлении из Египта. В книге Шмот (6:8, нач. гл. Ваэра) читаем: «Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцею простертою и казнями великими. И Я приму вас к Себе в народ, и буду вам Б-гом… И введу вас в землю, о которой поклялся дать ее Аврааму, Ицхаку и Яакову…» Как видим, геула это целый процесс, состоящий из множества этапов. Но, в конечном счете, можно сказать, что избавление — это состояние полного совершенства, когда наш народ, освобожденный от ига чужеземной власти и власти злодеев, сможет полноценно исполнять волю Творца и в полном смысле слова называться Его народом.

Отсюда очевидно, что сегодняшняя действительность Израиля очень далека от полного избавления (геула шлема). Но, с другой стороны, вне всякого сомнения, мы находимся в разгаре этого процесса (по мнению Хафец Хаима и других этот процесс начался уже более сотни лет назад). Обещания пророков, что еврейский народ вернется на свою Землю, более тысячи лет высмеивались христианами, наблюдавшими печальную реальность изгнания. И вот сегодня мы свидетели исполнения этих пророчеств (см. Йешаяу, гл. 54, Ирмияу 33:10, Амос 9:14 и мн. др.). Земля Израиля, пустынная и заброшенная на протяжении сотен лет, расцвела, принимая свой народ, как пророчествовал Йехезкель (37:8). Все это, несомненно, показывает, что мы постоянно продвигаемся к цели.

Вы спрашиваете, как охарактеризовать наш период? Сходство с избавлением из Египта помогает найти ответ и на этот вопрос. Моше-рабейну предстал перед народом, чтобы сообщить ему о приближающемся избавлении, но затем скрылся на три месяца, и именно в те дни гнет египтян достиг апогея. Мудрецы называют эти два этапа пкида (лифкод — «пересчитывать», «принимать в расчет») и зхира (лизкор — «помнить», «вспоминать», а если речь идет о Всевышнем — то «действовать»).

Подобно этому и избавление Эзры состояло из двух этапов. Пкида — персидский царь Кореш (Кир) разрешил евреям вернутся в Землю Израиля и отстроить Храм. Группа евреев во главе с Зерубавелем возвращается в Иудею и начинает строительство. Но вскоре оно приостанавливается в следствии навета, посланного ненавистниками евреев персидским властям. Заключительный этап наступил лишь 18 лет спустя, когда Дарьявеш (Дарий) Второй (сын Эстер) дал разрешение возобновить и закончить постройку.

Согласно этому, сегодняшнее положение тоже можно определить как промежуточный этап между пкида — массовым возвращением народа в свою Страну, освоением Земли Израиля и т.п., и зхира — раскрытием Машиаха и конечным избавлением от притеснителей извне и от злодеев из среды народа. Кроме этого, Машиах соберет всех евреев диаспоры в Землю Израиля, отстроит Храм и утвердит в мире власть Всевышнего. Важно обратить внимание, что на самом деле мы ежедневно просим обо всех этапах конечного избавления в молитве Шмоне-Эсре (во второй ее половине). Наши просьбы «рисуют» желанную картину реальности.

Такие выдающиеся мудрецы как Хафец Хаим, например, соотносили времена последних поколений с эпохой, названной Талмудом Иквэта ди-Мешиха, что означает «следы Машиаха» (или «пяты»). Это период, предшествующий приходу Избавителя, когда уже видны его следы, но сам он еще скрыт от наших глаз. Название иквэта («пята») связано с тем, что сказано в Торе о рождении Яакова и Эсава. Эсав вышел первым, но Яаков держал его за пяту. Это было прообразом будущих событий: Эсав и его преемники получат власть вначале, в конце же (пята — «окончание» тела) правление перейдет к Яакову.

Этот период называется также Хевлей Машиах, что буквально означает «(родовые) схватки Машиаха» (Талмуд, трактат Санэдрин 98 б и см. во многих других местах). У пророков избавление уподоблено родам (см. Йешаяу, гл. 66 и в других местах). А схватки, как известно, — часть родового процесса. С одной стороны, схватки приносят боль и страдание, но, с другой, они и только они приближают желанное появление человека на свет. Иными словами, приход Машиаха будет сопровождаться большими страданиями для нашего народа.

Этому есть несколько причин. Как тьма сгущается перед рассветом, так силы зла, ощущая, что конец их близок, борются не на жизнь, а на смерть. Кроме того, эти страдания очищают нас от духовной нечистоты и служат великим испытанием, выдержав которое, мы удостоимся избавления.

В Талмуде (конец трактата Сота) содержатся своего рода пророчества, описывающие эту эпоху, и — что сказать? — то, что там описано, необыкновенно точно соответствует нашей реальности.

На самом деле есть два срока, предназначенных для избавления, — оно придет либо «вовремя», либо «раньше срока». Т.е. возможны и «преждевременные роды», когда схватки почти не ощущаются, как сказано у Йешаяу (66:7). Но это возможно при больших заслугах и полном раскаянии еврейского народа. В любом случае, мы не можем точно указать, когда именно откроется Машиах, это может занять еще много времени, а может произойти и каждый день. Готовиться надо в любом случае.

В заключение приведем наставление рабби Элиэзара (Санэдрин, там же), которое он произнес, отвечая ученикам, как уберечься от «схваток» во времена Машиаха: «Усиленным изучением Торы и помощью людям».

Желаю больших успехов в дальнейшей учебе.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат? В чем состоит цель испытаний и какие личные средства необходимы для их успешного преодоления? Читать дальше