Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе»Пиркей Авот 1, 12
Тема

Кто такие Харедим

Кто такие харедим, откуда они взялись, есть ли у них идеология и, если да, то какая?

Харедим

Происхождение термина

Современный термин «харедим» происходит из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» (66:5). Со временем словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») сократилось до слова «харедим» (трепещущие). В единственном числе — «хареди».

Кто такие «харедим»?

Харедим — это условный термин, который используется как определение современного религиозного общества, включающего в себя основную часть евреев, соблюдающих заповеди Торы. Понятие используется также как обозначение членов данного общества и в качестве названия, которым пользуются эти люди для самопрезентации и самоидентификации.

Говоря о «харедимном обществе» мы не имеем в виду, что харедим обязательно состоят в некой жестко организованной структуре, с четкими внутренними правилами и административным аппаратом. Группы и общины харедим могут руководствоваться мнением разных раввинов и отличаться друг от друга обычаями, принятыми нормами практического закона, разговорным языком, порядком молитв и даже политическими позициями. Существуют многочисленные организации самого разного назначения и профиля, включая собственные системы учебных заведений, различные общественные объединения, а также СМИ, политические партии и даже рекорд-лейблы, которые связаны именно с харедим, представляют и обслуживают харедим. Но все же под «харедимным обществом» понимается скорее пестрая совокупность различных групп и общин, которые могут быть условно объединены в единое «общество» по двум критериям:

1) Для харедимного человека мерилом всех вещей и смыслом жизни является Тора. Это значит, что вся его жизнедеятельность вращается вокруг Торы и заповедей, вокруг идеи служения Б-гу и реализации Его Воли. Все остальное для него вторично и подчинено Торе и задачам, которые она ставит перед человеком.

2) Харедимный человек прилагает все усилия чтобы жить строго в соответствии с алахой — религиозным законодательством, регулирующим как отношения еврея с Б-гом, так и его отношения с другими людьми. Он чтит обычаи, принятые в его общине, начиная от особенностей кашрута и заканчивая одеждой. Этим обусловлен «консерватизм» харедим: допуская развитие еврейского закона и изменение обычаев, они не склонны подгонять действующие нормы под изменяющуюся действительность. Посвящать весь день изучению Торы или начать работать, остаться в ешиве или пойти служить в армию, за кого голосовать на выборах или игнорировать выборы вообще — ответы на эти и многие другие вопросы в каждом отдельном случает зависят от принятых алахических решений и требований, предъявляемых алахой. Поступиться алахой ради выгоды харедимный человек не готов.

Когда возникло общество харедим?

Оно возникло в те дни, когда Поколение Исхода стояло у горы Синай и получало Тору. Однако осознание себя как некой группы в еврейском народе действительно началось у харедим относительно недавно — в начале XIX века, в связи с бурными изменениями, происходившими в еврейском мире: прямым порождением «европейского Просвещения» явилось еврейское движение «Аскала», принесшее в общины т.н. «реформистский иудаизм», секуляризацию, ассимиляцию, распространение идеи социализма, появление политического сионизма. Все это стремительно вело к разрушению традиционного уклада.

Усиление этих тенденций привело к распаду прежде единой общности на две группы, и, как следствие, к возникновению новой общественной идентификации. Та часть евреев, которая пыталась сохранить традицию, противостояла реформизму, защищала мир Торы от ударов, наносимых сторонниками «новых веяний», стала называться новым термином — «харедим», хотя эта группа ничего принципиально нового не предлагала и не делала, придерживаясь того же самого «мейнстримного» иудаизма, которым руководствовались все предыдущие поколения.

Вопрос о том, как реагировать на стремительно изменяющуюся действительность и новые вызовы, породил большую дискуссию, которая продолжалась много лет. В дальнейшем из среды строго соблюдающих евреев выделилось движение «модерн ортодокс», сторонники которого пытались совместить следование алахе с «современной жизнью» в изменившихся условиях. Духовные лидеры харедим, видя в таком подходе угрозу постепенного вытеснения алахи этой самой «современной жизнью», избрали другую стратегию: чтобы удержаться в поле алахи нужно последовательно тормозить процесс разрушения гетто, «устанавливать стены для Торы».

Существует расхожее мнение, что политика руководителей харедим представляла своей целью полную самоизоляцию. Это не соответствует действительности. Речь шла о выработке некой системы «якорей и маяков», которые позволят харедимному еврейству не утратить свою сущность и помогут, без революционных скачков, постепенно адаптироваться к новым условиям. И в XIX веке, и позднее многие харедим получали профессиональное образование и работали в самых разных сферах, контактируя с другими еврейскими группами и нееврейским окружением, принимали участие в принятии всех важнейших решений, влияющих на судьбу еврейского народа.

Кто такие «ультра-ортодоксы», «досы» и «датишные»? И чем они отличаются от харедим?

«Ультра-ортодоксы» — это клише, которое в светских СМИ постоянно используется вместо или в качестве слова-синонима для термина «харедим». Проблема с использованием этого понятия, очевидная для харедим, состоит в том, что слово «ультра-ортодоксы» имеет явную негативную окраску, и, по сути, несет следующую смысловую нагрузку: «фанатики, которые соблюдают в ненормальном объеме, религиозны сверх меры».

В Америке харедимных евреев иногда называют «black hats» («черные шляпы»), в Израиле есть упрощенный аналог — «шхорим» («черные»), но он используется редко. Наиболее широкое распространение получила в Израиле кличка «досим», которая обыгрывает ашкеназское произношение ивритского слова «датим» («религиозные»). У русскоговорящих репатриантов прижилась собственная производная этого слова: «датишные».

Сами харедим используют целый ряд терминов, которыми они определяют то общество, к которому принадлежат. В их числе такие определения как «бней Тора» (досл. «сыновья Торы»), а также ряд терминов на идише, которые используют ашкеназские харедим: «идн» (евреи), «эрлехе идн» (добродетельные евреи), «фрум» (строго соблюдающий), «хеймиш» («как дома», т.е. наш человек) и т.д.

Где искать харедим?

Харедимные общины существуют во многих странах мира. Особенно много харедим живет в Израиле и США, однако большие общины и даже харедимные районы есть и в других странах — в Канаде, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии и Германии, а также в Мексике, Панаме и Бразилии.

Современные харедим — это ашкеназское явление?

Харедимное общество включает в себя как ашкеназских евреев («литваки», хасиды различных «дворов» и остатки немецких евреев («йеким»)), так и сефардов (потомки беженцев, покинувших Испанию в 1942г. и направившихся в Италию, Турцию и страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко и Ливию), а также выходцев из «восточных общин» (иранские, иракские, йеменские и бухарские евреи).

Насколько харедим многочисленны?

Точная численность харедим не известна, но считается, что она приближается к отметке в 2 млн человек. После Второй Мировой Войны и Холокоста их осталось очень мало, однако с тех пор харедимное общество стремительно растет. Тому причины: в семье харедим высокая деторождаемость, а еще в их ряды вливается большинство новых «баалей тшува» — светских евреев, которые избрали для себя религиозную жизнь.

Выводить материалы