Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
Четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит

Несмотря на сравнительно спокойное и благополучное существование, которое ведет большинство евреев сегодня, причем не только в диаспоре, но и в Земле Израиля, согласно написанному в наших святых книгах, еврейский народ по сей день находится в изгнании. Неудивительно, что Геула (Освобождение) — одна из важнейших тем в еврейской традиции. Не претендуя на всестороннее и подробное изложение этой темы в рамках короткой статьи, мы ограничимся несколькими базовыми идеями, необходимыми для ее понимания.

Четыре царства

Написана в Книге Даниэля (2:3145) что во второй год царствования Навухаднецара II, уже после того, как он завоевал Иудею, разрушил Храм и угнал евреев в плен, ему приснился очень важный сон, который смог ему растолковать лишь Даниэль, получивший Бжественное видение: «Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. [Вот] этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, [а] чрево и бедра его из меди; Голени его из железа, а ступни его частью из железа, а частью из глины. Пока ты смотрел, сорвался камень без помощи [чьихлибо] рук и ударил идола по ногам, что из железа и глины, и раздробил их. Тогда искрошились сразу железо, глина, медь, серебро и золото и стали подобны мякине на летнем току; и унес их ветер, и не осталось от них следа. А камень, который разбил идола, превратился в большую гору и заполнил всю землю. Таков сон, а толкование его скажем пред царем. Ты, царь, — царь царей, тот, кому Б-г Небесный дал царство, мощь, силу и славу. И всюду, где живут люди, животные и птицы небесные, отдал Он их в твои руки, и поставил тебя властелином над ними. Ты сам — голова из золота. А после тебя поднимется царство другое, ниже твоего, а иное, третье царство, — медное, — будет властвовать надо всей землей. А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит. А то, что видел ты ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, то [это значит, что] царство это будет разделено, а прочность железа его будет, как видел ты, — железа, смешанного с гончарной глиной. И как пальцы ног — частью из железа, а частью из глины, так и царство это — частью будет прочным, а частью ломким. А то, что видел ты железо, смешанное с гончарной глиной, [значит что] будут они смешаны через семя человеческое, но не сольются друг с другом, как железо не соединяется с глиной, И во дни тех царей установит Б-г Небесный такое царство, которое никогда не разрушится и власти другому народу не передаст. Оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно. Ибо видел ты, что камень оторвался от горы без помощи [чьихлибо] рук и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Б-г открыл царю то, что будет впоследствии. И верен этот сон, и правдиво его толкование». Итак, «золотая голова» это Вавилонское царство во главе с Навухаднецаром. Но что символизируют остальные части идола? Комментаторы Танаха объясняют, что четыре части идола — это четыре царства, четыре изгнания, которые пережил еврейский народ: серебряные грудь и руки идола это Персия, медные живот и бедра Греция; и, наконец, последнее, продолжающееся поныне, связано с железными голенями идола — это Эдом, а глина в его ступнях Ишмаэль.

В нашей традиции Эдом (второе имя Эсава — брата и заклятого врага нашего праотца Яакова) является духовным прародителем Рима и всей Западной цивилизации, а Ишмаэль — сын праотца Авраама от рабыни Агарь — духовным прародителем арабской цивилизации. Каждая из этих империй когдато властвовала над миром, а потом на смену ей приходила следующая. И получается, что наше Избавление придет после того, как Ишмаэль (арабские страны) приобретет силу, сопоставимую с силой Эдома (Запада). И поэтому мы поем в ханукальной песне «Маоз цур»: «Поставь Адмона (т.е. Эдом) в тень Цалмона». Цалмон объясняют мудрецы это Ишмаэль. Одним из хорошо заметных признаков усиления арабского мира является быстрая исламизация, наблюдаемая сегодня в Европе.

Иллюзорная стабильность

Написано в трактате «Бава Батра» (73б): «Сказал Раба бар бар Хана: плыли мы на корабле и увидели [огромную] рыбу, спина которой была засыпана песком. И рос камыш на ее голове. Мы подумали, что это суша и сошли [с корабля], стали варить и печь на рыбьей спине. Но когда спина разогрелась, рыба перевернулась. И если бы не был близко наш корабль, то мы бы все утонули».

Объясняет Магид из Дубно в книге «Эмет леЯаков»: эта агада рассказывает о приходе Машиаха. После долгих лет страданий и скитаний евреи увидят место, где почувствуют себя в безопасности, свободными. Но как только устроятся там трапезничать (заживут в спокойствии) «перевернутся» эти места, превращаясь из благодатных в недружелюбные. И если бы не Геула (Окончательное Избавление) не было бы у нас надежды на спасение.

Так же как и в вышеприведенной агаде про рыбу, многие сегодня наивно полагают, что жизнь наладилась, «прогресс и гуманизм вотвот одержат окончательную победу над мракобесием и невежеством», а это значит, что «еврейский вопрос» в общем и целом снят с повестки дня, и можно жить: гулять и развлекаться, смешиваться с туземцами этого прекрасного «острова» и отходить все дальше от своего потрепанного штормами «корабля», который кажется таким ненужным и устаревшим. Но правда состоит в том, что лишь этот корабль — корабль нашей традиции — может стать спасением в трудную минуту. И лишь он помог нам выжить, и даже пережить все эти царства, еще недавно казавшиеся вечными и нерушимыми. И именно этот корабль спасет нас в стремительно приближающемся будущем.

Два взгляда

Рамхаль в книге «Даат Твунот» объясняет, что существуют два подхода к любой ситуации: можно видеть лишь то, что кажется ясным и логичным в данный конкретный момент, а можно пытаться «разглядеть» за ситуацией то, к чему она приведет. В качестве примера можно привести притчу. Однажды царь решил примерно наказать преступника. Он приказал посадить осужденного в клетку в центре города и запретил его кормить. Преступник был настолько голоден, что в какойто момент оторвал кусок подошвы и начал его жевать. Мимо проходил турист, он приблизился к клетке и спросил: « Что здесь происходит?» Ему ответили: «Преступника морят голодом». А турист не понимает: «Как голодом? Я же своими глазами вижу, он жует!»

В «Мехильте» мы находим созвучный мидраш на стих в главе «Бешалах» (Шмот 14:25). Чтобы уговорить войско собраться и броситься в погоню за евреями, фараон украсил колесницы роскошными предметами из казны и объявил: «Кто пойдет со мной получит эти богатства». А на деле получилось, что он доставил евреям, которые уже «опустошили Египет» при исходе, дополнительное богатство когда египетская армия утонула в Красном море, все это богатство вынесло на берег, прямо к евреям)1.

Царь Шауль посылал Давида в гущу сражения, рассчитывая, что тот погибнет. Но он не погиб, и чем опаснее были задания тем больше люди славили Давида (Шмуэль I 18:2830).

Еще один пример действия того же принципа: Талмуд («Шабат» 119а) рассказывает о праведном человеке по имени Йосеф, который очень дорожил Субботой. Его злому соседу было предсказано, что все его состояние перейдет к Йосефу, поэтому он продал все, что у него было, на вырученные деньги купил бриллиант, и носил его с собой в шапке. Както раз он переправлялся через реку, подул ветер, сдул шапку и бриллиант утонул. Его съела рыба, которую купил для субботней трапезы Йосеф. И получилось, что действия, направленные против Йосефа, имевшие своей целью не допустить приобретение им этого богатства, как раз и привели к тому, что в итоге он все получил.

Мы говорим об этом так подробно, потому что два вышеупомянутых подхода нашли свое отражение в том, как еврейская традиция рассматривает Геулу. В традиции Избавление иногда называется словом «Шахарит» — это «имя» утренней молитвы, установленной, согласно преданию, нашим праотцом Авраамом, и происходящее от слова «шахор» (черный). Бааль Шем Тов задает вопрос2: почему «черный» ведь Шахарит молятся утром? И отвечают: вечером начинает темнеть, потом наступает ночь и становится очень темно; и всю ночь, чем дальше тем темнее, и когда уже совсем темно на чинает светать. И точно по такому же принципу «работает» и наша Геула: чем сильнее нам кажется, что все плохо и нет надежды тем ближе Спасение.

Признаки Избавления

Издавна евреи искали в окружающем их мире признаки приближающегося Освобождения. Не избежали этой участи и мы.

Написано в трактате «Сота» (49б), что перед приходом Машиаха будет лицо поколения как морда собаки. Одно из объяснений этого высказывания мудрецов состоит в том, что собака, когда ее бьют бьют палкой, кусает палку, а не самого бьющего. И точно так же евреи накануне Избавления не будут думать о Том, Кто посылает им невзгоды — они будут злиться на исполнителей Его воли.

В трактате «Санэдрин» (97а) упомянуто, что непосредственно перед приходом Машиаха у людей в карманах не будет монет. Возможно, в наше время эти слова становятся намного более понятными, чем когдалибо, ведь монеты и даже бумажные деньги стремительно вытесняются банковскими карточками, «биткоинами» и прочими электронными платежами.

У нас есть пророчество, которое гласит, что Спасение придет тогда, когда евреи поймут, что не на кого надеяться, кроме как на Всвышнего (Йешаяу 10:2021). Пророк использует слово «леишаэн» («опираться»). Интересно, что в книге «Хаей Адам» написано в законах молитвы, что нельзя ни на что опираться во время произнесения молитвы «Амида», и объясняется, что означает «опираться» в данном контексте это когда человек упадет, если выдернуть из под него предмет, на который он опирается во время молитвы; если же он не упадет не называется, что он «опирается». Т.е. нам надо «опереться» на Всвышнего — понять, что если Он оставит нас (не дай Б-г!) мы упадем. Это и есть настоящая вера.

И в свете сказанного выше, даже если комуто трудно, даже когда мы чувствуем, что находимся в большой опасности все равно, необходимо верить, что все от Б-га, а значит, все к лучшему. Надо только поверить и опереться на Всвышнего, поняв, что без Него никак. Времени на сомнения и «раскачку» не остается: почти все пророчества о приходе Избавления уже сбылись. Так пусть все мы вскоре, в наши дни, удостоимся увидеть то время, про которое сказано: «Тогда наполнятся смехом наши уста, а наш язык радостью» (Теилим 126:2). И придет мир на землю, как сказано: «…и будет жить волк рядом с овцой…» (Йешаяу 11:6).

А мы закончим традиционным еврейским пожеланием: «Чтобы все было хорошо, и чтобы мы видели, что это хорошо».

Из журнала «Мир Торы»


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.