Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Ранее (возвещенное) уже сбылось, и Я предрекаю новое. Прежде, чем (событие) произойдет, сообщу вам (о нем).

Иешаягу, 42:9

…Говорю: Мой замысел исполнится, и все, чего желаю Я, — сделаю!

Иешаягу, 46:10

Человек не знает будущего.

Когелет, 10:14

Любому из нас интересно было бы заглянуть в будущее, но мы привыкли считать, что оно непостижимо. Посмотрим, так ли это на самом деле.

С незапамятных времен брались предсказывать будущее астрологи и гадалки, прорицатели и шаманы, чревовещатели и колдуны. При дворах многих владык древности были такие предсказатели, предрекавшие своим повелителям их собственное будущее, а также судьбу задуманных ими предприятий.

Любое пророчество вызывает наш интерес: исполнится ли оно? И все же в глубине души мы относимся к предсказаниям с лёгкой иронией, полагая, что все это — шарлатанство.

Серьезные достижения современной науки вызывают бесспорное уважение. Сегодня в мире весьма популярна новая научная отрасль — футурология. Во многих странах открылись исследовательские центры, в которых тысячи ученых пытаются прогнозировать погоду, урожаи, рост населения нашей планеты. Тем не менее сами исследователи признают, что, как правило, их прогнозы весьма приблизительны и в лучшем случае верны на короткие сроки.

Кто может предсказать внезапные стихийные бедствия, развитие политической ситуации в мире, сроки начала и завершения войн? Кто возьмет на себя смелость предостеречь народ, которому угрожает уничтожение, или возвестить о грядущем возникновении нового народа? А ведь именно на эти вопросы нам хотелось бы получить ответ прежде всего, именно они жизненно важны для человечества!

Точное предсказание событий, которые должны произойти через тысячу, — да что там! — через сотню лет. попросту нереально. Даже такие простые прогнозы, как предсказания погоды или урожая, невозможно составить на длительный срок.

Иное дело — предсказания Торы и еврейских пророков. Это явление удивительное, уникальное, ибо пророчества Танаха изложены четко, однозначно, точным и ясным языком, исключающим возможность разночтений. И нам, народу Израиля, чья история насчитывает более трех тысячелетий, народу-свидетелю, народу-очевидцу, ясно как никому другому, что древние пророчества Танаха либо уже сбылись, либо сбываются в наши дни. Неумолимая точность исполнения пророчеств просто поразительна, и мы лишений раз убеждаемся: есть над нами Судья Праведный, Вершитель судеб мира, слово Которого, однажды изреченное, сбывалось всегда — будь то в награду нам или в наказание…

С древнейших времен и до наших дней евреи были свидетелями исполнения этих пророчеств, о небольшой части которых рассказано в этой книге.

О ВЕЧНОСТИ НАРОДА ИЗРАИЛЯ

ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД — СВИДЕТЕЛЬ Г-СПОДНИХ ДЕЯНИЙ

Есть ли в мире другой свидетель, подобный нашему народу? Тысячелетия существует народ Израиля, всей историей своей, всей своею судьбой доказывающий человечеству; Вселенной управляет Творец, ничто не происходит по воле слепого случая, и все слова Торы и пророков — истина!

Пал могущественный Вавилон, исчезла бесследно Ассирия, сгинули с лица земли многие племена, разнообразные культуры и цивилизации — лишь этот маленький народ продолжает существовать, оставаясь верным своему Закону — Торе, сохраняя духовное наследие своих предков, в котором прошлое, настоящее и будущее детей Израиля.

Сказал пророк от имени Б-га: «(Пусть) все народы сойдутся вместе и соберутся племена. Кто из них расскажет об этом (будущем)? Прежние (предсказания) пусть огласят, пусть представят своих свидетелей — и окажутся правыми, (если все их) выслушают и скажут: правда!» (Йешаягу, 43:9).

Но нет у них свидетелей!

