Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Семья печатников и издателей, оставившая значительные след в истории еврейского книгопечатания и еврейской культуры в России. Владели первой и самой значительной еврейской типографией — сначала в Гродне, потом в Вильне.

Основал дело гродненский книготорговец (мойхер сфойрим) Барух бен Йосеф. После его смерти (1803) оно перешло в руки сына, Менахема Манеса Ромма, сумевшего объединить всех виленских издателей в одну компанию «Манес унд Земель», которая начала с издания Торы (1830), а затем приступила к Вавилонскому Талмуду (1835—54). Острое соперничество со знаменитой хасидской типографией Шапиры в Славуте привело к вмешательству властей, которые закрыли все еврейские типографии Российской империи, кроме киевской и виленской. С 1863 года типография носила название, которое можно увидеть на большинстве современных «перепечаток» с Талмуда — «Типография вдовы и братьев Ромм».

С семьей Ромм работали многие выдающиеся раввины. При их тесном содействии в 1880-86 годах было осуществленно издание трактатов Талмуда, проверенное по рукописям, с добавлением многих новых комментариев. Оно до сих пор считается непревзойденным по качеству и надежности материала, а также с точки зрения графического оформления. На титульных листах, выполненных гравером Авнером Грилихом, изображены две колонны, стоявшие в Храме царя Шломо, — Боаз и Яхин. Эти изображения стали настолько популярными, что ими — без всяких изменений — и сегодня украшают титулы печатных изданий Торы, Мишны, Шульхан-Аруха и т.д.

Просуществовало издательство до 1940 года. При оккупации Литвы оно было разграблено советскими властями.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.