Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Дарование Торы

Оглавление

Дарование Торы — Синайское откровение [↑]

В 2448 году, шестого (по другим мнениям седьмого) числа еврейского месяца Сивана, еврейский народ, находясь у горы Синай, получил от Вс-вышнего Тору и заповеди. Произошло это на пятидесятый день после Исхода евреев из Египта, где на протяжении 210 лет сыны Израиля пребывали в рабстве, но затем чудесным образом были выведены оттуда. Дарование Торы на горе Синай вошло в мировую историю как Синайское откровение: в этот день евреи — весь народ — испытали невероятный духовный подъем и ощущение явного раскрытия Б-га и стали «народом Вс-вышнего», взяв на себя обязательство жить по законам, которые Он им дал. Дарование Торы описано в Пятикнижии, в книгах Шмот (Исход) и Дварим (Второзаконие). Мы празднуем это событие в праздник Шавуот — праздник Дарования Торы.

О том, как Тора была предложена другим народам [↑]

Мидраш рассказывает, что, когда собрался Вс-вышний давать Тору народу Израиля, протянул Он ее всем народам и языкам и сказал: «Хотите получить Тору?» Но не захотели они ее получить.

В начале Он «пошел» к потомкам Эсава и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не убивай». Сказали они: «Сущность нашего народа — в мече нашего предка; как сказано про Эсава (Берешит 27).: “Своим мечом будешь жить”, — не можем принять Тору».

Затем Он «пошел» к потомкам Амона и Моава (сыновья Лота) и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не прелюбодействуй». Сказали они: «Сущность наших народов — в прелюбодеянии наших предков; как сказано (Берешит 19): “И забеременели обе дочери Лота от своего отца”, — не можем принять Тору».

Тогда Он «пошел» к потомкам Ишмаэля и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не воруй». Сказали они: «Сущность нашего народа — в воровстве и грабеже; как сказано про Ишмаэля (Берешит 16): “Будет он дикарем. Его рука на всех, а рука всех на нем”, — не можем принять Тору».

После чего «пошел» Он к сыновьям Израиля. И сказали они Ему: «Сделаем и послушаем» — то есть «примем на себя все законы Торы, не спрашивая, что в ней написано, а потом будем их учить».

Еврейский народ у горы Синай [↑]

В Пятикнижии (Шмот, гл. 19 и 20) приводится рассказ о том, как происходило Дарование Торы (см. также кн. Дварим, гл.4,5 и 6).

В начале месяца сиван евреи пришли в пустыню Синай (она же Хорев) и расположились лагерем напротив горы. Всевышний призвал Моше (Моисея) на вершину горы и дал ему указания относительно того, как приготовить сынов Израиля к Дарованию Торы: «…Иди к народу и освяти (приготовь) их сегодня и завтра, и пусть вымоют они свое платье. И чтобы готовы были они к третьему дню, ибо в третий день низойдет Господь на глазах у Всего народа на гору Синай. И грань проведи вокруг народа, говоря: Остерегайтесь восходить на гору и (даже) касаться ее края. Всякий, кто прикоснется к горе, смерти предан будет… И спустился Моше с горы к народу, и освятил его, и вымыли они свое платье. И сказал он народу: Будьте готовы к (сроку) трехдневному; не подступите к женщине» (Шмот, 19:10-12,14-15).

Далее в книге Шмот рассказывается: «И было: на третий день, с наступлением утра, были громы и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шофара сильный очень. И вострепетал весь народ, который в стане. И вывел Моше народ навстречу Б-гу из стана; и стали они у подножия горы. А гора Синай дымилась вся, потому что нисшел на нее Г-сподь в огне. И восходил от нее дым, как дым печи обжиговой; и содрогалась вся гора очень. И голос шофара нарастал и очень окреп. Моше говорил, а Б-г отвечал ему (ниспосланием) голоса» (Шмот, 19:16-19).

Мудрецы говорят, что, кроме живущих в то время евреев (600 тысяч взрослых мужчин, а также женщины и дети) у горы Синай стояли души всех последующих поколений, включая тех, кому было суждено в будущем присоединиться к еврейскому народу.

10 Заповедей [↑]

Вся Тора и все ее заповеди были даны на горе Синай. Однако, сама Тора выделяет особые 10 Заповедей — Десять Речений, которые Б-г «произнес» перед еврейским народом. Они являются квинтэссенцией всех заповедей, содержат остальные законы Торы как бы в скрытом виде.

Вот эти 10 Заповедей, которые были записаны на каменных Скрижалях Завета:

1. «Я — Г-сподь, Б-г твой».

2. «Да не будет у тебя других богов».

3. «Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту».

4. «Помни день субботний».

5. «Чти отца своего и мать свою».

6. «Не убий».

7. «Не прелюбодействуй».

8. «Не укради».

9. «Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством».

10. «Не домогайся дома ближнего твоего».

Согласно Мидрашу, 10 Заповедей были переданы в два этапа.

Сначала Вс-вышний произнес их одновременно, как одно целое, без различения фраз на слова. Он раскрыл каждому еврею знание о Своем единстве, о том, что Он — Творец всего, о целях Творения и Своих законах в нем. Это было пророческое откровение всему народу, не случавшееся ни прежде, ни в последующие времена. Сыны Израиля, как пишет Тора, «видели звуки» — то есть пророчески видели, как «звуки» исходят из Его уст, словно некая огненная субстанция, одновременно со всех сторон. Выйдя из уст Творца, заповедь облетала весь лагерь, и каждый еврей отвечал на вопрос: «Принимаешь ли ты эту заповедь со всеми относящимися к ней правилами?» Затем эта огненная субстанция запечатлевалась на Скрижалях Завета.

После этого Вс-вышний прояснил 10 Заповедей уже с различением слов — так, как они записаны в Торе. При этом две первые заповеди слышал и понимал весь народ, а в восьми последующих — по многим комментариям — народ слышал только голос, но смысл сказанных слов был прояснен через Моше. По другим комментариям, и эти восемь заповедей постигались всеми непосредственно, или же постижение зависело от духовного уровня каждого (см. об этом сайте).

Особая миссия пророка Моше [↑]

Хотя сыны Израиля хотели увидеть Славу Вс-вышнего и услышать Его Голос, но, когда они действительно пережили Откровение, их души покинули тела. Народ обратился к Моше с просьбой, чтобы дальнейшая детальная передача Торы происходила через него, так как воспринимать прямое обращение Вс-вышнего было для них непосильно.

Так об этом пишет Тора: «И сказали они Моше: Говори ты с нами, и будем слушать; и да не говорит с нами Б-г, чтобы нам не умереть… И стоял народ поодаль, а Моше подступил ко мгле, туда, где Б-г» (Шмот, 20:16,18).

После событий шестого Сивана, когда еврейский народ принял всю Тору целиком и услышал 10 Заповедей, Моше еще раз поднялся на гору Синай и пробыл там 40 дней. За это время он получил всю Тору со всеми е частностями, а также Скрижали Завета, написанные Самим Вс-вышним (вскоре они были разбиты из-за греха Золотого тельца). Ту часть Письменной Торы, которая относилась к периоду до смерти самого Моше, он впоследствии записал под диктовку Вс-вышнего.

Тора и материальное воплощение [↑]

Мидраш сообщает, что Тора была создана прежде, чем был сотворен мир, и именно Тора является планом, которым руководствовался Творец. «Глядя в Тору, Он творил мир».

Как понять эти слова?

В книге Зоар сказано, что Тора в её первоначальном виде была написана «чёрным огнём по белому огню». Ясно, что речь идёт о какой-то высокой духовной реальности, своего рода «генетическом коде» Вселенной.

Известно из еврейских источников, что каждый предмет или понятие, существующие в нашем мире, соответственно, существуют в высших мирах, но в другой форме или качестве. Спускаясь в материальный мир, Тора приобретала соответствующие «одежды», пока не приняла ту форму, с которой мы знакомы. Наши мудрецы поясняют (Шмот Раба, гл. Ки тиса 40), что перед тем, как дать Тору Израилю, Всевышний четыре раза «повторил» её с Самим Собой, т.е. «перевёл» из самого высокого духовного состояния в последнее, четвёртое (материальное) измерение, доступное нашему постижению.

Согласно книге Зоар, у Торы есть тело и душа, т.е. через её материальную оболочку можно постичь Высшую мудрость, насколько это позволяет человеческий разум. Отсюда ясно, что, несмотря на процесс «переработки», дарованная евреям Тора сохранила всю свою неизмеримую глубину, т.к. то, что открыто нам, — это лишь её нижняя ступень, а в своём духовном корне она остаётся базисной точкой мироздания.

Согласие евреев принять Тору — от этого зависело существование мира [↑]

В Талмуде говорится: «После завершения Творения сказал Создатель: если в день шестого Сивана евреи примут Тору, все сотворенное Мною продолжит существование, а если нет, все вернется в состояние первоначального хаоса» (Шабат, л.88). Что значат эти слова?

Талмуд ссылается на рассказ Торы о сотворении мира, где говорится: «И был вечер, и было утро: день шестой» (Берешит, 1:31). Слово «шестой» употребляется здесь с определенным артиклем — «а-шиши» ) (השישי , в отличии от первых пяти дней Творения.

Развернутый комментарий к словам «день шестой» находим у автора Кли Якар. Буква ה — артикль перед словом «шиши» — имеет гематрию (числовое значение) 5, что соответствует пяти книгам Торы-Пятикнижия. Мир был создан таким образом, что мог существовать только до 5 сивана включительно, а потом, 6 сивана — или человечество должно было получить Тору (упоминается 5 книг, потому что на Пятикнижии основана вся Тора), или мироздание вернется в состояние хаоса.

Дальше эта мысль поясняется. Мир имеет духовную и материальную составляющие. Они противоположны и разъединены. Связать их в единое целое способен только человек, изучающий Тору, т.е. прилепляющийся к духовным мирам. До Дарования Торы в разных поколениях были отдельные праведники, занимавшиеся ею — Ноах, Шем, Эвер, наши праотцы. Так мир существовал на протяжении 26 поколений. 26 — это гематрия одного из Имен Вс-вышнего (Имени, состоящего из четырех букв — «йуд», «эй», «вав», «эй»), поэтому его влияние распространяется на 26 поколений и потом исчерпывается. После этого уже недостаточно, чтобы Тору изучал один человек во всем поколении. Нужно, чтобы этим занимался целый народ. Поэтому и была дарована Тора.

Письменная и Устная Тора [↑]

На горе Синай была дана вся Тора. Часть ее Б-г велел записать Моше. Впоследствии, в разные времена еврейскими пророками были записаны и другие части Письменной Торы в виде пророчеств и пророческих откровений. Книги пророков — Невиим — и другие Священные Писания составили ТаНаХ. Текст Письменной Торы является письменным каноном, который признается святым не только в иудаизме, но и в других религиях.

Однако, Письменная Тора — это лишь часть той Торы, которая была дана на горе Синай. Текст Письменной Торы часто может показаться не однозначным на первый взгляд, содержащим неполные предложения и намеки, события ТаНаХа могут быть истолкованы двояко. Даже сам язык Письменной Торы и речевые обороты почти всегда не понятны неподготовленному читателю.

Устная Тора, полученная на Синае пророком Моше, дает как бы развернутое пояснение к Торе Письменной: то есть, Устная Тора объясняет, каким именно образом нужно исполнять тот или иной Закон, приведенный в письменном источнике в сжатом виде.

Устная Тора изначально должна была передаваться в устной форме: Моше обучал ей евреев в течение всего периода странствий по пустыне, до самой своей смерти. Затем эта функция перешла к его преемнику, Иеошуа бин Нуну, от него — к старейшинам, от них — к мудрецам Великого собрания, первые из которых были последними еврейскими пророками (Хагай, Захарья и Малахи), а последние — ранними мудрецами Талмуда. Впоследствии Устная Тора передавалась мудрецами — от поколения к поколению.

Почему Устная Тора не была записана? Один из ответов на этот вопрос дает мидраш. Когда Моше, получив Тору, хотел записать ее, Вс-вышний сказал ему: «Не хочу Я давать ее им в письменном виде, ибо знаю, что в будущем народы мира будут править евреями, и присвоят себе их Тору, и станут презирать их. Поэтому Танах Я даю им в письменном виде, а Мишну, Талмуд и Агаду (притчи и рассказы, вошедшие в Талмуд) Я даю им в устном виде; и когда придут народы мира и поработят евреев, то евреи будут неподвластны им» (Мидраш Раба, Шмот, 47:1).

Другая причина сформулирована р. Йосефом Альбо в книге «Сефер а-Икарим»: «Во все времена изменяются условия и образ жизни людей, и изменения эти слишком многочисленны, не вместить их в одной книге. Поэтому Б-г устно сообщил Моше на горе Синай (для передачи мудрецам) общие правила, руководствуясь которыми те смогут находить правильные решения постоянно возникающих вопросов, исходя из того, что сказано в Торе кратко и намеком» (Сефер а-Икарим,3:23).

И все же, после разрушения Второго Храма римлянами, в эпоху преследований за изучение и соблюдение еврейского Закона, возникла необходимость записать Устную Тору. Мудрецы видели, что иначе Устная Тора может быть утеряна в последующих поколениях.

Так, мудрецами во главе с раби Йеудой аНаси во II-III в. н.э. была записана Мишна. Впоследствии, в IV-V вв. были записаны толкования и комментарии к Мишне, составившие Иерусалимский и Вавилонский Талмуд. С течением времени, в эпоху рассеяния и гонений на евреев, понимание изложенных здесь законов ослабевало (за счет постоянно имеющего место процесса «еридат а-дорот», т.е. «снижения» уровня поколений). Поэтому требовались все новые и новые комментарии. На их основе составлялись книги по алахе — практические руководства по исполнению заповедей, написанные с учетом особенностей той или иной эпохи. Записывались и комментарии мудрецов к тексту Письменной Торы.

Процесс оформления Устной Торы в письменном виде происходит и сейчас. Это, однако, не умаляет роли устной передачи Традиции — от учителя к ученику. Обучение в современных ешивах построено именно на этом.

Принятие Торы происходит постоянно [↑]

Благодаря Дарованию Торы евреи стали народом Вс-вышнего. Но если Дарование Торы было в истории только однажды, то «принятие» Торы происходит постоянно. Основная связь между Творцом и народом Израиля осуществляется через Тору; стремясь постичь слова Торы, мы изучаем и принимаем волю Творца, и тем самым прилепляемся к Нему.

В силу нашего ограниченного разума, другого способа постичь Его волю у нас нет, поскольку Всевышний безграничен и непостижим в своем величии. Благодаря постоянному изучению — «принятию Торы» — мы продолжаем оставаться еврейским народом, народом Вс-вышнего.

Законы и обычаи, связанные с заповедью изучения Торы [↑]

Каждый еврей (это касается только мужчин) обязан учить Тору — независимо от возраста, здоровья, материального положения и других обстоятельств. Учат Тору бескорыстно, ради нее самой, и нет ни одной заповеди, которая бы сравнилась по важности с этой.

Каждое утро мы произносим слова из Талмуда о том, что «изучение Торы равноценно всем заповедям, вместе взятым». Это означает, что изучение законов приводит к исполнению всех других заповедей.