А у Б-га свидетели есть. Еще Аврагаму в те времена, когда он назывался Аврамом, предрек Всевышний, что его дети будут рабами в чужой стране, но Он, Г-сподь, принесет им избавление: «И Он сказал Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут их угнетать… и мучить… потом выйдут они с большим имуществом» (Брейшит, 15:13,14).

«Вы — Мои свидетели, ~ слово Г-спода, — (этот) раб Мой — (пророк), которого Я избрал, чтобы вы узнали (Меня), и поверили Мне, поняли, что лишь Мне (известно будущее). До Меня не существовало Б-га и после (Меня) не будет. Я, Я — Б-г, и нет Спасителя, кроме Мен Я предрек, и спас, и возвестил… А вы — Мои свидетели (здесь и далее выделено мной. — И.3.) слово Г-спода, что Я — Б-г» (Йешаягу, 43:10—12)

КУСТ, КОТОРЫЙ ГОРИТ И НЕ СГОРАЕТ

Однажды Моше-рабейну пас овец, принадлежащий его тестю Итро, у горы Хорев в Синае и увидел необычайное явление: небольшой ежевичный куст — на иврите снэ — горел, не сгорая. Решил Моше подойти поближе к этому чудесному кусту и услышал вдруг прозвучавший в пламени голос Б-га: «А теперь иди, посылаю Я тебя к фараону, и выведи Мой народ, детей Израиля, из Египта. Когда выйдет народ из Египта, будет он служить Мне у этой горы».

Маленький куст снэ символизирует наш немногочисленный народ, который не раз за свою историю должен был, казалось, исчезнуть, «сгореть». И все же он, подобно снэ, горит и не сгорает.

ТОРА И ПРОРОКИ О ВЕЧНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Во многих местах Танаха содержатся обещания Всевышнего даровать нашему народу вечную жизнь.

Так сказал Он Аврагаму: «И установлю союз Свой между Мною и тобою и потомством твоим, (которое придет) после тебя, на (все) поколения — вечный союз, чтобы быть Б-гом для тебя и для потомства твоего, (которое придет) после тебя» (Брейшит, 17:7).

«Так сказал Б-г, дающий солнце для освещения днем, (установивший) законы луне и звездам для освещения ночью, волнующий море и вызывающий волны на нем; Б-г воинств — Имя Его. Если нарушатся эти законы, — слово Г-спода, — тогда и дети Израиля перестанут быть Моим народом навсегда» (Ирмеягу, 31:34,35).

«Никакое оружие, созданное, (чтобы с его мощью воевать) против тебя, не принесет (врагам твоим) удачи; и всякую речь, произнесенную против тебя на суде, ты изобличишь (как лживую). Это удел служителей Б-га, и их оправдание — от Меня, — слово Б-га» (По мнению выдающегося еврейского мыслителя Рамбама (р. Моше бен Маймон, 1135—1204), здесь имеются в виду два способа уничтожения евреев: «оружие» — физическое истребление, «речь… против тебя» попытки заставить евреев отказаться от своей веры) (Йешаягу, 54:17).

«Слушайте Меня, знающие правду, народ, в сердце которого — Моя Тора: не бойтесь оскорблений от людей и ругани их не страшитесь, ибо как одежду, поест их моль и, словно шерсть, источит их червь, а Моя справедливость пробудет вечно и Мое спасение (для вас) — из поколения в поколение» (Йешаягу, 51:7,8).

«А сейчас, — так сказал Б-г, сотворивший тебя, Яаков, и создавший тебя, Израиль, — не бойся, ибо Я спас тебя и призвал тебя, произнеся имя твое; Мой ты! Когда переходить будешь через воды (морские) — с тобою (буду) Я, и через реки (будешь переходить) — не снесет тебя (течением); когда проходить будешь сквозь огонь — не обожжешься, и пламя не спалит тебя» (здесь, среди прочего, имеются в виду воды, в которых евреев насильственно крестили, а отказывавшихся топили; «огонь» — костры инквизиции) (Йешаягу,43:1,2).

«Но и при всем том, находясь в стране врагов своих, они не стали противны и отвратительны Мне настолько, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними, ибо Я, Г-сподь, Б-г их» (Вайикра, 26:44).

«И будет: когда исполнятся для тебя все слова эти — благословение и проклятие, которые Я обещал тебе, — возвратишься ты (ко Мне всем) сердцем своим, (находясь) в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться… Его во всем, как приказываю Я тебе сегодня, — ты и дети твои — всем сердцем своим и всей душою своею. И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и сжалится над тобою, и вернет тебя (в Эрец-Исраэль) из всех народов, среди которых рассеял тебя (Он), Г-сподь, Б-г твой. Даже если изгнанник твой заброшен будет на край неба — и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя» (Дварим, 30:1—4).

«Ты не бойся, раб Мой Яаков, — сказал Г-сподь, — потому что Я с тобою. Ибо истреблю Я все народы, среди которых Я тебя рассеял, но тебя Я не истреблю: и накажу тебя по суду (Своему), но уничтожить — не уничтожу тебя» (Ирмеягу, 46:28).

ЕГИПЕТСКОЕ РАБСТВО. ПЕРВЫЙ «СУББОТНИК» И ПЕРВЫЕ ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ

Вся история еврейского народа — это, в сущности, история многочисленных попыток уничтожить его, попыток, потерпевших провал, ибо они противоречили воле Всевышнего.

Вечно будут помнить сыновья Израиля о том, что произошло с их предками в Египте. Вот как повествует об этом Тора.

«Сказал фараон (старейшинам) народа своего: … народ сынов Израиля многочислен и сильнее нас. Давайте исхитримся (совершить что-нибудь) против него, чтобы он не размножался, в противном случае, если случится война, они примкнут к нашим врагам…» (Шмот, 1:9,10)

«И заставили египтяне сынов Израиля трудиться до изнурения. И сделали горькой их жизнь, (принуждая их к) тяжелой работе с глиной и кирпичами и ко всякой работе в поле…» (Шмот, 1:13,14).

Египетские власти создали специальные лагеря, чтобы оторвать мужчин от их семей и тем самым обречь еврейский народ на постепенное вымирание. В мидраше Шмот раба описывается, каким образом это было сделано: власти объявили по всей стране, что в интересах укрепления Египта необходимо завершить строительство целого ряда важных для государства объектов и все жители страны, воодушевленные патриотическим подъемом, должны посвятить этому один день, работая безвозмездно. В этом, так сказать, субботнике должны были принять участие и сам фараон, и его министры. И действительно, фараон целый день таскал кирпичи с таким усердием, что никому бы и в голову не пришло отказаться от участия в работе под предлогом отсутствия привычки к тяжелому труду. В конце дня было объявлено, что работу завершить не удалось и придется потрудиться и на следующий день. То же самое повторилось и назавтра; в конце концов власти назначили египетских бригадиров, под началом которых продолжали работать евреи. Затем евреям было сказано; «Вы живете далеко от места работы и тратите много времени и сил на дорогу. Государство идет вам навстречу и построит жилье рядом со стройкой». Таким образом евреев оторвали от жен и детей, причем семьи остались без всяких средств к существованию. Затем последовал приказ акушеркам: «Когда будете принимать роды у евреек, наблюдайте… если это сын, умертвите его…» (Шмот, 1:16), «… каждого новорожденного мальчика бросайте в реку» (Шмот, 1:22). Но вмешалась в эти злодейские планы рука Б-жья: Египет был наказан десятью казнями, а народ Израиля вышел из рабства и перешел Красное море. Погнавшиеся за ним египетские войска погибли в морских пучинах со всеми своими колесницами, конями и полководцами.

Очевидцами этого чуда были все израильтяне — свыше шестисот тысяч мужчин старше двадцати лет, не считая женщин и детей, а также многочисленные инородцы, вышедшие вместе с евреями.

НАРОД В СИНАЕ

Все сорок лет скитаний еврейского народа по Синайской пустыне оберегала его рука Б-жья. Докучал людям палящий зной — простирал Г-сподь над их станом облака, страдали они жажды — поил их водой из колодца, чудесным образом сопровождавшего народ в пути, кончалась пища — посылал манну с небес.

В Синае еврейский народ поднялся на высшую духовную ступень, получив от Б-га Тору. Через Моше-рабейну Всевышний обратился к евреям: «А теперь, если вы будете слушаться голоса Моего и будете соблюдать завет Мой, то станете для Меня самым дорогим из всех народов, ибо Мне (принадлежат) все народы земли» (Шмот,19:5). Ответили на это евреи: «Все, что сказал Б-г, сделаем и будем послушны» (Шмот, 24:7) — и поклялись от своего имени и от имени будущих поколений выполнять законы Торы.

Весь народ стоял у горы Синай, видел поднимавшиеся к небу языки пламени, блеск молний, слышал голос Б-га, перечислявшего десять заповедей; многие, не выдержав этого зрелища, падали в обморок. Тогда, преисполнившись страха перед Г-сподом, обратились люди к Моше:

«Говори ты с нами и послушаемся, и пусть не говорит с нами Б-г, чтобы мы не умерли», — дав таким образом своему вождю право получить Тору от Всевышнего.

Итак, сотни тысяч евреев во время своих скитаний по пустыне, продолжавшихся сорок лет, были свидетелями многочисленных чудес, явленных для них Всевышним; весь народ был очевидцем дарования Торы на Синае. Отрицать это так же бесполезно, как бесполезно, скажем, утверждать, что во время Второй мировой войны не было массового истребления евреев немцами. Тот, кто подвергает сомнению факт уничтожения фашистами в лагерях смерти шести миллионов евреев (а в последние годы опубликовано немало «научных» трудов, авторы которых пытаются отрицать очевидное), ставит себя в глупое положение: живы люди, прошедшие через этот ад, и их свидетельства никогда не изгладятся из памяти потомков.

Тысячелетия хранит коллективная память еврейского народа правду о чудесах, свидетелями которых были наши далекие предки.

СПАСЕНИЕ ОТ АРМИИ САНХЕРИВА

Поселился наконец народ Израиля в обещанной ему стране, поделил ее между двенадцатью коленами, начал обрабатывать землю. Но и в этот исторический период жизнь еврейского народа не раз, казалось, висела на волоске.

Ассирийский тиран Санхерив был в те времена могущественнейшим из земных владык: его империя включала в себя чуть ли не все царства той эпохи. Санхерив переселял с места на место целые народы, и те очень быстро теряли свою самобытность, растворялись в недрах империи, исчезали с лица земли. Немало древних племен перемололи ассирийцы, уничтожив их или полностью ассимилировав; они изгнали из Эрец Исраэль десять колен Израиля, и до сих пор ученые затрудняются найти их следы.

Такая же судьба была уготована и остатку еврейского народа — коленам Йегуды и Биньямина. Почти вся Эрец Исраэль была захвачена врагом, города Иудеи пали, ассирийские полчища стояли у стен Иерусалима. В те годы страной правил царь Хизкиягу, потомок царя Давида. Среди его приближенных были люди, решившие сдаться Санхериву, во главе их стоял знатный вельможа по имени Шевна. В своих записках, которые предатели привязывали к стрелам и таким способом через стены города пересылали захватчикам, они изъявляли согласие в обмен на мирный договор сложить оружие и отправиться в изгнание.

Но Хизкиягу и его сторонники не соглашались на капитуляцию. Тогда ассирийцы решили взять Иерусалим приступом, назначив штурм города на первый день праздника Песах.

