Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чему учил Авраам своих учеников и сыновей?

Темы: Авраам, Заповеди, Изучение Торы, Натан Агрес, Единство Б-га, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Чему учил Праотец Авраам своих учеников и сыновей, ведь Тора ещё не была дарована ему и вообще человечеству? Р.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Р.,

Роль нашего праотца Авраама и его влияние на историю человечества в целом переоценить невозможно. Он родился в эпоху расцвета язычества и идолопоклонства, да ещё в семье высокопоставленного чиновника, приближённого к царю Нимроду (нимрод в переводе — «восстанем [против Б-га]»). И уже с самых ранних лет начинает поиск истины. Постоянно вдумываясь в окружающий его мир и анализируя происходящие в нём процессы, он приходит (в 48 лет!) к однозначному выводу о Первопричине, о Единой Силе, Которая породила всё сущее и постоянно продолжает его поддерживать. Другими словами, он приходит к идее монотеизма.

В отличие от других праведников — своих предшественников и современников — Авраам не «бережет» это открытие лишь для себя и узкого круга учеников, а, что называется, отправляется в массы. И открыто оспаривает утверждения своих оппонентов (что стоило ему десяти лет тяжкого заключения, а затем лишь открытое чудо спасло его от смерти в огне!). Рамбам (Идолопоклонство, гл. 1) пишет, что у него были десятки тысяч учеников и последователей, и знание о Едином Б-ге стало распространяться во всём мире. Отсюда и объяснение имени Авраhам — ав hамон гоим — «отец множества народов» (Бэрейшит 17:4): он научил их истинному знанию (Рамбам, комментарий к мишне Бикурим 1:4).

Но это было лишь началом его пути. В той же степени, что он «открыл» величие Б-га, он «открыл» и величие человека, созданного по «образу и подобию» Творца. Т.е. раскрыл, что вся суть и цель творения сводятся к служению человека Единому Б-гу, а более конкретно — к развитию и совершенствованию этого самого «образа и подобия», той самой Б-жественной частички, которая есть в каждом человеке.

После того, как Авраам вступил в союз с Всевышним, сделав обрезание, Всевышний сказал (Бэрейшит 18:19): «…знаю Я, что он (Авраам) заповедует своим потомкам следовать путём Господа, поступать милосердно и справедливо». Рамбам (ИльхотДэот — «Законы о качествах характера») поясняет, что слова «путём Господа» следует связать с другими словами Торы — «и иди путями Его» (Дварим 28:9). Наши мудрецы трактуют это как призыв развивать в себе те качества, которые проявляются в деяниях Всевышнего: как Он милосерден, так и ты будь милосердным, и т.п. И именно этим — совершенствованием своей души — занимался Авраам и его последователи. Помимо общего совершенства, особых высот достиг Авраам в области хесед — милосердия к людям.

Даже до дарования Торы, обладая ясным разумом и чутким сердцем, человек мог прийти к полноценному служению. Рабейну Бехайе около тысячи лет тому назад составил фундаментальную книгу — инструкцию к путям служения и назвал её «Обязанности сердец». Кроме ссылок на слова Торы и мудрецов, почти по каждому вопросу он приводит логические доводы, обязывающие человека поступать именно так, а не иначе. Подобным образом пришёл к служению и Авраам.

Но впоследствии Авраам удостоился пророческого дара и с его помощью постиг суть и необходимость соблюдения заповедей Торы, которую в будущем получили его потомки. В каббалистической книге Зоар говорится, что заповеди — это приказы Царя, но они подобны также советам знающего врача. Соблюдая их, человек гарантирует себе доброе здоровье — как в материальном, так и в духовном плане. Т.е. заповеди отражают определённую духовную реальность, скрытую от поверхностного взгляда, поэтому их соблюдение было возможно и до дарования Торы. Авраам и его ученики соблюдали заповеди, о чем свидетельствует Писание (Бэрейшит 26:5): «За то, что внимал Авраам Моему голосу и соблюдал Мои предостережения, повеления, уставы и законы». А наши мудрецы сказали о нем: «Соблюдал Авраам всю Тору»!

Нам, его потомкам, остаётся продолжать и развивать начатое им. Ради этого была дарована нам Тора и заповеди. Еврейский народ из поколения в поколение передаёт наследие, полученное от праотцев, и с каждым новым звеном приближает конечное исправление мира и человека.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше