Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

В Торе три раза упоминается, сколько времени евреи были в Египте. Первый раз в виде пророчества Аврааму-авину (Брейшит 15.13): «…знай, что будут жить твои потомки в земле не своей, и будут работать и будут угнетаемы 400 лет». Во второй раз в момент выхода из Египта (Шмот 12.40): «А поселение сынов Израиля… в Египте 430 лет…». И, наконец, в третий раз в следующем за ним предложении (Шмот 12.41): «И было, в конце 430-ти лет… вышла вся армия Б-га из земли египетской». Но нам ведь известно из всех комментариев, что на самом деле евреи были в Египте только 210 лет! Почему такая разница между тем, что написано в Торе и тем, как объясняют мудрецы Торы?

На это есть несколько объяснений. Наиболее известный из них приводит РаШИ в комментарии на первый и на второй приведенные отрывки Торы. Он пишет, что отсчет лет галута начинается с рождения сына Авраама-авину Ицхака-авину (400 лет) плюс 30 лет со времени заключения «союза между рассеченными частями» (см. «Брейшит» 15.1—21). Получается, что отсчет начинается задолго до того, как Яаков с сыновьями спустился в Египет. Однако этот ответ не очень понятен и требует дополнительного углубления, потому что, если первый отрывок, в случае с пророчеством Авраама, еще можно объяснить и сказать, что галут, «жизнь в земле не своей», включает в себя все время от рождения Ицхака-авину до выхода из Египта. То как объяснить второй отрывок, где в Торе прямым текстом написано, что 430 лет — это время пребывания евреев в ЕГИПТЕ? Здесь явно слышно, что Тора считает только время самого египетского галута и ничего больше!

Есть еще одно объяснение, которое говорит, что египтяне так сильно угнетали евреев, что «перевыполнили план». И поэтому время пребывания в Египте для них было сокращено. Но и этот ответ не объясняет все сложные вопросы, которые можно было бы задать, например, почему именно в два раза было сокращено время? Или: что значит «сильно» угнетали, как определить «силу» угнетения? Или: если время, действительно, было сокращено из-за силы угнетения, то почему бы в таком случае во втором и третьем из приведенных отрывков Торе просто не написать, что время пребывания евреев в Египте — 210 лет, а не 430 лет?

Этот вопрос мы долго разбирали с моим «хаврутой» р.Йосефом-Меиром Шпицером, но не найдя удовлетворяющего нас ответа решили оставить его. И вот сейчас, перечитывая Тору, я натолкнулся на ответ, который и решил предложить сейчас.

На уроке р. Залмана Гиличенского, посвященного пасхальной агаде, я услышал интересное объяснение слов агады: «И дал Ты Эйсаву гору Сеир …, а Яаков и его сыновья спустились в Египет» (Иеhошуа 24.4). Задают мудрецы вопрос: причем тут Египет? Нужно было написать: «И дал Ты Эйсаву гору Сеир, а Яакову и его сыновьям дал землю Кнаан». И отвечают, что само постановление, что надо спуститься в Египет, было связано с обещанием дать землю семи народов потомкам Авраама. А именно: только те, кто спустились в Египет, смогут унаследовать эту землю. Так объясняет р.З.Гиличенский от имени своих учителей.

Постановление о египетском рабстве изначально, распространялось на потомство Ицхака-авину. А его потомками были Яаков и Эйсав. Поэтому, по первоначальному замыслу, они оба должны были бы спуститься туда. Но Эйсав испортился и не был выбран Вс-вышним в качестве продолжателя рода Авраама-авину и, как следствие, потерял право на эту землю. Поэтому теперь для него и для его потомков отпала надобность спускаться в Египет. В то же время Яаков-авину, получив от Вс-вышнего обещание дать его потомкам в наследие землю семи народов, получает приказ от Б-га спуститься в Египет. Поэтому всю тяжесть египетского галута должны были вынести вместо обоих потомков Ицхака-авину потомки одного лишь Яакова-авину. Для большей наглядности можно привести такое сравнение: когда две лошади тянут максимально большой для них груз, то они могут протащить его, фигурально выражаясь, 400 метров, а когда лошадь только одна, она может протащить тот же груз максимум 200 метров. Понятно, что невозможно свести тяжесть рабства к одним лишь физическим усилиям. Тем более что собственно рабство длилось не все 210 лет, а по разным мнениям от 83 до 116 лет. Основное здесь — моральная тяжесть порабощения. И не исключено, что весь этот галут и понадобился Вс-вышнему, чтобы путем тяжкого угнетения научить будущий народ Б-га, пониманию, что такое рабство и свобода, чтобы научить его правильно служить Б-гу на Святой земле. Видимо, свободный народ, не познавший морального унижения рабства, не может понять, как надо служить Творцу. А примером с лошадьми я хотел лишь продемонстрировать, что Вс-вышний сократил потомству Яакова срок пребывания в Египте по вполне объективной причине: из-за того, что потомство Яакова осталось в одиночестве, они просто не в состоянии были отработать в Египте весь 400-летний срок. При этом моральную тяжесть галута и физическую тяжесть рабства они должны были пронести весь максимально возможный срок — 200 лет.

