Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что можно кричать едва слышным шёпотом...»Раби Нахман из Бреслава

Дело в шляпе

10 августа 2010, 16:12

Отложить Отложено

Не до конца обструганная постановка интересного вопроса (дело было здесь):

Даниэль:

Шалом! Интересно узнать авторитетное мнение по следующему поводу. Древние евреи как правило изображаются красиво: длинные волосы, ниспадающие одежды. Все, кто лицезреет такие картины, проникаются уважением к евреям. А средневековые евреи в шляпах и лапсердаках, с оболваненной стрижкой выглядят комично и несуразно. Окружающие смотрят на такие иллюстрации по меньшей мере снисходительно. Неужели нельзя евреям вернуться в своем облике к древней моде времен пророков — ее ведь святость должна быть выше. Свободные люди выглядят свободно, достойно и красиво. Люди из гетто выглядят приниженно и неказисто. Зачем же в наше время практиковать второй вариант? Порой ортодоксы своим видом пугают современных евреев, и тем трудно воспринимать ортодоксов как собратьев.

gpollack:

Изображения «древних евреев», о которых пишет Даниэль, созданы христианскими художниками примерно 100 — 200 лет назад исключительно на основе их (художников) воображения. Если кого-нибудь действительно интересует, как эти самые древние евреи выглядели — можно взглянуть на форзац Агады, там представлен древнеегипетский рельеф — свидетельство современников.

А насчет понравиться кому-либо — на мой непросвященный взгляд, это недостаточная причина изменить многовековой традиции. Представьте себе строчки из учебника истории:
«В средние века стиль одежды евреев в Европе сформировался под влиянием общих тенденций костюма уважаемых слоев общества. Причина этого проста: евреи считаются сыновьями Царя царей, следовательно, одеваться они должны соответственно. Еврейский костюм, однако, несмотря на внешние влияния, отличался в деталях от одежды окружающих народов. Было место и для чисто еврейских деталей одежды, обычно это были головные уборы, навязанные властями (желтые шляпы в Италии, штраймлы в Галиции и т.д.). Так формировалась традиция еврейского костюма на протяжении веков, пока, в первой половине ХХI века, по совету некоего Даниэля, евреи (чтобы понравиться адептам другой культуры) изменили стиль одежды, а также некоторые законы Иудаизма: отрастили длинные волосы, постригли бороды, одели ниспадающие одежды и стали молиться на английском…»

Смешно? Мне — не очень.

Саша Либеров:

Шалом! Рэб Гади, простите пожалуйста, при моём к Вам и Вашему творчеству, величайшем уважении, но я не понял. Вы защищаетет лапсердаки и настаиваетете, что это и есть истинная одежда еврея? Или Вы категорически против воссоздания облика еврея времен храма? Или Вы против того, что бы критически относиться к ортодоксам? Даниэль немного коряво выразил крайне важную мысль. Эта мысль, как мне казалось, отражена в Вашем творчестве. Восстановить облик еврея. Очистить облик еврея от всего того, что на него «навешали» в галуте. Величественные тюрбаны времен Маймонида, штраймлы отороченные мехом и пр. не от Салладина ли или атамана Платова всё это прилепилось? Может имеет смысл услышать в неловком вопросе несколько излишне «светского» Даниэля призыв к отказу от «обносков изгнания» и вернуть образ еврея к корням. Тем более, что Тора, нигде потертые джинсы не порицает. Если я не прав, заранее простите.
С огромным уважением к Вам и Вашему творчеству,
В талите сидящий, Саша.

Попробую бс"д ответить здесь.

По самой постановке вопроса — улыбнуло.

Вы защищаетете лапсердаки и настаиваетете, что это и есть истинная одежда еврея? — нет, лапсердак в начале ХХI века — это национальная одежда эскимосов.

Или Вы категорически против воссоздания облика еврея времен храма? — Еврея времен Храма можно воссоздать только, восстановив сам Храм. Вы знаете другой способ?

Или Вы против того, что бы критически относиться к ортодоксам? — Вы имели ввиду «критически относиться к лапсердакам», не так ли?

Очистить облик еврея от всего того, что на него «навешали» в галуте — а Вы уже вышли из галута? Завидуюпоздравляювозьмитеменяксебе.

Величественные тюрбаны времен Маймонида, штраймлы отороченные мехом и пр. не от Салладина ли или атамана Платова всё это прилепилось? — от них, родимых, откуда ж еще? Как и любимые Вами джинсы, кстати.

призыв к отказу от «обносков изгнания» и вернуть образ еврея к корням — так тут, на этом сайте, этим и занимаются. Без призывов, без шума и пыли.

Тем более, что Тора, нигде потертые джинсы не порицает — Без комментариев. Шедевр, однозначно. Особенно в контексте «еврейских корней».

Конкретно по теме:

Одежда исполняет несколько функций:

  • 1. Прикрывает тело.
  • 2. Защищает от внешних воздействий (холод, зной, осадки).
  • 3. Декоративная (эстетическая) функция (украшение и визуальная корректировка фигуры).
  • 4. Обозначает принадлежность к определенной группе (солдатская форма).
  • 5. Обозначает наличие особых прав (полицейский мундир, судейская мантия) и обязанностей (официант, швейцар)
  • 6. Обозначает уважение к месту, событию и традициям (смокинги на вручении Нобелевских премий).
  • 7. Дополнительные функции (спец.одежда — акваланг, роба, скафандр).

Прошу заметить, я не касаюсь деталей одежды, обусловленных Законом (кипа, цицит) — вопрос о них не стоял. (Кстати, согласно моим наблюдениям, есть четыре вида людей, носящих кипу, у каждого — своя причина: потому, что сознаЮт, что так надо, потому, что папа носил, потому, что кипа у некоторых (продавец минимаркета, член правительства) — рабочая одежда, и потому, что хотят прикрыть лысину. Но сейчас — не об этом, а об лапсердаках).

Так вот, первые два пункта, указанные нами выше — чисто функциональное назначение одежды. Т.к. ничто человеческое досам не чуждо — то эти пункты касаются и их. Третий пункт — эстетический — дело вкуса, поэтому оставим его тоже в покое. Седьмой, последний пункт — касается особенностей различных профессий, не будем касаться и его.

А интерес у нас падает именно на пункты под номером 4, 5 и 6. За них и поговорим.

4. Принадлежность к определенной группе.

Даже самые яростные борцы за создание «гордого еврейского типа» и уничтожение всяких «галутных комплексов и пережитков» (кст, борьба их чаще всего этими самыми комплексами и обусловлена) не могут отрицать, что пейсатые мракобесы никогда не отличались особым желанием скромно спрятаться в толпе, а наоборот, всячески (гордо) подчеркивали свою принадлежность к «неудобному» народу. Секрет здесь простой: эти самые мракобесы не восприняли за сотни лет погромов «простой» и такой понятной этим самым «борцам» истины, что евреем быть стыдно. Они, галутные досы, как раз гордятся. А так как исторически сложилось, что принадлежность к евреям определяется шляпой и лапсердаком — то и цель показать всем, что они туда принадлежат, достигается этими шляпами и лапсердаками. Изменить одежду в угоду нееврейскому окружению и евреям, стыдливо несущим камень еврейской национальности — два шага назад от «свободного и гордого народа». Галут — он не в шляпах, галут — в головах.

5. Наличие особых прав и обязанностей.

На следующий день после приезда в Израиль я оказался на центральной автобусной станции. Времени было достаточно, и я решил купить что-нибудь почитать. Ничего зазорного в том, чтобы подойти к киоску и выбрать интересующую меня газету я тогда не видел. Но когда в витрине киоска (в которой были выставлены журналы не самого викторианского содержания) я увидел свое отражение — я понял, как выглядит со стороны еврей в кипе возле подобного заведения. Это (и только это) удержало меня от покупки…

Через пару лет, оказавшись в том же месте, я был атакован несколькими сотрудниками безопасности, которым срочно нужен был кто-то, знающий Идиш. Мои познания в «Маме лошн» оставляют желать, но в тот момент у меня не было выхода. Оказалось, что требуется помощь пожилой паре из Голландии, которые, кроме голландского и Идиша — ни бум-бум. Моя шляпа указала сотрудникам направление поиска — и я стал переводчиком (знал бы мой дедушка).

В обоих случаях, положительный результат был бы невозможен, если бы не мой досовский вид. Тоже польза.

6. Уважение к месту, событию и традициям.

На остановке в Ашдоде рядом со мной стояла «русская» семья. От нечего делать они принялись меня обсуждать (само собой, без малейшего подозрения насчет моих познаний в великомогучем и окрестностях).

«Таракан»

«Нет, пингвин»

«Не, пингвины — не паразиты»

«Ну и шо, все равно — пингвин»…

Настроение у меня было хорошее, и я решил позабавиться.

«Извините (после первого же слова, произнесенного мной, папа впал в ступор, мама принялась напряженно рассматривать расписание, а взрослая дочка убежала за пределы остановки), а как вы относитесь к судьям?»

Не до конца пришедший в себя папа выдавил:

«А причем…»

«Нет, я не собираюсь подавать на вас в суд», — успокоил я, — «как вы относитесь к черным мантиям блюстителей закона?».

«Ну, это многовековая традиция, им положено, чтобы видно было»

«У нас — тоже».

Папа подумал и отбил:

«Но они носят черное только на работе!»

«Мы — тоже».

«Неправда, вы носите черное все время»

«А мы все время на работе»…

Никто не протестует против галстучно-чернокостюмного дресс-кода адвокатов, конгрессменов, дипломатов и банкиров. Мешает только униформа досов? Так у меня есть для вас новость: не униформа вам мешает, а что-то другое. Но за этим — не ко мне, а к психоаналитику. Это комплекс. Но это не хронический комплекс. Это лечится. Сам проверял.

Человек в костюме будет смотреться нелепо как на пляже, так и на приеме у Королевы — там только смокинг. У каждого места — своя одежда. Так сложилось. Для бет-мидраша и ешивы существует свой дресс-код, сложившийся на протяжении веков: мы 24 часа в сутки стоим перед Царем.

Никто не заставляет Вас лично, читатель, влазить в лапсердак, можете ходить в джинсах. Но и Вы, пожалуйста, не пытайтесь засунуть учеников ешивы в «ниспадающие одежды». Не влезут.

P.S. Рисунки — старых мастеров, фотография — моя.

Теги: пробелы в информации, Фото, Не моё, Острая тема