Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда началось порабощение?

Темы: Египет, Рабство, Хронология, Овадья Климовский, Египетское рабство

Отложить Отложено

Когда началось порабощение евреев в Египте? В прошедшей недельной главе (Ваэра), комментируя пасук (стих) о годах жизни Леви, Раши пишет, что именно после смерти Леви началось порабощение евреев. Однако в конце книги Берейшит Раши приводит другой комментарий, где говорит, что порабощение началось после смерти Яакова-авину. Раши ссылается на два разных мидраша, или имеются в виду разные этапы порабощения?

Ицхак

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Ицхак!

Анализ сопутствующих комментариев приводит нас ко второму варианту из предложенных Вами. Жизнь евреев в Египте можно разделить на три основных периода:

  1. До смерти Яакова. Отсчет положенных 210 лет, на которые сам Яаков намекнул, посылая сыновей за зерном в Египет, говоря «спуститесь» (рду=210), уже начался. И формально это засчитывалось как годы рабства, предсказанные Аврааму, так как теоретически фараон мог в любую минуту отправить Йосефа в отставку и заставить всю семью работать на него. Но поскольку при жизни Яакова египтяне воочию видели, каким благословением для Египта является его пребывание там, было ясно, что фараону не придет в голову ничего менять.
  1. После смерти Яакова и до смерти Леви, последнего из братьев, настоящего порабощения еще не было. Но, во-первых, голод, прервавшийся с появлением Яакова, теперь вернулся в Египет, и вероятность отставки Йосефа возросла. Хотя этого и не произошло, евреи почувствовали себя менее уютно. Во-вторых, фараон попросил евреев работать на него. Пока вежливо, красиво попросил — вместе со всеми египтянами, которые, демонстрируя «любовь к царю», добровольно принимали участие в «общественных работах». Мидраш говорит, что и сам фараон (на более позднем этапе) таскал на спине кирпичи, причем настоящие. Мудрецы усмотрели намек на эту ситуацию в начале главы Шмот: «…и поработили сынов Израиля, изнуряя». «Изнуряя» — бэ-фарэх, что можно прочитать и как бэ-пэ рах — мягкими устами. То есть сначала заставили их работать уговорами и посулами, а уж затем поработили по-настоящему. Но даже в этот период, говорят комментаторы, когда работы больше походили на «национальное мероприятие», евреи уже чувствовали тяжесть рабства — еще предстоящего им. Помня о пророчестве, евреи понимали, что на этом египтяне не остановятся, а, значит, они уже на пути к настоящему рабству.
  1. И этот, последний, тяжелый этап начался после смерти Леви, как Раши и уточняет из текста — после сообщения о смерти всех братьев Йосефа сразу говорится о «новом» фараоне и его новой политике по отношению к евреям.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше