Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Запрещено ли еврею носить одежду модных и дорогих брендов?

Темы: Скромность, Мода, Одежда, Скромность в одежде, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом! Кицур Шулхан Арух, гл. 3, 2 алаха, говорит, что запрещено надевать одежду, которой они (неевреи) гордятся, или одежду важных чиновников. 1. Запрещено ли еврею носить одежду модных и дорогих брендов, наличием и ношением которых гордятся современные неевреи, которая при этом не выбирается не из-за развращенности, но, возможно, и из-за гордыни? Важна ли мотивация при выборе одежды? 2. Если, к примеру, еврей является генералом российской армии, т.е. важным чиновником, можно ли ему носить одежду важного чиновника, т.е. свой мундир? И возможно ли надевать подобную одежду актеру-еврею? Большое спасибо за ответ, с уважением и благодарностью, Андрей, Ставрополь

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Андрей, большое спасибо за Ваш вопрос. Я вижу, что Вы уже начали подыскивать себе костюм на Пурим. Теперь серьезно. В Торе (Ваикра 18:3) говорится, что запрещено следовать обычаям неевреев. Этот запрет упоминает также Рамбам (Законы об идолопоклонстве 11:1,3) и Шулхан Орух (Йорэ Дэа 178:1). Там сказано, что данный закон включает в себя запрет уподобляться неевреям в одежде, стрижке и т.п.

Разберем некоторые случаи, на которые распространяется данный закон. Один из ришойним (ранних комментаторов), Маарик (выдающийся раввин, Италия 1420-1480, респонс 88) говорит, что не существует обязанности одеваться иначе, чем неевреи, а запрещено уподобляться неевреям в тех случаях, которые определили мудрецы. В своем респонсе Маарик разбирает вопрос о том, разрешено ли евреям носить особую одежду, которую носили врачи в той местности. Маарик утверждает, что запрет распространяется только на те случаи, когда еврей надевает нееврейскую одежду именно с целью уподобиться неевреям. Кроме того, необходимым условием является, чтобы у евреев не было принято носить такого рода одежду. Если же еврей надевает нееврейскую одежду с какой-то другой целью, например, чтобы все знали, что он врач, или ещё для какой-то надобности, то разрешено носить одежду, подобную нееврейской. Кроме того, продолжает Маарик, существуют только две ситуации, в которых этот запрет действует, а именно: если одежда не соответствует стандартам цниюта («скромности») или имеет отношение к идолопоклонству, или когда её ношению нет никакого объяснения — тогда можно опасаться, что это также связано с идолопоклонством.

Виленский Гаон (Йорэ Дэа 178:7) устрожает закон и говорит, что запрет распространяется на любые нееврейские одежды. Однако даже по его мнению он не распространяется на те одежды, которые евреи носили бы и без того, что их носят неевреи.

Мнение Маарика приводит Рамо (Йорэ Дэа 178:1), с ним также согласны многие алахические авторитеты (Сридэй Эш 2:39, Игрот Мойше, Йорэ Дэа 1:81, 4:11,12, Керэм Шломо,Йорэ Дэа 178), и так этот обычай распространился в большинстве еврейских общин.

Получается, что в обоих случаях, о которых Вы спрашиваете, не будет запрета носить генеральский мундир, поскольку это делается с определенной целью. Для генерала это — знак отличия и почёта (подобно специальной одежде врачей, о которой говорит Маарик), для актёра — в данном случае это также своего рода рабочая одежда. Соответственно, в обоих случаях мундир надевают не для того, чтобы уподобиться неевреям. Значит, ношение мундира не является нарушением запрета «следовать обычаям неевреев». Кроме того, Шулхан Орух (178:2) говорит, что человеку, приближённому к царю, разрешено носить нееврейскую одежду, которая запрещена законом. Одно из объяснений этого: будучи приближённым царя, он сможет помогать евреям, если будут изданы антиееврейские постановления (Бейс Йосеф 178).

Что касается модной фирменной одежды, то здесь ответ также зависит от того, с какой целью человек ее носит. Как было сказано выше, по мнению Маарика и Рамо, запрет распространяется только на одежду, которая не соответствует стандартам скромности или имеет отношение к идолопоклонству. В большинстве случаях с фирменной одеждой такой проблемы не существует. Кроме того, часто человек носит такую одежду только потому, что она более качественная или удобная, а не для того чтобы уподобиться неевреям. Т.е., даже по мнению Виленского Гаона с такой одеждой не должно быть проблемы, поскольку человек носил бы ее и без того, что её носят неевреи. Еще одно объяснение, почему с такой одеждой нет проблемы с точки зрения запрета «следовать законам неевреев»: такого рода одежду во многих случаях начинают носить одновременно и евреи, и неевреи, т.е. не было ситуации, когда она была чисто нееврейской одеждой (респонсы Бейт Шаарим, Йорэ Дэа 236). Мешанэ Алохот (респонсы 4:115) приводит еще одно объяснение. Он говорит: когда еврей живет в окружении, где все носят такую одежду, и сам носит её для того, чтобы избежать насмешек по поводу своего отличия, а не потому, что хочет уподобиться неевреям, также не должно быть проблем с этим запретом. Получается, что на ношение фирменной одежды не распространяется запрет «следовать обычаям неевреев».

Однако необходимо заметить: во многих случаях ношение модной одежды может быть запрещено из-за недостаточного цниюта — скромности. К одежде еврея, как мужчины, так и женщины, предъявляются высокие требования, поскольку он постоянно находится «в поле зрения» Царя Царей. С одной стороны, одежда не должна быть неопрятной и неряшливой, с другой стороны, она не должна быть вызывающей, броской и привлекать к себе внимание. Кроме того, не следует оголять места, которые обычно покрыты одеждой, например, руки выше локтя и т.п. (Мишна Брура 2:1). Одежда еврея должна быть чистой, аккуратной и скромной. Более того, как было сказано выше, в некоторых случаях на ношение нескромной одежды может распространяться также запрет «следовать обычаям неевреев» (кроме самого запрета ношения нескромной одежды — Игрот Мойше, Йорэ Дэа 1:81).

С уважением, Яков Шуб

Читайте:

Почему бы не раздеться, когда жарко?

Что значит быть скромной?

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)