(Здесь необходимо сказать, что царь Хизкиягу вернул народ к служению Всевышнему, сделал обязательным изучение Торы во всей стране. Однажды в его царстве решили поискать евреев, не знакомых с Законом, и не нашли ни одного),

Перед самым началом ассирийской атаки пророк Йешаягу передал царю утешительную весть, полученную им от Всевышнего, — о том, что ассирийцы не войдут в Иерусалим: «И защищу город этот, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Йешаягу, 37:35). И в ночь пасхального седера случилось чудо: 185000 лучших воинов армии Санхерива постигла внезапная смерть. Завоеватель с позором вернулся домой и был умерщвлен своим собственными сыновьями Адрамелехом и Сарецером; вместо него cтал царем третий сын Санхерива, Эйсар-Хадон.

ХАНУКА

Враги еврейского народа обратили внимание на то, что до тех пор, пока евреи верны своей религии, верны Торе, их невозможно уничтожить, как только дети Израиля начинали служить чужим богам, на них обрушивались великие несчастья.

«Стало быть, — рассуждали враги евреев, этому народу нужно запретить выполнять его законы, тогда будет легче с ним покончить». Именно поэтому никогда не прекращались попытки наших недругов уничтожить Израиль духовно.

В мрачные времена греко-сирийского владычества казалось, что наш народ стоит на гpaни исчезновения. Царь государства Селевкид Антиох Епифан издал указ, требовавший от евреев отказаться от веры в единого Б-га; этот указ повелевал приносить жертвы идолам, запрещалось соблюдать субботу и правила кашрута, делать обрезание… Непокорным грозила смерть.

Большинство молодежи воспитывалось в эллинистическом духе. Лидеры еврейской общины, в том числе и многие священники, были ставленниками греков. Храм был осквернен и служба в нем прекращена. Города и села Эрец-Исраэль кишели агитаторами, пропагандировавшими «великую» греческую культуру; эти люди пытались убедить народ в том, что еврейская религия устарела и неминуемо отомрет. Почтенных евреев, известных своей ученостью и благочестием, заставляли нарушать Закон публично: есть трефное, работать в субботу, поклоняться идолам. Тех, кто отказывался, зверски убивали. Гибель еврейства казалась неминуемой.

И тут вдруг разразилось восстание, организованное горсткой людей, во главе которых встал Матитьягу Хашмонай со своими сыновьями, — восстание, завершившееся полной победой над великолепно обученной армией греков. Вся страна была освобождена от идолов, Храм обновили и очистили от мерзости, восстановили в нем службу, И в доказательство тому, что избавление пришло свыше, Б-г явил народу чудо: масло в светильниках, которого должно было хватить лишь на сутки, горело восемь дней — до тех пор, пока не доставили в Храм новое масло в необходимом количестве.

Как известно, храмовые светильники символизировали свет Торы, озаряющей наш жизненный путь.

О ВЕЧНОСТИ РОДА ДАВИДА, КОГЕНОВ И ЛЕВИТОВ

Из книг пророков известно, что Машиах — человек, который встанет во главе народа Израиля, соберет всех евреев в Эрец-Исраэль и построит Третий Храм, — будет потомком царя Давида.

Враги нашего народа знали об этом, и однажды один из них, персидский владыка Издур, peшил отнять у евреев последнюю надежду, истребив всех потомков их великого царя. О том, что из этого вышло, рассказывает историческая книга «Седер гадорот».

В те времена почти все евреи жили под властью персов. Раздражала Издура «двойная лояльность» евреев, не мог он полностью доверять людям, мечтающим о восстановлении собственного и царства. Велел Издур составить списки потомков Давида; по этим спискам евреев хватали и казнили. Завершили персы эту кровавую акции спокойно вздохнули: не придет к евреям их Мошиах!

Но тут приснился Издуру сон: стоит он с топором в чьем-то чужом роскошном саду и рубит подряд все деревья. Все вырубил, остался лишь один тоненький росток. Занес над ним свой топор Издур, но тут возник откуда-то величественный старец, отобрал топор у Издура и замахнулся него. «За что ты хочешь убить меня?» — воскликнул персидский царь и взмолился о пощаде. «Ты вырубил сад, который я посадил и столько лет лелеял! — сказал старец. — Остался в нем один крохотный росток, так ты и его хочешь уничтожить! Жизнью своей ты заплатишь за это!» Зарыдал Издур, пообещал старцу, что будет холить этот последний росток, пока тот не вырастет, и поклялся восстановить погубленный сад. Когда проснулся он, то сразу же созвал к себе всех колдунов и прорицателей — но никто из них не смог растолковать сон царя. Посоветовали они ему обратиться за помощью к еврейским мудрецам, и один из мудрецов, сидевший в темнице, согласился объяснить царю его сон, «Мне снилось то же самое, — сказал он Издуру, — поэтому можешь не рассказывать о том, что видел. Сад — это род Давида. Ты вырубил его: всех уничтожил. Дочь моя вышла замуж за еврея из этого рода, и мой зять тоже убит. Но дочь моя понесла от него, и росток, который сохранился, — это плод в ее утробе. А старец, говоривший с тобой, — сам царь Давид».

Старика немедленно освободили, Издур взял его дочь во дворец, отвел ей отдельные покои и приставил к ней лучших врачей. Когда у женщины родился сын, ему дали имя Бустенай (от персидского слова «бустан» — сад).

Не мог прекратиться род Давида — ведь вечность его была нам обещана Всевышним: «Ибо так сказал Г-сподь: не переведется в (роду) Давида человек, сидящий на престоле дома Израиля» (Ирмеягу, 33:17). Сегодня известно не мало людей, ведущих свое происхождение от Давида, — память об этом передается в их семьях из поколения в поколение. Потомки великих еврейских мудрецов — Абарбанеля, Магарала из Праги, основателя Хабада р. Шнеура-Залмана из Ляд — знают о том, что происходят из рода Давида. Есть такие люди и в Израиле, и в Америке, и в Марокко, и мы свято верим: Машиах придет!

«Так сказал Г-сподь: (так же, как не может никто) нарушить Мой союз с днем и Мой союз с ночью… (так же не может быть нарушен) Мой союз с Давидом, рабом Моим… и (союз) с левитами и когенами, служителями Моими» (Ирмея 33:21).

Потомство Леви, одного из двенадцати сыновей Яакова, было самым малочисленным среди всех остальных. Если, например, колено Йегуды, насчитывало в конце сорокалетнего странствования по пустыне 76500 мужчин старше двадцати лет, то колено Леви — лишь 23000, включая детей и младенцев старше месяца. Лишь левитам разрешалось петь в Храме псалмы во время Б-гослужения, и лишь когены, потомки Aapoна, брата Моше-рабейну, могли быть священнослужителями.

Не чудо ли это: после всех погромов средневековья, после того, как Гитлер уничтожил треть нашего народа, левиты и когены сохранились! Почти в каждом городе, где живут евреи, вы найдете и тех и других. Вспомните распространенные фамилии русских евреев: Леви, Левитин, Левин, Левинский; Коган, Каган, Каганович, Каганский, Кац (аббревиатура от коген цедек — «праведный коген») — это именно они во времена Третьего Храма — которые, даст Б-г, вскоре наступят — будут петь в Храме и разжигать огонь на жертвеннике.


История еврейского народа 103. Хасидут

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Б-жественное Провидение послало человека из тех, которые посылаются на землю один раз за много поколений.

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

Хасидская история: «Что отверзает все врата?»

Неизвестный автор

Если у человека имеется простой топор, он войдёт в любую дверь...

Контроль за мыслями, хасидизм и психология

Рав Даниэль Левин

Не только добро, но и зло, как и все сотворенное, имеет своим источником Вс-вышнего