Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Тема

Праотец Авраам

Авраам — праотец еврейского народа, великий праведник и один из столпов монотеизма

Оглавление

Первый праотец еврейского народа ↓

В царстве Нимрода ↓

Второе испытание: Авраам в огненной печи ↓

Женитьба на Саре и бегство ↓

Из Харана — в Кнаан ↓

Авраам-иври ↓

Первое пророчество ↓

Распространение Учения ↓

Испытание в Египте ↓

25 лет в Хевроне. Отделение от Лота ↓

Война царей ↓

Пророчество о потомстве и новое имя ↓

Заповедь Обрезания — союз Авраама ↓

Сдом, Амора и спасение Лота ↓

Рождение Ицхака ↓

Изгнание Ишмаэля ↓

Обычаи дома Авраама ↓

Жертвоприношение Ицхака ↓

На горе Мория ↓

10 Испытаний Авраама ↓

Годы жизни Сары ↓

Последний период жизни ↓

Заслуги праотца Авраама ↓

Первый праотец еврейского народа [↑]

Творец открыл нашему праотцу Аврааму: «все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками». Вот несколько примеров: Авраам спустился в Египет из-за голода — и его потомки спустились в Египте из-за голода; Авраам сражался с четырьмя царями — и против народа Израиля в будущем, в конце дней, объединятся все цари, как сказано (Теилим 2:2): «Восстали земные цари, и правители объединились в заговор против Б-га и Его Машиаха» (Танхума, Лех 9). И как Аврааму в войне против четырех царей было дано великое избавление, так и в будущем, когда четыре царства будут пытаться уничтожить народ Израиля, в конце человеческой истории он их одолеет (Берешит раба 42:2, Матнот кеуна).

Великий знаток сокровенного учения раби Моше бен Нахман (Рамбан) сформулировал этот принцип в более общей форме: все, что происходит с отцами, — «знак для сыновей». «В Торе, — отмечает Рамбан, — подробно рассказывается о путешествиях праотцев или о рытье колодцев, а также о многих других подобных событиях, и может показаться, что это лишние подробности, от которых нет пользы, — однако все они содержат предсказания будущего. И когда что-либо происходит с одним из трех пророков, которые были нашими праотцами, вдумайся в это, чтобы узнать, какие события предопределены для их потомков» (Рамбан, Берешит 12:6).

И еще, по словам Талмуда, первые шесть дней Творения заключают в себе, как в зародыше, всю историю Вселенной, которая будет продолжаться шесть тысяч лет (Рош ашана 31а). И подобно тому, как в первые два дня Творения вся земля еще была заполнена водой и ничего не было завершено, так и первые два тысячелетия истории наши мудрецы называют духовным «хаосом» (תֹהוּ) — потому что еще не была дана Тора (Авода зара 9а, Раши). Но на третий день Творения появилась суша, и на ней произросли растения, которые дали плоды, — и это соответствует третьему тысячелетию истории, которое началось, когда праотцу Аврааму было 52 года. Именно тогда он стал открыто проповедовать веру в единого Б-га, а впоследствии вокруг него «собрались тысячи и десятки тысяч учеников» (Рамбам, Законы идолопоклонства 1:3). Авраам сумел передать свою веру сыну Ицхаку, а затем внуку Яакову, прозванному Исраэль (Израиль). А спустя несколько поколений их потомки, сыны Израиля, получили Тору у горы Синай и стали выполнять ее заповеди — и «это соответствует плодам, которые появились в мире на третий день Творения» (Рамбан, Берешит 2:3).

Авраам бен Терах (אברהם אבינו; 1948—2123 гг. от Сотворения мира /1812—1637 гг. до н.э./) — великий мудрец, праведник и пророк, первый из праотцев народа Израиля.

Родился 10 тишрея 1948 года, в день Йом Кипур. По другой версии, дата его рождения — 13 Нисана (Рош аШана 10б-11а; Ягель либейну 40).

В нем воплотилась душа первого человека — Адама (Седер адорот). По свидетельству мидраша, первым человеком должен был стать именно Авраам, но из опасения, что, если он согрешит, это уже некому будет исправить, Всевышний сотворил прежде Адама, — чтобы, если тот совершит грех, явился бы в мир Авраам и сумел бы искупить его (Берешит раба 14:6; Шохер тов 34).

Его дед Нахор был праправнуком Эвера, который, в свою очередь, был правнуком Шема и праправнуком Ноаха, родоначальника современного человечества.

Согласно приведенной в Торе хронологии, от Адама до Ноаха прошло десять поколений. В десятом поколении от Ноаха родился наш праотец Авраам (Берешит 5:4—29, 11:10-26; Авот 5:2).

Но поскольку до всемирного потопа продолжительность жизни была значительно большей, многие поколения пересекались. Так, Адам на склоне лет был наставником Метушелаха, деда Ноаха, а Метушелах обучал сына Ноаха Шема, который, в свою очередь, передал древнюю традицию Аврааму и его потомкам.

Таким образом, Авраам знал о потопе из первых рук — от Ноаха и Шема, а о сотворении Вселенной — через Шема и его наставника Метушелаха, который учился у первого человека (Седер олам раба 1; Бава батра 121б, Рашбам).

Местом его рождения было междуречье Тигра (Хидекеля) и Евфрата — по ряду авторитетных мнений, город Кута (Рамбан, Берешит 11:28; Седер адорот). А некоторые считают, что он родился южнее, на противоположном берегу Евфрата, в городе Ур Касдим (Ибн Эзра, Берешит 11:26).

Его отцу Тераху, сыну Нахора, при его рождении было 70 лет (Берешит 11:26). Его мать звали Амтелай, дочь Карнево (Бава батра 91а; Сефер аяшар), а новорожденный получил имя Аврам (Берешит 11:26).

[Ниже мы приводим биографию нашего праотца Авраама в сокращенном виде. Более подробно — читайте на сайте в цикле «Хроника поколений»].

В царстве Нимрода [↑]

Незадолго до рождения этого сына Терах стал главным визирем царя Нимрода, который властвовал в тот период над всем человечеством.

В ночь, когда ребенок появился на свет, астрологи и маги Нимрода увидели на небе знамение: большая комета стремительно пролетела по небосклону и «поглотила» четыре другие звезды. Астрологи предсказали царю, что родившийся ребенок достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует «все четыре стороны света». Нимрод потребовал, чтобы Терах принес ему младенца, намереваясь безотлагательно умертвить опасного конкурента, — но чадолюбивый отец обманул его, подменив Аврама на новорожденного сына рабыни. Царь своей рукой размозжил младенцу голову, а затем щедро наградил Тераха за преданность. А тем временем Терах спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере и из месяца в месяц обеспечивал их всем необходимым для жизни. Это многолетнее пребывание в тайном укрытии стало первым испытанием, которым Творец испытывал Аврама (Пиркей дераби Элиэзер 26; Сефер аяшар; Раши, Авот 5:3).

До десяти лет ребенок прожил в пещере. В три года он впервые «познал Творца» (Недарим 32а; Сефер аяшар; Седер адорот). Однажды, когда ему в первый раз разрешили выйти из пещеры к реке, он увидел восходящее солнце и решил, что это и есть Владыка мира. Он молился солнцу в течение всего дня, но вечером оно исчезло за горизонтом.

Однако вместо него на небе появилась луна в сопровождении множества звезд — и Аврам заключил, что именно луна управляет всем на земле, а звезды являются ее слугами. В ту ночь ребенок молился луне — но утром она исчезла, и опять появилось солнце.

Наблюдая всё это, Аврам пришел к выводу: в мире есть единая и высшая сила, которая создала и солнце, и луну, и его самого (Зоар 1, 86а).

«Ребенок был совсем еще мал, когда начал глубоко задумываться, — пишет об этом периоде жизни праотца Авраама Рамбам. — Он размышлял днями и ночами и был поражен: как это возможно, что планеты и звезды непрерывно вращаются по своим орбитам, если нет никакого, кто бы их вращал, — ведь не могут же они вращать себя сами?! И не было у него наставника, и никто не мог направить его. Он был окружен примитивными звездопоклонниками: и его родители, и весь народ преклонялись перед созвездиями и различными природными силами, и он — вместе со всеми. Но сердце мальчика терзали сомнения — до тех пор, пока он не нащупал путь к истине, познав, что есть единственный Б-г, который приводит в движение небесные сферы, и что этот Б-г сотворил Вселенную, и нет в мире никакой силы, кроме Него. И он понял, что весь мир ошибается, преклоняясь перед силами природы и созвездиями» (Законы идолопоклонства 1:3).

В эти годы подданные царя Нимрода возводили гигантскую башню в городе Бавель (Вавилон) [известная как Вавилонская башня]. Это величайшее сооружение было призвано установить оккультную власть Нимрода не только над силами природы, но и над высшими духовными мирами (Санхедрин 109а; р. Хаим Виталь, Ликутей Тора; Эц Йосеф, Берешит раба 38:8; Мимаамаким 1). Более того, Нимрод объявил самого себя «Б-гом» и установил особый культ поклонения себе (Мидраш агадоль, Берешит 11:28; Оцар ишей аТанах, Нимрод). И только несколько благочестивых людей — Ноах, его сын Шем и праправнук Эвер — отдалились от всего человечества, сохранив веру в единого Творца (Сефер аяшар; Рамбам, Законы идолопоклонства 1:2).

В 1958 году (1802 г. до н.э.) десятилетний Аврам покинул свое убежище и поселился в доме Ноаха, где в течение 39 лет учился у него, а также у Шема и Эвера, перенимая сокровенную традицию, идущую от первого человека — Адама (Сефер аяшар; Кузари 1:95; Зоар хадаш 22; Седер адорот).

В 1996 году /1764 г. до н.э./ подданные царя Нимрода, подчиняясь воле Творца, были вынуждены прекратить строительство вавилонской башни — и они расселились «по лицу земли» (Берешит 11:8—9; Седер олам раба 1; Седер олам зута 1:2). В том же году, в возрасте сорока восьми лет, Аврам пережил глубокое духовное озарение, связанное с постижением абсолютной власти Творца над миром (Берешит раба 64:4; Седер адорот).

А год спустя, в 1997 году /1763 до н.э./, Аврам покинул общину Ноаха. В 1998 году, в возрасте пятидесяти лет, он возвратился в Ур Касдим, в дом отца, который по-прежнему оставался главным визирем и полководцем царя Нимрода (Сефер аяшар; Седер адорот). Вместе с тем, Терах являлся жрецом вавилонских культов: в его доме изготовляли и продавали идолов (Берешит раба 38:13; Оцар ишей аТанах, Терах).

Второе испытание: Авраам в огненной печи [↑]

Однажды в отсутствие отца Аврам разбил всех многочисленных божков и идолов, наполняющих его дом, кроме самого крупного, и вложил молоток в его каменную руку.

Когда отец вернулся, Аврам объяснил ему, что идолы передрались из-за порции хлебного приношения — и самый большой из них всех побил. «Ты смеешься надо мной! — возмутился Терах. — Разве есть в этих изваяниях дух жизни? Ведь они изготовлены по моему заказу из дерева и камня — они ничего не чувствуют и не знают!» «Вслушайся сам в то, что ты говоришь!» — подловил его на слове Аврам. И Терах пожаловался на сына-вольнодумца царю Нимроду. По приказу царя Аврама заключили на десять дней в темницу, а затем привели на суд.

Увидев Аврама, астрологи и маги Нимрода сказали ему, что это и есть тот самый человек, о рождении которого они предупреждали пятьдесят лет назад. И тогда Терах признался, что из жалости к сыну скрыл его от царя (Сефер аяшар; Берешит раба 38:13; Седер адорот).

«Если ты не хочешь поклоняться каменным богам, поклонись огню, — приказал Авраму Нимрод, — ведь огонь — величайшая сила в мире». «Вода заливает огонь», — возразил ему Аврам. «Тогда поклонись облакам, приносящим воду», — приказал Нимрод. «Ветер разгоняет облака», — возразил ему Аврам.

В конце концов, Нимрод приказал бросить его в огонь, чтобы доказать, что огонь сильнее невидимого Б-га Аврама (Берешит раба 38:13).

По приказу царя с Аврама сорвали одежду, обнажив его до пояса, связали его руки и ноги веревками и бросили его в печь. Но сгорели только веревки, которыми он был связан, — а его одежда и плоть не пострадали. Он ходил по печи на глазах у слуг царя (Сефер аяшар; Седер адорот).

Комментаторы Торы поясняют, что Аврам вошел в огонь, чтобы своей смертью освятить Имя Творца, — хотя он и не понимал расчеты Небес: почему он должен погибнуть вместо того, чтобы нести в мир свет веры. Но поскольку он сумел преодолеть свои естественные сомнения, для него было совершено чудо, изменившее естественный порядок вещей (Михтав меЭлияу т.2 стр. 118—119, т.3 стр. 198). И это стало вторым жизненным испытанием, в котором выстоял Аврам (Пиркей дераби Элиэзер 26; Раши, Авот 5:3).

Женитьба на Саре и бегство [↑]

После неудавшейся казни Нимрод вручил Авраму множество даров, и среди них двух рабов, один из которых — Элиэзер, сын Нимрода от рабыни, стал близким учеником Аврама. В те дни вокруг Аврама собралось около трехсот учеников, перенимавших от него пути служения единому Б-гу (Сефер аяшар; Седер адорот; см. также Таргум Йонатан, Берешит 14:14; Йома 28б). И отец Аврама, Терах, тоже перешел на его сторону и стал его последователем (Зоар 1, 77б).

Вскоре после спасения из огненной печи пятидесятилетний Аврам женился на своей племяннице Сарай, дочери погибшего в огне Арана, которая была на десять лет моложе его (Берешит 11:29; Санхедрин 69б; Сефер аяшар). Сарай была одной из самых красивых женщин за всю историю человечества (Мегила 15а), она обладала исключительной скромностью и нравственной чистотой (Бава меция 87а; Берешит раба 58:1). Но позднее выяснилось, что она бесплодна (Берешит 11:30; Йевамот 64б).

Спустя два года Авраму стало известно, что царь Нимрод направил к нему своих стражников, чтобы, следуя совету астрологов, наконец, с ним расправиться.

[…] Авраам, вместе с отцом Терахом, женой Сарай и племянником Лотом, сыном Арана, по направлению к земле Кнаан — подальше от Вавилона, где правил Нимрод (Берешит 11:31; Сефер аяшар).

И это было третьим испытанием Авраама: ведь человеку тяжело покидать родные места, где он прожил в течение многих десятилетий (Пиркей дераби Элиэзер 26; Раши, Авот 5:3).

Из Харана — в Кнаан [↑]

По пути они задержались на севере Междуречья, в земле Харан, где вокруг Аврама собралась большая группа учеников: он обучал мужчин, а Сарай — женщин (Авот дераби Натан; Берешит раба 39:14; Раши, Берешит 12:5).

По определению Талмуда, в этом 2000-ом году от Сотворения мира (1760 г. до н.э), когда 52-летний Аврам стал открыто проповедовать веру в единого Б-га, Творца Вселенной, завершились два тысячелетия «хаоса» и начались два тысячелетия Торы (Авода зара 9а).

В 2003 году /1757 г. до н.э./ в возрасте 55 лет Аврам впервые пришел в землю Кнаан (Сефер аяшар; Седер адорот).

В 2006 году /1754 г. до н.э./, на третий год его пребывания в Кнаане, умер старейший из наставников Аврама — Ноах (Берешит9:29; Сефер аяшар; Седер адорот).

После смерти старейшины человечества Аврам стал одним из общепризнанных глав своего поколения. Вокруг него сплотилось множество учеников, и он обучал их на святом языке иврите, на котором говорили первые люди — Адам и Хава, а также Ноах, Шем и Эвер (Седер адорот).

Авраам-иври [↑]

Жители Кнаана называли Аврама «עברי — иври» (еврей) (Берешит 14:13), ведь слово עבר (эвер) означает«противоположный берег реки», а иври — это «человек с того берега», т.е.чужеземец, пришедший в страну Кнаан из Харана, с противоположного берега реки Евфрат (Берешит раба 42:6; Раши, Берешит 14:13).

По иной версии, Аврама называли иври — евреем, потому что «весь мир был на одном берегу, а он (и его ученики) — на другом» (Берешит раба 42:6). К тому же, словом иври называли учеников и последователей мудреца Эвера, — а Аврам был величайшим из них (Берешит раба 42:6;Кузари 1:95; Сефорно, Берешит 10:21).

В 2008 году /1752 г. до н.э./ Аврам был все же схвачен по приказу царя Нимрода и в течение десяти лет находился в заточении: три года в городе Кута и семь лет в Карду, в горах Армении (Бава батра 91а, Рашбам; Седер адорот).

В эти годы произошли важные исторические события, вскоре отразившиеся на судьбе Аврама: в 2013 году /1747 г. до н.э./ разразилась война между Нимродом, правящим в Шинаре (Вавилоне), и Кедарлаомером, царем Элама, который в период строительства вавилонской башни был одним из полководцев Нимрода, а затем отделился от него. И хотя армия Нимрода состояла из семи тысяч человек, а войско Кедарлаомера — всего из пяти, царь Элама одержал убедительную победу, а Нимрод, потерявший в бою своего сына Мирдона и около шестисот воинов, был вынужден признать его верховную власть (Сефер аяшар, Лех).

(Примечание. В этот период царя Нимрода стали называть также именем Амрафель (Эрувин53а; Сефер аяшар; Берешит раба 42:4; Раши, Берешит 14:1). Некоторые историки идентифицируют Нимрода-Амрафеля с царем Хаммурапи, который правил обширным вавилонским государством предположительно в 1792—1750 годах до н.э. Археологи обнаружили древние клинописные таблички, на которых имя Хаммурапи читается как «Амураппи» или «Амурафель». И также найдены таблички, повествующие о войнах Хаммурапи с царем Элама, — и в одной из этих войн царь Элама захватил и разрушил столицу вавилонян (Р. Й. Шварц Эмет меэрец тицмах 4, стр.75—76).

Первое пророчество [↑]

В 2018 году /1742 г. до н.э./, после крушения империи царя Нимрода, семидесятилетний Аврам возвратился в Кнаан. 15 Нисана того же года он удостоился своего первого пророчества, в котором Творец обещал даровать ему многочисленное потомство, а спустя четыреста лет передать землю Кнаан во владение его потомству (Берешит 15:1—20; Седер олам раба 1 и 5; Пиркей дераби Элиэзер 28; Тосафот, Брахот 7б).

После этого пророчества Аврам вновь вернулся в землю Харан, где оставались его отец и родные, и провел там еще пять лет. И опять вокруг него собралась община, включающая более семидесяти учеников (Седер олам раба 1; Сефер аяшар;Авода зара 9а).

Распространение Учения [↑]

Одной из основных составляющих его учения было представление о посмертной жизни человеческой души, а также о переселении душ, переходящих из одного земного воплощения в другое. И поэтому об его учениках сказано в Торе: «души, которые они (Аврам и Сарай) сделали в Харане» (Берешит12:5) — т.е. люди, которые благодаря ним обрели веру в бессмертие своей души (Р. Менаше бен Исраэль Нишмат хаим 4:21).

В кабалистической книге Сефер Йецира (Книга Творения) повествуется, что Аврам, не ограничиваясь знаниями, полученными от своих великих наставников, самостоятельно исследовал окружающий мир и свою внутреннюю природу. Поднимаясь со ступени на ступень, он сумел постичь тайну сотворения мира с помощью двадцати двух букв еврейского алфавита, и он мог создавать, а, возможно, и создавал человеческие существа — и на это тоже намекают слова Торы: «души, которые они сделали в Харане». И лишь когда Аврам дошел до предела постижения, возможного с помощью самостоятельного исследования, ему открылся Творец и заключил с ним вечный союз, избрав его в родоначальники еврейского народа (Сефер Йецира 6:7, Раза дейецира; см. также Берешит раба 61:1; Кли якар, Берешит 1:1; Хохма умусар 1, 445).

Испытание в Египте [↑]

И вот, в 2023 году /1737 г. до н.э./, когда Авраму было семьдесят пять лет, он вновь удостоился пророческого откровения, в котором Творец повелел ему: «Уходи из своей страны, со своей родины, из дома твоего отца, в землю, которую Я тебе укажу…» (Берешит 12:1). Следуя этому повелению, Аврам навсегда оставил Харан и, взяв с собой Сарай, ее брата Лота и всех своих учеников, возвратился в Кнаан.

Но в стране свирепствовал голод, вызванный тяжелейшей засухой, и Аврам был вынужден повернуть в сторону Египта, где, по доходившим до него сведениям, оставался хлеб (Берешит 12:1—10; Рамбан и р. Бехайе, Берешит 12:9—10). И это было четвертым испытанием, в котором устоял Аврам, — ведь он даже мысленно не упрекнул Всевышнего, направившего его в страну Кнаан, где невозможно отыскать пропитание (Пиркей дераби Элиэзер 26; Берешит раба 40:2; Раши, Берешит 12:10).

Египтом в тот период правил Рикъён из земли Шинар, прозванный египтянами Паро (Фараон).

Чиновники Паро доставили сохранившую красоту своей юности Сарай к нему во дворец.

И это было пятым испытанием, которым Творец испытывал Аврама (Пиркей дераби Элиэзер 26; Раши, Авот 5:3).

В ту ночь, пятнадцатого Нисана 2023 года, Паро не сумел приблизиться к Сарай, поскольку в ответ на ее мольбу о защите ангел Всевышнего поразил его и всех слуг болезнью раатан, которая делает близость невозможной. И тогда Сарай открыла ему, что она жена Аврама, и Паро возвратил ее мужу, а также отдал ей в служанки свою дочь Агарь, рожденную одной из его наложниц (Берешит 12:17—19;Пиркей дераби Элиэзер 26; Берешит раба 41:2, 45:1).

25 лет в Хевроне. Отделение от Лота [↑]

По истечении трех месяцев, проведенных в Египте, Аврам и его спутники возвратились в Кнаан. Аврам разбил свой шатер в дубраве Мамре, возле города Хеврона, а его племянник Лот кочевал в долине реки Иордан, а затем поселился в городе Сдоме(Берешит 13:1—18; Седер олам раба 1).

И как только Аврам отделился от Лота, не обладавшего необходимым духовным совершенством и чистотой, к нему вернулась сила пророчества. Всевышний вновь обещал Авраму, что дарует ему потомство, многочисленное, как песчинки земли, а затем навечно отдаст его потомкам всю страну Кнаан (Берешит 13:14—16; Зоар 1, 85а). После этого обещания Аврам возвратился к супружеской жизни с Сарай — ведь прежде, убедившись, что она бесплодна, он на много лет отдалился от нее (Берешит 13:18, Мусаф Раши; Оцар ишей аТанах, Сара).

Война царей [↑]

В том же 2023 году к долине Иордана подступило войско четырех союзных царей, возглавляемое Кедарлаомером, царем Элама, и Нимродом-Амрафелем, царем Шинара (Вавилона). […]

Решающая битва произошла в долине Сидим, где теперь расположено Мертвое море, и Кедарлаомер одержал победу. Его войска ворвались в Сдом и окрестные города, разграбили их, а всех жителей угнали в рабство — в том числе и Лота, племянника Аврама (Берешит 14:1—12; Седер олам раба 1; Сефер аяшар). […]

Узнав о пленении Лота, Аврам сразу же собрал отряд и ночью, неожиданно, напал на лагерь четырех царей, уничтожив его почти полностью (Берешит 14:14—15; Сефер аяшар).

В книге Зоар объяснено, что, когда Аврам пустился в погоню за могучим войском Кедарлаомера, ему и в голову не приходило вступать в сражение с многократно превосходящим по численности противником, потому что человеку не следует полагаться на чудо. Он взял с собой значительный запас серебра, чтобы выкупить Лота, а если не получится, то умереть в плену вместе с ним. Но когда Аврам настиг войско четырех царей, он почувствовал удивительную Б-жественную поддержку, и Всевышний поразил врагов перед ним (Зоар 1, 112б). Это было шестым жизненным испытанием, в котором выстоял Аврам (Пиркей дераби Элиэзер 27; Раши, Авот 5:3).

Возвращаясь с поля сражения, Аврам посетил город Шалем (будущий Иерусалим), в котором правил его любимый наставник Шем, царствовавший под именем Малки-Цедек (Берешит 14:18, Раши; Пиркей дераби Элиэзер 27). Аврам вручил Шему, который был коэном — служителем Всевышнего, десятину (маасер) от всей своей военной добычи, а угнанных четырьмя царями пленников и их имущество отослал в Сдом (Берешит 14:18—23).

Пророчество о потомстве и новое имя [↑]

По возвращении в Хеврон Аврам удостоился нового пророчества, в котором Творец еще раз обещал ему многочисленное потомство (Берешит 15:4—5; Сефер аяшар). Аврам очень боялся, что среди тех, кого он убил на этой войне, был хотя бы один праведник или просто богобоязненный человек, которого четыре царя насильно призвали в свои войска, — и из-за этого он мог утратить все свои заслуги, связанные с тем, что приближал людей к Б-гу. И Всевышний успокоил его, сказав, что все прежние обещания остаются в силе (Берешит раба 44:4, Эц Йосеф; Зоар 1, 88б; Раши, Берешит 15:1).

И тогда Аврам, который был великим знатоком астрологии, возразил Творцу: «Я видел по звездам, что у меня никогда не будет детей». В ответ Всевышний вывел его из-под власти созвездий и законов природы, которым подчинено подавляющее большинство человечества (Шабат 156а; Зоар 3, 216б). Всевышний пояснил Авраму: «Ты — пророк, а не астролог», — ведь астролог может лишь постичь будущее, предопределенное расположением звезд, но не в силах ничего изменить, а пророк настолько близок к Творцу, что своей молитвой может изменить мазаль — предопределенное течение событий.

Творец открыл своему пророку, что в ознаменование его нового высочайшего духовного уровня, Он изменит его имя: «У Аврама (אברם) не может родиться сын, но у Авраама (אברהם) — родится!» (Танхума, Шофтим 11; Берешит раба 44:10 и 44:12, Эц Йосеф; Раши и Рамбан, Берешит 15:5). И в том же пророческом откровении Всевышний вывел Аврама «за пределы Вселенной» — т.е. вывел его сознание за пределы материального мира, ограничивающего духовное постижение и скрывающего от человека всевластие Б-га (Берешит раба 44:12, Эц Йосеф и Маарзо; Раши, Берешит 15:5).

Это глубочайшее пророческое откровение стало седьмым испытанием, которое выдержал Аврам (Пиркей дераби Элиэзер 28): он безоговорочно поверил в обещание Всевышнего, даже зная, что в рамках законов природы оно осуществиться не сможет (Михтав меЭлияу т.3, стр.70).

Но в течение десяти последующих лет детей у Аврама и Сарай по-прежнему не было.

И тогда в 2033 году /1727 до н.э./ Сарай отдала Авраму в жены свою служанку Агарь, чтобы в их семье все же появился ребенок (Берешит 16:1—3; Седер олам раба 1).

«Счастлива ты, что соединяешься с таким святым человеком», — сказала Сарай своей служанке (Берешит раба 45:3). 13 Нисана 2034 /1726 до н.э./, когда Авраму было уже 86 лет, у него родился первый сын, названный именем Ишмаэль (Берешит 16:15—16; Ягель либейну), — и в первые годы Сарай любила его как своего сына (Оцар ишей аТанах, Сара).

Заповедь Обрезания — союз Авраама [↑]

Ровно через тринадцать лет после рождения Ишмаэля, 13 нисана 2047 года /1713 до н.э./, Аврам получил новое пророчество: теперь Всевышний, действительно, изменил его имя на Авраам, а имя Сарай — на Сара, запретив использовать прежние имена, и сообщил, что через год Сара родит сына, которого следует назвать именем Ицхак. И хотя от Ишмаэля также произойдет великий народ, Свой союз Творец будет хранить именно с потомством сына от Сары, а не с потомками Ишмаэля.

В знак вечного союза, заключенного между Творцом и потомками Авраама от Сары, ему было заповедано совершить обрезание, а в последующих поколениях делать обрезание каждому ребенку мужского пола на восьмой день от рождения.

И без промедления «были обрезаны Авраам, его сын Ишмаэль и все его домочадцы» (Берешит 17:1—26; Седер адорот). Обрезание Аврааму выполнил его наставник Шем, который был в то время его гостем (Ялкут Шимони, Лех 80, Зайт раанан). Обрезание, совершенное в возрасте девяноста девяти лет, стало восьмым испытанием, которое прошел Авраам (Пиркей дераби Элиэзер 29; Раши, Авот 5:3).

На третий день после обрезания, 15 Нисана 2047 года, к Аврааму зашли трое путников, которые в благодарность за гостеприимство предсказали, что через год у него и Сары родится сын (Берешит 18:1—10, Раши; Седер олам раба 5; Бава меция 86б; Берешит раба 48:12, Эц Йосеф и Маарзо). И Авраам понял, что это были ангелы, посланные Всевышним для того, чтобы оповестить Сару (Зоар 1, 104а).

А когда Авраам проводил своих гостей в сторону Сдома, ему открылся Всевышний и сообщил, что собирается уничтожить Сдом и еще четыре окрестных города, потому что их жители погрязли в грехах (Берешит 18:16—22).

Сдом, Амора и спасение Лота [↑]

Сдом и другие города долины реки Иордан были основаны еще в 1996 году /1764 г. до н.э./, когда подданные царя Нимрода прекратили строительство вавилонской башни и рассеялись по земле (Тосафот, Шабат 10б; Ягель либейну).

Эти города отличались особыми законами и обычаями. Так, у них существовал праздник, во время которого все жители долины собирались на большом, заросшем травами, поле и в течение четырех дней предавались разврату. (Сефер аяшар). Согласно закону Сдома, человек, которого избили до крови, должен был заплатить своему обидчику крупную сумму за то, что тот сделал ему кровопускание, очистив организм от «дурной» крови. Также всякая благотворительность была строжайше запрещена.

Узнав об участи Сдома, Авраам стал просить Всевышнего пощадить жителей долины в заслугу живущих там праведников. И Творец обещал ему, что если там найдется хотя бы десять праведников, ради них будут помилованы все остальные жители (Берешит 18:23—32). Но и десяти праведников не нашлось.

Рано утром 16 Нисана 2047 года /1713 до н.э./ Сдом, Амора и окрестные города были уничтожены землетрясением и погребены под огненной лавой. Чтобы не причинять боль Аврааму, ангелы вывели из Сдома лишь Лота и двух его незамужних дочерей (Берешит 19:24—25, 29—30; Седер адорот).

После того как Авраам получил от Всевышнего заповедь обрезания, он стал выполнять и все другие повеления и запреты Торы, хотя они ему и не были заповеданы (Зоар 3, 13б; Оцар ишей аТанах, Авраам). Он соблюдал также все постановления и ограничения, которые будут впоследствии введены мудрецами Торы, — например, запреты мудрецов, призванные оградить от нарушения Субботы (Кидушин 82а; Йома 28б; Берешит раба 64:4, 95:3; Раши, Берешит 26:5).

По объяснению комментаторов, Авраам постиг пророческим видением (руах акодеш) не только сами заповеди, но и их сокровенный смысл и все тайны Торы (Рамбан, Берешит 26:5). А согласно определению основателя хасидизма Бешта, праотец Авраам «постиг духовные корни каждой из заповедей» — как именно каждая из них оживляет человеческую душу и воссоединяет ее с Творцом (Дегель махане Эфраим 96).

Рождение Ицхака [↑]

Вскоре после уничтожения Сдома и других городов долины столетний Авраам покинул Хеврон, где прожил 25 лет, и разбил шатер на юге страны, у города Грара, столицы палестинского царя Авимелеха.

И подобно тому, как это произошло в Египте, Сару, которая и в девяносто лет оставалась красавицей, забрали в царский дворец. Но в тот же вечер Авимелех, задремавший на своем троне, увидел сон, в котором Творец под страхом смерти запретил ему приближаться к Саре и повелел возвратить ее мужу, — и наутро это повеление было исполнено (Берешит 20:1—14; Сефер аяшар).

Через четыре месяца после того, как Авраам и Сара поселились около Грара, в полдень 15 Нисана 2048 года /1712 года до н.э./ у них родился сын, которому было дано имя Ицхак.

Лицо младенца было удивительно похоже на сияющее внутренним светом лицо Авраама (Берешит 21:2—3; Рош ашана 10б-11а; Сефер аяшар; Берешит раба 53:6; Седер олам зута 1:3).

В том, что столетний старик произвел потомство, не было ничего чудесного, так как «и в наших поколениях люди, сохранившие свежесть, производят детей в девяносто и в сто лет, и уж тем более в дни Авраама, — ведь он еще не миновал двух третей своей жизни, и еще через сорок лет после этого у него родились многочисленные дети от Ктуры» [Агарь]. А чудо заключалось в том, что женщина, от которой у него не было детей даже в молодости, родила от него сейчас, когда ему было сто лет, а ей девяносто, и у нее на много лет прервался женский месячный цикл (Рамбан, Берешит 17:17).

Но и это было скрытое чудо, поскольку и у женщин способность к деторождению иногда сохраняется даже в очень преклонном возрасте (Р. Бехайе, Берешит 17:1).

В 2050 году, в день, когда ребенок был отнят от груди, Авраам устроил большой пир, на который пригласил своих наставников Шема и Эвера, своего отца Тераха и брата Нахора, а также царя Авимелеха и его военачальника Пихоля. По окончании этого пира отец и брат остались у него в гостях на долгие дни (Берешит 21:8; Сефер аяшар; Седер адорот).

Изгнание Ишмаэля [↑]

Вскоре после рождения Ицхака изменилось отношение Сары к Ишмаэлю, старшему сыну Авраама: с тех пор его перестали называть по имени, а только «сыном служанки» (Зоар 1, 118б). Когда все радовались рождению Ицхака, он говорил: «Я — первенец, и мне причитается двойная доля наследства» (Берешит раба 53:11). Через год после рождения Ицхака пятнадцатилетний Ишмаэль начал приносить в дом изображения идолов, — он забавлялся ими и служил им так, как видел на улице (Танхума, Шмот 1; Шмот раба 1:1).

[…] Сара потребовала, чтобы Авраам изгнал из дома Ишмаэля и его мать, а Всевышний в пророческом откровении повелел ему, чтобы он последовал словам Сары (Берешит 21:10-12).

В 2051 году /1709 г. до н.э./ Авраам выслал из дома Ишмаэля и Агарь, снабдив их мехом воды и хлебом (Берешит 21:14; Ягель либейну). Изгнание Ишмаэля стало девятым жизненным испытанием, которое прошел Авраам, и из пережитых им бед, эта была тяжелее всех (Пиркей дераби Элиэзер 30; Раши, Авот 5:3).

Несколько лет спустя, все же, […] раскаявшись во всех своих прошлых прегрешениях, Ишмаэль поселился рядом с шатром отца (Пиркей дераби Элиэзер 30; Бава батра 16б; Сефер аяшар; Седер адорот).

Обычаи дома Авраама [↑]

В 2074 году /1686 г. до н.э./ Авраам и его семья покинули землю палестинцев, где прожили 26 лет, и вновь отправились в сторону Хеврона.

У перекрестка дорог он построил большой постоялый двор с четырьмя воротами — с каждой из сторон света. Постоялый двор Авраама всегда был открыт для любого путника, который мог там омыться, утолить голод и жажду, переночевать, а затем продолжить свой путь. И если у странника истрепалась одежда, ему дарили новую, а нуждающихся снабжали деньгами (Сефер аяшар, Ваера; Берешит раба 54:6; Шохер тов 110; Зоар 1, 102б).

Когда же гости прощались и благодарили Авраама, он говорил: «Разве вы моё ели? Вы ели то, что принадлежит Владыке мира. Так благодарите и прославляйте Творца Вселенной!» (Сота 10аб).

И он обращался к сердцу каждого человека — даже люди, отягощенные многими прегрешениями, очищались и раскаивались рядом с ним (Оцар ишей аТанах, Авраам).

Помимо случайных путников и странствующих торговцев, к Аврааму приходили за советом правители и знатные люди из многих стран — они почитали его величайшим астрологом своего времени и искали его совета (Бава батра 16б).

Каждое утро Авраам начинал с молитвы, обращенной к Творцу, — и этот его обычай был впоследствии воспринят всем народом Израиля (Брахот 26б). Его молитва имела определяющее воздействие на мир: больные, об исцелении которых он просил, исцелялись, бесплодные женщины получали возможность рожать — и даже корабли в далеких морях спасались от бури в его заслугу (Берешит раба 39:11; Ялкут Шимони, Лех 64).

Жертвоприношение Ицхака [↑]

В 2085 году (1682 г. до н.э.) […] Всевышний повелел ему [Аврааму] в пророческом откровении: «Возьми своего сына, своего единственного, которого любишь, — Ицхака, и пойди в землю Мория, и вознеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, которую Я тебе укажу».

И на следующее утро Авраам отправился в путь, взяв с собой Ицхака, Ишмаэля и своего ближайшего ученика Элиэзера (Берешит 22:2—3; Пиркей дераби Элиэзер 31; Сефер аяшар).

Сатан [Ангел-обвинитель], представ перед Всевышним, пожаловался ему: «Люди просят у Тебя помощи, но как только Ты даешь им то, о чем они просят, — они Тебя забывают. Так и Авраам, сын Тераха, — когда у него не было детей, он строил жертвенники и приносил Тебе жертвы. Но с тех пор, как у него родился сын Ицхак, он не построил Тебе ни одного жертвенника и не принес ни одной жертвы. Он увидел, что Ты дал ему то, о чем он просил, и забыл Тебя». И ответил Всевышний: «Нет на земле человека, подобного Моему служителю Аврааму! Даже если бы Я повелел ему принести в жертву его сына Ицхака, он не возразил бы Мне — и уж тем более, если бы я приказал ему принести в жертву барана или быка». И тогда, чтобы испытать Авраама, Б-г повелел ему принести сына во всесожжение (Санхедрин 89б; Сефер аяшар).

Невероятная сложность этого испытания заключалась еще и в том, что приказ Всевышнего перечеркивал все Его прежние обещания, данные Аврааму: даровать ему многочисленное потомство именно через Ицхака и отдать этому потомству во владение Святую Землю. К тому же, выполнение этого приказа разрушило бы дело всей его жизни.

В течение многих десятилетий Авраам приближал людей к Б-гу, учил их милосердию и добру, объяснял им преступность идолопоклонства, которое требует принесения человеческих жертв. А теперь, в глубокой старости, ему предстояло самому совершить действие, подобное этому, и его поступок мог бы стать в глазах его учеников величайшим осквернением Имени Б-га. Но хотя Авраам совершенно не понимал «расчета Небес», тем не менее, единственным его желанием было как можно быстрее и совершеннее выполнить волю Б-га, не требуя от Того дополнительных разъяснений.

Авраам даже не просил Всевышнего отменить Его страшное повеление, которое могло бы привести к осквернению Его Имени, — как он просил отменить решение уничтожить Сдом. Ведь в данном случае он чувствовал, что к его молитве может примешаться его собственное желание спасти жизнь сына, которое бы противоречило ясно выраженному повелению Всевышнего (Берешит раба 56:10; Михтав меЭлияу т.2, стр. 190-191).

Всевышний приказал Аврааму принести жертву на далекой горе, чтобы он мог выполнить это повеление осознанно и обдуманно […].

Поэтому трехдневный путь до горы Мория тоже стал частью грозного испытания (Берешит раба 55:6; Рамбан, Берешит 22:2).

На горе Мория [↑]

На третий день пути, десятого тишрея 2085 года /1676 г. до н.э./, в Йом Кипур, Авраам увидел издали гору Мория, над которой он различил облако и огненный столп, поднимающийся от земли до небес. Дальше он продолжил путь вдвоем с Ицхаком.

По пути сын спросил: «Мы несем с собой огонь и дрова. А где же агнец для всесожжения?» «Сынок, — отвечал ему Авраам, — Б-г избрал тебя в жертву» (Берешит 22:4—8; Пиркей дераби Элиэзер 31; Сефер аяшар; Ягель либейну).

На горе Авраам начал восстанавливать жертвенник, на котором приносили жертвы Адам, Ноах и Шем (Пиркей дераби Элиэзер 31; Таргум Йонатан, Берешит 22:9). Сын подавал ему камни, а Авраам укладывал их.

Затем Авраам связал сыну руки и ноги, возложив его на жертвенник, поверх дров. Его сердце переполняла радость оттого, что он выполняет волю Б-га, — и, вместе с тем, он плакал от жалости и любви к своему сыну (Берешит 22:9; Сефер аяшар; Берешит раба 56:8).

И лишь когда Авраам коснулся острием ножа шеи сына, он услышал голос ангела, повелевающий: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12; Пиркей дераби Элиэзер 31). Авраам, охваченный желанием выполнить волю Б-га и довершить жертвоприношение, возразил ангелу: «Если так, то я напрасно пришел сюда! Дай я хотя бы сделаю надрез, чтобы вышло немного крови!» (Берешит раба 56:7; Раши, Берешит 22:12). На это Всевышний сказал: «Не делай ему ничего!» (Берешит 22:12). И тогда Авраам выразил свое недоумение: «Я не в силах понять то, что произошло. Сначала Ты сказал мне, что мой род продолжится именно через Ицхака, затем Ты повелел мне принести его в жертву, а теперь говоришь: Не делай ему ничего!».

И Творец сказал: «Я не изменяю Своих речений — ведь Я не повелевал тебе зарезать Ицхака, но сказал: вознеси его во всесожжение. Ты выполнил Мою волю, а теперь сними его с жертвенника. Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га и своего единственного сына не пощадил ради Меня» (Берешит 22:12; Берешит раба 56:8, Раши).

«Но я не могу уйти отсюда, не принеся Тебе жертвы!» — настаивал Авраам. И тут он увидел невдалеке барана, запутавшегося рогами в кустарнике, и принес его в жертву всесожжения вместо своего сына (Берешит 22:12—13; Бемидбар раба 17:2). Авраам обрызгал жертвенник кровью жертвенного животного и сказал: «Владыка Вселенной! Этого барана я приношу во всесожжение вместо моего сына, и пусть его кровь будет воспринята как кровь моего сына. И да будет мне засчитано, будто я принес Тебе в жертву своего сына Ицхака» (Берешит раба 56:9; Сефер аяшар).

Это вознесение сына на жертвенник стало последним из десяти испытаний праотца Авраама (Пиркей дераби Элиэзер 31; Берешит раба 56:11; Раши, Авот 5:3).

10 Испытаний Авраама [↑]

Комментаторы отмечают, что в большинстве случаев испытанию подвергалось основное качестве Авраама — абсолютное милосердие (хесед). Так, следуя повелению Всевышнего, он должен был оставить в Харане престарелого отца, чтобы навсегда переселиться в землю Кнаан. В войне против четырех царей он вынужден был убить множество людей. Позднее он изгоняет из дома сына Ишмаэля и его мать Агарь, и, наконец, возносит на жертвенник своего любимого сына — Ицхака (Михтав меЭлияу т.2, стр. 162). Выполняя волю Всевышнего, он готов пожертвовать всеми своими духовными достижениями: ведь обрезание, выполненное им в возрасте 99 лет, могло оттолкнуть большинство учеников, которых он приближал к Б-гу, так как в глазах окружающих эта заповедь выглядела просто членовредительством (Берешит раба 46:3, Эц Йосеф). И уж тем более, могло оттолкнуть учеников изгнание Ишмаэля и принесение младшего сына Ицхака в жертву!

Однако Авраам достиг высочайшего уровня смирения перед Всевышним (итбатлут) и, не вдаваясь в расчеты, выполнял Его заповеди — с верой, что в дальнейшем все кажущиеся противоречия разъяснятся (Михтав меЭлияу т.2, стр. 190-191).

Выстояв во всех десяти испытаниях, Авраам достиг такой внутренней гармонии и совершенства, что и свое дурное влечение (йецер ара) — например, жесткость и даже жестокость, доходящую до готовности принести в жертву сына, — обратил на службу Творцу (Йерушалми, Сота 5:5).

После того как Авраам проявил абсолютное подчинение воле Всевышнего, Творец открыл ему, что дал это испытание лишь из любви к нему, желая увеличить его заслуги, — чтобы он смог реализовать свои потенциальные возможности в реальном поступке и получить вознаграждение не только за добрые порывы сердца, но и за реальное действие (Берешит раба 56:8, Эшед анехалим; Рамбан, Берешит 22:1).

Об этих Десяти испытаниях [которыми Творец испытывал Авраама] говорит Мишна (трактат Авот 5:3):

«Десятью испытаниями был испытан наш праотец Авраам — да покоится на нем мир! — и выстоял во всех. (Испытан он был для того) чтобы показать, как велика любовь Авраама, нашего праотца».

Согласно толкованию большинства комментаторов, следует читать: «как велика была любовь Авраама ко Всевышнему». Движимый этой любовью он с радостью исполнял все повеления Творца. По мнению других, читать следует: «как велика была любовь к Аврааму Всевышнего», Который испытывал его, чтобы показать людям величие праведности.

Вот список Испытаний, согласно Рамбаму (Пируш Мишнайот):

1) «Иди из своей земли…» Аврааму предлагается покинуть родину и переместиться в страну, которую ему покажет Всевышний (Эрец Кнаан);

2) «И был голод в той Земле…» Из-за страшного голода, разразившегося в Кнаане, Авраам вынужден на время перебраться в Египет;

3) Сару, жену Авраама, забирают в дом фараона;

4) Война Авраама против четырех царей;

5) По совету Сары Авраам берет в жены Агар, ее служанку;

6) Обрезание Авраама;

7) Сару забирают в дом Авимелеха, царя плиштим;

8) По совету Сары Авраам изгоняет ее служанку Агарь, которая заносчиво ведет себя с хозяйкой;

9) Изгнание Ишмаэля, сына Агарь и Авраама.

10) Жертвоприношение Ицхака.

Некоторые комментаторы приводят другой список Испытаний, отличный от приведенного Рамбамом, который дает только те, что упомянуты в Письменной Торе.

Годы жизни Сары [↑]

Перед тем как повести Ицхака к горе Мория, Авраам, желая успокоить Сару, сказал ей, что отведет Ицхака в ешиву Шема и Эвера.

Но затем [ей было сообщено], что на самом деле Авраам пошел принести сына в жертву. И тогда Сара вместе с несколькими слугами и служанками поспешила в погоню и достигла Хеврона. Там она узнала, что Ицхак остался в живых — Сара не выдержала великой радости и упала замертво.

Ее жизнь оборвалась десятого тишрея 2085 года /1676 г. до н.э./, когда ей было 127 лет (Берешит 23:1—2, Раши; Берешит раба 58:5; Сефер аяшар).

Авраам и Ицхак, поспешившие по ее следам, уже не застали ее в живых.

Они похоронили Сару возле Хеврона, в пещере Махпела, которую Авраам приобрел в свою собственность (Берешит 23:17—19). В этой пещере он уже бывал прежде и знал, что в ней похоронены первый человек Адам и его жена Хава (Зоар1, 127а).

Сару погребли рядом с Хавой — на расстоянии около двух локтей от нее (Зоар 3, 164а).

В погребальной церемонии участвовали главы того поколения Шем и Эвер, а также палестинский царь Авимелех (Берешит раба 62:3,Эц Йосеф; Сефер аяшар).

Над могилой был построен каменный склеп длиной в 28 локтей (около 14-и метров), из которого 15 ступеней вели вниз, в саму пещеру (Седер адорот).

Последний период жизни [↑]

После похорон Авраам, действительно, отправил Ицхака учиться в ешиву Шема и Эвера.

В 2088 году /1672 г. до н.э./ Авраам послал своего ближайшего ученика Элиэзера в землю Харан, чтобы взять для Ицхака невесту из семьи брата Авраама, Нахора (Берешит 24:2—10; Сефер аяшар).Элиэзер возвратился с Ривкой, внучкой Нахора (там же 24:24, 24:58—61), и сорокалетний Ицхак женился на ней (Берешит 24:67; Сефер аяшар; Седерадорот).

Приблизительно в тот же период Авраам женился вновь на женщине по имени Кетура, и она родила ему еще шестерых сыновей (Берешит 25:1—2; Седер адорот). Когда они подросли,Авраам дал им богатые дары и отправил их на восток, а все свое наследство передал Ицхаку (Берешит 25:5—6).

Авраам передал детям Кетуры свои оккультные знания и магические искусства (Санхедрин91а, Раши). Они переняли от Авраама лишь пути «к самым низшим уровням святости», но путь к истинной святости, связанной с выполнением заповедей Торы,им открыт не был. И именно у сыновей Кетуры обучались магии «сыны востока», а прославленная «мудрость востока» — это магические искусства, унаследованные от Авраама (Зоар 1,133б).

Раби Менаше бен Исраэль уточняет, что «страна востока», в которую были отосланы сыновья Кетуры, — это Индия, а «первые абрахаманим, называемые сегодня “кастой брахманов”, были сыновьями праотца Авраама, …и они распространили его учение (о переселении душ) по всей Индии» (Нишмат хаим 4:21).

А по некоторым мнениям, часть из сыновей Кетуры обосновались даже на Дальнем Востоке (Мишнат ахоломот стр.25—26).

Но свое основное богатство —право на Землю Израиля, а также знание Торы и заповедей — Авраам передал только Ицхаку (Санхедрин 91а; Рамбам, Авода зара 1:3).

В 2108 году /1652г. до н.э./ у Авраама родилось два внука: сыновья Ицхака — Яаков и Эсав (Берешит 25:25—26; Седер адорот). Авраам обучал Яакова, который проявлял особую тягу к Б-жественной мудрости, путям служения Всевышнему (Седер олам раба 1; Сефер аяшар).

Авраам завершил свой земной путь в месяце Тишрей 2123 года /1637 г. до н.э./ — ему было 175 лет (Берешит 25:7—8; Рош ашана 10б;Седер адорот).

Заслуги праотца Авраама [↑]

Праотец Авраам был одним из шести величайших праведников,умерших особой смертью, которую знатоки тайного учения называют «поцелуем Шехины»,— и тела людей, умерших подобной смертью, неподвластны разложению (Бава батра 17а, Раши; Дерех эрец зута 1).

Сыновья Ицхак и Ишмаэль погребли Авраама в пещере Махпела рядом с Сарой (Берешит 25:9—10; Зоар 3, 164а). В его похоронах принимали участие его наставники Шем и Эвер, а также все правители и знатные люди Кнаана и Харана (Берешит раба 62:3; Сефер аяшар). И все главы того поколения говорили: «Горе миру, потерявшему своего вождя, и горе кораблю, оставшемуся без кормчего» (Бава батра 91а). А жители земли Кнаан оплакивали его и соблюдали траур по нему в течение целого года, ведь все его любили, потому что он был добр и прямодушен с каждым человеком (Сефер аяшар).

В Талмуде Авраам назван в числе семи «пастырей человечества» — величайших праведников всех времен — наряду с Адамом, Шетом, Метушелахом и тремя своими потомками: Яаковом, Моше и пророком Шмуэлем (Сукка 52б).

Авраам стал не только прародителем народа Израиля, но и во многом определил уникальный духовный облик своих еврейских потомков: высочайшие нравственные качества, приобретенные им в десяти жизненных испытаниях, вошли в природу сынов Израиля.

Так, непреклонную самоотверженность и готовность отдать жизнь за свою веру еврейский народ унаследовал от праотца Авраама, который предпочел пойти на костер, но не изменить Всевышнему в Ур Касдиме.

Внезапно пробуждающееся в еврее стремление переселиться на Святую Землю восходит корнями к испытанию «Лех-леха» — когда Творец повелел праотцу Аврааму «Уходи из своей страны, со своей родины, из дома твоего отца, в землю, которую Я тебе укажу…» (Берешит 12:1).

Исключительное еврейское умение встречать жизненные невзгоды, не теряя веры, — ведь все, что посылает Творец, это к добру, — происходит от испытания голодом, когда Авраам сошел в Египет, даже мысленно не упрекнув Творца, обещавшего ему процветание и благополучие в стране Кнаан (Р. Хаим Воложинер, Руах хаим 5:3; Михтав меЭлияу т.1. стр. 10-11).

А в трактате Авот сказано: «Каждый, кто обладает тремя качествами: доброжелательностью, смирением и скромностью, — тот из учеников нашего праотца Авраама (т.е. из его потомков и духовных наследников)»(Авот 5:19, Раши).

И более того, заслуги праотца Авраама, приобретенные в тяжелейших жизненных испытаниях, защищали его потомков — сынов Израиля — во всех последующих поколениях. Когда народ Израиля согрешил в Синайской пустыне, наш наставник Моше не мог вымолить для евреев пощады до тех пор, пока не сказал Творцу: «Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова, твоих слуг…» (Шмот 32:13, Дварим9:26) — и лишь после этого евреи были спасены от грозящего им полного истребления (Шабат 30а).

От праотца Авраама произошли также арабы (потомки его сына Ишмаэля) и европейские народы (потомки его внука Эсава).

В мидраше Авраам назван в числе трех величайших праведников, заложивших «основу мира» — Адам, Ноах и Авраам (Шохер тов 34).

Праотцем Авраамом был написан целый ряд книг (Рамбам, Авода зара 1:3). […] Но из всех его сочинений до нас дошла лишь основополагающая книга по кабале Сефер Йецира (Книга Творения), посвященная сокровенным тайнам Творения и Б-жественного управления Вселенной (Зоар хадаш 37).

По ряду мнений, эту книгу впоследствии обработал и разделил на главы один из мудрецов эпохи Мишны — раби Акива (Акдама леРаза деЙецира).

По свидетельству Талмуда, праотцу Аврааму принадлежит также основа одного из псалмов, в котором сказано: «Мир строится добротой» (Теилим 89:3), — позднее в обработанном и расширенном виде этот торжественный гимн Всевышнему был включен в книгу Псалмов царя Давида (Бава батра 14б-15а).

Выводить материалы