Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Еврейская история

Обзорный материал по истории еврейского народа, насчитывающей более 3000 лет

История евреев и еврейского народа — одного из древнейших в мире — насчитывает три с половиной тысячи лет, примерно с XVIII века до н.э. по сей день. События еврейской истории и их точная датировка, как правило, хорошо известны, они подробно описываются в Торе, Пророках и Писаниях (ТаНаХ) и обогащаются фактами Устной Традиции, запечатленными в Талмуде и Мидраше. Наиболее важные события еврейской истории отмечены в еврейском календаре в виде праздников и памятных дней.

Современная наука, прежде всего, библейская археология, установила за последние сто лет множество фактов, подтверждающих и проясняющих библейские тексты, «привязывающих» их к конкретным местам и временным периодам.

Оглавление

Особенности еврейской истории ↓

Б-жественный план еврейской истории ↓

Влияние еврейской истории на мировую цивилизацию ↓

Антисемитизм как часть еврейской истории ↓

Четыре царства ↓

Основные события еврейской истории ↓

Конец дней ↓

Особенности еврейской истории [↑]

История еврейского народа уникальна, т. к. не выписывается ни в одну научную концепцию в рамках материалистического взгляда на развитие и исчезновение этносов.

С момента первого изгнания из Страны евреи теряют свою территорию, язык и отчасти культуру, что, согласно мнению части знаменитых учёных, должно было привести к постепенному растворению еврейского народа в среде окружающих народов.

Однако еврейский народ существует до сих пор, сохраняя веру и неповторимую самобытность, несмотря на неоднократные попытки тотального уничтожения и принудительной ассимиляции.

Традиционный иудаизм считает причины такой сохранности исключительно духовными. В частности, мы видим здесь исполнение обещания Б-га Аврааму в рамках союза между рассеченными частями (Берешит 15) — вечно оберегать его потомков от тотального уничтожения.

Б-жественный план еврейской истории [↑]

Еврейская история и история мира в целом развиваются по четкому Б-жественному «сценарию». В нем еврейскому народу отведена особая роль: нести веру в единого Б-га и быть Его служителями «от имени» всего человечества.

История еврейского народаИстория евреев насчитывает почти 4 тысячи лет

Выполнение евреями своей задачи является непреложным условием существования мира и достижения цели, ради которой мир был создан.

В Торе неоднократно повторяется, что благополучная жизнь евреев на своей земле обусловлена безукоризненным соблюдением законов Торы, а отход от соблюдения приведет к изгнанию. Сказано в главе Бехукотай (Ваикра 26): «Если будете идти по Моим законам и заповеди Мои чтить… то дам дожди вовремя… и будете жить спокойно в стране вашей…. Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти… будете поражены врагами вашими и будут властвовать над вами ненавистники ваши…»

Исторический опыт подтверждает сказанное. Расцвет еврейского государства пришелся на время правления царей Давида и Шломо, когда евреи строго соблюдали заповеди. А разрушение Первого и Второго Храмов произошло в период духовного падения народа.

Последние две тысячи лет еврейский народ находится в самом продолжительном изгнании за всю свою историю — галутЭдом, охарактеризованном в Торе как период «сокрытия лика Б-га», т. е. период, когда участие Б-га в происходящем будет неочевидно. Описания событий и страданий последнего изгнания содержатся в книгах Пророков, а также в книге Дварим («Второзаконие») в главе «Ки таво».

Влияние еврейской истории на мировую цивилизацию [↑]

Еврейская история описывает жизнь единственного народа, получившего Б-жественное откровение и пронесшего его в сохранности через множество веков.

От еврейского народа распространилось монотеистическое учение, принятое и в более поздних авраамических религиях, таких, как христианство и ислам.

Дарование Торы, а позже распространение Септуагинты стало переломным моментом в мировой истории, изменив культурные, государственные и религиозные модели Древнего мира. На сегодняшний день этические, имущественные и гражданские нормы Библии присутствуют практически во всех государственных и судебных системах современного общества — в той или иной степени.

Рассеяние еврейского народа в разных странах способствовало экономическому, культурному и научному развитию этих стран в разные периоды мировой истории.

Антисемитизм как часть еврейской истории [↑]

Появление еврейского народа на мировой арене ознаменовалось возникновением нового явления — антисемитизма, религиозной и национальной нетерпимости к евреям. С тех пор в истории евреев мы видим регулярные попытки истребления народа — как физического, так и духовного, — перемежаемые периодами относительного спокойствия.

Существует множество теорий, стремящихся объяснить враждебность к евреям в рамках политических, социальных, исторических и религиозных концепций.

Традиционный иудаизм видит в антисемитизме элемент Б-жественного замысла, призванный сохранить еврейский народ от полной ассимиляции.

Четыре царства [↑]

История евреев — разрушение ХрамаТрагедия в истории еврейского народа —
разрушение Храма и изгнание евреев

В пророчестве Даниэля(глава 7) описываются четыре зверя, олицетворяющих четыре цивилизации-сверхдержавы, под игом которых последовательно будет находиться еврейский народ. Согласно традиционным комментариям, эти четыре царства — Вавилон, Персия, Греция и Рим. Каждая деталь описания зверя указывает на определенное свойство народа, который он олицетворяет.

Наследниками Римской империи принято считать христианские страны, перенявшие культуру и религию римлян.

В каббалистических книгах сказано, что кроме четырех царств, упомянутых в книге Даниэля, будет еще одно, последнее — это могущественное царство Ишмаэля, которое причинит много страданий еврейскому народу в конце дней (Пиркей дэ-раби Элиэзер 32, Зоар к Шмот 17а, Аризаль в книге «Эц даат тов»). Религия Ишмаэля — Ислам.

Основные события еврейской истории [↑]

  • 1742 г. до н. э. (2018 от сотворения мира) заключение союза между Творцом и Авраамом. В рамках союза между рассеченными частями Творец обещает произвести от Авраама новый народ и даровать ему Землю Кнаан. Это событие является отправной точкой еврейской истории.
  • 1522 г. до н. э. (2238 от с. м.) переселение в Египет. Из-за тяжкого голода в Земле Кнаан Яаков и его семья спускаются в Египет. Сын Яакова — Йосеф, который в это время был наместником Фараона, берет их под свою опеку.
  • 1451-1312 гг. до н. э. (2309—2448 гг. от с. м.) — египетское рабство. Новый Фараон с помощью хитрых манипуляций постепенно превращает евреев в рабов. Годы египетского рабства — период формирования еврейского народа, превращение семьи кочевников в нацию.
  • 1312 г. до н. э. (2448 гг. от с. м.) Исход. После страшных десяти казней, обрушившихся на Египет, непреклонный прежде Фараон отпускает евреев, но вскоре раскаивается в этом и пускается за ними в погоню. Творец совершает очередное чудо — рассечение Красного моря, бывшего естественной преградой на пути евреев. Евреи благополучно проходят по дну моря, а египетское войско погибает в морских пучинах…
  • 1312 г. до н. э. (2448 г. от с. м.) дарование Торы. Тора была дарована через 50 дней после Исхода, это было целью Исхода, и это завершило формирование национального, религиозного и этического сознания еврейского народа. Правовая система и общественные нормы, а также высокий этический уровень новой религии резко контрастировали с порядками политеистических культур Ближнего Востока. В будущем, во многом за счет перевода Септуагинты, многие законы и этические основы иудаизма станут частью культуры других народов и основой таких религий, как христианство и ислам.
  • 1272 г. до н. э. 1258 г. до н. э. (2488-2302 гг. от с. м.) завоевание Эрец-Исраэль. Период завоевания Земли Израиля и разделения на двенадцать уделов продлился в общей сложности 14 лет. После смерти Йеошуа бин-Нуна до вступления на престол первого еврейского царя народом руководили Шофтим (Судьи).
  • 826 г. до н. э. (2960 г. от с. м.) строительство Первого Храма. Первый Храм был построен царем Шломо во время наивысшего расцвета еврейского государства. Он действовал 410 лет.
  • 795 г. до н. э. (2965 г. от с. м.) раскол еврейского царства. После смерти царя Шломо еврейское государство распадается на два царства — Иудейское (колена Йеуды и Биньямина) и Израильское (остальные десять колен). На престол Израильского царства вступают цари, исповедующие язычество, они уводят народ с пути Торы. Цари Иудеи были в основном значительно более праведны.
  • 550 г. до н. э. (3210 г. от с. м.) изгнание десяти колен. Ассирийская армия захватывает Израильское царство и выселяет десять колен из Страны, размещая их по разным областям Ассирийской империи. Десять колен «теряются» после неоднократных призывов пророков отказаться от языческих культов и вернуться на путь Торы.
  • 420 г. до н. э. (3340 г. от с. м.) разрушение Первого Храма. Разрушение Первого Храма царем Вавилонской империи Навухаднецаром (Навуходоносором) положило начало семидесятилетнему Вавилонскому изгнанию. Это было результатом продолжительного духовного упадка народа — на протяжении нескольких веков. После падения Вавилона и достижения Персидской империей мирового господства для еврейского народа наступает второе изгнание — Персидское.
  • 355 г. до н. э. (3405 г. от с. м.) события, в честь которых был установлен праздник Пурим. Потомок Амалека — Аман — делает попытку полностью уничтожить евреев, но благодаря чудесному «стечению обстоятельств» его ждет полный крах. По указу царя Ахашвероша евреи получают право защищаться от своих врагов. Их положение в царстве упрочивается.
  • 352 г. до н. э. (3408 г. от с. м.) строительство Второго Храма. Лояльный к евреям персидский царь Кореш (Кир) через год после вступления на престол разрешает евреям вернуться на свою Землю и построить Храм. Однако активное сопротивление соседних народов, главным образом, шомроним (самаритян) ведет к тому, что строительство приостанавливается на двадцать с лишним лет. По истечении 70 лет годы Вавилонского и Персидского изгнания подходят к концу и 50000 евреев возвращаются в Землю Израиля во главе с Зерубавелем. Эзра и Нехемия руководят последующими волнами репатриации.
  • Период правления мужей Великого собрания. Еще во времена Зерубавеля духовные вожди еврейского народа занимались систематизацией Устной Торы, ее законы становились частью жизни населения Иудеи. В период Эзры и Нехемии эта работа возобновилась. Мудрецов, объяснявших и комментировавших законы Торы, называли Мужами Великого Собрания. В годы, последовавшие за периодом правления Нехемии, они стали учителями и просветителями, передававшими из поколения в поколение Устную Тору, которую Моше Рабейну получил на горе Синай вместе с Письменной Торой и передал своему ученику Йеошуа бин-Нуну. Тот, в свою очередь, передал ее мудрецам, от мудрецов она перешла к пророкам, а от пророков — к Мужам Великого Собрания. Период правления Мужей Великого Собрания продолжался до прихода греков, захвативших Персидское царство, которое более двухсот лет владело Эрец-Исраэль.
  • 208 до н. э. (3552 от с. м.) — Эрец-Исраэль переходит под власть Антиоха III. После смерти Александра Македонского вся его империя была разделена между его бывшими соратниками и военно-начальниками. Иудея на какое-то время отошла правителям Египта Птолемеям, но затем попала под власть греко-ассирийской державы во главе с Антиохом из династии Селевкидов.
  • 160-140 гг. до н. э. (3600-3620 гг. от с. м.) восстание Хасмонеев. Пять братьев из семьи первосвященника Матитьягу бен-Йоханана возглавили восстание против династии Селевкидов. Причина восстания — политика активной эллинизации со стороны властей, насильственное насаждение греческой культуры и языческих культов, гонения на еврейскую религию. В память о чудесной победе Хасмонеев и о чуде с Менорой установлен праздник Ханука. Позже Хасмонеи установили свою династию и некоторое время правили еврейским народом независимо.
  • 63 г. до н. э. (3697 от с. м.) — Иудея под властью Рима. Еврейское государство, вовлеченное в междоусобицу, теряет независимость. Рим устанавливает свой протекторат в Иерусалиме и оказывает все нарастающее давление на еврейский народ и на его жизнь. Вскоре Иудея полностью переходит под власть Рима и становится римской провинцией.

История еврейского народа — переход через Красное мореВ еврейской истории много чудес, расхождение
вод Красного моря — одно из них

  • 68 г. н. э. (3828 г.) разрушение Второго Храма. Безобразное правление римских наместников приводит евреев к восстанию. В конце концов, из-за раскола между евреями, римлянам удается подавить восстание. Под руководством Тита римляне осаждают Иерусалим. После долгой осады и безуспешных переговоров врываются в город и сжигают главную святыню евреев — Иерусалимский Храм. С этого момента начинается самое продолжительное за всю еврейскую историю изгнание — Римское, или Эдомское. Мы скорбим о разрушении Первого и Второго Храмов, в дни событий, связанных с различными этапами разрушения: 10 Тевета, 17 Тамуза, 9 Ава евреям предписаны пост и соблюдение некоторых обычаев траура.
  • 132-134 гг. н. э. (3892-3894 гг. от с. м.) восстание Бар-Кохбы. Император Адриан пытается превратить Иерусалим в центр язычества. Евреи восстают. Во главе восставших становится Бар-Козева — человек невиданной отваги и бесстрашия. Победоносные войны под его руководством на первых этапах воодушевляют народ; многие евреи, в том числе и Раби Акива, видят в своем военачальнике будущего избавителя — Машиаха. Но вскоре восстание жестоко подавляется, и иллюзии оборачиваются чередой страшных трагедий, наиболее известная из которых — уничтожение полумиллионного населения крепости Бейтар. Желая сломить дух евреев, римский император переименовывает Исраэль в «Палестину», а Иерусалим — в «Элиа Капитолина». Запрещено изучать Тору и присуждать звание раввина (смиха). В ходе жестоких гонений были зверски убиты десять величайших мудрецов Торы, в том числе и сам Раби Акива.
  • Конец II в. начало III века н.э. (около 3960 г. от с. м.) запись Мишны. Это была первая запись Устной Торы. Ее было запрещено записывать, законы передавались от учителя к ученику. Но настали тяжелые времена, многие мудрецы погибли, другие покинули Эрец Исраэль. А с гибелью мудреца уходит и его учение. Чтобы сохранить Устное Учение, духовный глава того поколения раби Йеуда аНаси решает, что Учение необходимо записать. Так была создана Мишна — краткое изложение законов и изречения мудрецов-танаим.
  • Конец V века (около 4200 г. от с. м.) запись Вавилонского Талмуда. Вавилонский Талмуд, составленный в конце эпохи амораим, стал основным источником законодательных решений в рамках еврейского Закона. Талмуд, составленный Равиной и равом Аши, содержит комментарии к Мишне, высказывания и дискуссии амораим, законодательные решения, а также обсуждения мировоззренческого характера.
  • 589-1040 (4355-4806) — эпоха Гаонов. Гаонами называли глав ешив Вавилонии, бывших духовными лидерами еврейского народа в этот период.
  • Начало XI — конец XV вв. (около 4355 — около 5258 от с. м.) — эпоха Ришоним — законоучителей и мудрецов Торы времен Средневековья. Постепенно сила и влияние вавилонских ешив уменьшается. С другой стороны, в общинах Европы и Северной Африки «растут» новые центры Торы, многие из которых были основаны учениками гаонов. Со смертью рава Ая Гаона в 1038 (4798) году центр изучения Торы перемещается из Вавилонии в Европу.
  • XI-XII вв. — Крестовые походы. «Черные» дни для евреев Европы. Первый Крестовый поход произошел в 1096 (4856 от с. м.). Второй Крестовый поход1145-1147 (4905-4907 от с.м.). В это время многие общины Германии и Франции были на корню уничтожены крестоносцами. Третий Крестовый поход1188 (4948 от с.м.), в это время испытания обрушиваются на евреев Англии.
  • 1348 (5108 от с. м.) — «Черная смерть» — эпидемия чумы в Европе. Евреев Германии и Франции обвиняют в распространении чумы. В Европе — разгул антисемитизма. Массовое бегство евреев из Германии — сначала в Австрию, затем — в Польшу.
  • 1492 г. (5258 г. от с. м.) — изгнание евреев из Испании. По приказу королевской четы — Фердинанда II Арагонского и его супруги Изабеллы Католической — ок. 100 000 евреев изгоняются из Испании, Сардинии и Сицилии, около 50 000 предпочитают крещение изгнанию, десятки тысяч погибают. Процветающая, могучая община евреев Испании перестает существовать. Беженцы из Испании находят пристанище в Османской империи и Северной Африке.
  • XVI — XVII вв. начало эпохи Ахроним. Расцвет общин Восточной Европы и Цфата. Изгнание из Испании стало национальной трагедией. А в ходе жестоких гонений в странах Европы были разрушены многие общины. Центр еврейской жизни постепенно перемещается из Европы Западной и Центральной в Европу Восточную — в Польшу, Богемию и др. Здесь была построена замечательная система образования, вырастившая множество мудрецов. Другим крупным духовным центром снова стала Святая Земля, и, в частности, город Цфат, где собрались великие мудрецы и ученые. Раби Йосеф Каро, Рамак, Аризаль — это лишь несколько имен из поистине уникального содружества великих раввинов и мужей Торы Цфата. Эпоха Ришоним подошла к концу, но началась новая эпоха — эпоха Ахроним, мудрецов последних поколений, которая продолжается до сих пор.
  • 1648-1660 (5408-5420 от с. м.) — восстание Богдана Хмельницкого и кровавые казацкие погромы. По одному из мнений, от геноцида, устроенного отрядами Хмельницкого, погибло ок. 100 тысяч евреев; согласно другому мнению — более 600 тысяч.
  • 1648-1676 гг. — деятельность лжемессии Шабтая Цви и появление саббатианства. Невыносимые страдания 1648 года «рождают» надежду на близкое Избавление. Погромы Хмельницкого при этом начинают пониматься как муки перед приходом Машиаха. Все это дает толчок к появлению лжемессий. Первым из них появился Шабтай Цви, чье влияние захватило умы многих последователей. Чуть позже эти идеи нашли продолжение в деятельности Яакова Франка и франкистов. Время, однако, доказало неправомочность лжемессий и правоту мудрецов, выступивших против них.
  • 1736 г. (5496 г. от с. м.) возникновение хасидизма. Основатель этого движения — праведник и чудотворец раби Исраэль бар-Элиэзер Бааль Шем Тов. Иеди хасидизма во многом основаны на каббалистической концепции Рамака и Аризаля. Полемика вокруг нового движения расколола еврейское население на последователей и противников хасидизма. Противники — их называли «митнагдим» — опасались, что излишняя «популяризация» Каббалы приведет к серьезному духовному кризису и появлению новых лжемессий. После смерти Виленского Гаона острота расхождений постепенно сглаживается — до практически полного примирения в борьбе против общего врага — ассимиляции.
  • 1800 г. (5560 г. от с.м.) начало движения Аскалы (т.н. еврейского «Просвещения»). Аскала дала толчок к секуляризации еврейского общества. Когда евреи Европы получают гражданские права, начинается их ассимиляция и массовый отход от традиционного еврейского образа жизни. Поэтому кажется не случайным, что движение Аскалы, зародилось именно в эмансипированной Германии. Постепенно Аскала распространяется и среди евреев Восточной Европы, но здесь оно не получило такой поддержки, как в «просвещенной Европе».
  • Вторая половина XIX в. — развитиесионизма как движения еврейского националистического возрождения. Мессианская аура возвращения в Сион получает свое развитие в трудах идеологов современного сионизма. Следом за т.н. «политическим сионизмом» (в большинстве своем секулярным), возникает и движение религиозного сионизма. При этом многие ортодоксальные общины и раввины не поддержали этих идей.
  • 1913 — 1918 гг. — Первая мировая война. Она необратимо изменила еврейский мир: военные действия и связанные с ними жестокость, убийства и голод; русские революции и приход к власти большевиков; крушение империй и передел границ все это привело к исчезновению ряда общин и послужило поводом для отхода людей от традиционных духовных ценностей.
  • 1917(18) — 1948 г. — Британский мандат в Палестине. В конце Первой мировой войны территория Эрец-Исраэль была занята Великобританией. Это положило конец четырехсотлетнему господству Оттоманской империи над Святой Землей. В годы Британского мандата еврейскими поселенцами был заложен фундамент для будущего государства Израиль. С другой стороны, в этот период обостряются отношения между евреями и местным арабским населением: арабы не довольны таким большим наплывом прибывающих сюда евреев. Учащаются погромы, стычки между сторонами. Многие считают, что корни современного арабо-израильского конфликта «растут» именно отсюда.
  • 1948 г. (5708 г. от с. м.) — провозглашение независимости государства Израиль. Сразу после провозглашения государства началась Война за независимость: 7 арабских государств, которые решительно намеревались смести Израиль с лица земли и «сбросить в море» шестисоттысячное еврейское население, напали на Израиль. В результате этой арабо-израильской войны около половины территорий, изначально выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим, оказались под контролем государства Израиль.
  • 1967 г. — Шестидневная война. Израиль одержал в Шестидневной войне одну из величайших побед в своей истории. Были разгромлены армии трех арабских стран, которые потеряли более пятнадцати тысяч убитыми, около шести тысяч солдат и офицеров были взяты в плен. Израиль потерял убитыми 777 человек. В результате Шестидневной войны объединенный Иерусалим стал столицей Израиля, была освобождена Стена Плача — еврейская святыня у Храмовой горы. К Израилю были присоединены Голанские высоты.

    Еврейская история в штетлахШтетл — еврейское местечко в Восточной
    Европе до Холокоста в истории евреев

    События Шестидневной войны пробудили во многих евреях интерес к иудаизму. Чудеса, сопровождавшие солдат во время Шестидневной войны, породили целое поколение баалей-тшува — в большинстве своем бывших солдат и участников войны. На данный момент многие из них — преподаватели Торы и раввины.
  • 1973 г. — Война Судного дня. Хотя Израиль и победил, война Судного дня стала для него тяжелой травмой. Число погибших израильтян было так велико, что в Стране был объявлен общенациональный траур. Победоносная с военной точки зрения, в политическом плане эта война была поражением для Израиля. Пытаясь оказать давление на Израиль, арабские государства наложили эмбарго на поставку нефти США и некоторым странам Западной Европы. Почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Внешнеполитическое давление, тяжелый экономический кризис, а также изоляция на мировой арене свели на нет значение этой победы. Однако, война Судного дня вновь выявила единство еврейского народа и способность еврейской диаспоры оказать помощь в час тяжелых испытаний.
  • Израиль сегодня. Сегодня почти половина всех евреев проживает на Святой Земле. При этом существует огромное количество общин в диаспоре: США, Россия, Франция, Великобритания, Германия… Много евреев, увы, ассимилируется. Но также огромное количество других, благодаря переосмыслению понятий веры и Б-га в современном обществе, возвращается к духовным ценностям своего народа.

Конец дней [↑]

Одной из основ иудаизма является вера в приход Машиаха — Мессии, который завершит Эдомское изгнание и откроет новую веху человеческой истории. В этот период весь мир будет верить в Единого Б-га, прекратятся войны, а евреи вернутся в Святую Землю, где будет отстроен Третий Храм. Во главе народа встанет праведный царь из рода Давида.

Эти события будет сопровождать воскрешение мертвых — тхият а-метим.

Согласно традиционному летоисчислению, Машиах придет не позднее шестого тысячелетия со дня сотворения мира.

О деталях и хронологической последовательности событий времен Машиаха мнения мудрецов различны. Спорят и о будущем физическом устройстве мира, и о том, будет ли у человека в те времена свобода выбора.

Рамбам («Законы о царях» 12:2) говорит об этом так: «И никто не может знать, как произойдут эти события, пока они не наступят, поскольку об этом нет четкой устной традиции, а пророческие описания недостаточно ясны. И все мнения мудрецов основаны только на понимании текста, оттого по этим вопросам существуют разногласия…»

Сегодня мы видим исполнение многих предсказаний пророков о временах Машиаха. В том числе — возвращение евреев в Святую Землю, которая вновь дает свои плоды…

Еврейский народ ждет Машиаха и Третий Храм, который уже не будет разрушен!

Выводить материалы