Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов

Соблюдал ли Авраам законы Торы?

Темы: Сотворение мира, Ноах, Мидраш, Дарование Торы, Авраам, Заповеди, Праотцы, Рав Зеев Урман, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шалом! Мидраш сообщает нам, что Авраам и Ноах знали все законы Торы и выполняли их. Несмотря на то, что до получения Торы на Синае не обязаны были их соблюдать… Как это понять? Если Вс-вышний даёт нам Закон, то этот закон подлежит исполнению. Не вижу логики в том, чтобы давать Закон и не требовать его соблюдения или получить Закон, но ограничивать себя в его исполнении, когда знаешь, что в нём воля Вс-вышнего, что его соблюдение сильнее приближает человека к Б-гу и делает его совершеннее. Ведь мудрецы Торы, наоборот, часто устрожали Закон, чтобы и в малом его не нарушить, и от себя добавить большего рвения. Может быть, Аврааму и Ноаху не было дано знание Закона (его основ) в том виде, каким его получил Моше, потому что Вс-вышний запланировал дать Закон в полном виде только после чудесного освобождения из египетского рабства? Дать «конституцию» не отдельным людям, а уже образовавшемуся народу?

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте. Спасибо за интересный и непростой вопрос. Для того чтобы ответить, как Авраам и Ноах выполняли законы Торы до её дарования, необходимо прояснить несколько важных моментов, касающихся самой Торы, её законов и того, что было в мире до её дарования и что изменилось после. В этом нам помогут комментарии великих мудрецов раби Хаима из Воложина и рава Йосефа Дов-Бера из Бриска, известного как Бейс а-Леви (по названию его труда).

Несомненно, Тора это чистый и бездонный источник мудрости, основа моральных принципов и нравственных идеалов. Но если бы Тора была передана нам только в качестве морально-этического кодекса, в качестве конституции, как Вы пишете, если бы её целью было установление и поддержание нормальных и справедливых отношений между людьми, то от каждого из нас требовалось бы, всего лишь, быть добрым и порядочным человеком. Признающим единую и логичную систему ценностей, которая, в принципе, уже нашла своё фактическое воплощение в законах потомков Ноаха. Эти законы требуют признания единства Творца, запрещают богохульство и поклонение идолам, употребление в пищу мяса ещё не умершего животного. Кроме того, к ним относится ряд гражданских законов, называемых мишпатим: запреты убийства, разврата и воровства, а также предписание установить единые судебные и законодательные отношения, которые Ноах, Авраам, а вместе с ними и всё человечество обязаны были поддерживать ещё до получения Торы.

В действительности же Тора обязывает нас также выполнять ряд законов, не поддающихся простому «разумному» объяснению, — Б-жественных установлений, называемых хуким. Какое, например, отношение к общечеловеческой морали имеет заповедь о тфилин — наложении на руку и голову чёрных кожаных коробочек с ремешками, в которые вложены кусочки пергамента с написанными на них словами Торы? Или заповедь о благословении над четырьмя видами растений, которую мы выполняем в Суккот? Ведь если эта заповедь обладает лишь неким символическим значением и не более, то почему Тора предъявляет такие подробные требования к форме, цвету и размеру этих растений, к мельчайшим деталям? Или, например, запрет шаатнеза — запрет носить одежду из смеси шерсти и льна. Даже самый изощрённый ум не сможет найти «рационального зерна» в подобных запретах и предписаниях, дать им логическое обоснование. Существование хуким показывает нам, что все законы Торы, включая мишпатим, заключают в себе нечто гораздо большее, чем морально-этический кодекс человечества. Что же это?

Известно, что Тора предшествовала сотворению мира. Как сказал царь Шломо: «Господь создал меня (Тору) в начале пути Своего, прежде созданий Своих, изначально» (Мишлей 8, 22). Более того, мир был создан в соответствии с Торой, как сказано в книге Зоар: «Всевышний смотрел в Тору, творя мир». Мидраш говорит от имени Торы: «Я была для Всевышнего генеральным планом построения этого мира! Ради меня были созданы все творения, чтобы выполнять меня. Все шесть дней творения Всевышний держал меня перед Собой. Он смотрел стих (1:1) В начале сотворил Бог небо и землю и создавал небо и землю в соответствии с написанным. Он смотрел слова (1:3) И сказал Бог: Да будет свет и воплощал эти слова, создавая свет, и т.д.»

Что значит «Всевышний смотрел в Тору, творя мир»? Это значит, что мир вторичен по отношению к Торе и является «продуктом» её раскрытия, осуществления. Тора это не только план Творения — это причина и суть Творения.

Объясним это подробней. Сказано в Торе: (Бэрейшит 1, 14): «И сказал Б-г: да будут светила на небосводе, чтобы отделять день от ночи, и будут знамениями для времён, дней и годов». Раши объясняет: «для времён» — для праздничных дней, которые в дальнейшем будет предписано соблюдать Израилю. Отсюда следует, что светила были созданы, прежде всего, для того, чтобы дать людям возможность различать временные отрезки — чтобы можно было выполнять заповеди, связанные с определённым временем. Такие, как празднование Суккот, Песаха, Шавуот. Для выделения субботы из других дней, для наложения тфилин, для утреннего и вечернего чтения Шма Исраэль. Необходимость различать временные отрезки и была причиной сотворения небесных светил. И если бы такая необходимость исчезла, то вместе с ней исчезла бы и реальность светил. И не то что бы они были бы уничтожены за ненадобностью — они просто исчезли бы из-за отсутствия причины их существования.

Другой пример — праздник Песах. Ещё до сотворения мира в Торе было записано повеление есть мацу в пасхальную ночь вместе с праздничной жертвой и марором (Шмот 12, 8), а также запрет любого использования квасного на протяжении всего Песаха. Чтобы создать возможность соблюдения этого закона, необходимо было создать уже упомянутую реальность смены ночи и дня, реальность Египта, возможность порабощения и освобождения. Нужно было создать злаковые, зерно, которое может забродить, превратиться в квасное, но из которого можно также при соблюдении определённых правил испечь мацу. Бейс а-Леви пишет, что заповедь о пасхальной жертве, мароре и маце, записанная в Торе, и является духовной причиной избавления из египетского рабства, а не наоборот, как это часто понимается.

Другой пример. До сотворения мира в Торе было записано повеление прикреплять мезузы на косяках дверей. Эта мицва, а также другие мицвот, связанные с домом, человеческим жилищем, явились причиной того, что человек был создан так, что ему холодно зимой и жарко летом. Чтобы невозможно было ему без жилища, в которое он должен будет входить через ворота или двери, закреплённые на косяках. И только тогда у него появится возможность выполнить заповедь о мезузе. Причина того, что пальмовые листья прорастают в виде лулава, — заповедь о благословении над лулавом. Причина того, что в мире возникли денежные отношения, — повеление «Если деньгами ссужаешь народ Мой, бедного у тебя, то не будь притеснителем его и не налагай на него лихвы» (Шмот 22, 24). Причиной наличия системы кровообращения у некоторых видов животных является, в частности, запрет употребления крови. Причиной того, что в мире есть голодные и нуждающиеся, является записанная в Торе заповедь о милосердии.

Конечно же, у каждого из перечисленных явлений может быть несколько причин, но правило одно: духовность Торы определила материальную реальность. Поэтому шаг за шагом Всевышний придавал творению вид, соответствующий написанному в Торе, создавая для человека возможность реализации её идеалов.

Но до дарования Торы её законы ещё не были заповедями. Ещё не прозвучало повеление соблюдать их. До Синайского откровения, говоря языком наших мудрецов, находилась Тора в небесных высотах, была сокрыта в высших мирах и ждала того момента, когда сможет раскрыться в нашей реальности. И постичь её мог только тот, кто достигал высочайшего уровня духовной чистоты. Тот, кому удавалось выйти на этот уровень, открывал тайные глубины Торы в своём сознании. И глубина постижения Торы зависела от степени его духовного очищения.

Те из нас, кому посчастливилось встречать в жизни настоящих праведников, прежде всего, были поражены ясностью их мышления и глубиной понимания самых сложных ситуаций. Праведник видит то, что скрыто от глаз простых смертных. И если обычным людям дано постичь истинность таких простых законов, как «не убей», «не укради», без которых мир просто не может существовать, то праведникам настолько же ясно дано видеть насущную необходимость выполнения таких повелений, как заповеди о тфилин, цицит, как запрет соединения льна и шерсти в одной ткани.

Именно такого уровня достигли наши праотцы. Ноах, Авраам, Ицхак и Яаков обладали пророческим видением. Подобно опытному архитектору, который, видя сложный архитектурный ансамбль, может представить себе его первоначальный чертёж, они, вглядываясь в творение, ясно видели его духовные корни. Наблюдая за движением небесных тел на протяжении года, они видели, как мера суда месяца Ав сменяется мерой милосердия месяца Элуль. Видели, что духовные корни квасного противоречат духовной сущности месяца Нисан. В пальмах они видели заповедь о лулаве. В крови животных — субстанцию-носитель души животного, поэтому не могли не воздерживаться от её употребления в пищу. Во всех реалиях мира они видели законы Торы.

Но эти законы ещё не были повелениями и запретами, не были обязательными для соблюдения. И когда наши праотцы видели, что какое-то действие приведёт к великому исправлению мира, то совершали его, невзирая на то, что в дальнейшем это действие станет запрещенным. Так Яаков Авину взял в жены двух сестёр — Лею и Рахель, пророчески видя, что именно этот союз заложит основу еврейского народа. Хотя после дарования Торы такой брак будет строжайше запрещён. Ноах, Авраам и все наши праотцы выполняли законы Торы не потому, что были обязаны, а потому что им удалось постичь заложенный в них величайший потенциал исправления всего творения. И выполнение этих законов для них было естественным следствием их познания.

На Синае Тора была передана нам уже в качестве повеления. В трактате Шабат (88) сказано, что перед дарованием Торы на горе Синай земля трепетала от страха. Почему трепетала? Потому что Всевышний поставил условие. Если еврейский народ примет на себя бремя Торы, мир «получит добро» на дальнейшее существование, если же не примет, то Он возвратит мир в состояние первичного хаоса. Раби Хаим из Воложина объясняет, что после дарования Торы мы соблюдаем её только по одной причине. Это — выполнение воли Творца. И мы обязаны это делать вне зависимости от глубины постижения её тайн, поскольку с момента дарования Торы судьба мира была поставлена в зависимость от выполнения её законов.

Таким образом, после дарования Торы мы удостоились совершенно нового, не существовавшего прежде уровня её выполнения. На Синае на нас была возложена величайшая ответственность. Теперь, выполняя законы Торы, мы не просто поддерживаем мирное сосуществование людей в обществе, в понимании «живи и дай жить другому». И не выполняем её в результате постижения скрытого смысла её законов. Каждый из нас должен знать, что, выполняя даже самые простые, на первый взгляд, повеления Торы, даже если нам не совсем понятен их смысл, мы задействуем огромные духовные силы в высших мирах, воздействуем на внутреннюю суть окружающей нас действительности. Создаём причину для дальнейшего существования мира, занимаясь его активным исправлением. И именно об этом говорил пророк Ирмиягу (33, 25): «Так сказал Г-сподь: если бы не союз Мой днём и ночью, законов неба и земли Я не установил бы».

И ещё одно очень важное «новшество» пришло в мир с дарованием Торы. Тора стала для каждого из нас лестницей для духовного роста и совершенствования, дала нам возможность удостоиться близости Всевышнего через соблюдение её повелений вне зависимости от уровня, на котором мы находимся. До дарования Торы соблюдение законов потомков Ноаха носило лишь «профилактический» характер, их соблюдение предотвращало возможный вред. А после её дарования соблюдение не только понятных разуму мишпатим, таких, как «не убей», «не укради», но и повелений из разряда хуким, таких, как законы кашрута, заповеди о шаатнезе, тфилине, приобрело созидательную силу, способную очистить, приподнять и освятить наши еврейские души. Да поможет нам Всевышний использовать этот драгоценный дар, чтобы идти путями наших праотцев!

С уважением. Зеев Урман

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше