Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Надприродные чудеса, которые наблюдали евреи в Египте, стали основой их веры во Всевышнего. В дни Песаха мы переживаем то же, что и наши предки.

Охарактеризовать содержание Пасхальной Агады можно двумя словами: благодарность Всевышнему. Именно это чувство испытывали евреи, которые вышли из Египта. В книге «Ховот а-левавот» сказано, что чувство благодарности является основой служения Творцу. Человек, который понимает, что его здоровье и нормальное функционирование всех органов тела зависят исключительно от воли Б-га, будет служить Всевышнему тщательно и искренне. Для того, чтобы достичь такого уровня, надо углубиться в происходящее с самим собой, вдуматься и сделать выводы.

В этом отношении евреям, вышедшим из Египта, было легче. Они освободились от страшного ига фараона, и это обстоятельство максимально ярко способствовало чувству благодарности. Кроме того, сверхъестественная сущность чудес, которые совершил для них Творец, была видна невооруженным глазом. Это послужило основой последующего принятия на себя дополнительных обязательств. Ведь чем больше добра делают человеку, тем больше обязанностей он готов взять на себя взамен.

Благодарность Творцу проходит красной нитью через весь текст Агады. Основную ее часть составляют развернутые комментарии к фразам, которые произносились во время исполнения заповеди «бикурим», принесении первинок нового урожая в Храм. Тогда евреи воздавали хвалу Всевышнему за то, что Он привел их в Эрец-Исраэль, дал землю и вырастил на ней овощи и фрукты.

Читая Агаду, мы проникаемся чувствами евреев, страдавших под гнетом египетского рабства. Мы переживаем то, что с ними происходило, ощущаем, что Б-г вывел нас из Египта и проникаемся глубокой благодарностью к Нему. Мы также выражаем особую благодарность Всевышнему за скорость, с которой Он вывел нас из страны пирамид.

Каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази объясняет, что пребывание в Египте обернулось для наших соплеменников духовным падением. Евреи достигли 49-го, предпоследнего уровня нечистоты, а поэтому, пользуясь известным выражением, промедление было смерти подобно. Еще чуть-чуть, и выводить из Египта было бы некого. Поэтому Творец оказал нам дополнительную милость, как сказано: «…Ибо с поспешностью вышел ты из земли Египетской» (Дварим 16:3).

Чудеса Исхода стали предпосылкой для принятия на себя дополнительных обязательств. Но прежде всего мы признательны Всевышнему за то, что Он приблизил нас к Нему. Задолго до исхода Творец пообещал Моше: «Когда выведешь народ из Египта, служить будете Б-гу на этой горе» (Шмот 3:12). Исход был напрямую связан с получением Торы, и сейчас все мы заново идем этим чудесным и незабываемым маршрутом.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...