Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Каждый йом тов сконструирован так, чтобы наделить нас подарком, сформировать в нас какую-то ясную мысль или ощущение.

Например, Песах дает нам способность ециат Мицра-им, буквально — исхода из Египта. Египет — не только символ физического угнетения. Египет символизирует тип мышления, который олицетворял собой Фараон. Фараон, в свою очередь, был представителем философии «Моя сила и крепость моей руки» (что сегодня эквивалентно выражению «Сила всегда права»). Поэтому Песах учит нас ециат Мицраим, т. е. способности освободиться от оков такого рода мышления.

А что же мы получаем в Рош Ашана? Прежде чем читать дальше, подумайте над ответом.

РОШ АШАНА

Конечная цель Творения — воцарить Б-га: «И тогда Б-г станет царем всего мира, » — говорим мы в молитвах Рош-Ашана. Рош Ашана — это время коронации Царя, время лэамлих Акадош Барух У. «Произнеси предо Мной малхи-от (стихи царствования), чтобы сделать Меня царем над собой».

Почему Б-г просит сделать Его царем?

Конечно, Б-г — это не та сущность, на которую мы можем переносить наши человеческие слабости и эгоизм;

Ему не надо быть царем ради Самого Себя. В чем же тогда смысл награждения Его царским титулом?

По определению, Б-г может делать все, что угодно. Однако Он сотворил этот мир так, что Он «не может» получить только одной желаемой вещи без вклада человека, а именно: Б-г «не может» сделать себя царем.

Термин «царь» сегодня потерял свое первоначальное значение. Царь — это не диктатор. Диктаторы покоряют народы и нации, но нельзя сказать, что они царствуют, ибо люди подчиняются их правлению против своей воли. Саддам Хуссейн не является властелином Кувейта, ибо его армия вторглась в эту страну и навязала ей свои законы. Первоначальный смысл слова «царь» — правитель, которого признали его подданные. «Нет властелина без подданных»6! Так как Всевышний создал человека, наделенного свободной волей, Он, с одной стороны, наполнил мир Своим могуществом, а с другой — в определенной мере создал видимость того, что законы природы работают независимо от Его воли. Это Его величие, одновременно и скрытое, и очевидное, позволяет человеку проявить свободу воли; оно дает ему возможность выбрать для себя: или проникнуть в глубину, постигая величие Б-га, или оставаться обманутым тем, что лежит на поверхности. Лишь благодаря свободе воли подданных, благодаря их свободному выбору можно стать властелином в истинном понимании этого слова. Именно по этой причине Б-г создал мир, в котором Он как бы ожидает, что наделенный свободной волей человек увенчает Его короной.

А что же мы можем дать Всевышнему в Рош Ашана? Царское достоинство.

Наделяя Б-га царским саном, мы получаем, без сомнения, столько же (если не больше), сколько в результате любого принятия. В конце концов, существование Хуссейнов и тоталитарных режимов, распадающихся парламентских демократий и блюдущих собственные интересы политических деятелей доказывает еще больше, как мы нуждаемся в коронации Всевышнего. Точно так же и на индивидуальном уровне — доморощенные психологи, гуру от средств массовой информации, а также наши самые продуманные планы лишь в еще большей степени убеждают нас в ограниченности наших возможностей повлиять на наше благополучие. История — всеобщая и частная — доказывает, что человек не в состоянии успешно управлять собой. Лишь подчинив себя господству и воле Создателя, можно надеяться на обретение свободы духа. Нет другого властелина, кроме Него, и никто, кроме нас, не выигрывает от Его великодушного, отеческого правления.

В чем конкретно состоит суть дарования Б-гу царского достоинства. Его коронации?

Она в том, что мы признаем Его присутствие абсолютно во всех проявлениях нашей жизни. И если сделать это глубоко и с пониманием, то, в конечном итоге, это признание преобразит и обновит наши действия. Это значит сделать волю Б-га нашей волей.

Это очень трудная задача. Невежество, лень, физические желания и эго часто мешают нам увидеть и сделать то, что в пределе является для нас настоящим благом. Поэтому Всевышний благословил нас днем, который посвящен исключительно этой цели, — Рош Ашана.

Конечно же, подобная работа должна идти весь год. Рош Ашана лишь обозначает время, когда коронации Б-га придается особое значение с пониманием и надеждой, что она даст нам энергию признавать Его могущество во всех наших делах на протяжении всего года. Однако именно в этот день нам всем дается особая возможность соединиться и сконцентрироваться на передаче Б-гу той единственной вещи, в которой Он «нуждается», — нашей преданности Его владычеству, избранному по доброй воле.

КОРОНАЦИЯ Б-ГА НА БЛАГО ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Каждый человек ответственен за признание Б-га владыкой собственной жизни. Однако из всего человечества Б-г избрал один народ, чтобы быть Его представителем и вести за собой все остальные народы. Таким народом стал ам Исраэль, народ Израиля. Именно народу Израиля Всевышний поручил короновать Его, чтобы это увидел весь мир и последовал за ним.

Лишь однажды за всю свою историю человечество признало в Б-ге царя. Задумайтесь об этом на секунду. Когда это было?

Это произошло не в момент Синайского Откровения, потому что неевреи (кроме Итро, тестя Моше) не приняли его. И не во времена Ноаха, ибо вместе с ним в ковчеге был его сын Хам. Единственным временем, когда все человечество признало Б-га в качестве властелина, было время Адама, до того, как у него появились дети. Человечество было представлено всего одним человеком, и этот человек познал Б-га во всей Его полноте. Адам был сотворен так, что воистину обладал способностью признать Б-га. Талмуд говорит, что он мог обозревать мир из конца в конец, а это значит, что, куда бы он ни посмотрел, он видел малхут Ашем, царство Б-га. Однако для реализации свободы воли Адам был наделен потенциалом сомнений, то есть внутренней возможностью отречения от Б-га. Адам владел всем миром; если бы он признал в Б-ге царя, то автоматически и весь мир сделал бы то же самое.

Адам согрешил и потерял свою привилегию; он лишился ясности видения. Его сын Каин, по сути, восстал против Б-га. А его внук Энош изобрел идолопоклонство.

В ту раннюю пору после сотворения мира лишь Hoax оказался в состоянии остаться праведным. Однако достоинства Ноаха не шли ни в какое сравнение с совершенствами Авраама, ставшего отцом еврейского народа.

В чем разница между Ноахом и Авраамом?

Hoax достиг вершин праведности в сфере отношений человека с Б-гом. По сравнению с Авраамом ему не хватало озабоченности судьбой Б-жественной инвестиции, а именно — человечеством; он не мог сравниться с Авраамом в области отношений между людьми. Эта разница особенно видна, если разобраться, как каждый из них противостоял своему времени. Во времена Ноаха Энош принуждал людей своего поколения вообще отказаться от Б-га. Несмотря на давление. Hoax устоял в своей праведности, но не сумел привлечь оппозицию на свою сторону, на сторону Б-га. В результате мир был разрушен.

Во времена Авраама к власти пришел Нимрод. Нимрод призывал весь мир объединиться и прийти в Вавилон (современный Ирак), чтобы бросить вызов Б-гу строительством гигантской башни. И он в этом преуспел. Нимрод объявил себя богом, и все человечество, в том числе отец Авраама, в удивительном согласии объединилось под его правлением.

(Интересно заметить, что сейчас многие люди рассуждают об объединении мира в одно целое. Однако урок строительства Вавилонской башни состоит в том, что такое единение само по себе не является абсолютной ценностью. Если цель такого объединения — противодействовать правлению Б-га, как намеревался сделать Нимрод, то это ни к чему хорошему не приведет).

Мир в эпоху восхождения Нимрода к власти являлся полной противоположностью миру перед грехопадением Адама. Адам, будучи вершиной творения, знал Б-га в Его величии; Нимрод, один из самых недостойных людей, которые когда-либо жили на земле, объявил себя человеком-богом и убедил весь мир согласиться с его правлением.

Грех Нимрода являл собой суть греха Адама, только увеличенного до истинных размеров. Согрешив, Адам спрятался. Он утратил ясность видения: он думал, что есть место, где Б-г не сможет его найти, место, на которое не распространяется Его господство. Точно так же, признав богом самозванного царя Нимрода, мир тем самым как бы заявил, что предпочитает царя с его человеческими недостатками, т. е. такого царя, который не мог знать всего о том, что делают его подданные и который поэтому не стал бы слишком вмешиваться в их жизнь, он позволил бы им спрятаться.

