Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Следует утаить все, что можно утаить, чтобы бедный не знал, кто дает, а дающий не знал, кто получает.»Орхот цадиким. Щедрость
По материалам газеты «Исток»

В прошлый раз мы писали о Мишне, записи законов Устной Торы, собранных мудрецами, вошедшими в еврейскую историю под общим именем танаим. Окончательную редакцию Мишны осуществил последний тана, раби Йеуда Анаси. После него наступила эпоха амораим, интерпретаторов и исследователей Мишны, завершившаяся составлением двух Талмудов — Иерусалимского и Вавилонского. Первый из них создавался на основе изучения закона учеными, жившими в четырех городах Эрец Исраэль, входившей тогда в состав Римской империи, — Тверии, Лоде, Кейсарии и Ципори. Иерусалимским он назван в честь вечной еврейской столицы. Исследования ученых, живших в Бавеле (Вавилоне), представлены в Вавилонском Талмуде, окончательную редакцию которого выполнили рав Аши и Равина в самом конце 5 века.

Вавилонский Талмуд примерно в семь раз больше Иерусалимского (в последнем подчас приводятся не диспуты между учеными, а только результаты диспутов). Везде, где между обоими Талмудами возникает противоречие, закон устанавливается по Вавилонскому Талмуду. Его главным образом и учат в хедерах, школах системы талмуд-тора и ешивах.

За основу принято издание, осуществленное в типографии Бомберга в Венеции в 1520 году; его деление текста на страницы сохранено во всех последующих изданиях. Поэтому ссылка на Талмуд выглядит как указание на название трактата, лист и его страницу (первую или вторую). Из 63 трактатов Мишны в Вавилонском Талмуде представлены 37.

Внешне Талмуд выглядит как 20 огромных фолиантов. В них, кроме Мишны и Гемары (собственно талмудическое рассуждение на тему Мишны), включены комментарии, составленные учеными следующих поколений: Раши, Тосафот, Ран, Маарша, Рош и др.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.