Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц
По материалам газеты «Истоки»

За какую провинность братья продали Йосефа? У многих возникает этот вопрос, когда они читают о том, что случилось в семье Яакова.

История известна. Она обыграна в великом множестве пьес, романов и киносценариев. Трактуют ее в большинстве случаев как семейную драму, основа которой стара как мир: раскол в семье, предпочтение, оказанное отцом одному из сыновей, зависть, ненависть и пр. Однако мы, начав серьезно учить Тору, хотим знать — что на самом деле скрывается за всем этим рассказом? Чему Тора хочет научить НАС? Простое прочтение текста мало что дает. Отец подарил любимцу красивую рубашку, братья позавидовали ему, приговорили к смерти, бросили в яму, а затем продали проходившим купцам — доставив тем самым большие страдания отцу, решившему, что Йосефа растерзали хищники.

Но наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками. — Вопрос: разве праведники способны на такую жестокость? Братья действительно приговорили Йосефа к смерти. Ибо решили, что он нарушил один из строжайших законов — запрет на убийство. Известно правило: «пришедшего убить тебя — упреди и убей!» Остается объяснить, какую смертельную опасность для братьев являл маленький Йосеф.

Йосеф доносил отцу об их прегрешениях. Это раз. Второе: он рассказывал свои сны! Те сны, судя по которым — в будущем он видел себя царем над всеми. Что отсюда следует? Следует, что он толкает отца к изгнанию остальных братьев. Он их «выводит» из еврейства. Как в свое время были «выведены» из еврейства Ишмаэль, сын Авраама, и Эсав, сын Ицхака. Те лишились доли участия в создании еврейского народа. Подобно им, сейчас будут лишены права стать патриархами евреев и одиннадцать братьев. Останутся только четыре праотца: Авраам, Ицхак, Яаков и Йосеф. От них пойдут двенадцать колен. А братья останутся не у дел.

Что приравнивается ими к попытке со стороны Йосефа совершить убийство.

Приговор: смертная казнь! Даже праведники иногда ошибаются в своем суде. Но они, севшие судить Йосефа, преследовали не корыстные цели, они творили СУД ТОРЫ, не внося в свое отношение к сыну Рахели личностные моменты. Братья старались быть объективными. И все совершили РАДИ БУДУЩЕГО НАРОДА.

Настолько они были уверены в справедливости вынесенного ими приговора, что — читаем (Берешит 37:25): «И сели они есть хлеб» — сразу за тем как бросили Йосефа в яму. Не хладнокровные убийцы, а честные судьи, принявшие справедливое решение.

Их непоколебимую уверенность в правоте мы видим и по эпизоду в Египте. Попав в тяжелую ситуацию, они ищут причину в своих поступках — и находят ее (42:21): «Виноваты мы по отношению к нашему брату, потому что видели страдание его души, когда он нас умолял (не продавать его), но не послушали». Смотрите! Тот приговор им и сейчас кажется правильным. Виноваты они только в том, что НЕ СЖАЛИЛИСЬ над мальчиком.

Кстати, они были уверены, что Всевышний их поддерживает. Продав Йосефа, они дали клятву держать содеянное в тайне от отца, взяв в свои союзники и Всевышнего. И не догадывались, что у Творца были Свои планы: отправить Йосефа в Египет, куда за ним переедет и вся семья.

Всевышний «согласился» с братьями не потому, что они были правы в своем суде, а потому, что их ошибка «играла на руку» Его глобальному плану. Как потом сказал сам Йосеф, открывшийся братьям (50:20): «Вы замышляли против меня зло, но Всевышний счел его добром, чтобы… спасти жизнь большому народу».

Не все братья участвовали в продаже. Особняком держался Реувен.

Его роль во всей истории знаменательна. Он высказался против убийства, предложив заменить казнь ямой. Написано, что он собирался потом прийти и извлечь из нее Йосефа. В момент продажи его не было. Мидраш рассказывает, что Реувен в это время постился и не участвовал в общей трапезе. Постился, потому что раскаивался в одном проступке, совершенном по отношению к отцу (см. 35:22). Каково же было его горе, когда, придя к яме, нашел ее пустой. Он, как и отец, до конца всей истории считал, что Йосеф мертв. В том признании вины, когда братья поняли, что они наказываются за жестокость по отношению к брату (но не за ошибочный суд!), он не согласился с братьями: нет! не в жестокости дело, а в том, что вы вообще ошиблись! Почему Реувен разошелся с братьями в трактовке поступков Йосефа? Потому что тот поведал им о своих снах: вот одиннадцать звезд поклонятся мне. Одиннадцать! Это значит, что Реувен — в их числе! Он не наказан отцом за проступок. Он остался в числе будущих родоначальников еврейских колен! А раз так, то Йосеф не «выводит» братьев из еврейства, он просто рассказывает, что в будущем станет царем, к которому они придут и поклонятся.

Личная боль Реувена помогла ему остаться объективным. Но сказать, что братья были совсем неправы мы не можем. Они опасались, что своими действиями Йосеф препятствует возникновению еврейского народа. Будучи праведниками, они пытались в создавшейся ситуации поступить наиболее верным способом. И ошиблись! Другое дело, что относительно этой ошибки у Всевышнего имелись Свои планы.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.