Вот в такой обстановке заявил о себе Авраам. Когда он самостоятельно пришел к выводу, что есть только один истинный властелин — Б-г, он был готов пожертвовать своей жизнью немедленно, лишь бы возвестить эту истину. Любовь к Всевышнему подвигла его на то, чего «не мог» сделать Б-г: убедить и научить всех остальных короновать Творца. Такого уровня любви и самопожертвования Hoax не смог достичь.

Когда Аврааму было 99 лет, с ним произошло событие, о котором человечество не перестает говорить до сих пор. Приходя в себя после обрезания, он вдруг увидел перед собой Б-га (даже Аврааму Б-г являл Себя далеко не каждый день). И вдруг во время его общения со Всевышним, что само по себе является истинной вершиной и целью предназначения жизни, вдалеке показались три путника. Авраам тотчас же прервал общение с Б-гом, чтобы оказать гостеприимство странникам, явившимся в облике арабов-идолопоклонников (лишь позже выяснилось, что это ангелы).

Как мог Авраам прервать Б-жественное Откровение лишь для того, чтобы накормить нескольких не самых достойных путников? Талмуд говорит нам, что из поведения Авраама мы извлекаем урок колоссальной важности. Урок этот заключается в том, что в этом мире доброте к окружающим отдается предпочтение даже перед общением с Б-гом.

Что заставило Авраама поступить так?

Любовь ко Всевышнему. Авраам так любил Б-га, что даже непосредственное общение с Ним, являющееся кульминацией жизни человека, было вторичным перед защитой интересов Создателя в этом мире. Я имею в виду стоящую перед человечеством задачу признать в Б-ге царя, что в особенности относилось к тем, кто был дальше всего от Б-га.

Рамбам писал: «Авраам отправился в путь, объездил весь свет, встречал тысячи и тысячи людей и учил их в соответствии с их умственными способностями». Другими словами, Авраам не гнушался общением ни с кем. Он говорил с юными и старыми, преступниками и порядочными людьми, простаками и умницами — и всегда в такой манере разговора, к которой привык каждый из них. У него была одна цель — восстановить величие Б-га, сообщить всему миру о благородстве Создателя. Собственное достоинство было для него вещью второстепенной.

Любовь Авраама к Б-гу была выше любви Ноаха, ибо она вдохновила его изменить мир наперекор всему. Мудрецы свидетельствуют, что Авраама назвали аиври (еврей), так как он стоял по одну «сторону» (эвер), а весь мир — по другую. В идеологическом смысле он противостоял всему, что считали священным его современники.

Ради успешного осуществления своей миссии Авраам был готов пожертвовать всем. Его преданность Создателю достигла той точки, где он разгромил идолов своего отца;

Его публично судили и привели к Нимроду; Авраам бросил в лицо самозванному богу обвинение, заявив, что тот — ничтожество и мошенник. Нимрод приказал бросить Авраама в печь. Авраам не уповал на чудо. Он знал, что речь идет о достоинстве Творца, поэтому посчитал за честь пожертвовать собственной жизнью.

Вполне понятно, что Б-г спас его, и в результате власть предержащие свергли Нимрода. (Интересно отметить, что они не приняли убеждений Авраама о щедром и всезнающем Создателе, а просто избавились от Нимрода, оправдывая себя тем, что Нимрод не соответствует их философии отрицания Б-га и является неубедительным выразителем их притязаний, что человек сам себе владыка).

Мудрецы рассказывают, что после всех этих событий Нимрод скитался и был на грани голодной смерти. Вдруг он увидел шатер — шатер Авраама, который был хорошо известным святилищем, открытым для всех путников и бродяг, ищущих пищи и крова. Подавив гордыню, Нимрод позволил Аврааму выходить себя. Уходя из дома Авраама, гости должны были заплатить за приют — в качестве платы Авраам просил просто благословить Б-га, признавая Его источником пищи и всякого блага. Однако Нимрод не смог заставить себя сделать это и вместо того предпочел поступить в услужение Аврааму.

