Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шимон ацадик, Александр Македонский, Первосвященник, Храм, Мишна, Чудеса, Талмуд, Александр Кац, Мужи Великого Собрания
В 3390 году от Сотворения Мира (370 г. до н.э.) первые еврейские изгнанники возвратились из вавилонского плена, а в 3408 году (352 г. до н.э.) был отстроен Второй Храм. И хотя административно еврейское государство того периода подчинялось персидским владыкам, а впоследствии Александру Македонскому и наследникам его власти, внутренней жизнью страны управляло Великое Собрание мудрецов. В его состав входили последние пророки – Хагай, Зехария и Малахи, а также величайшие праведники, о которых рассказывается в Писании – Эзра, Нехемья, Даниэль, Зерубавель и Мордехай.
Великое Собрание ознаменовало переход от периода, освещенного в Танахе, к эпохе наших мудрецов (хахамейну зихронам ливраха – хазаль): в состав Великого Собрания входил и первосвященник Шимон, прозванный Праведным (Ацадик), – первый из мудрецов, упомянутых в Мишне.
Шимон Ацадик (умер ок. 3448 г. /312 г. до н.э./) принял Устную Традицию от мужей Великого Собрания.
Шимон Ацадик был первосвященником во Втором Храме в течение 40 лет (Йома 9а). В Талмуде перечислены 7 проявлений Б-жественного благословения, которые повторялись в Храме во все годы его служения. Так, красная нить, повязанная на голову козла отпущения в Йом кипур, становилась белой (что свидетельствовало о прощении грехов Израиля), а огонь на жертвеннике пылал и без добавления дров – свидетельство проявления Шехины (Б-жественного присутствия) в Храме (Йома 39а). Шимон Ацадик дважды совершал обряд с красной коровой (до него такой обряд совершали только Моше и Эзра. См. Пара 3:5).
Когда в 3442 г.(318 г. до н.э.) войска Александра Македонского приближались к Иерусалиму и Храму угрожало разрушение, Шимон Ацадик, облачившись в одеяния первосвященника, вышел навстречу завоевателю во главе депутации старейшин. В Талмуде рассказывается, как «они двигались всю ночь, при свете факелов», а на рассвете, встретились с передовыми отрядами захватчиков. Пораженный величественным и одухотворенным обликом первосвященника, Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли. Позже Александр объяснил своим полководцам, что «ангел, который открывался ему в ночных видениях и даровал победы в войнах, выглядел точно, как этот человек» (Йома 69а). Штурм Иерусалима был отменен. И когда Шимон показал Александру Храм, гость попросил, чтобы в знак их союза возле жертвенника был установлен его скульптурный портрет. Шимон Ацадик объяснил, что законы Торы запрещают подобное, но он обещал Александру, что все коэны, которые родятся в этом году, будут названы в его честь именем Александр (Седер адорот).
Шимон Ацадик предсказал срок своей смерти. Он поведал, что на протяжении сорока лет, каждый Йом кипур, некий старец, облаченный в белоснежные одежды, заходил вместе с ним в Святая Святых и выходил вместе с ним. Но в тот год старец был закутан в черные одежды – они зашли вместе, но старец не вышел с ним. И действительно, как только праздничные торжества завершились, Шимон, «проболев 7 дней, умер» (Менахот 109б).
После смерти Шимона Ацадика в Храме больше не произносилось четырехбуквенное Имя Всевышнего, обладающее особой святостью.
Публикуется с разрешения издательства " Швут Ами
Читайте: тематический обзор Александр Македонский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»