Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Непохож тот, кто изучал раздел Торы 100 раз, на того, кто изучил его 101 раз.»Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига»

Чему учил Авраам своих учеников и сыновей?

Темы: Авраам, Заповеди, Изучение Торы, Натан Агрес, Единство Б-га, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Чему учил Праотец Авраам своих учеников и сыновей, ведь Тора ещё не была дарована ему и вообще человечеству? Р.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Р.,

Роль нашего праотца Авраама и его влияние на историю человечества в целом переоценить невозможно. Он родился в эпоху расцвета язычества и идолопоклонства, да ещё в семье высокопоставленного чиновника, приближённого к царю Нимроду (нимрод в переводе — «восстанем [против Б-га]»). И уже с самых ранних лет начинает поиск истины. Постоянно вдумываясь в окружающий его мир и анализируя происходящие в нём процессы, он приходит (в 48 лет!) к однозначному выводу о Первопричине, о Единой Силе, Которая породила всё сущее и постоянно продолжает его поддерживать. Другими словами, он приходит к идее монотеизма.

В отличие от других праведников — своих предшественников и современников — Авраам не «бережет» это открытие лишь для себя и узкого круга учеников, а, что называется, отправляется в массы. И открыто оспаривает утверждения своих оппонентов (что стоило ему десяти лет тяжкого заключения, а затем лишь открытое чудо спасло его от смерти в огне!). Рамбам (Идолопоклонство, гл. 1) пишет, что у него были десятки тысяч учеников и последователей, и знание о Едином Б-ге стало распространяться во всём мире. Отсюда и объяснение имени Авраhам — ав hамон гоим — «отец множества народов» (Бэрейшит 17:4): он научил их истинному знанию (Рамбам, комментарий к мишне Бикурим 1:4).

Но это было лишь началом его пути. В той же степени, что он «открыл» величие Б-га, он «открыл» и величие человека, созданного по «образу и подобию» Творца. Т.е. раскрыл, что вся суть и цель творения сводятся к служению человека Единому Б-гу, а более конкретно — к развитию и совершенствованию этого самого «образа и подобия», той самой Б-жественной частички, которая есть в каждом человеке.

После того, как Авраам вступил в союз с Всевышним, сделав обрезание, Всевышний сказал (Бэрейшит 18:19): «…знаю Я, что он (Авраам) заповедует своим потомкам следовать путём Господа, поступать милосердно и справедливо». Рамбам (ИльхотДэот — «Законы о качествах характера») поясняет, что слова «путём Господа» следует связать с другими словами Торы — «и иди путями Его» (Дварим 28:9). Наши мудрецы трактуют это как призыв развивать в себе те качества, которые проявляются в деяниях Всевышнего: как Он милосерден, так и ты будь милосердным, и т.п. И именно этим — совершенствованием своей души — занимался Авраам и его последователи. Помимо общего совершенства, особых высот достиг Авраам в области хесед — милосердия к людям.

Даже до дарования Торы, обладая ясным разумом и чутким сердцем, человек мог прийти к полноценному служению. Рабейну Бехайе около тысячи лет тому назад составил фундаментальную книгу — инструкцию к путям служения и назвал её «Обязанности сердец». Кроме ссылок на слова Торы и мудрецов, почти по каждому вопросу он приводит логические доводы, обязывающие человека поступать именно так, а не иначе. Подобным образом пришёл к служению и Авраам.

Но впоследствии Авраам удостоился пророческого дара и с его помощью постиг суть и необходимость соблюдения заповедей Торы, которую в будущем получили его потомки. В каббалистической книге Зоар говорится, что заповеди — это приказы Царя, но они подобны также советам знающего врача. Соблюдая их, человек гарантирует себе доброе здоровье — как в материальном, так и в духовном плане. Т.е. заповеди отражают определённую духовную реальность, скрытую от поверхностного взгляда, поэтому их соблюдение было возможно и до дарования Торы. Авраам и его ученики соблюдали заповеди, о чем свидетельствует Писание (Бэрейшит 26:5): «За то, что внимал Авраам Моему голосу и соблюдал Мои предостережения, повеления, уставы и законы». А наши мудрецы сказали о нем: «Соблюдал Авраам всю Тору»!

Нам, его потомкам, остаётся продолжать и развивать начатое им. Ради этого была дарована нам Тора и заповеди. Еврейский народ из поколения в поколение передаёт наследие, полученное от праотцев, и с каждым новым звеном приближает конечное исправление мира и человека.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.