О чем говорит нам эта история? О том, что в конечном итоге побеждает истина, обретая то, чего так неистово жаждет добиться неправедность.

Бывший правитель человечества Нимрод стал слугой человека, который упорно противостоял ему, оставаясь верным истине. В то время как Нимрод падал все ниже и ниже, Авраам возвеличивался — по сути дела, они поменялись местами. В итоге Авраам стал известен всему миру, и Б-г вознаградил его, сделав «отцом множества наций».

Авраам желал восстановить мир в его первоначальном виде, когда все человечество признавало Б-га в качестве царя. Это желание как бы питало энергией все, что он ни делал. В результате Б-г сделал его прародителем народа, чье предназначение заключалось в том, чтобы увенчать Б-га короной от имени всего человечества. В этом состояла задача его жизни — сделать то единственное, чего «не может» сделать Б-г сам, — короновать Его, лэамлих Акадош Барух У. Не может быть владыки без подданных. И Ам Исраэль делает Б-га царем.

СИЛА КИДУШ АШЕМ

Воистину все должно быть наполнено присутствием Б-га. Любая вещь, любое место, любой момент времени — во всем Б-г. Ему не требуется, чтобы кто-то делал Его царем.

Однако во имя замысла Творения любые вещь, время, место должны быть извлечены из объективной реальности, называемой Б-гом. Это и происходит в мире. Мир — это место, где Б-жественное присутствие едва ощутимо. Это место, где Всевышний представляется чем-то далеким и скрытым. Именно поэтому на иврите мир обозначается словом олам, что также означает скрытое68.

Кроме того, мир называется словом халал, буквально — «пустота», т. е. место, где едва ощутимо сияние Б-жественного Присутствия. Но халал можно заполнить, именно для этого человек и был помещен в этот мир. Когда бы и где бы человек ни заполнял халал, он совершает кидуш Ашем — освящение Имени Бога. Но если человеку не удается сделать этого, результатом будет хилул (вариант халал) Ашем — осквернение Имени Б-га. Поэтому человек был благословлен на то, чтобы «наполнить землю и покорить ее». Если подойти к этому глубже, то человек должен наполнить физический материальный мир кидуш Ашем и завоевать его для того, чтобы не осталось места, лишенного Божественности. Тогда и кидуш Ашем, и коронация Б-га — это, по сути, одно и то же. Если мы поступаем сообразно воле Б-га, если мы признаем в Нем царя, мы совершаем кидуш Ашем. Рамбам пишет, что любой праведный поступок, совершаемый втайне от окружающих, есть кидуш Ашем. Это утверждение развенчивает неправильное представление о том, что понятие кидуш Ашем относится лишь к публичному освящению Имени Б-га. Суть же мысли об освящении Имени Б-га заключается в том, чтобы исполнять Его волю даже в самых невероятных условиях. Но иногда именно действия, совершаемые без свидетелей, освящают Б-жественное Имя в наибольшей степени.

Почему же тогда приватные действия так трудны? Потому что людям свойственно совершать поступки с мыслью о том, что о них подумают другие. В основе публично совершаемых добрых дел лежит желание общественного признания, побуждающее людей поступать именно таким образом.

С другой стороны, деяния, совершаемые без свидетелей, — своего рода барометр благородства, так как они делаются по зову совести. В конечном счете наши тайные добрые поступки доказывают, что мы совершали их с мыслью о Б-ге и только о Нем, поэтому они еще более укрепляют нашу веру в существование Б-га.

Например, человек может совершить кидуш Ашем, когда, идя по улице, приближается к стенду с неприличным изображением; хотя никто не будет знать, как он поступит, человек отводит глаза в сторону. Такое действие равнозначно убеждению, что его жизнью управляет Б-г;

Это и есть кидуш Ашем, хотя об этом не знает никто. Произнесение благословения над пищей с тщательной сосредоточенностью; принятие испытания с истинной любовью и прочее, и прочее — все это также кидуш Ашем.

Итак, есть две основные формы кидуш Ашем: на людях и наедине с самим собой. Его качество определяется степенью трудностей, которые вы испытываете на своем пути, проявляя преданность воле Всевышнего. Кидуш Ашем обладает еще одной важной особенностью: его последствия не всегда сразу видны и понятны. Он напоминает бросание зерен в землю — всходы появятся гораздо позже. Этот разрыв во времени между действием (причиной) и результатом (следствием) еще больше затрудняет проявление преданности воле Б-га.

Вот трагическая история еврея, который во время войны смог выжить в концентрационном лагере. За два часа до освобождения лагеря войсками союзников нацистский комендант собрал всех евреев и сказал одному из них:

«Ты пережил пять лет лагерей и никогда не притрагивался к некашерной пище. Я знаю, что ты рисковал, чтобы не преступать законы своей веры. Однако ты шел на риск потому, что знал: тебе все равно суждено умереть. Скоро ты будешь освобожден. Давай посмотрим, что в действительности для тебя значит твоя вера. Вот кусок свинины. Съешь его сейчас, или я убью тебя на месте».

Еврей может нарушить заповеди Торы, чтобы спасти свою жизнь. Это относится ко всем заповедям, кроме трех: убийство, прелюбодеяние и поклонение идолам. Но если еврея заставляют отречься от Торы, он должен быть готов пожертвовать своей жизнью (даже если от него потребуют поменять всего-навсего цвет шнурков на ботинках).

Именно в такую ситуацию попал этот еврей. Он отказался съесть некашерную пищу и был убит.

Впоследствии, когда его дочь узнала, за что ее отец поплатился жизнью всего за два часа до освобождения, горю ее не было конца. Она поселилась в Израиле, но перестала исполнять религиозные законы и воспитывала своих детей в таком же безверии.

Одним из способов, которыми она пользовалась в воспитательных целях, была покупка свинины, за которой она обычно посылала детей в Тель-Авив. Ее сын, абсолютно светский, нерелигиозный израильтянин, стоял однажды в очереди, чтобы купить свинины. Вдруг случилось нечто странное. Толкаясь среди людей, он неожиданно вспомнил историю своего деда. Он задумался: «Как я могу стоять в очереди и покупать ту самую пищу, из-за которой погиб мой дед, отказавшийся ее съесть?»

Молодой человек тотчас же решил, что никогда больше не будет есть некашерную пищу. Через некоторое время он стал соблюдать шабат, а в конечном итоге начал изучать Тору. Он учился блестяще и теперь возглавляет одну из наиболее влиятельных организаций, которые помогают евреям вернуться к иудаизму. Но для фашиста, который убил деда этого молодого человека за отказ пойти на компромисс со своей религией, кидуш Ашем имел немедленный характер. Тем не менее некоторым евреям такой поступок показался бы не просто неправедным, а настоящим хилул Ашем. Только сейчас, спустя годы, мы можем, оглянувшись назад, убедиться в том, что это был высочайший акт кидуш Ашем. Именно такого рода поступки явились непосредственной причиной того, что многие и многие евреи в наши дни вновь подтвердили свою преданность Б-гу и иудаизму.

Предназначение жизни состоит в том, чтобы совершать кидуш Ашем, признавая царство Б-га через уникальные индивидуальные особенности нашей общественной и частной жизни. Очень часто бывает трудно исполнить это, но именно в этом и состоит суть. Бесконфликтная жизнь — не обязательно счастливая или хорошая жизнь. Та жизнь наполнена смыслом, в которой человек находит в себе силы и смелость противостоять преходящим и на первым взгляд негативным последствиям поступков во имя исполнения Божественной воли. Рано или поздно, явно или тайно, но каждый акт нашего выражения преданности царству Б-га становится кидуш Ашем, который, в свою очередь, пересекает границы времени и пространства, оказывая влияние на ход вещей во Вселенной, на сам замысел Творения.

ГЕНЕРАТОР СВЕТА

Исполнение наших духовных обязанностей перед Б-гом — любить Его за боль (которая всегда помогает исправлению, независимо от того, знаем мы это или нет), а также за добро; исполнять Его волю, когда никому, кроме нас, непонятно, что она заключается в некоем действии, и т.д. — порождает такую энергию, которую трудно себе даже вообразить. Вдруг в студенческом городке в Техасе просыпается совершенно нерелигиозный еврей, который решает провести конец недели в изучении Торы…

Что вдохновило его на этот шаг? Кидуш Ашем, совершенный скрытно другими людьми, подобными вам и мне. Откуда у нерелигиозного, светского израильтянина, стоящего в очереди за свининой, появляется желание изменить свою жизнь и стать той самой движущей силой, которая вернет евреев к их духовному наследию? Желание это коренится в кидуш Ашем его деда, а у деда появились силы для исполнения кидуш Ашем под влиянием, так сказать, высокого напряжения предков. Его же предки черпали энергию из кидуш Ашем, впервые совершенного Авраамом. Жизнь Авраама была чередой суровых испытаний. Эти испытания предназначались для того чтобы дать Аврааму возможность возвеличить Б-га в самых невероятных обстоятельствах, максимизировать энергию совершенных им кидуш Ашем для передачи ее будущим поколениям.

Б-г много раз подвергал Авраама испытанию: тяжелые преследования Нимрода, приказание оставить дом своего отца и родную землю, спуск в Египет, когда его жене грозила опасность, повеление принести в жертву единственного сына и т. д. — Б-г подвергал его всевозможным испытаниям, и он не роптал. Даже в самые тяжелые минуты своей жизни он осознавал, что Б-г есть царь.

Конечная цель этих испытаний состояла в том, чтобы все потомки Авраама могли преодолевать такие же трудности, какие сумел преодолеть он сам (Хатам Софер).

По всем законам еврейский народ должен был исчезнуть, подобно любому другому порабощенному и преследуемому народу. Однако, как пишет Хатам Софер, мы оказались неподвластны законам истории (которые в иных ситуациях так же непреложны, как, например, закон всемирного тяготения), благодаря силе Авраама, которого вынуждали отречься от родных, покинуть отцовский дом и скитаться в неизвестности без гроша. Он заслужил право передать своим потомкам эту сверхъестественную способность жизнеутверждения, ибо сумел выстоять в испытаниях, обрекавших его на опасности и бездомность. С каждым новым испытанием Авраам все более возвеличивался, а свет, исходящий от него, становился все более ярким. Взращивая в себе способность короновать Б-га даже в самых невероятных обстоятельствах и полностью реализуя эту способность, Авраам непрестанно вливал надежду и энергию в своих детей. Мы — семя Авраама, и поэтому внутри нас также таится уникальный потенциал превращать тьму в свет. Именно это обстоятельство является причиной невероятных страданий еврейского народа. Страдания — это тьма; это факт жизни, бросающий вызов Б-жественному бытию. Тем не менее страдания существуют в мире, ибо исходное сокрытие Б-га (необходимое для творения и выражения свободы воли) было умножено самим человеком — начиная от Адама и далее от Нимрода к Гитлеру. На народ Израиля как на потомков Авраама, Ицхака и Яакова была возложена миссия воцарять Б-га везде, где отрицают Его власть, везде, где царит мрак. Народ Израиля потому и страдал более других народов, что его миссия состоит в том, чтобы войти в темноту хилул Ашвм и превратить ее в яркий свет кидуш Ашем. Именно такой силой наделил Авраам свое семя: силой, помогающей вытянуть из кромешного мрака нить света и превратить ее в яркий сияющий поток. Чем темнее и глубже царство мрака, тем ярче будет свет кидуш Ашем. Кидуш Ашем и воцарение Б-га — это, по сути, одно и то же. Когда мы поступаем сообразно воле Всевышнего, когда мы воцаряем Его, мы совершаем кидуш Ашем, т. е. наполняем халал.

КИДУШ АШЕМ НЕЛЬЗЯ ОТНЯТЬ

В концентрационных лагерях Б-г отнял у нас шабат, Он отнял у нас кашерную пищу, семейную жизнь, но одной вещи Он нас не лишил — способности короновать Его на царство, т. е. совершать кидуш Ашем, освящение Б-жественного Имени. Наоборот, потенциальная сила кидуш Ашем была поднята на небывалую высоту, так как присутствие Б-га было полностью скрыто.

