Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что можно читать в уборной?

Темы: Литература, Яков Шуб, Имя Творца, Святые тексты

Отложить Отложено

Шалом! Хотела бы спросить, какие книги считается допустимым читать в уборной? Только светская литература? Или, например, книгу о кашруте или законах субботы — можно или нет? А если художественная литература содержит упоминания о праздниках, о Вс-вышнем? Спасибо. С ув., Михаль

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Михаль, спасибо за Ваш актуальный вопрос. Для начала определим: существует два различных запрета. Во-первых, запрет вносить в уборную святые книги. Это — частный случай общего запрета пренебрежительного обращения со святыми книгами. Во-вторых, запрет думать в уборной о Торе и заповедях. Это выводят из слов Торы: «Пусть же будет твой стан свят» (Дварим 23:15).

Теперь рассмотрим, что означают эти запреты применительно к Вашему вопросу. Запрет вносить святые книги в уборную распространяется не только на книги Танаха или молитвенник, но и на любые другие книги, связанные с еврейским Законом и заповедями. Получается, книги о кашруте и законах Шаббата нельзя вносить в уборную.

Необходимо знать, что если святая книга имеет покрытие, а обычно стараются сделать два покрытия, то ее разрешено вносить в уборную. Карман пиджака либо рубашки считается одним покрытием. Поэтому разрешено входить в уборную, если в кармане пиджака лежит книга в пакете.

Если это светская газета или книга, в которой есть упоминание о Торе, Вс-вышнем или заповедях, ее разрешено вносить в уборную, но нельзя открывать и читать на тех страницах, где есть такое упоминание. Поскольку остальные страницы книги являются для них покрытием. Однако если нет особой надобности, желательно их также в уборную не вносить.

Если это художественная литература, где по ходу дела упоминаются еврейские праздники или обычаи без намерения научить читателя законам этих праздников, то такую литературу разрешено вносить в уборную и читать там. Однако нужно быть осторожным, чтобы это не привело к размышлению о Вс-вышнем, Торе или еврейских законах, т.к. это является частью второго запрета, упомянутого выше. В принципе, люди читают художественную литературу в уборной именно для того, чтобы отвлечься и не начать думать о Торе.

С уажением, Яков Шуб

Читайте не в уборной: Книги из Магазина

Материалы по теме

Кошерна ли ваша мезуза?

Авраам Борщевский

Вы уверены что ваша мезуза кошерна? Все не так просто...

10 блиц-ответов на самые популярные вопросы — о Машиахе, воскрешении мертвых...

Рав Яков Шуб

В конце дней людям тоже придется ходить на работу?

Гади Поллак

Комикс. Рецепт приготовления

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)