Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11

Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?

Темы: Наказание, Суббота, Душа, Заповеди, Мировоззрение, Будущий мир, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, я понимаю, что есть Бог и что Его надо слушаться, но мне непонятно, действительно ли Богу не все равно, включаю я в Субботу свет или нет? Неужели все эти законы — это только способ найти повод держать человека в страхе и наказывать его?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Для того чтобы ответить на него, давайте для начала попробуем определить, что с точки зрения иудаизма представляет собой наказание, посылаемое Вс-вышним. Один из ришоним (ранних комментаторов), Рабейну Нисим (Драшот а-Ран 10) рассматривает этот вопрос и объясняет, что наказание само по себе не может являться самоцелью и рассматриваться как расплата за нарушения, которые человек совершил. Ведь сказано (Ваикра 19:18): «Не мсти и не храни злобу». Соответственно, любое наказание, посланное с Небес, несет в себе особый продуктивный момент, который не всегда может быть понятен для нас.

Существует два вида наказаний: наказание в этом мире и наказание в мире будущем. Цель наказания в этом мире — либо помочь человеку исправить свое поведение, либо предостеречь других людей, чтобы они не подражали поведению грешника.

Однако наказание в будущем мире не может преследовать те же цели. Во-первых, потому что душу после отделения от тела уже нет возможности исправить, а во-вторых, потому что наказание уже не может служить предостережением для других людей, ведь происходящее в будущем мире скрыто от их глаз.

Соответственно, объясняет Драшот а-Ран, наказание в будущем мире — это естественное страдание души. Подобно тому, как в этом мире человек, который нанес себе увечье, испытывает боль и страдание, так душа в будущем мире испытывает боль и страдание из-за прегрешений, совершенных человеком в этом мире.

Хофец Хаим в предисловии к своей книге Шмират а-Лашон, основываясь на словах Рава Хаима Виталя в Шаарэй Кдуша, пишет, что тело человека уподоблено его душе. У души есть 248 духовных органов и 365 духовных жил, и в теле человека имеется 248 органов и 365 жил, в сумме 613. Их число не случайно, оно соответствует 248 предписывающим и 365 запрещающим заповедям, которые дал нам Вс-вышний. Каждое повеление и каждый запрет соответствует определенному органу. Есть заповеди, связанные с руками человека, и есть заповеди, связанные с его ногами. Получается, что, исполняя в этом мире ту или иную заповедь, человек «питает» соответствующий орган и дает ему духовную силу.

Верно и обратное. Если человек не выполнит какую-либо из возложенных на него заповедей или нарушит какой-либо запрет и не раскается, то в конечном итоге в будущем мире его душа останется без «духовного органа», соответствующего данной заповеди, и, безусловно, будет страдать от этого.

Всевышний создал как этот мир, так и будущий. Сложная и продуманная до мелочей структура Творения отражает глубину замысла Всевышнего, который чаще всего скрыт от нас. Всевышний также обусловил определенные физические и духовные законы и правила, по которым действует Творение. Об этих законах и правилах Он сообщил нам в Святой Торе. Поэтому Еврейский Закон (Галаха) занимается определением и описанием этих правил или, иначе говоря, отражением объективной реальности. Соответственно, так же, как человек понимает, что для продолжения жизни организм должен получать необходимое питание: белки, углеводы, минералы, витамины и т.п., он должен понимать, что его душа нуждается в духовном «питании», а именно Торе и заповедях.

Поскольку, как было сказано, Еврейский Закон является отражением объективной реальности, вопрос «Действительно ли Б-гу не все равно, включу я в Субботу свет или нет?» неуместен так же, как вопрос «Действительно ли Б-гу не все равно, съем я мухомор или нет?». И то, и другое является ядом — одно для тела человека, другое — для его души.

Понимание этого помогает нам быть более осторожными. Хозяйка, у которой на плиту попало средство от тараканов, приложит все усилия, чтобы понять, попало оно также в пищу или нет. Она не будет успокаивать себя рассуждениями наподобие следующего: «Ведь это всего лишь средство от тараканов, кто сказал, что оно вообще действует на людей? И скорее всего его было очень мало…». Точно так же и хозяйка, у которой на плиту, где готовятся мясные блюда, разлилось молоко, должна приложить максимальные усилия, чтобы выяснить, пригодны ли теперь эти блюда в пищу.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.

Будущий мир

Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше