Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значит «Аммонитянин и Моавитянин не могут войти в общество Господне»?! А Рут?

Темы: Гиюр, Египет, Давид, Рут, Эдом, Рав Яков Шуб, Моав, Амон

Отложить Отложено

Шалом. Уважаемый Рав, объясните, пожалуйста, что значит «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Гос. вовеки»?! И как это согласуется с тем, что прабабушка Царя Давида была Моавитянка? А как знать, может я тоже моавитянин?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. В Торе (Дварим 23:4,5) сказано: «Не войдет амони и моави в общество Господне; также их десятое поколение не войдет в общество Господне вовеки. За то, что не встретили вас хлебом и водой на пути при вашем исходе из Мицраима, и за то, что нанял против тебя Билама, сына Беора, из Птора Арам-Наараима, чтобы проклясть тебя».

Напомним, что амонитяне и моавитяне это народы — потомки дочерей Лота, которые после разрушения Сдома напоили своего отца допьяна и зачали от него (см. Берешит 19:31-38).

Мишна в трактате Йевамот (76 б) сообщает, что браки с амонитянами и моавитянами запрещены навсегда. Имеется в виду, что они, как и выходцы из любого другого народа, могут пройти гиюр и стать евреями, однако еврейкам выходить замуж за этих геров запрещено. То, что они не могут войти в общество Господне, означает именно это.

Талмуд (Йевамот 76 б) открывает нам, что согласно устной традиции, полученной от Моше Рабейну и переданной дальше пророком Шмуэлем, запрет распространяется только на амонитян и моавитян — мужчин, но не на женщин. Поэтому амонитянка или моавитянка, которая прошла гиюр, может сразу выходить замуж за еврея. Именно поэтому Боазу было разрешено жениться на Рут, которая была моавитянкой, прошедшей гиюр. И так установлен закон в Шулхан Арухе (Эвен а-Эзер 4:2).

Еще два народа, на которые наложены определенные ограничения, это египтяне (мицрим) и эдомитяне. Точнее, ограничения наложены на браки с герами — выходцами из этих народов. Об этом сказано в Торе (Дварим 23:8,9): «Не гнушайся эдоми, ибо он брат твой; не гнушайся мицри, ибо пришельцем был ты на его земле. Дети, которые родятся у них, третье поколение их, может войти в общество Господне».

Однако здесь закон отличается от закона об амонитянах и моавитянах: не только геры — бывшие египтяне и эдомитяне — не могут жениться на еврейках, но и женщины — гийорот — не могут выходить за евреев. С другой стороны, запрет этот действует только три поколения. Т.е. после того, как египтянин или эдомитянин прошел гиюр, еврейкам нельзя выходить замуж за него, за его сына, но разрешено выходить замуж за его внука (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 4:3). Понятно, что, например, египтянин и египтянка, которые прошли гиюр, могут заключить брак друг с другом.

Однако эти законы не имеют практического применения сегодня, поскольку, как сообщает Талмуд (Брахот 28а), после того, как Ассирийский царь Санхерив переселил и перемешал все народы, мы не знаем точно, кто к какому народу относится. Соответственно, мы следуем правилу, что любой человек, который решает пройти гиюр, относится к большинству, а поскольку амонитяне, моавитяне, египтяне и эдомитяне составляют меньшинство среди всех народов земли, у нас нет оснований опасаться, что человек принадлежит к одному из этих народов. Поэтому, пройдя гиюр, он сразу может жениться на еврейке (Рамбам, Исурэй биа 12:25).

Однако Рош спорит с Рамбамом о египтянах, он считает, что египтяне после сорокалетнего изгнания вернулись в свою землю. По его мнению, и сегодня за египтянина, который прошел гиюр, нельзя выходить замуж до третьего поколения. Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 4:10), говоря о египтянах, приводит оба мнения и оставляет вопрос открытым.

Соответственно нет оснований полагать, что Вы потомок моавитянина. Что касается еврейства, то оно передается по материнской линии, читайте об этом на нашем сайте.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше