Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Египет

Египет (ивр. Мицраим) — символ темноты и нечистоты, прообраз галута (изгнания), куда вынужденно «спускались» наши праотцы, Авраам и Яаков, где весь еврейский народ попал в рабство и откуда был выведен рукой Вс-вышнего. Пророки предостерегали евреев от переселения в Египет — но напрасно: в попытке скрыться от вавилонян, они расселились по всей стране и стали служить богам египтян. В средние века в Каире существовали еврейские общины и ешивы. В Египте жил великий Рамбам. Империи Египта, по слову пророка, не суждено подняться — так же, как и «четырем царствам», которые властвовали над евреями в разные периоды истории.

Оглавление

Черная страна Древнего мира [↑]

Самоназвание Египта связано с темным илом реки Нил: Кемет, то есть «черная страна». Постоянно лишенный дождей, Египет всегда находился в зависимости от разлива Нила и искусственной ирригации.

Пишет Раши (на Дварим 11:10): «Земля Мицраима нуждалась (в том, чтобы) ей доставляли воду из Нила “твоими ногами” (т. е. ты должен был идти к Нилу и доставлять воду); чтобы поливать ее, ты вынужден был лишать себя сна и трудиться». В периоды разливов земля вокруг Нила чернела от ила. Для евреев же Египет стал поистине черной страной в годы египетского рабства, символом угнетения и примером языческих нравов и идолопоклонства.

Египтяне — потомки одного из сыновей Хама (Берешит, 10, 6): «И сыны Хама: Куш и Мицраим, и Пут и Кенаан» — создали мощнейшее государство на северо-востоке Африки. Значение Египта в древнем мире было огромно. Могущественнейшие страны дрожали перед Египтом, проводили угодную ему политику. Египет процветал, возводя колоссальные и прочные языческие капища самым разнообразным божествам, дворцы и гробницы.

Наука в Египте стояла очень высоко и славилась во всем Древнем мире, так что о мудрости царя Шломо говорится в Мелахим I 5:10: «И мудрость Шеломо была больше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египта». О том, что маги и чародеи Египта были способны творить чудеса, мы знаем из книги Шмот (например, 7:11, где «ворожеи Мицраима» превращают посохи в змеев).

Но Египту было суждено пасть — как, по предсказанию пророков, пали царства Вавилона, Персии и Мидии, Греции, и как падет царство Рима-Эдома. Эти четыре царства, которые будут властвовать над еврейским народом, называют также четырьмя изгнаниями (галуёт). После порабощения следует избавление, геула.

Первой «попыткой» конечного избавления еврейского народа был исход из Египта. Эта попытка не увенчалась успехом, за ней последовала вторая — во времена Эзры и Нехемии, по окончании семидесяти лет Вавилонского изгнания, но и она не удалась. Конечное избавление было «отложено» до нашей эпохи — пока не падет царство Рима-Эдома. О связи между геулат ахарит а-йамим (искуплением в конце дней) и исходом из Египта открыто говорит пророк Миха(7:15): «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». А мудрецы учат, что притеснители евреев будут наказаны десятью казнями, подобным десяти казням в Египте. О подобии двух этих избавлений пишет также Рабейну Бхаей(Шмот 5:22).

Проследим, с чего начались и как развивались отношения евреев и Египта, начиная с первого еврея, праотца Авраама.

Праотец Авраам и Египет [↑]

Творец открыл нашему праотцу Аврааму: «все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками».

Следуя повелению Вс-вышнего, Аврам начал передвижение в сторону Земли Израиля, но в стране Кнаан свирепствовал голод, вызванный тяжелейшей засухой, и Аврам был вынужден повернуть в сторону Египта, где, по доходившим до него сведениям, оставался хлеб (Берешит 12:1-10; Рамбан и р. Бехайе, Берешит 12:9-10).

Так же, как Авраам спустился в Египет из-за голода — и его потомки спустились в Египет из-за голода. Фараон отнял у него жену, и Вс-вышний изъязвил за это Фараона ужасными лишаями и язвами, а Аврама извлёк оттуда — со скотом, серебром и золотом. И когда фараон и египтяне угнетали сынов Израиля, Творец отомстил им ужасными казнями и язвами, да так, что они выслали евреев из страны — с серебром, золотом и большими стадами.

Пишут наши мудрецы, что истоки египетского рабства надо искать в поведении Авраама. После того, как Творец обещает Аврааму Землю Израиля, Авраам спрашивает: а как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?

Пророчество об изгнании Авраам получает именно после этого вопроса. Каждое действие, слово и даже мысль Авраама влияет на весь ход еврейской истории. Тонкий недостаток веры Авраама в то, что его потомки удостоятся Святой Земли, привел к формированию других недостатков, которые стали причиной порока в воспитании поколений, и они были засчитаны Аврааму, исходя из мощи его святости, как недостатки веры. Этот недостаток веры необходимо исправить, и именно таким образом: йеридой (спуском) потомков Авраама в Египет.

Смысл наказания — урок и исправление. Если бы Авраам-авину исправил также и этот высокий уровень личным ощущением того, что он действительно «принуждён» спуститься в Мицраим, это исправление, возможно, привело бы к тому, что не осталось бы места ни для каких недостатков, могущих появиться позже. Если бы эти моменты были восполнены до конца Авраамом, то мощное воздействие воспитания, заключённое в них, заполнило бы место всех уроков и всех откровений, содержащихся в египетском изгнании и в избавлении (геула) от него. Так объясняют наши мудрецы, почему «наказаны его потомки в Мицраиме», ибо известно, что вопрос наказания — не что иное, как учение (урок).

Весь галут, всё рабство в Мицраиме настали лишь для того, чтобы утвердить в душах Исраэля основы веры. В этом, по сути, заключается и смысл каждого из последующих изгнаний: исправление грехов и формирование еврейского народа.

В те времена Египет был самым морально испорченным местом на земле, и египетское рабство было самым тяжелым рабством в еврейской истории. Если бы народ выдержал испытание египетского изгнания, и смог остаться в Египте на все четыреста лет, о которых Вс-вышний предупреждал Авраама, ему не пришлось бы испытывать четыре изгнания (Вавилон, Персия и Мидия, Греция, Рим), о которых говорил пророк Даниэль.

Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.

Наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался внутри чуждой, враждебной среды, и это закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех последующих изгнаниях. В Египте был создан народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах, сможет выстоять и остаться соблюдающими Тору евреями до прихода Машиаха и окончательного исправления, избавления.

Евреи переселяются в Египет [↑]

Ицхак, как мы знаем, тоже имел намерение спуститься в Египет вскоре после смерти Авраама, когда в земле Кнаан начался суровый голод, но Творец повелел ему оставаться на святой земле. (Берешит 26:1-5, Раши; Седер адорот). Яаков придет в Египет позже, а египетское изгнание как таковое начинается с Йосефа.

Возле Шхема Йосеф встретил путника, которым был ангел Гавриэль, который пророческим путем открыл Йосефу, что с этого дня он станет рабом в Египте, а впоследствии это приведет к тому, что и все потомки Яакова попадут в египетское рабство (Таргум Йонатан, Берешит 37:17).

И в тот же день братья сталкивают его в глубокую яму, а после продают в рабство ишмаэльтянам, направляющимся в Египет. (Берешит 37:17-24; Берешит раба 91:6).

Как известно, Йосеф в Египте превратился постепенно из раба в фактического правителя страны, через некоторое время пригласил отца в столицу Египта, и вскоре вся семья Яакова (70 человек) поселилась в земле Гошен, называемой также Раамсес (Берешит 47:11).

Рабство и освобождение [↑]

Еврейский народ приумножился, заслуги Йосефа забылись, и когда последний из сыновей Яакова покинул этот мир, началось настоящее порабощение. Но дело было не только в факте рабства.

Когда в ночь Песаха мы начинаем отвечать на традиционных «четыре вопроса», мы говорим: «Рабами были мы у фараона в Египте». Важно понимать, что мы были рабами «у фараона» — то есть наиболее жестокого и коварного тирана того времени. И мы были рабами «в Египте» — с одной стороны, страны, максимально погруженной в разврат, идолопоклонство и другие разновидности «тумы» — духовной нечистоты, с другой стороны, страны на то время наиболее развитой и прогрессивной в экономическом и культурном плане.

У евреев не было никакой возможности естественным образом вырваться оттуда. Они настолько были погружены в «туму» Египта, что самостоятельно ничего не могли бы сделать для собственного спасения.

Затем Пасхальная Агада продолжает: «И вывел Вс-вышний, Б-г наш, нас оттуда рукою сильной и мышцей простертой. И если бы Святой, Благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы порабощены фараоном в Египте». Т.е. Вс-вышний вынужден был «Собственноручно» вмешаться, чтобы вырвать евреев из рабства в свободу, и без Его вмешательства это было невозможно. Как сказано в продолжении: «Я, а не ангел, Я, а не серафим, Я, а не посланец; “Я Г-сподь…” — это Я, а не другой».

Маараль из Праги (Гвурат а-Шем, гл. 52) объясняет следующие слова Агады: «И не только отцов наших избавил Вс-вышний из Египта, но и нас избавил вместе с ними». При выходе из Египта Вс-вышний избавил весь еврейский народ (клаль Исраэль), который включает в себя как поколение, вышедшее из Египта, так и все последующие поколения. Ведь если бы избавлено было только одно поколение, его потомство могло бы снова подпасть под влияние Египта, а теперь это исключено.

Поскольку Всевышний «Своими руками» вывел евреев из Египта, то вопреки природе вещей, Он также позаботился и о том, чтобы избавить евреев от рабского мышления и от возможности в будущем подпасть под влияние нечистоты Египта.

Царь Шломо и дочь фараона [↑]

Среди множества жен царя Шломо была Батья, дочь фараона Нехо (Радак; Седер олам раба 15; см. также Бемидбар раба 10:4).

В Талмуде отмечается, что Шломо решился на этот шаг только после смерти своего учителя Шими, потому что тот удерживал его от такого «брака» (Брахот 8а, Раши; Радак, I Мелахим 3:3). Ведь Тора запрещает вступать в брак с египтянами, даже если они принимают еврейство — до третьего поколения (см.Дварим 23:8-9). Но Шломо полагался на традицию, согласно которой этот запрет относится только к египтянам, но не к египтянкам (подобно тому, как запрет по поводу моавитян относится только к мужчинам, но не к женщинам) — и это было его неумышленной ошибкой в определении закона (Радак, I Мелахим 3:3). Дочь фараона приняла еврейство, и только после этого Шломо посвятил ее себе в жены (см. Йевамот 76аб,Тосафот йешаним; Радак, I Мелахим 3:3).

В Талмуде указано, что в час, когда Шломо взял в жены дочь фараона, над уровнем моря поднялось место, на котором был основан город Рим — а много веков спустя именно римляне разрушат Иерусалимский Храм и изгонят евреев со Святой Земли (Шабат 56б, Раши; Санхедрин 21б; Седер адорот).

Через несколько лет после смерти царя Шломо Иерусалим был захвачен и разграблен египтянами. Фараон Шишак вывез знаменитый трон Шломо в свою столицу.

Египет и евреи во времена Пророков [↑]

Во времена Пророков Египет всё еще пребывал на сцене, играя в политике главные роли, и в какой-то момент даже поддерживал иудейского царя Хизкияу в войнах с Ассирией.

Но когда фараон Нехо повёл свою армию через Землю Израиля к реке Евфрат, чтобы сразиться там с ассирийцами, царь Йошиа выступил против Египта в военный поход, не послушавшись совета пророка Йермияу, отговаривавшего его от похода. Йошия возразил ему: «Армия этого нечестивца проходит по моим рубежам, а ведь наш наставник Моше сказал (Ваикра 26:6): “Меч не пройдет по вашей стране”. Но он не учел, что предсказание Моше относится к эпохе Машаиха, а не ко времени, когда евреи тайно поклоняются идолам (Эйха раба 1:53)».

Битва произошла у города Мегидо, и египетские стрелки изрешетили Йошию своими стрелами (II Мелахим 23:30; II Диврей аямим 35:22-24; Таанит 22б).

Египетский фараон обещал военную поддержку последнему царю Иудеи Цидкияу в его борьбе против Навухаднецара. Евреи восстали против вавилонян, но Египет нарушил свое обещание и не пришел им на помощь; восстание было подавлено, и еврейский народ на десятилетия лишился своей родины.

Несколько лет Иудея находилась под контролем Египта. Казалось, Египетской империи не будет конца. И тут в период наибольшего его процветания, наивысшего его величия провозгласил вдруг пророк: «Посрамлена дочь Египта, предана она в руки народа северного… И предам Я его… в руки Навуходоносора, царя Вавилона…» (Йирмияу, 46:24, 26). С абсолютной точностью предсказал пророк грядущее поражение Египта в войне с Вавилоном, изгнание египетского народа со своей земли.

«…За это, [сказал Всевышний], Я поражу тебя… и предам землю египетскую полному разрушению и опустошению… Не ступит на нее нога человека… и не будет обитаема она сорок лет и рассею Египет среди народов… Самым ничтожным государством будет оно и никогда больше не возвысится над народами, и умалю Я их, чтобы не властвовали более над народами» (Йехезкель, 29:10-15).

Подобно всем другим пророчествам сбылись и эти. Египет был побежден Вавилоном, пережил сорокалетнее изгнание, и хотя египетское государство было восстановлено, ему уже никогда не было суждено достичь былого величия. И по сей день Египет — второстепенная страна на политической карте мира.

Но пророков не хотят слушать, когда они предрекают ужасы. Напрасно взывал Йирмияу (42:18): «Ибо так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йисраэйлев: как излился гнев Мой и ярость Моя на жителей Йерушалаима, так изольется ярость Моя на вас, когда придете вы (в) Египет; и станете вы проклятием, и ужасом, и поруганием, и позором, и не увидите больше места этого».

Все оставленные в Иудее евреи бежали в Египет, где они надеялись скрыться от гнева вавилонян. Они не только не послушали Йирмияу, но и силой увели с собой. (Йирмияу 41:2, 42:9-43:7; Седер олам раба 26). Расселившись по всей стране, они стали служить богам египтян, как служили прежде божествам Кнаана (Йирмияу 43:8-44:30).

Эллинистическое царство Птолемеев и его конец [↑]

Распад империи Александра Македонского после его смерти привел к возникновению ряда эллинистических монархий. Одной из них был Египет Птолемеев, в состав которого входила и территория Страны Израиля. После образования Египта Птолемеев началась массовая иммиграция евреев в Египет. Птолемеи привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей и принимая их на государственную службу.

Птолемей I Сотер поселил в Египте евреев, взятых им в плен во время войны в Передней Азии; эти евреи несли платную военную службу, помогая держать в повиновении коренное население страны. С отступлением Птолемея I из Передней Азии многие евреи Эрец-Исраэль, привлекаемые господствовавшей в Египте атмосферой культурной терпимости, последовали за ним в Египет.

После смерти Шимона Праведника его сыновья оспаривали право наследовать пост первосвященника. Один из них — Хоньо — бежал в Египет, где был дружественно принят царем Птолемеем. Хоньо построил там святилище, обосновывая свои действия пророчеством Йешаяу: «В тот день будет жертвенник Г-споду в земле египетской» (Йешаяу, 19:19).

Храм Хоньо стал религиозным центром евреев Египта. Хоньо и его последователи ошибались, считая, что там разрешено приносить жертвы: Тора запрещает приносить жертвы в любом другом месте, кроме Иерусалимского Храма на горе Мория. Около двухсот лет действовал храм Хоньо, пока римский император Веспасиан не приказал его закрыть.

В Египте началась быстрая эллинизация еврейского населения. Еврейские документы начали писаться по-гречески (а не по-арамейски, как прежде). Пятикнижие было переведено на греческий язык в Александрии и читалось в синагогах в греческом переводе. «В день, когда был сделан перевод, тьма спустилась на Землю на три дня»: по сути, здесь, в Египте, с появлением Септуагинты началась для евреев «галут яван» — греческое изгнание.

С началом последнего изгнания (царства Рима-Эдома), через некоторое время после захвата Египта Римской империей, армия Траяна практически полностью уничтожила все египетское еврейство, которое в этот период составляло около девятой части всего населения страны (Иосиф Флавий пишет о 50 000 убитых).

Еврейские мудрецы в Египте [↑]

После завоевания Египта арабами в VII веке н.э. в Египте вновь стали складываться еврейские общины. Сеадья (Саадья) Гаонрав Сеадья бар Йосеф, глава ешивы в Суре в Вавилонии, духовный лидер еврейского народа во времена гаонов, родился в 4642 (882) году в Фаюме, на севере Египта. Позже рав Сеадья переселился в Землю Израиля, а оттуда перебрался в Вавилон.

В X веке была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины. У нагида был заместитель — мешулам. При нагиде действовал еврейский религиозный суд (бейт-дин). Нагид мог принимать решения по гражданским и уголовным делам общины, назначал раввинов, отвечал за сбор податей, наказывал и сажал в тюрьму провинившихся.

В Египет переселились многие евреи из Ирака, Сирии и Страны Израиля. Духовным центром египетского еврейства стала основанная в 10 в. ешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта оказывало поддержку еврейскому населению Эрец-Исраэль. Египет стал связующим звеном между еврейскими общинами Испании, странами Северной и Западной Африки, Землей Израиля и Вавилоном.

Рамбам [↑]

Один из величайших законоучителей всех эпох Раби Моше бен Маймон(Маймонид, Рамбам) был вынужден перебраться в Египет, когда стало понятно, что правление крестоносцев, делает существование евреев в Земле Израиля невыносимым. Он обосновался в Фостате, надеясь при первой возможности покинуть Египет.

Именно в Египте Рамбам завершил свой многолетний труд — Перуш аМишнайот (комментарий на Мишну) и составил комментарий на значительную часть Вавилонского Талмуда.

В Фостате Маймонид становится одним из руководителей еврейской общины Египта, раввином Фостата и главой ешивы.

Обладая обширными знаниями еврейских дисциплин и глубокими сведениями в языкознании, философии, медицине, математике, он стал духовным лидером своего времени. Евреи, равно как и мусульмане, стекались в Фостат из самых отдаленных уголков Средиземноморья, чтобы слушать его проповеди, публичные лекции по философии, медицине и естественным наукам. Рамбам получил также звание нагида, то есть стал главой еврейской общины всего Египта.

Много веков спустя Виленский Гаон указал своим ученикам, что, согласно традиции, имя Рамбама было изначально закодировано в самом тексте Торы: первые буквы стиха (Шмот 11:9) «Умножились Мои чудеса в земле Египта» (Работ Мофтай Бэрец Мицраим) составляют имя Рамбам (Сарей амеа 1:7).

Радваз [↑]

Раби Давид бар Шломо Ибн Зимра (Радваз; 5240-5334 /1480-1574/ гг.) — глава еврейских общин Египта и Земли Израиля, на свои средства основал в Каире ешиву. Его ближайшими учениками были р. Бецалель Ашкенази (Шита мекубецет) и р. Ицхак Лурия (Аризаль), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Святой Земли, а также р. Яаков Кастро (Маарикаш), будущий глава евреев Египта.

Возглавляя еврейскую общину Египта в течение сорока лет, Ибн Зимра стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) в своем поколении — со всех концов диаспоры обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Сохранилось более трех тысяч его письменных ответов — респонсов, большая часть из которых напечатана в различных алахических сборниках.

В 5312 /1552/ году Радваз возвратился в Землю Израиля и стал раввином Йерушалаима.

Раби Бецалель бар Авраам Ашкенази [↑]

Ученик Радваза Раби Бецалель бар Авраам Ашкенази (умер в 5356 /1596/ г.) — духовный лидер евреев Земли Израиля и Египта, составитель сборника Шита мекубецет (Сводная концепция), — после того, как его наставник «поднялся» в Землю Израиля, стал раввином Каира вместо него. В этот период, в течение семи лет, у него учился величайший кабалист р. Ицхак Лурия (Аризаль).

Пробыв в Египте в общей сложности более пятидесяти лет, р. Бецалель Ашкенази возвратился на Землю Израиля и был избран раввином Иерусалима.

Маарикаш [↑]

Другой ученик Радваза — Раби Яаков бар Авраам Кастро (Маарикаш; ок. 5285—5370 /ок. 1525—1610/ гг.) — руководил большой ешивой в Каире, а также возглавлял общину мистаарвим (евреев, говоривших по-арабски — в отличие от выходцев из Испании, говоривших на языке ладино).

После того как р. Бецалель Ашкенази «поднялся» в Иерусалим, Маарикаш сменил его на этом посту — он стал духовным и административным главой евреев Египта. Со всех концов страны обращались к нему со сложными алахическими вопросами — его респонсы собраны в книге Оалей Яаков (Шатры Яакова).

Маарикаш написал также хидушим (аналитические заметки) к нескольким трактатам Талмуда, однако сохранились только хидушим к трактату Бейца — они изданы под названием Толдот Яаков.

Запрет возвращаться в Египет [↑]

Как же сочетается наличие развитой еврейской общины в Египте с запретом возвращаться в Египет?

Запрет упоминается в Торе три раза: «…Ибо Египет, который вы видите ныне, более не увидите вовеки» (Шмот 14:13). «Г-сподь же сказал Вам: Не возвращайтесь более этим путем» (Дварим 17:16). «И возвратит тебя Г-сподь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: ты более его не увидишь» (одно из проклятий, Дварим 28:68).

Запрещено возвращаться в Египет на «постоянное место жительства». Нет запрета посещать Египет в деловых целях или по какой-либо другой причине — если человек не собирается оставаться там навсегда.

Эрец-Исраэль — избранная и благословенная из всех земель, и Тора заповедует евреям проживать в ней. В противоположность этому, Египет является наиболее отверженной землей, и Тора запрещает евреям жить там.

Существуют различные объяснения, почему существование еврейских общин в Египте не противоречит запрету возвращаться в Египет.

Рабейну Бехайя (Шофтим 17:16) пишет, что этот запрет относится только к поколению, которое вышло из Египта, и не актуален для последующих поколений.

Некоторые определяют запрет возвращаться в Египет как гзейра ше-эйн а-цибур йехолим лаамод ба (постановление, которое общество не в состоянии выполнить).

Авторы Йерэим и Агоос Маймонийос говорят, что запрещено только возвращаться из Эрец-Исраэль в Египет, т.е. нельзя возвращаться той дорогой, которой оттуда вышли, и нет запрета переезжать в Египет из других стран.

Ритва говорит, что запрет актуален только в то время, когда существует сильное еврейское поселение в Эрец-Исраэль. Когда же евреи разбросаны по всему миру, то нет запрета селиться и в Египте. Очевидно, что, по мнению Ритва, данный запрет имеет силу и в наше время (Циц Элиэзер 14:87).

Существует мнение, что Каир не входит в область, запрещённую для проживания, т.к. не относится к территории, на которой находился тогдашний Египет. Запрет относится, в основном, к территории вокруг города Александрия (Циц Элиэзер 14:87).

По мнению Рамбама (Малахим 5:7, 8), запрещено возвращаться в Египет на постоянное место жительства, но нет запрета посещать Египет в деловых целях или по какой-либо другой причине, пока человек не собирается остаться там навсегда.

С тем, что запрещено только возвращаться в Египет на постоянное житьё, согласны также и многие современные алахические авторитеты (Циц Элиэзер 14:87, Рав Овадья Йосеф, Йехавэ Даат 3:81).

Избавление из египетского рабства и полное Избавление [↑]

Чем же был Египет для евреев? Возвращаясь к Исходу из Египта, вспомним, что Моше-рабейну предстал перед народом, чтобы сообщить ему о приближающемся избавлении, но затем скрылся на три месяца, и именно в те дни гнет египтян достиг апогея. Мудрецы называют эти два этапа пкида (лифкод — «пересчитывать», «принимать в расчет») и зхира (лизкор — «помнить», «вспоминать», а если речь идет о Вс-вышнем — то «действовать»).

Подобно этому и избавление из Вавилонского плена состояло из двух этапов. Пкида — персидский царь Кореш (Кир) разрешил евреям вернуться в Землю Израиля и отстроить Храм. Группа евреев во главе с Зерубавелем возвращается в Иудею и начинает строительство. Но вскоре оно приостанавливается в следствии навета, посланного ненавистниками евреев персидским властям. Заключительный этап наступил лишь 18 лет спустя, когда Дарьявеш (Дарий) Второй (сын Эстер) дал разрешение возобновить и закончить постройку.

Согласно этому, сегодняшнее положение тоже можно определить как промежуточный этап между пкида массовым возвращением народа в свою Страну и освоением Земли Израиля — и зхира — раскрытием Машиаха и конечным Избавлением от притеснителей извне и от злодеев из среды народа. Кроме этого, Машиах соберет всех евреев диаспоры в Землю Израиля, отстроит Храм и утвердит в мире власть Вс-вышнего.

Выводить материалы