Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказали древние мудрецы: “В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем” (Брахот 34 б)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера

[Слышен] голос бегущих и спасающихся из земли Вавилонской, чтобы возвестить на Сионе о мщении Г-спода, Б-га нашего, о мщении за Храм Его.

Ирмеягу, 50:28

Вавилон — столица великой империи древности — был одним из величайших городов мира, играл значительную роль в культурной и политической жизни человечества. Около 2500 лет того назад Вавилон находился в зените своего pacцвета.

Кирпичные стены этого города были тридцатиметровой толщины и смогли бы выдержать осаду войск, вооруженных современной осадной артиллерией. В колоссальном по площади городе было несколько сотен тысяч жителей. Одни его улицы были вымощены камнем, другие залиты асфальтом; жилые кварталы состояли из трех-четырех этажных домов. Городские ворота. а также стены домов на центральных улицах были облицованы плитками из цветной эмали с изображением львов, единорогов и химер — персонажей вавилонских мифов. В столице был водопровод и канализация.

Древнегреческие историки Геродот и Страбон, измерившие в свое время остатки крепостных вавилонских стен, оставили нам описание этого города. По их словам, знаменитые висячие сады — одно из семи чудес света в то время — поддерживались в таком положении с помощью хитроумнейшей системы сводчатых арок. Вокруг стен города был выкопан ров, наполненный водой из Евфрата — полноводной реки, по обеим сторонам которой и были построены 625 кварталов Вавилона. На восточном берегу Евфрата возвышался дворец вавилонских царей древности, а на западном красовался новый дворец Навуходоносора — целый город с тремя рядами высоких крепостных стен и сотней железных ворот. Самым высоким зданием в городе был храм Бела — вавилонского божества. Рассказывали, что фундаментом этому храму послужили руины знаменитой Вавилонской башни, дерзких строителей которой Всевышний наказал смешением языков и рассеял возгордившихся по всему свету. Храм Бела был высотой в сто восемьдесят метров, все скульптурные изображения, украшавшие его, были из чистого золота. Золотая статуя самого Бела была двенадцати метровой высоты.

Вавилоняне, как известно, завоевали Иудейское царство, разрушили Первый Храм в Иерусалиме, а евреев увели в рабство.

Все сказанное о Вавилоне пророками Йешаягу и Ирмеягу исполнилось в точности. Следует помнить, что оба они пророчествовали в те годы, когда Вавилон находился в зените своего могущества и казалось, что нет в мире силы, способной противостоять этому колоссу.

Йешаягу, который жил задолго до разрушения Первого Храма, предсказывает поражение Вавилона от Персии и его грядущую гибель: «И взыщу с земли за зло и с нечестивых — за грехи их, положу конец надменности негодяев, и гордых тиранов унижу. И Вавилон, краса царств, слава и гордость халдеев, [станет] подобен Сдому и Аморе, разрушенным Б-гом. Никогда не будет он заселен… и араб не поставит там своего шатра, и пастухи не остановятся на отдых. И станут жит там звери пустыни… И будут шакалы выть во дворцах его…» (Йешаягу, 13:11, 19—22).

Ирмеягу, в книге которого две большие главы — 50-я и 51-я — — целиком посвящены предсказаниям о разрушении Вавилона, говорит об этом такими словами: «Ты, [Вавилон, был] у Мен молотом, орудием войны; и тобою Я сокрушал народы, и тобою истреблял царства. Тобою сокрушал Я коня и всадника его, колесницу и возницу ее. Тобою Я сокрушал мужчину и женщину, старого и молодого… Но отплачу Я Вавилону и всем жителям Халдеи за все зло, что сделали они в Сионе… И накажу Я Бела в Вавилоне, и вытащу проглоченное из пасти его…» (Ирмеягу, 51:20—22,24,44).

Историки Геродот и Ксенофонт рассказывают о падении Вавилона следующее. При осаде города персидский царь Кир потерял значительную часть своего войска. Вавилоняне полагались на неприступность своих крепостных сооружений и отказывались вести с Киром переговоры. Убедившись, что силой Вавилон не взять, персы применили хитрость: прорыли от Евфрата отводной канал и по пересохшему руслу реки ворвались в город. Беспечные вавилоняне в это время пиршествовали в храме своего бога Бела; вино лилось рекой и хмельной царь не желал верить гонцам, прибегавшим к нему с известием о том, что персы проникли в город. И сам правитель, и вся вавилонская знать были уничтожены, победители захватили сокровища государства и отправили их в Персию, золотых идолов храма Бела переплавили в слитки. Так было вытащено из пасти кровавого божества то богатство, которое оно успело поглотить.

Александр Македонский попытался вернуть Вавилону его былое величие, мобилизовав на восстановление города десять тысяч человек. Ничего не вышло из этой затеи: великий завоеватель неожиданно умер, не успев осуществить свой замыслы. Так сбылось еще одно пророчество: «Лечили мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его и пойдем каждый в свою страну» (Ирмеягу, 51:9).

Археологи и историки, несколько столетий спустя побывавшие в тех местах, в своих описаниях развалин Вавилона почти в точности повторяют слова древних еврейских пророков.

