Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В большинстве моих высказываний вы найдёте лишь то, что большинство людей знают и в чём не сомневаются. Но в той же мере, в какой эти слова хорошо известны и их истинность очевидна, так же вполне обычно, что о них забывают»Рамхаль — Рав Моше Хаим Луццато, «Путь праведных»

9. Годы скорби

За два года, прошедшие после исчезновения Йосефа, оставшиеся сыновья Яакова создали свои семьи, и у него родились внуки (Сефер аяшар, Вайешев), — но траура по Йосефу он не прерывал (Зоар 1, 189а).

А в 2228 году /1532 до н.э./ завершил свой жизненный путь отец Яакова, Ицхак, которому уже исполнилось180 лет. Яаков и специально прибывший со своей семьей Эсав похоронили отца в пещере Махпела (Берешит 35:28—29; Эрувин 53а; Седер адорот).

Когда дни скорби по отцу завершились, Яаков и Эсав поделили оставленное наследство: по взаимному соглашению между ними все имущество Ицхака перешло к Эсаву, а Яаков унаследовал вечное право на страну Кнаан — от египетской реки до Евфрата. Забрав свою долю наследства, Эсав окончательно оставил Святую Землю и обосновался в Сеире, на родине своих жен (Берешит 36:6—8; Пиркей дераби Элиэзер 38; Сефер аяшар, Вайешев; Ялкут Шимони, Ваишлах 138; Седер адорот).

В 2236 году /1524 г. до н.э./, через двадцать лет после исчезновения Йосефа, в земле Кнаан случился неурожай и начался голод (Берешит 41:54; Седер адорот). Узнав, что в Египте есть запасы зерна, Яаков направил туда десятерых старших сыновей, оставив в помощь себе только Биньямина (Берешит 42:1—4).

Несколько недель спустя сыновья возвратились с зерном — но лишь вдевятером, без Шимона. Они рассказали, что грозный правитель Египта обвинил их в том, будто они пришли в его страну в качестве кнаанских соглядатаев. На допросе им пришлось рассказать об отце и оставшемся с ним младшем брате Биньямине. И тогда правитель, взяв Шимона в заложники, приказал им для подтверждения истинности своих слов привести к нему Биньямина (Берешит 42:29—34).

Выслушав сыновей, Яаков горестно воскликнул: «Вы меня оставите без детей! Йосефа нет! Шимона нет! А теперь хотите взять Биньямина?!» И, несмотря на настойчивые уговоры, он не отпустил младшего сына (Берешит 42:36—38). Однако через два месяца, когда привезенное из Египта зерно закончилось, и вся семья обступила Яакова, умоляя спасти от голода, ему пришлось смириться с необходимостью и отправить Биньямина вместе с остальными девятью сыновьями в Египет. Яаков передал с ними письмо к правителю Египта, в котором просил отпустить его сыновей с миром (Берешит 43:1—14; Сефер аяшар, Микец; Седер адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.