Когда наступал Йом Кипур и еврей должен был съесть немного пищи для спасения своей жизни (как это велит делать Тора) и оказывался в состоянии присоединиться к девяти другим мужчинам, чтобы ответить на кадиш. Амен, йеэ шмей раба меварах… — сама еда в Йом Кипур становилась кидуш Ашем[

Как мы уже говорили, кидуш Ашем не означает лишь готовность отдать жизнь. Он возможен не только в концентрационном лагере. Перед каждым евреем стоит задача короновать Б-га, и делать это можно по-разному. Бизнесмена и учащегося ешивы, деловую женщину и домохозяйку, бездетную пару и семью, стонущую от проказ своих многочисленных детей, богатого и бедного, здорового и больного, молодого и старого — никого ни при каких обстоятельствах нельзя лишить права воцарять Б-га, ибо в этом состоит суть существования человека в этом мире.

Тем не менее одно дело — прославлять Б-га, когда жизнь идет гладко, и совсем другое — делать это в Аушвице или Треблинке. Одно дело, когда все в твоей семье здоровы, ты материально обеспечен и у тебя есть время на изучение Торы. И совсем другое, когда ты — Б-же упаси — бездетен, или — Б-же сохрани — болен, или — не дай Б-г — беден.

В молитвах Рош Ашана мы говорим: «Твоя слава должна царить над всем миром, над всем » (коль аолам куло). Зачем нужно лишнее слово куло, «всем»? Оно пришло, чтобы сообщить нам следующую мысль: Ты должен быть признан и объявлен царем, будь то в Святая Святых Иерусалимского Храма или в газовой камере Аушвица; в самый счастливый миг или в трагической ситуации — Б-г должен быть царем.

Совершение кидуш Ашем, когда все идет хорошо, ни в коей мере не простое дело и никак не унизительное, но это всего лишь один тип кидуш Ашем. Это тот вариант кидуш Ашем, когда Б-г дает нам все средства для освящения Его Имени. В лагерях же у евреев было отнято абсолютно все, и поэтому кидуш Ашем всецело зависел от усилий самого человека.

ЧТЕНИЕ ТОРЫ В РОШ АШАНА

Разница между кидуш Ашем в случае, когда помощь Б-га весьма ощутима, и тогда, когда эта помощь едва заметна, раскрывается в двух разделах, которые читаются в два дня Рош Ашана. В первый день мы читаем о рождении Ицхака — лейдат Ицхак. На второй день мы читаем, как его приносили в жертву — акейдат Ицхак. И то, и другое чтение рассказывает о чудесных кидуш Ашем. В первый день Тора рассказывает нам, как пожилая чета, девяностолетняя Сара и столетний Авраам, те, кого жалели все окружающие, ибо их преданность невидимому Б-гу оставалась без видимого вознаграждения, получила-таки свою награду — у них родился ребенок. Подумайте, какое впечатление такой кидуш Ашем произвел на человечество!

Во второй день Рош Ашана мы читаем о принесении Ицхака в жертву. После рождения ребенка, о котором Авраам и Сара так долго и страстно молились, Б-г потребовал от Авраама принести его в жертву. Авраам не только подчинился этому требованию, но и совершенно искренне приступил к осуществлению жертвоприношения, ибо сознавал разницу между своими нуждами и нуждами Б-га. Всевышнему была нужна преданность Его воле, кидуш Ашем, и если воля эта состояла в том, чтобы принести в жертву Ицхака, то Авраам был готов полностью отрешиться от личных нужд во Имя Б-га.

А теперь спросим себя, какой тип кидуш Ашем оказал большее воздействие на человечество: лейдат Ицхак (рождение Ицхака) или акейдат Ицхак (связывание Ицхака на жертвеннике)? На первый взгляд. Имя Б-га в большей степени освятит семейная пара, получившая в награду сына. В конце концов, это было чудо, которое ясно видели все, — наглядное подтверждение безграничной власти Б-га. А акейдат Ицхак, хотя и являлся великим личным подвигом, тем не менее был совершен не прилюдно, и мерилом ему служили лишь внутренние критерии.

Правда, однако, в том, что акейдат Ицхак было более значительным событием. В явных чудесах вклад самого человека в освящение Б-жественного Имени минимален. А кидуш Ашем, подобный акейдат Ицхак, требует гораздо большего — Авраам являлся полноправным партнером в освящении.

Послушание Авраама Б-гу противоречило логике: он терял все и ничего не получал взамен. Именно глубокое сокрытие Б-га привело к совершению большего кидуш Ашем в случае акейдат Ицхак.

Ад Нимрода имел ту же природу, что и ад Гитлера: в обоих случаях кажущаяся темнота окружала Б-жественное Присутствие. Подобно своему праотцу Аврааму, многие-многие евреи воцаряли Б-га даже в лагерях и спокойно шли в газовые камеры (чего никак не могли понять фашисты) со словами «Шма, Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем Эхад» — «Слушай, Израиль, Ашем — наш Б-г, Ашем Един» на устах71.

Б-г совершил чудо для Авраама и спас его из нимродовой печи.

Однако этот кидуш Ашем совершил сам Б-г.

Если бы Б-г поднял из пепла шесть миллионов погибших, тогда весь мир признал бы Его властелином и царем. Но это было бы деянием Б-га, и оно напоминало бы навязывание подданным воли диктатора. Мы лишились бы свободы выбора, потеряв возможность отречься от Его владычества.

Когда мы, те, кто выжил, продолжаем служить Б-гу с абсолютной приверженностью и любовью, то тем самым совершаем кидуш Ашем, являющийся в основном нашим собственным вкладом. Делая так, мы, по сути дела, освящаем жизни шести миллионов погибших и порождаем свет, силу которого даже невозможно вообразить.

ПРИХОД МАШИАХА

Дом Авраама был открыт для всех. За свое гостеприимство, как уже говорилось, он требовал взамен лишь одного — простого благословения Б-га. Почему его вполне удовлетворяло обучение своих гостей произнесению благословения?

В стихе Писания сказано: «Что просит у тебя Б-г?.. лишь бояться Его». Талмуд комментирует этот стих так: «Читай не “Что (ма) просит Б-г”, а “Сотню (меа) просит у тебя Б-г”». Другими словами, заключает Талмуд, из этого стиха мы узнаем, что Б-г «просит» у нас одну сотню благословений ежедневно72.

Обычно мы просим другого человека о чем-либо, когда сами не можем исполнить или добиться желаемого. А Б-г «просит» у нас благословений. Почему? Потому что каждое благословение есть коронация в миниатюре. «Благословен Ты, Ашем, Царь Вселенной…» — повторяем мы много раз за день. Б-г «не может» заставить нас сделать Его царем, поэтому Он только «просит» нас сделать это. Каждое благословение — это возможность воцарить Б-га.

Мы можем короновать Б-га в любых обстоятельствах: либо осязаемо и открыто, либо сидя в комнате в уединении и шепча над стаканом воды: «Благословен Ты, Ашем, Царь Вселенной…» Произнесение благословений или слов «Барух Aшем» даже в самые печальные и трагические моменты есть признание существования Б-га, которое будет воистину оценено лишь вами и Им. Такое положение отражает подлинную личную близость между творением и Создателем.

Такой тип поведения делает Б-га царем и приводит к нам Машиаха. Как? Рош Ашана — это фактически приход Машиаха в миниатюре, микрокосм прихода Мессии, ибо в этот день мы воцаряем Б-га, как это и будет в день прихода Машиаха, «когда Б-г станет Царем над всем миром».

Когда наступит этот день, мир спросит: кто сделал Б-га Царем? И ответ будет таков: каждый еврей, начиная от Авраама. В то благословенное время каждому будет дана возможность оценить меру своего участия в приближении этого дня.

Без сомнения, все мы будем потрясены и смущены, узнав, каков был наш личный вклад в воцарение Б-га. То, что мы считали нашим наивысшим достижением, может превратиться в нечто незначительное; а то, что в глазах людей (и наших тоже) считалось маловажным, приобретет космические пропорции.

Рош Ашана называют «днем сокрытия», ибо это единственный йом тов, совпадающий с появлением молодой луны, фазы, в которой сама луна полностью скрыта, за исключением тонкой полоски света по ее контуру. Тем, кто блуждает в темноте, тьма, сопровождающая эту лунную фазу, может показаться зловещим знаком. Правда, однако, совсем в другом: темнота — предвестник света. И для тех, кто посвятил всю свою жизнь созданию света кидуш Ашем и кто видит в «дне сокрытия» возможность подзарядить свои генераторы света, блестки Избавления уже сияют над горизонтом.