Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.

По воскресеньям я имею удовольствие учиться с двумя еврейскими хирургами. Каждую неделю мы углубленно изучаем отрывок из Сидура (сборника молитв).

В одно из воскресений мы разбирали Шма, самую главную, самую первую и основную еврейскую молитву. «Слушай, Израиль: а-Шем — наш Б-г, а-Шем — Один». «Слушай» означает, что мы должны не просто услышать, но принять сердцем. А когда мы говорим: «а-Шем — Один», мы провозглашаем абсолютную власть Всевышнего над всем Творением и утверждаем, что Он является единственной Первопричиной всего существующего и происходящего, всех законов и сил. В радости и в горе мы закрываем глаза и провозглашаем нашу полную преданность Всевышнему, независимо от жизненных обстоятельств.

В то воскресенье, когда мы обсуждали этот раздел, один из хирургов, доктор Гольдберг, рассказал нам удивительную историю.

Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал. Перед въездом на шоссе он остановился на красный свет. В соседнем ряду с ним оказался мотоциклист, молодой парень, одетый во все черное, на блестящем новеньком японском мотоцикле. Зажегся зеленый, и мотоциклист с ревом умчался вперед. Доктор спокойно продолжал свой путь, как вдруг снова увидел впереди того самого мотоциклиста в черном. Потеряв управление, на лежащем на боку мотоцикле, со скрежетом разбрасывая вокруг искры, он пронесся поперек многополосного шоссе.

Доктор съехал на обочину, вихрем вылетел из машины и бросился на помощь. Парень лежал на земле в своем черном шлеме, у него была оторвана нога, из артерии на бедре хлестала кровь. К ним подбежала женщина, доктор узнал в ней медсестру из своего госпиталя. В то утро она опаздывала на работу, и надо же было так случиться: именно в этот момент проезжала мимо места аварии…

Доктор понимал, что если кровотечение не остановить в ближайшие 60 секунд, парень умрет. Он изо всех сил зажимал рану, пытаясь остановить кровь. И тут парень поднял руку и стал медленно стаскивать с головы шлем. «Я ожидал, что он будет стонать и кричать, и просто не поверил своим ушам, когда услышал: Шма Исраэль: а-ШемЭлокейну, а-Шем Эхад».

С помощью медсестры доктору удалось замедлить кровотечение, приехавшая скорая увезла пострадавшего в ближайшую больницу. В тот день доктор Гольдберг не узнал своего пациента, но позже оказалось, что они посещали одну и ту же синагогу.

В следующем году на Рош а-Шана в дверь доктора постучали. На пороге стоял тот самый мотоциклист, он держал за руки своих детей. «Я просто хотел поблагодарить вас за то, что вы спасли мне жизнь», — сказал он.

Доктор Гольдберг в полной тишине закончил свой рассказ, потом повернулся ко мне и добавил: «Вот о чем я думаю, когда говорю Шма Исраэль».

И тут мне пришло в голову, что все мы в каком-то смысле мотоциклисты, мчащиеся по скоростному шоссе жизни. Это шоссе не всегда бывает ровным и гладким. Мы подпрыгиваем на выбоинах и ухабах, иногда сбиваемся с пути или попадаем в аварии, большие и малые. Понимаем ли мы, что а-Шем выстраивает события и обстоятельства нашей жизни? Видим ли скрытое в них добро?

Что бы ни случилось со мной сегодня — дорожная авария, неприятности на работе или дома, радость или удача — я прикрываю рукой глаза и провозглашаю: Шма Исраэль: а-Шем Элокейну, а-Шем Эхад!

Раби Цви Сайтнер, с сайта Aish.com


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?