Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Приложенные усилия есть сама награда. Потому что они не только помогают выдержать испытание, но и формируют личность. Сам человек и есть главное достижение успешно преодоленных испытаний. В этом его истинная суть.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

Всевышний создавал мир, руководствуясь Торой. Это была та же Тора, которую получил Моше?

Темы: Берешит, Сотворение мира, Каббала, Дарование Торы, Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте. Написано, что Моисей получил Тору на горе Синай. Мой вопрос: получил ли он от Творца, да будет Он восславлен, ту самую Тору, которая существовала всегда и находилась у Всевышнего, как приводится в Мидрашах, что Творец создавал мир, руководствуясь Торой? Или же она была переработана каким-то образом для более простой усвояемости человеком и переведена на человеческий язык, безусловно, сохранив при этом всю свою неизмеримую глубину?

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

Как Вы правильно пишете, трудно себе представить, что Б-г творил мир, руководствуясь Торой в той форме, что известна нам сейчас. И, действительно, в книге Зоар ясно сказано, что Тора в её первоначальном виде была написана «чёрным огнём по белому огню». Отсюда ясно, что речь идёт о какой-то высокой духовной реальности, своего рода «генетическом коде» вселенной, а не о книге, рассказывающей о каких-то определённых событиях или излагающей законы.

Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо коснуться другой очень глубокой и ёмкой темы — структуры и устройства мироздания. Пять органов чувств открывают перед нами красочную картину ощутимого, материального мира. Но на самом деле, утверждает иудаизм, это лишь «вершина айсберга», а его основная часть — скрыта от наших глаз! Существует бесчисленное множество «духовных измерений», каждое из которых представляет собой отдельный мир. Но, в общем, Каббала рассматривает 4 уровня творения. Все они вместе, подобно цепи, связывают наше, самое нижнее звено с Первоисточником, с самим Творцом. По мере удаления от «простого» Единства Всевышнего изменяются формы и понятия этих миров (как количественно, так и качественно). А отсюда: каждый предмет или понятие, существующие в нашем мире, соответственно, существуют в высших мирах. Но в другой форме или качестве.

То же самое верно и в отношении Торы. «Спускаясь» в наш материальный мир, она приобретала соответствующие «одежды», пока не приняла ту форму, с которой знакомы мы с Вами. Возможно, намёк на этот процесс мы находим в книге Ийова (28; 27—28), где сказано: «…тогда узрел её (Тору) и исчислил, уготовил и исследовал, а потом поведал человеку». Наши мудрецы поясняют (Шмот Рабба, гл. Ки тиса 40), что перед тем, как дать Тору Израилю, Всевышний четыре раза «повторил» её с Самим Собой, т.е. «перевёл» из самого высокого духовного состояния в последнее четвёртое материальное измерение, доступное нашему постижению.

В книге Зоар сказано, что у Торы есть тело и душа, т.е. через её материальную оболочку можно постичь высшую мудрость, насколько это позволяет человеческий разум.

Отсюда также ясно, что, несмотря на процесс «переработки», как Вы пишете, Тора сохранила всю свою неизмеримую глубину, т.к. то, что явно открыто нам, — это лишь её нижняя ступень, а в своём духовном корне она и по сей день остаётся базисной точкой мироздания!

Поэтому углублённое изучение Торы — самая важная заповедь, см. мишну в начале раздела Пеа. Погружаясь в слова Торы, мы соприкасаемся с Высшим Разумом Б-га, а это наибольшая степень сближения с Ним. Кроме того, как изначально мир был создан с помощью Торы, так постоянное её изучение «поддерживает» его существование и увеличивает в нём долю добра!

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше