Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер

Почему вы, «харедим», не служите в армии?

15 мая 2015 года, темы: Харедим, Йешива, Армия, Изучение Торы, Ашер Кушнир, Государство Израиль

Отложить Отложено

Я еврей, живу в окружённом врагами Израиле. Вас, харедим, не пойму. Почему ешиботники поголовно отлынивают от военной службы, в то время как другие кровь проливают? Неужели судьба нашего народа не волнует вас? Неужели Тора запрещает ходить в армию? На мой взгляд, правильно делают, что хотят принять закон о призыве! Я хочу, чтобы вы посмотрели мне в глаза и ответили! Леонид

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Леонид!

Вы поднимаете очень важный вопрос. Эта тема, особенно в последнее время, постоянно находится в центре общественного внимания в Израиле, поэтому стоит разобрать её подробнее.

Оправдания

В принципе, в качестве обвиняемой стороны, следовало бы начать оправдываться и приводить Вам факты. Это факты доступные всем, но особой популярностью в СМИ не пользуются, и их просто замалчивают.

· «Харедим» как социум не призываются в армию согласно принятому законодательным органом Израиля — Кнессетом — закону. Однако многие «ортодоксы» как индивидуумы служили или служат в армии, и часть из них участвовала во всех войнах.

· Из всех призываемых в армию только около 20% служат в боевых войсках, реально подвергая свою жизнь опасности. Остальные же 80% — обслуживающий персонал. Они в армии необходимы, но если уже речь зашла о крови, то они свою проливают с тем же успехом, что и остальное народонаселение Израиля, включая «харедим».

· По неоднократному признанию профессиональных высших армейских чинов, ЦАХАЛ не нуждается в призыве ешиботников. Во-первых, нет нужды в дополнительном наборе солдат, во-вторых, для этого просто нет бюджета, в-третьих, какой смысл насильно призывать солдат, которые в конечном счете будут слушаться не командира, а своего раввина?

· Точные цифры меняются каждый год, но приблизительно от общего количества призываемых на службу в армию около 40% туда не попадают по самым разным причинам. Из них по причинам религиозным только 8—9%! Но Вы слышите о них и только о них, а что же с основной массой увиливающих от воинской обязанности?

Заодно обратите внимание на массовый психоз, охвативший большинство политических партий. Они уже много лет постоянно заявляют о необходимости призыва «харедим» на военную службу. Эта «несправедливость» постоянно ими выпячивается, особенно перед каждыми выборами, как основная проблема Израиля, как будто нет более проблем с безопасностью, системой образования, преступностью, дороговизной и т.д. Всё представлено таким образом, что у граждан создаётся полная иллюзия, что вот только призовём ешиботников на службу — сразу лучше будет… Но в чём, кому, что станет лучше? Как уже упоминали, армии они не нужны, их призыв повлечёт только дополнительные расходы и т.д. Конечно же, и сами политики понимают, что если такой закон будет принят, он ничего в общем состоянии страны не изменит. Так для чего же они этот закон с таким пылом проталкивают, ведь вряд ли их можно обвинить в отсутствии здравого смысла? Надеюсь, ответ очевиден: так легче завоевать голоса избирателей. Это всего лишь — политические интересы. К тому же, гораздо проще принять поднятием руки популярный закон против «харедим», чем решать подлинные проблемы образования, дороговизны и преступности…

Легко привести в защиту ещё много других аргументов, но все они — оправдания, а ваш вопрос требует ответа по сути.

Ответ по сути

Ведь в принципе, в постановке вопроса Вы правы. Как может быть, что одни исполняют свой гражданский долг, служат в армии, а другие — нет? Это несправедливо, неприемлемо и недопустимо в любом народе!

Весь вопрос: мы, евреи, — такие, как все народы, или нет?!

Вот в этой единственной точке — суть наших разногласий. Если Вы полагаете, что нет никакой разницы, тогда никакого ответа для Вас нет, разве что упомянутые оправдания. Но если Ваша душа болит за судьбу своего народа и за его существование (как это видно из вашего вопроса), то такой ответ есть. Он не прост, как и вся наша еврейская судьба, и стоит того, чтобы приложить усилия его понять.

Давайте обратим внимание на несколько удивительных фактов и на их основе построим простую логическую цепочку ответа.

1. Вся история евреев как народа начинается более 3320 лет назад, когда, после заключения союза с Творцом была получена Тора на горе Синай. С тех пор и до наших дней всё наше существование всецело связано с Торой. Присмотритесь к чуду выживания еврейского народа в двухтысячелетний период изгнания. Без армии, без территории, без государственности… Что их хранило? Непредвзятый взгляд обнаружит простой закон сохранения. Там, где изучение и соблюдение Торы было в центре национального внимания, там еврейская жизнь расцветала. А там, где Тору отвергали, не соблюдали, через три поколения евреи исчезали — ассимилировались, и никакая армия не спасала от этого.

В этом смысле еврейский народ подобен дереву. Можно обрубить его ветви со всех сторон, но, если корни целы, через некоторое время дерево снова расцветёт. Так и у евреев. Их уничтожали, еврейский народ добровольно покидали, но столько времени, сколько существовали корни, то есть, ядро изучающих Тору, — еврейский народ продолжал существовать.

2. Присутствие Торы в среде народа Израиля зависит от наличия её носителей — мудрецов Торы. А как ими становятся? Тора постигается только тогда, когда ею занимаются не по-любительски, а профессионально, в качестве основного занятия, не отвлекаясь ни на что другое, с максимальной концентрацией и отдачей всех сил и талантов. Мудрость Торы другая. Если для приобретения знаний в той или иной области достаточно пяти лет учёбы в университете, то Тора постигается кропотливым трудом на протяжении всей жизни. К тому же, есть ещё одно необходимое условие постижения Торы — изучающий её должен находиться в атмосфере духовной чистоты.

3. Место, где приобретается эта мудрость, называется йешива. Со времён праотца Авраама, более трёх с половиной тысяч лет назад, и до наших дней не прекращается учёба в йешивах. Авраам, постигший мудрость Торы сам, передал её своему сыну Ицхаку, а тот сыну Яакову. Его же имя Исраэль. У Исраэля было двенадцать сыновей. Он выделил третьего сына, Леви, для постоянного изучения Торы. И когда потомки Исраэля, оказавшись в Египте и познакомившись с «высокой культурой» этой страны, стали идолопоклонниками, единственными, кто сохранил веру отцов, было колено Леви. Почему? Ведь все учили Тору? В отличие от других, колено Леви занималось изучением Торы как основным занятием. Удивительно, но и сам фараон признавал, что носителям духовности народа полагается особый статус. Поэтому, когда он превратил всех евреев в рабов, колено Леви было освобождено от рабства.

4. Колено Леви не участвовало в войнах, которые вели остальные колена Израиля, ни во время захвата Земли Израиля Йеошуа Бин-Нуном, ни в периоды Судей и Царств. «Левиты» и «Коэны» были выделены для служения в Храме, чтобы быть судьями, изучать и обучать народ Торе. Более того, не только колено Леви, а, как пишет РАМБАМ (в конце законов Шмиты и Йовеля), любой человек, дух которого возжелал отделиться от суеты мира, предстать перед Творцом и искать пути Его, — святая святых он!

Это основополагающий факт: ни левиты, ни мудрецы Торы в период еврейских государств в армии не служили! Это может нравиться или не нравиться, но такова форма существования еврейского народа, заповеданная Б-гом испокон веков. Более того, освобождение мудрецов Торы от воинской повинности было заботой и желанием всех евреев на протяжении всей их истории. И так было до последнего времени, пока евреи жили как евреи и ещё желали быть евреями.

Теперь, после всего сказанного, можно взглянуть Вам в глаза (в надежде увидеть в них искреннее желание понять), подвести итог и дать краткий ответ.

Неужели Тора запрещает ходить в армию?

Тора не запрещает ни армию, ни армейскую службу. Наоборот, армия должна быть крепкая, профессиональная, по всем правилам военного искусства, но… еврейская! Армия, основанная на еврейских ценностях, этических нормах и строгом соблюдении законов Торы, такая, какая была во времена царя Давида и Маккавеев.

Почему ешиботники поголовно отлынивают от военной службы?

Как было сказано, тот, кто учит Тору, уже несёт на себе основную ношу ответственности за наше существование как народа, и поэтому они не несут дополнительной воинской повинности. Но Ваш вопрос, по-видимому, связан с тем, что, скорее всего, не все так преданно учат Тору, чтобы освобождаться от армии? А что с остальными, почему они не несут воинскую повинность?

И в такой постановке вопроса Вы правы, они действительно должны служить в армии. И так могло бы быть, если бы израильская армия строилась на еврейских ценностях и создавала для солдат хотя бы минимальные условия нравственной чистоты и морали. Но, увы, реальность противоположна этим требованиям. А если это так, то служба в такой армии запрещена! Нет возможности послать молодых ребят, выросших в святости еврейского дома, в обстановку лёгких, открытых отношений между полами, существующую сейчас в израильской армии. Именно в этом непосредственная причина «поголовного» отказа служить в армии в наше время.

Послесловие

Армия несёт важную функцию в жизни любого народа, но при этом она может гарантировать только попытку защитить свой народ, но не её результат. Опыт истории говорит, что народ, в конечном счете, существует не благодаря мечу, а благодаря силе духа. Для сохранения народа требуются те, кто обладает этим духом, кто стоек и способен ждать и терпеть, сколько угодно. Требуются те, кто может дать ответ не только на то, как воевать, но и зачем воевать, и какое есть на это моральное право. И никакие танки и самолёты не помогут и не спасут, если не только у солдат, но и у народа в целом не будет должной мотивации и осознания долга, во имя чего воевать.

Для сохранения духа еврейского народа, для его жизнестойкости необходимо существование критической массы носителей этой духовности. Но, увы, к сожалению, в настоящее время Торой занимаются всего лишь около 2% евреев!!!

Поэтому, как это ни парадоксально звучит, если Вы действительно так заботитесь о судьбе еврейского народа, то вопрос — не почему «харедим» не ходят в армию, а, наоборот, почему Вы не идёте в йешиву!

С уважением, Ашер Кушнир

Материалы по теме


В чем идея ритуальной нечистоты? Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ее? В качестве ответа мы приводим «Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)» великого еврейского мудреца и мыслителя дона Ицхака Абрабанеля. Читать дальше