Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Тема

Александр Македонский

Александр Македонский Великий (356—323 до н. э.) — царь Македонии, завоевавший весь Ближний Восток. Его завоевания ознаменовали начало эллинистического периода в мировой истории. Частью его завоеваний была и Эрец Исраэль.

Как Иосиф Флавий, так и Талмуд в форме агады сохранили данные о положительном отношении Александра к евреям. Эти факты находят свое подтверждение в работах некоторых римских историков (например, Курций Руф).

Территория Израиля вошла в зону влияния Александра Македонского в ходе одной из его военных кампаний на Ближнем Востоке. Крупных битв македонян с евреями в Эрец Исраэль не случилось: в первую очередь, целями Александра были Газа, Тир и Египет. Однако, направляясь на покорение Египта, Александр с войском проходил по землям Эрец Исраэль.

Но почему Александр не осуществил военное покорение Иудеи и Иерусалима, бывшего тогда довольно крупным городом? В Талмуде приведена такая история.

Когда войска Александра Македонского приближались к Иерусалиму, и Храму угрожало разрушение, первосвященник Шимон Ацадик, облачившись в особые одеяния первосвященника, вышел навстречу завоевателю во главе депутации старейшин. В Талмуде рассказывается, как «они двигались всю ночь, при свете факелов», а на рассвете, встретились с передовыми отрядами захватчиков. Пораженный величественным и одухотворенным обликом первосвященника, Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли. Позже Александр объяснил своим полководцам, что «ангел, который открывался ему в ночных видениях и даровал победы в войнах, выглядел точно, как этот человек» (Йома 69а). А пока — штурм Иерусалима был отменен. В благодарность за благословение полководец обещал не отнимать у евреев религиозных свобод, попросив в ответ поставить в Храме его статую. Шимон Ацадик объяснил, что законы Торы запрещают подобное: евреям строжайшим образом запрещено ставить изображения и изваяния и поклоняться им, а уж тем более — в Храме, посвященном Всемогущему Б-гу. Но он обещал, что все мальчики из семейств коэнов, которые родятся в этом году, получат имя Александр в честь Александра Македонского (Седер адорот), которое отныне вошло в список еврейских имен. Еще он обязался ввести в Эрец Исраэль летоисчисление по царям из рода Селевкидов.

Так еврейское царство получило своеобразную автономность. Однако, некоторая часть Эрец Исраэль — а точнее, Самария и самаритяне — были завоеваны. Во время пребывания Александра Македонского в Египте до него дошло известие о восстании самаритян против него. Царь поспешил в Самарию, навел там порядок и поставил македонский гарнизон. Талмуд добавляет, что Александр воспользовался помощью иудеев против самаритян.

Несмотря на довольно благополучный исход встречи Александра с евреями и его лояльное отношение к иудаизму, македонские завоевания, в итоге, привели к эллинизации всего Ближнего Востока, в том числе, и Израиля. Еще при жизни Шимона Ацадика — в последние годы его священничества — в Иудее усилились греческие влияния, началась т.н. «эллинистическая» эпоха, когда страной стали править греко-сирийцы, ставленники македонцев.

Выводить материалы