Вот что говорит один из исследователей, посетивший те края: «Из-за зверей, обитающих в округе, арабы близко не подходят к руина Вавилона. К тому же арабы суеверно считают, что эти места отданы во власть злых духов и горе тому, кто придет туда. Кругом полно шакалов, змей, повсюду валяются кости растерзанных животных. Высятся коры кирпичей, камней — остатки зданий, которыми некогда были застроены берега Евфрата. Сейчас в этом месте полно болот».

Другой путешественник пишет: «Видна рука Б-жья! Страна превратилась в вечную пустыню. Остатки храма Бела высятся, словно надгробный памятник Вавилону. Я вижу своими глазами исполнения слов: “Вот, Я (уничтожу) тебя, гора губительная, слово Г-спода, — (гора), уничтожающая всю землю; наложу руку Мою на тебя. И низвергну тебя… и превращу тебя в … пожарище (Ирмеягу, 51:25). Если посмотреть с высоты на Вавилон, — продолжает рассказчик, — то кажется, что нигде больше не усидеть такой ужасной картины опустошения. И тогда вспоминаются слова пророков и история этих мест”».

Сегодня весь этот край — одно сплошное болото; в течение последних столетий там вообще не ступала нога человека. Исчез с лица земли великий Вавилон, задумавший покорить евреев.

* * *

Значение Египта в древнем мире можно сравнить разве что с политической ролью современных нам сверхдержав — СССР и США. Могущественнейшие страны дрожали перед Египтом, проводили угодную ему политику. И тут в период наибольшего его процветания, наивысшего его величия провозгласил вдруг пророк: «Посрамлена дочь Египта, предана она в руки народа северного… И предам Я его… в руки Навуходоносора, царя Вавилона…» (Ирмеягу, 46:24, 26). С абсолютной точностью предсказал пророк грядущее поражение Египта в войне с Вавилоном, изгнание египетского народа со своей земли.

Еще подробней говорит об этом Йехезкель, которому сказал Всевышний: «Сын человеческий! Обратись к фараону, царю египетскому, и пророчествуй о нем и обо всем Египте… Так сказал Г-сподь Б-г: …Я (уничтожу) тебя, Фараон, царь египетский, великий крокодил, лежащий в реках своих, сказавший: “Мне принадлежит река моя, и я сам себя сотворил”. Но Я проколю крюками щеки твои, и прилеплю рыб, [живущих твоей реке, к чешуе твоей и вытащу тебя из твоих рек, и всю рыбу, которая к чешуе твоей прилипнет… и выброшу тебя в пустыню… на поле ты упадешь, не будешь [никем] подобран и не будешь погребен. Зверям полевым и птицам небесным отдам Я тебя на съедение — И узнают все жители Египта, что Я — Г-сподь, ибо были они [ненадежной) тростниковой опорой для дома Израиля. Когда хватались они за тебя рукою, переламывался ты и иссекал им все плечи, когда опирались на тебя, ты ломался…» (Йехезкель, 29:2—7).

Дело в том, что египетский фараон обещал военную поддержку последнему царю Иудеи Цидкиягу, в его борьбе против Навуходоносора. Евреи восстали против вавилонян, но Египет нарушил свое обещание и не пришел им на помощь; восстание было подавлено, и еврейский народ на десятилетия лишился своей родины.

«…За это, [сказал Всевышний], Я поражу тебя… и предам землю египетскую полному разрушению и опустошению… Не ступит на нее нога человека… и не будет обитаема она сорок лет и рассею Египет среди народов… По окончании сорока лет соберу я египтян из [всех] народов, среди которых они были рассеяны. И верну изгнанников египетских, и возвращу их… в страну, из которой происходят они, но государство их будет ничтожным. Самым ничтожным государством будет оно и никогда больше не возвысится над народами, и умалю Я их, чтобы не властвовали более над народами» (Йехезкель, 29:10—15).

Подобно всем другим пророчествам сбылись и эти. Египет был побежден Вавилоном, пережил сорокалетнее изгнание, и хотя египетское государство было восстановлено, ему уже никогда не было суждено достичь былого величия. И по сей день Египет — второстепенная страна на политической карте мира.

* * *

Если бы предсказания судьбы человечества исходили не от самого Всевышнего, если бы они были продиктованы человеческими представлениями о справедливости, о торжестве добра над злом в нашем понимании, логично было бы предположить, что пророки возвестили бы более тяжелую кару не Вавилону, а Египту. Египтяне держали наш народ в рабстве в течении ста шестнадцати лет, топили еврейских детей в Ниле, замуровывали младенцев в стены строящихся зданий, Вавилон же повинен в том, что разрушил Храм и изгнал евреев на чужбину, но вел он себя там по отношению к ним вполне гуманно. Несмотря на все это, пророки возвестили об уничтожении именно Вавилона, а не Египта, и все слова их исполнились в точности. Это еще одно убедительное доказательство Б-жественного происхождения пророчеств, свидетельство тому, что замыслы Всевышнего велики и непостижимы.


В недельной главе Шмини излагаются события восьмого дня подготовки коаним к их миссии: в этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Читать дальше

Пять причин, по которым сыновья Аарона заслужили наказание смертью

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Избранные комментарии к недельной главе Шмини

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Не быть жестокосердным. Шмини

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«ШМИНИ» («ВОСЬМОЙ»). Из чего мы состоим?

Рав Бенцион Зильбер

Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.