Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если придёт царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей, и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он - вероятный Машиах»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о царях и о войне 11, 4

Когда началось порабощение?

Темы: Египет, Рабство, Хронология, Овадья Климовский, Египетское рабство

Отложить Отложено

Когда началось порабощение евреев в Египте? В прошедшей недельной главе (Ваэра), комментируя пасук (стих) о годах жизни Леви, Раши пишет, что именно после смерти Леви началось порабощение евреев. Однако в конце книги Берейшит Раши приводит другой комментарий, где говорит, что порабощение началось после смерти Яакова-авину. Раши ссылается на два разных мидраша, или имеются в виду разные этапы порабощения?

Ицхак

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Ицхак!

Анализ сопутствующих комментариев приводит нас ко второму варианту из предложенных Вами. Жизнь евреев в Египте можно разделить на три основных периода:

  1. До смерти Яакова. Отсчет положенных 210 лет, на которые сам Яаков намекнул, посылая сыновей за зерном в Египет, говоря «спуститесь» (рду=210), уже начался. И формально это засчитывалось как годы рабства, предсказанные Аврааму, так как теоретически фараон мог в любую минуту отправить Йосефа в отставку и заставить всю семью работать на него. Но поскольку при жизни Яакова египтяне воочию видели, каким благословением для Египта является его пребывание там, было ясно, что фараону не придет в голову ничего менять.
  1. После смерти Яакова и до смерти Леви, последнего из братьев, настоящего порабощения еще не было. Но, во-первых, голод, прервавшийся с появлением Яакова, теперь вернулся в Египет, и вероятность отставки Йосефа возросла. Хотя этого и не произошло, евреи почувствовали себя менее уютно. Во-вторых, фараон попросил евреев работать на него. Пока вежливо, красиво попросил — вместе со всеми египтянами, которые, демонстрируя «любовь к царю», добровольно принимали участие в «общественных работах». Мидраш говорит, что и сам фараон (на более позднем этапе) таскал на спине кирпичи, причем настоящие. Мудрецы усмотрели намек на эту ситуацию в начале главы Шмот: «…и поработили сынов Израиля, изнуряя». «Изнуряя» — бэ-фарэх, что можно прочитать и как бэ-пэ рах — мягкими устами. То есть сначала заставили их работать уговорами и посулами, а уж затем поработили по-настоящему. Но даже в этот период, говорят комментаторы, когда работы больше походили на «национальное мероприятие», евреи уже чувствовали тяжесть рабства — еще предстоящего им. Помня о пророчестве, евреи понимали, что на этом египтяне не остановятся, а, значит, они уже на пути к настоящему рабству.
  1. И этот, последний, тяжелый этап начался после смерти Леви, как Раши и уточняет из текста — после сообщения о смерти всех братьев Йосефа сразу говорится о «новом» фараоне и его новой политике по отношению к евреям.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше