Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

В прошлый раз мы писали о Мишне, записи законов Устной Торы, собранных мудрецами, вошедшими в еврейскую историю под общим именем танаим. Окончательную редакцию Мишны осуществил последний тана, раби Йеуда Анаси. После него наступила эпоха амораим, интерпретаторов и исследователей Мишны, завершившаяся составлением двух Талмудов — Иерусалимского и Вавилонского. Первый из них создавался на основе изучения закона учеными, жившими в четырех городах Эрец Исраэль, входившей тогда в состав Римской империи, — Тверии, Лоде, Кейсарии и Ципори. Иерусалимским он назван в честь вечной еврейской столицы. Исследования ученых, живших в Бавеле (Вавилоне), представлены в Вавилонском Талмуде, окончательную редакцию которого выполнили рав Аши и Равина в самом конце 5 века.

Вавилонский Талмуд примерно в семь раз больше Иерусалимского (в последнем подчас приводятся не диспуты между учеными, а только результаты диспутов). Везде, где между обоими Талмудами возникает противоречие, закон устанавливается по Вавилонскому Талмуду. Его главным образом и учат в хедерах, школах системы талмуд-тора и ешивах.

За основу принято издание, осуществленное в типографии Бомберга в Венеции в 1520 году; его деление текста на страницы сохранено во всех последующих изданиях. Поэтому ссылка на Талмуд выглядит как указание на название трактата, лист и его страницу (первую или вторую). Из 63 трактатов Мишны в Вавилонском Талмуде представлены 37.

Внешне Талмуд выглядит как 20 огромных фолиантов. В них, кроме Мишны и Гемары (собственно талмудическое рассуждение на тему Мишны), включены комментарии, составленные учеными следующих поколений: Раши, Тосафот, Ран, Маарша, Рош и др.


Многие слышали про Валаамову ослицу. Однако, не все знают, что за история скрывается за этим крылатым выражением. Читать дальше