Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кастрюля, за которую отвечают двое, не нагреется и не остынет.»Вавилонский Талмуд, Эрувин 3а
Надприродные чудеса, которые наблюдали евреи в Египте, стали основой их веры во Всевышнего. В дни Песаха мы переживаем то же, что и наши предки.

Охарактеризовать содержание Пасхальной Агады можно двумя словами: благодарность Всевышнему. Именно это чувство испытывали евреи, которые вышли из Египта. В книге «Ховот а-левавот» сказано, что чувство благодарности является основой служения Творцу. Человек, который понимает, что его здоровье и нормальное функционирование всех органов тела зависят исключительно от воли Б-га, будет служить Всевышнему тщательно и искренне. Для того, чтобы достичь такого уровня, надо углубиться в происходящее с самим собой, вдуматься и сделать выводы.

В этом отношении евреям, вышедшим из Египта, было легче. Они освободились от страшного ига фараона, и это обстоятельство максимально ярко способствовало чувству благодарности. Кроме того, сверхъестественная сущность чудес, которые совершил для них Творец, была видна невооруженным глазом. Это послужило основой последующего принятия на себя дополнительных обязательств. Ведь чем больше добра делают человеку, тем больше обязанностей он готов взять на себя взамен.

Благодарность Творцу проходит красной нитью через весь текст Агады. Основную ее часть составляют развернутые комментарии к фразам, которые произносились во время исполнения заповеди «бикурим», принесении первинок нового урожая в Храм. Тогда евреи воздавали хвалу Всевышнему за то, что Он привел их в Эрец-Исраэль, дал землю и вырастил на ней овощи и фрукты.

Читая Агаду, мы проникаемся чувствами евреев, страдавших под гнетом египетского рабства. Мы переживаем то, что с ними происходило, ощущаем, что Б-г вывел нас из Египта и проникаемся глубокой благодарностью к Нему. Мы также выражаем особую благодарность Всевышнему за скорость, с которой Он вывел нас из страны пирамид.

Каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази объясняет, что пребывание в Египте обернулось для наших соплеменников духовным падением. Евреи достигли 49-го, предпоследнего уровня нечистоты, а поэтому, пользуясь известным выражением, промедление было смерти подобно. Еще чуть-чуть, и выводить из Египта было бы некого. Поэтому Творец оказал нам дополнительную милость, как сказано: «…Ибо с поспешностью вышел ты из земли Египетской» (Дварим 16:3).

Чудеса Исхода стали предпосылкой для принятия на себя дополнительных обязательств. Но прежде всего мы признательны Всевышнему за то, что Он приблизил нас к Нему. Задолго до исхода Творец пообещал Моше: «Когда выведешь народ из Египта, служить будете Б-гу на этой горе» (Шмот 3:12). Исход был напрямую связан с получением Торы, и сейчас все мы заново идем этим чудесным и незабываемым маршрутом.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?