Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Греки и эллинизм

Древние греки ценили в человеке гармонию красоты и разума. Но для евреев эти ценности — внешние, а Тора уделяет внимание внутреннему, духовному миру человека.

Понятие «эллинизм» происходит от слова ЭлладаГреция. Эллинизм — это мировоззрение и культура Древней Греции, особенностями которых были культ физической силы и красоты, вера в абсолютность человеческого разума, отрицание любых этических норм и ограничений. Греки стремились эллинизировать все народы, и, в некоторой степени, они достигли успеха и в Иудее. Но Маккавеи (Хашмонаим) восстали против насильственной эллинизации, освободили и очистили оскверненный греками Храм и вновь зажгли там семисвечник (Менору). В честь этого события мудрецы установили праздник Ханука. Но актуальность глубинного противоречия иудаизма и эллинизма не потерялась и сегодня.

Оглавление

Яван — сын Яфета [↑]

Читаем в главе «Ноах» книги Берешит: «И вот порожденные сынами Ноаха, Шемом, Хамом и Яфетом. И родились у них сыновья после потопа. Сыны Яфета: Гомер и Магог, и Мадай, и Йаван и Тувал, и Мешех и Тирас».

Яван — так на современном иврите называется Греция — это четвертый сын Яфета, ставший прародителем греков.

Древняя Греция — это родина «Иллиады» и «Одиссеи», Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Наука, философия, музыка, литература, искусство, театр, архитектура — греки в античный период создали базу для всей ныне существующей западной культуры.

Рав Ашер Синклер объясняет, почему же греки достигли вершин. Источник их «успеха» — стих Торы: «Да расширит Вс-вышний возможности Яфета, да будет он обитать в шатрах Шема» (Берешит, 9:27). Так благословил Ноах своего сына Яфета. Но благословение красотой («яфэ» на иврите — «красивый») дается при условии, что Яфет «будет обитать в шатрах Шема» (а от Шема (Сима) произошел еврейский народ).

Если Яфет покидает шатры Торы, оставляет мир сущности, мир Шема, и концентрируется на самом себе, искусство становится извращенным и извращающим, что и произошло в Древней Греции.

Возникновение эллинизма [↑]

Фактически евреи пришли в соприкосновение с греками в первое время существования Второго Храма, со времени походов Александра Македонского. Еще тогда евреи стали селиться в Египте, Малой Азии и восточных островах Средиземного моря.

После того, как в 3459 году (301 году до н.э.) Иудея была присоединена к египетской империи Птолемеев, в приморских городах Иудеи появилось значительное греческое население. В Галилее также поселилось множество греков. Города Кейсария и Газа на западе, Гадара и Гиппос на востоке были, по свидетельству Иосифа Флавия, заселены преимущественно греками.

Будучи просвещенным правителем, покровительствовавшим наукам, Птолемей II выразил желание познакомиться с содержанием Торы, и потребовал от первосвященника Иерусалимского Храма прислать к нему семьдесят мудрецов, чтобы те перевели Тору на греческий язык.

Несмотря на то, что появление Септуагинты («Перевода семидесяти») позволило многим народам познакомиться с Торой, наши мудрецы это событие рассматривают как трагическое. Говорит Талмуд: «в день, когда был сделан перевод, тьма спустилась на Землю на три дня». Кроме негативных последствий на духовном уровне, перевод Торы привел к тому, что с течением времени египетские евреи совершенно забыли родной язык и традиции своего народа.

Овладев Иудеей, греки принялись строить здесь стадионы, театры и школы, призывая местное население приобщаться к культуре. Тех, кто слушался, они щедро награждали, даруя им хорошие должности и деньги. Так появились первые эллинисты, в буквальном переводе «огречившиеся» евреи, отказавшиеся от своего еврейства и решившие стать греками. В основном, это были представители богатой, знатной верхушки, молодежь из аристократических семей, которая проводила время в спортивных состязаниях и пирах. Евреи сторонников греческого образа жизни называли «митъявним» — т.е. уподобившиеся грекам, от слова «Яван» (см. выше).

Но большинство евреев продолжало жить по Торе и верить в Единого Бога.

При Селевке IV влияние эллинистической культуры на еврейское население Иудеи возросло. Греческие цирки, театры, праздничные процессии, народные собрания и философские школы увлекали евреев своей новизной. Священники оставляли алтарь, чтобы участвовать в цирковых состязаниях.

Для того чтобы стать полноценным греком, необходимо было перейти на другой язык и поменять имя, став Язоном, Менелаем или Аристобулом. Нужно было также поклоняться статуям, усвоить греческие нравы и мораль. В древней Греции процветали воровство, обман, супружеские измены и коррупция. Царил животный разврат, который не только не скрывался, но наоборот, выставлялся напоказ в качестве нормы жизни. Были широко распространены половые извращения.

Руководствуясь принципом целесообразности, греки убивали больных и инвалидов. В Спарте, например, эта практика была возведена в ранг закона: если ребенок рождался с каким-либо увечьем, его просто сбрасывали со скалы.

Новоявленные эллинисты воспитывали своих детей в греческом духе, и к подобному образу жизни стремились склонить всех остальных евреев. При поддержке властей они развернули активную агитацию с этой целью, убеждая евреев, что, сменив образ жизни с еврейского на греческий, они смогут полностью раскрыть свои таланты и стать счастливыми.

«Переходы» евреев на сторону греков стали массовыми. Евреи стали принимать участие в знаменитых пирах, олимпиадах, выступать на рыночных площадях на собраниях-агорах — становясь неотличимыми от греков.

Когда на сирийский престол взошел Антиох IV Эпифан («Безумный»), воспитывавшийся в греческих традициях, его целью стало объединить свою империю под властью единой греческой культуры. Во всех частях империи, кроме Иудеи, не было никаких препятствий для выполнения его плана. Порабощенные народы не отказывались присоединить к своим божествам греческих богов, и только евреи продолжали с замечательным упорством провозглашать Единство Б-га. Антиох объявил вне закона еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей.

Йеошуа, брат первосвященника Йоханана, давно называл себя греческим именем Ясон. Антиох сместил Йоханана и назначил вместо него Ясона, который тут же начал активно внедрять греческий образ жизни. Ясон привлек на свою сторону других коаним, которые совершенно забросили службу в Храме.

В 3593 году (167 году до н.э.) Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там статую греческого божества и принеся ему жертву. После этого начались жестокие преследования всех верных Торе евреев. Того, кто соблюдал шабат, того, кто совершал обряд обрезания своему сыну, того, кто не хотел есть свинину — убивали всех. Праведные евреи, отказавшиеся прилюдно поклониться идолу или съесть кусок свинины, погибали, освящая Имя Творца. Тысячи евреев предпочли смерть бесчестию.

Суть эллинизма [↑]

Известно, что четыре царства, под властью которых находился еврейский народ, идут в таком порядке: Вавилон, Персия, Греция, Рим-Эдом.

Сказал Раби Шимон бен Лакиш: сказано «И земля была пуста и хаотична, и тьма над бездной и дуновение Божье витает над водой» (Берешит 1:2) — тут идет речь о четырех царствах, которые будут порабощать евреев. Слово «тьма» — символизирует греческое царство, от страшных указов которого у евреев потемнело в глазах.

Один из греческих указов был такой: напишите на роге быка, что у вас нет доли в Боге Израиля (Мидраш, Брейшит Раба 2:4). Этим греки хотели продемонстрировать, что евреи не имеют отношений с Богом, чтобы каждый еврей об этом помнил, когда он пахал свое поле или ехал на своей телеге. Это и есть тьма — создать ощущение, что мир существует только по естественным законам, а Бог в этом мире не присутствует, не управляет им.

Греки превыше всего ставили физическую красоту и гармонию. В противоположность греческим ценностям Тора уделяет главное внимание духовному совершенству. Внешняя красота значима, только если она подчиняет себя истине. И эта идея духовной составляющей жизни, которую нельзя увидеть физическим зрением, приводила греков в бешенство.

Элияу Ки-Тов пишет: «Греки не собирались решать евреев личной или экономической свободы. Они покушались только на духовную свободу, на еврейские “религиозные предрассудки”».

Если люди создают себе материальные кумиры — статуи, здания, божков — и поклоняются им, идолы являются только овеществленным выражением уже проникшей в их души скверны. Но когда люди начинают поклоняться самим себе, объявляют себя всесильными, а свой разум — высшей духовной инстанцией, способной устанавливать истинное значение вещей и понятий — тогда достигается предел нравственной деградации и морального падения.

На иврите название Греции, Яван, записывается тремя «прямыми» буквами: йуд, вав и нун. Это отражает культуру и мировоззрение греков, их стремление к чистоте линий, лишенных подлинной субстанции, духовного наполнения. С этим и сражались Маккавеи. И потому первое, что они сделали, одержав победу, — очистили Храм и зажгли Менору. Название установленного в честь этих событий праздника отражает самую суть: Ханука — это «освящение».

В Ханукальной вставке в молитву отражена главная опасность для еврейского народа, которую видели мудрецы: «чтобы принудить евреев забыть Тору Твою и преступить законы воли Твоей …»

Тора как книга не представляла для эллинов объекта неприятия, поскольку, будучи интеллектуалами, они вполне уважительно относились ко всякому знанию, а к знанию книжному, запечатленному в знаках, — тем более. Тотальное искоренение еврейского взгляда на мир — вот чего они добивались. Потому и постановили в конце концов, чтобы каждый еврей письменно заявил: «Нет у меня доли в Б‑ге Израиля!» Но начали с другого, с требований не таких обширных и категорических. Надо удалить евреев от их веры в Творца. Это и называется: «…Чтобы забыли Твою Тору и оставили законы Твоей воли».

Греки принялись приучать к своей культуре через знакомство с философией, предлагая евреям почитать и послушать, что еще бывает на свете, кроме иудаизма. Не утверждая, что Тора плоха, они «лишь» показывали, что наряду с Торой есть и другие принципы мудрого философствования.

Об этом написал мудрец рабейну Нисим Геронди, комментируя известный отрывок из Танаха (Йермияу 9): «Сказал Всевышний: за то, что оставили Мою Тору… и шли за своим сердцем… рассею Я их между народами…» Сказано: «оставили Мою Тору». Не просто Тору, а «Тору, которую Я им дал». Другими словами, Тору не оставили, но стали заниматься ею так, будто она дана не Вс-вышним, а представляет собой еще один вид мудрости, сочиненной людьми, в общем ряду других наук и знаний.

Ханука [↑]

Евреи того времени, оставшиеся верными Торе, и прежде всего — семейство первосвященников Хашмонаев, видели в греческой культуре источник духовной скверны, тум'ы, худшую из разновидностей языческого сознания. Этому злу — а не просто греко-сирийскому царству — они объявили священную войну.

Рав Реувен Пятигорский пишет о ханукальных событиях: «то были не просто события линейной истории, а развилка, мучительный выбор дальнейшего пути после затянувшегося межцивилизационного конфликта. Древнегреческая культура и античный образ мышления столкнулись с древним же, но уже еврейским взглядом на бытие».

Греки сначала заставляют забыть, что Тора — от Всевышнего, потом внушают сомнения в необходимости соблюдения основных законов иудаизма, затем приобретают полную власть над народом.

Рав Ицхак Зильбер пишет: «После победы в Хануку мы видим большее расширение и углубление именно устной Торы: Мишна в эпоху танаим, и Талмуд позднее, в эпоху амораим. То есть труд над Торой — это та сила, которая снимает темноту.

Когда человек трудится над устной Торой, старается понять логику Талмуда — как понять это место, этот закон и тот закон, — он становится един своими мыслями с Торой. Человек этим соединяется с Торой, и эта сила Торы изгоняет темноту».

Ханукальные события — это война между тьмой и светом, между верой и безверием. Как мы знаем, свет и вера победили, и эту победу мы празднуем в Хануку.

Падение греческой цивилизации [↑]

То, чего требовали греки от нас, произошло с ними самими. Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя, а позже составила ядро Восточной Римской империи — Византии. Никто уже «не жил по-гречески», и религию греки тоже сменили.

Новогреческий язык мало чем напоминает классический язык Древней Греции, поменялась культура, одеваются по-иноземному, носят заимствованные имена. А социалистическое правительство Греции в XX-м веке отменило в школах обязательное изучение «Илиады» и «Одиссеи». С тех пор почти все нынешнее поколение греков не чувствует никакой преемственной связи с наследием прошлого. Как и было указано в пророчествах (Книга Даниэль, 7 глава), греческое царство пало и уступило место царству Эдом-Рим.

Свет и тьма сегодня [↑]

Во все времена каждое событие еврейской истории — актуально, только поворачивается оно к нам каждый раз под другим углом. Греческого царства уже нет, но свои корни оно пустило глубоко в западную цивилизацию. Корень духовных событий Хануки — борьба тьмы и света, неверия и веры. Сейчас, в век всемирной паутины, выбрать свет, а не тьму — задача непростая. Сейчас каждый человек подвержен влиянию международной массовой культуры, которая культивирует те же ценности эллинизма, что и много веков назад. Плюрализм, демократия, власть интеллекта, самоценность науки и эстетики, — вот идолы нашего времени, которым поклоняется современный человек и которому начинают поклоняться и многие евреи.

Выводить материалы