Еврейские мудрецы говорят, что учить Тору нужно днем и ночью (часть ночи), т.к. большую часть мудрости человек приобретает именно ночью.

Принято учиться с учителем или с напарником (хеврутой) — ведь, как мы писали выше, постижение Устной Торы происходит устно.

Необходимо произносить тексты вслух и обязательно повторять пройденное. В трактате Санедрин сказано: «Всякий, кто учит Тору и не повторяет ее, похож на человека, который сеет, но не жнет».

Перед изучением Торы необходимо произнести благословения (обычно их говорят утром):

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам заниматься Торой!»

и

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который избрал нас из всех народов и дал нам Свою Тору. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!»

После первого благословения произносят краткую молитву: «Сделай же так, Г-сподь, Б-г наш, чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст и уст всех сынов народа Твоего, дома Израиля. И да будем все мы, и наши потомки, и потомки всего народа Твоего, дома Израиля, знать Имя Твое и бескорыстно учить Твою Тору. Благословен Ты, Г-сподь, обучающий Торе народ Свой, Израиль!»

Специальные благословения произносятся также до и после чтения свитка Торы в синагоге, во время общественной молитвы.

Огромное значение имеет заповедь учить Торе детей. В Талмуде (трактат Шабат) говорится: «Мир существует только благодаря учебе детей. Потому что не похожа учеба познавшего грех на учебу безгрешного». Отец обязан обучать Торе сына (и внука) сам или найти ему учителя. Он также обязан платить учителю и содержать сына (внука) все годы его учения. Всякий ученый обязан обучать также учеников — сколько бы их к нему ни пришло.

Широко распространен обычай: когда отправляют ребенка учиться в первый раз, одевают его в праздничные одежды, закутывают в талит, дают медовый пирог с молоком (т.к. Тора уподоблена молоку и меду). В доме учения ему показывают буквы, а потом дают те же буквы, испеченные и намазанные медом, чтобы он ощутил сладость Торы.

И, наконец, целая группа законов связана с обязанностью почитать ученых Торы — талмид-хахамов. Своего учителя во многих случаях почитают даже больше, чем отца, так как, если отец даровал жизнь этого мира, учитель дарует жизнь мира Грядущего. У того, кто оскорбляет ученого, нет удела в Будущем мире.

Святость свитков Торы и законы обращения со священными книгами

Свиток Торы — Пятикнижия — обладает святостью. Он хранится в синагоге в специальном шкафу — арон аКодеш, «святой шкаф» у стены, обращенной к Иерусалиму (в эту же сторону направлены лица молящихся).

К свитку Торы относятся с величайшим почтением. Его не продают, даже если нет еды и даже если кроме него осталось много других свитков. Специальная часть общественной молитвы посвящена моменту, когда свиток выносят из шкафа и читают по нему отрывок из Торы.

Печатные книги со святым текстом тоже святы. Запрещено класть их на пол или на сиденье, хранить в них посторонние вещи, вносить их в туалеты и ванные комнаты, бросать или использовать не по назначению, класть на них что бы то ни было, а также класть менее святую книгу на более святую (Пророки и Писания на Хумаш, Мишну на книги Пророков, Талмуд на Мишну и т.д.). В комнате, где находятся святые книги, нельзя делать что-либо неуважительное по отношению к ним — например, переодеваться.

Всемирное значение Дарования Торы

Письменная Тора была переведена сначала на древнегреческий, потом на множество других языков. Этот перевод лег в основу мировых религий — христианства и ислама. Библия, в частности, является сейчас самой известной и издаваемой книгой, переведенной на все без исключения языки.

Как результат, человечество отошло от прямого идолопоклонства и приняло новые ценности — такие как Единобожие, неделя с выходным днем, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и чужое имущество, запрет разврата и так далее.

Таким образом, Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории.

Выводить материалы