Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Надприродные чудеса, которые наблюдали евреи в Египте, стали основой их веры во Всевышнего. В дни Песаха мы переживаем то же, что и наши предки.

Охарактеризовать содержание Пасхальной Агады можно двумя словами: благодарность Всевышнему. Именно это чувство испытывали евреи, которые вышли из Египта. В книге «Ховот а-левавот» сказано, что чувство благодарности является основой служения Творцу. Человек, который понимает, что его здоровье и нормальное функционирование всех органов тела зависят исключительно от воли Б-га, будет служить Всевышнему тщательно и искренне. Для того, чтобы достичь такого уровня, надо углубиться в происходящее с самим собой, вдуматься и сделать выводы.

В этом отношении евреям, вышедшим из Египта, было легче. Они освободились от страшного ига фараона, и это обстоятельство максимально ярко способствовало чувству благодарности. Кроме того, сверхъестественная сущность чудес, которые совершил для них Творец, была видна невооруженным глазом. Это послужило основой последующего принятия на себя дополнительных обязательств. Ведь чем больше добра делают человеку, тем больше обязанностей он готов взять на себя взамен.

Благодарность Творцу проходит красной нитью через весь текст Агады. Основную ее часть составляют развернутые комментарии к фразам, которые произносились во время исполнения заповеди «бикурим», принесении первинок нового урожая в Храм. Тогда евреи воздавали хвалу Всевышнему за то, что Он привел их в Эрец-Исраэль, дал землю и вырастил на ней овощи и фрукты.

Читая Агаду, мы проникаемся чувствами евреев, страдавших под гнетом египетского рабства. Мы переживаем то, что с ними происходило, ощущаем, что Б-г вывел нас из Египта и проникаемся глубокой благодарностью к Нему. Мы также выражаем особую благодарность Всевышнему за скорость, с которой Он вывел нас из страны пирамид.

Каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази объясняет, что пребывание в Египте обернулось для наших соплеменников духовным падением. Евреи достигли 49-го, предпоследнего уровня нечистоты, а поэтому, пользуясь известным выражением, промедление было смерти подобно. Еще чуть-чуть, и выводить из Египта было бы некого. Поэтому Творец оказал нам дополнительную милость, как сказано: «…Ибо с поспешностью вышел ты из земли Египетской» (Дварим 16:3).

Чудеса Исхода стали предпосылкой для принятия на себя дополнительных обязательств. Но прежде всего мы признательны Всевышнему за то, что Он приблизил нас к Нему. Задолго до исхода Творец пообещал Моше: «Когда выведешь народ из Египта, служить будете Б-гу на этой горе» (Шмот 3:12). Исход был напрямую связан с получением Торы, и сейчас все мы заново идем этим чудесным и незабываемым маршрутом.


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!