Теперь, чтобы наглядно увидеть, как соотносятся эти цифры, и почему Тора называет 200 лет, в течение которых потомки Яакова были в Египте 400-мя годами, составим математическую формулу:

Как мы уже сказали, оба потомка Ицхака должны были спуститься в Египет и быть там порабощены. Предположим, что за 400 лет они должны были бы выполнить работу, которую мы обозначим буквой «А». Яаков выполнит А/2 работы, и Эйсав выполнит А/2 работы. Саму работу «А» можно представить в виде произведения двух сомножителей:1. Количество работы, выполняемой в год (в нашем случае это А/400, где «А» — работа, а 400 — годы, проведенные в Египте) и 2. Времени («Т») выполнения всей работы (у нас 400 лет). Формула выглядит так: А=А/Т×Т. Для случая, если бы в Египет спустились оба потомка Ицхака получилось бы «А»= А/400×400. Однако в Египет спустился только Яаков, который отработал за себя и за брата. Теперь нужно выяснить, сколько времени должен работать один Яаков, если он добросовестно выполняет работу и за себя и за брата (А/2 = А/400×Т. Нужно вычислить, чему равно Т)?

Если работа — это количество работы, выполняемой за год умноженное на время работы, то что бы найти это время для одного Яакова, нужно его работу А/2 разделить на работу, которую он должен был бы выполнить за год. Получается А/2 : А/400 = 200. Т.е. время работы Яакова — 200 лет.

В этой формуле мы наглядно видим, что если бы в Египет спустились оба брата, то они бы работали все 400 лет, но при той же интенсивности работы, когда Яаков работал за себя и за брата, он должен был работать только половину объявленного в пророчестве Авраама срока, и не больше! Т.е. работа одного Яакова за 200 лет равна работе Яакова и Эйсава вместе за 400 лет. И это то, что мы видим во втором и в третьем предложениях, приведенных в самом начале статьи: Тора засчитывает 210 лет тяжкого галута и рабства одних потомков Яакова, которые они вынесли за себя и за потомков Эйсава, как будто они отработали все 430 лет! Видимо исправление, которое должно было произойти за 400 лет, произошло за 200 из-за интенсивности рабства.

Теперь можно сказать, что, то мнение, которое говорит, что египтяне перевыполнили план, угнетая потомков Яакова, объясняет нам не жестокость египтян (хотя и не отрицает его), а интенсивность рабства, т.к. потомков Ицхака было в два раза меньше запланированного.

Теперь как бы в скобках замечу, что остаются еще два вопроса, которые можно было бы здесь задать и на которые пока что нет ответа:1) почему есть некоторая неточность в цифрах — сначала написано 400 лет, потом оказалось 430. Кроме того половина от 430 это 215, а не 210 лет, сколько наши предки были в Египте. И 2) Требуется объяснить, почему РаШИ, когда комментирует тему, сколько лет евреи были в египетском галуте, приводит другое объяснение.

По поводу второй половины первого вопроса (210 лет вместо 215) можно сказать, что время было сокращено по двум причинам:1. Из-за того что египтяне, действительно, «перегнули палку» угнетая евреев и 2. Из-за милости Вс-вышнего, ибо мы иногда встречаем в Торе, что Он обещает более строгое наказание, чем потом дает (см., например, Книгу Йова). Или Творец никогда не дает испытание, которое невозможно выполнить, и если испытание переходит границу возможности, оно прекращается раньше времени. Но другие вопросы требуют углубленного изучения.

Теперь я раскрою «секрет», как я нашел этот ответ. Дело в том, что то, что я сейчас написал, почти слово в слово пишет РаШИ в объяснении на предложение 20.14 в книге «Бемидбар»: «Зачем Моше напоминает царю Эдома о том, что сыны Израиля и сына Эдома происходят от одного предка? … Эту обязанность полагалось выполнить и Яакову, и Эйсаву, но Вс-вышний возложил ее только на Яакова и его потомков… . Вытерпев все страдания в Египте, мы тем самым исполнили также и долг Эйсава и его потомков…». После того, как я прочитал этот комментарий, мне оставалось только сопоставить факты и сделать вывод о давно интересующем нас с р.Й.-М. Шпицером вопросе. В результате, согласно приведенному выше объяснению отпадает всякая необходимость считать годы египетского галута от далеких времен Авраама-авину! Все предельно просто укладывается в те самые 210 лет фактического пребывания евреев в Египте. Интересно, что Виленский Гаон, комментируя обещание Творца Аврааму-авину вернуть 4-е поколение из Египта, тоже не считает поколения от Ицхака, а начинает отсчет с первого, родившегося в Египте.


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше