Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Запрещено ли еврею носить одежду модных и дорогих брендов?

Темы: Гордыня, Скромность, Мода, Одежда, Скромность в одежде, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом! Кицур Шулхан Арух, гл. 3, 2 алаха, говорит, что запрещено надевать одежду, которой они (неевреи) гордятся, или одежду важных чиновников. 1. Запрещено ли еврею носить одежду модных и дорогих брендов, наличием и ношением которых гордятся современные неевреи, которая при этом не выбирается не из-за развращенности, но, возможно, и из-за гордыни? Важна ли мотивация при выборе одежды? 2. Если, к примеру, еврей является генералом российской армии, т.е. важным чиновником, можно ли ему носить одежду важного чиновника, т.е. свой мундир? И возможно ли надевать подобную одежду актеру-еврею? Большое спасибо за ответ, с уважением и благодарностью, Андрей, Ставрополь

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Андрей, большое спасибо за Ваш вопрос. Я вижу, что Вы уже начали подыскивать себе костюм на Пурим. Теперь серьезно. В Торе (Ваикра 18:3) говорится, что запрещено следовать обычаям неевреев. Этот запрет упоминает также Рамбам (Законы об идолопоклонстве 11:1,3) и Шулхан Орух (Йорэ Дэа 178:1). Там сказано, что данный закон включает в себя запрет уподобляться неевреям в одежде, стрижке и т.п.

Разберем некоторые случаи, на которые распространяется данный закон. Один из ришойним (ранних комментаторов), Маарик (выдающийся раввин, Италия 1420-1480, респонс 88) говорит, что не существует обязанности одеваться иначе, чем неевреи, а запрещено уподобляться неевреям в тех случаях, которые определили мудрецы. В своем респонсе Маарик разбирает вопрос о том, разрешено ли евреям носить особую одежду, которую носили врачи в той местности. Маарик утверждает, что запрет распространяется только на те случаи, когда еврей надевает нееврейскую одежду именно с целью уподобиться неевреям. Кроме того, необходимым условием является, чтобы у евреев не было принято носить такого рода одежду. Если же еврей надевает нееврейскую одежду с какой-то другой целью, например, чтобы все знали, что он врач, или ещё для какой-то надобности, то разрешено носить одежду, подобную нееврейской. Кроме того, продолжает Маарик, существуют только две ситуации, в которых этот запрет действует, а именно: если одежда не соответствует стандартам цниюта («скромности») или имеет отношение к идолопоклонству, или когда её ношению нет никакого объяснения — тогда можно опасаться, что это также связано с идолопоклонством.

Виленский Гаон (Йорэ Дэа 178:7) устрожает закон и говорит, что запрет распространяется на любые нееврейские одежды. Однако даже по его мнению он не распространяется на те одежды, которые евреи носили бы и без того, что их носят неевреи.

Мнение Маарика приводит Рамо (Йорэ Дэа 178:1), с ним также согласны многие алахические авторитеты (Сридэй Эш 2:39, Игрот Мойше, Йорэ Дэа 1:81, 4:11,12, Керэм Шломо,Йорэ Дэа 178), и так этот обычай распространился в большинстве еврейских общин.

Получается, что в обоих случаях, о которых Вы спрашиваете, не будет запрета носить генеральский мундир, поскольку это делается с определенной целью. Для генерала это — знак отличия и почёта (подобно специальной одежде врачей, о которой говорит Маарик), для актёра — в данном случае это также своего рода рабочая одежда. Соответственно, в обоих случаях мундир надевают не для того, чтобы уподобиться неевреям. Значит, ношение мундира не является нарушением запрета «следовать обычаям неевреев». Кроме того, Шулхан Орух (178:2) говорит, что человеку, приближённому к царю, разрешено носить нееврейскую одежду, которая запрещена законом. Одно из объяснений этого: будучи приближённым царя, он сможет помогать евреям, если будут изданы антиееврейские постановления (Бейс Йосеф 178).

Что касается модной фирменной одежды, то здесь ответ также зависит от того, с какой целью человек ее носит. Как было сказано выше, по мнению Маарика и Рамо, запрет распространяется только на одежду, которая не соответствует стандартам скромности или имеет отношение к идолопоклонству. В большинстве случаях с фирменной одеждой такой проблемы не существует. Кроме того, часто человек носит такую одежду только потому, что она более качественная или удобная, а не для того чтобы уподобиться неевреям. Т.е., даже по мнению Виленского Гаона с такой одеждой не должно быть проблемы, поскольку человек носил бы ее и без того, что её носят неевреи. Еще одно объяснение, почему с такой одеждой нет проблемы с точки зрения запрета «следовать законам неевреев»: такого рода одежду во многих случаях начинают носить одновременно и евреи, и неевреи, т.е. не было ситуации, когда она была чисто нееврейской одеждой (респонсы Бейт Шаарим, Йорэ Дэа 236). Мешанэ Алохот (респонсы 4:115) приводит еще одно объяснение. Он говорит: когда еврей живет в окружении, где все носят такую одежду, и сам носит её для того, чтобы избежать насмешек по поводу своего отличия, а не потому, что хочет уподобиться неевреям, также не должно быть проблем с этим запретом. Получается, что на ношение фирменной одежды не распространяется запрет «следовать обычаям неевреев».

Однако необходимо заметить: во многих случаях ношение модной одежды может быть запрещено из-за недостаточного цниюта — скромности. К одежде еврея, как мужчины, так и женщины, предъявляются высокие требования, поскольку он постоянно находится «в поле зрения» Царя Царей. С одной стороны, одежда не должна быть неопрятной и неряшливой, с другой стороны, она не должна быть вызывающей, броской и привлекать к себе внимание. Кроме того, не следует оголять места, которые обычно покрыты одеждой, например, руки выше локтя и т.п. (Мишна Брура 2:1). Одежда еврея должна быть чистой, аккуратной и скромной. Более того, как было сказано выше, в некоторых случаях на ношение нескромной одежды может распространяться также запрет «следовать обычаям неевреев» (кроме самого запрета ношения нескромной одежды — Игрот Мойше, Йорэ Дэа 1:81).

С уважением, Яков Шуб

Читайте:

Почему бы не раздеться, когда жарко?

Что значит быть скромной?

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше