Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».

 

Выступление перед членами еврейской общины в Московской Хоральной Синагоге 9 июля 2014г.

Перевод рава Шимона Левина

Рав Ицхак Йосеф — шестой ребенок в семье рава Овадьи Йосефа — величайшего сефардского законоучителя в современной истории и духовного лидера партии «ШАС». Проходил обучение в знаменитой ешиве «Хеврон», всего в 23 года стал раввином поселения Бар-Гиора. С 1992 года возглавляет ешиву «Хазон Овадья». Рав Ицхак является автором популярной серии алахических книг «Ялкут Йосеф», которые многими сефардами приняты как системообразующие. В июле 2013 года был назначен Главным раввином Израиля.

Весь мир держится на Торе. То, что делает нас еврейским народом, выделяет нас — это Тора. Сегодня в составе большой делегации раввинов мы встречались с Президентом России. Господин Путин сказал нам: «Вы — еврейский народ — существуете уже тысячи лет. За это время многие великие цивилизации исчезли, а вы остались. Я думаю, что это в значительной степени связано с вашей духовной традицией, и что это заслуга раввинов». Но на самом деле, это не только заслуга раввинов — это заслуга евреев, которые во все времена занимались изучением Торы.

Важность Святой Торы невозможно переоценить. Пятикнижие начинается со слов: «Берешит бара Эло-ким эт а-Шамаим ве эт-а-арец». («В начале сотворил Б-г Небо и землю»). И Раши комментирует, что слово «берешит» требует толкования, которое дали наши мудрецы: ради Торы, которая называется «решит» (началом) пути Его (Мишлей 8:22). Т.е. можно понять этот стих так, что все сотворено Вс-вышним ради начала и это — Тора, и весь мир держится на Торе.

Рав Саадия Гаон говорил о том, что именно Тора делает наш народ народом. И весь мир существует напротяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Лишь поэтому небесные тела, способные уничтожить жизнь на нашей планете, не падают на нее. Без Торы мир не мог бы существовать. Сказали наши мудрецы: «Вс-вышний любит врата Си-она больше, чем синагоги и дома учения» (Брахот 8а). Мы считаем, что под «вратами Сиона» подразумевается изучение алахи. Маарша спрашивает: как понять данное высказывание мудрецов? И действительно, непонятно: да, синагога — это место где молятся, но дом учения («бейт мидраш») — место, где изучают Тору, и в том числе алаху?! И ответ таков: существуют и такие дома учения, где читают Теилим и книгу «Зоар», учат «Даф Йоми»1, но не уделяют внимания практической алахе. А этого не достаточно.

Как-то раз я попал в одну синагогу в Хайфе, где между молитвами Минха и Аравит был получасовой урок по «Даф Йоми»: они учили трактат «Санэдрин», пытаясь пройти лист всего за 30 минут. Потом я заговорил с ними, начал задавать простые вопросы, связанные с Шабатом. Можно ли класть тонко нарезанный хлеб на плату, чтобы сделать сухари? Чтобы приготовить в Шабат кофе, нужно сперва налить в стакан кипяток, а потом сыпать растворимый кофе, или наоборот? Можно ли разогревать на плате рыбу с соусом? Это вопросы элементарные, но никто из присутствовавших не мог мне четко на них ответить.

— Вы тратите на Тору полчаса. Добавьте хотя бы полчаса на практическую алаху, — сказал я им.

— Но эти полчаса, когда мы учим «Даф Йоми» — единственное время для изучения Торы, которым мы располагаем!

— Если у вас нет другого получаса — предпочтительнее учить только алаху.

Великий раби Йонатан Айбишюц2, автор книги «Яа-рот Дваш», говорил, что если не проучить все законы Шабата четыре раза, то он будет неизбежно нарушать запреты «де-орайта» или «де-рабанан» каждый Шабат. Кто из нас может сказать, что он все законы Шабата проучил четыре раза? Многие ли проучили законы Шабата хотя бы один раз?

Написано: «Невежда не хасид» («Авот» гл. 2 мишна 6). Существует множество важных практических вопросов, о которых человек не задумывается. Но ведь это неправильно!

Сефардские евреи, выходцы из Персии, евреи Кавказа в отношении практики должны следовать «Шулхан Аруху». Ашкеназы «йоциим бе-яд рама»3 — следуют за мнением Рама. Каждая община следует за своими раввинами. Раби Йосеф Каро, составитель «Шулхан Аруха», был раввином города Цфат, он «мара де-ара»4 Земли Израиля, а Рама жил в Польше, и это обязывает общины в Европе.

Написано: «Тору заповедал нам Моше — наследие общине Яакова» (Дварим 33:5) Мудрецы толкуют этот стих: читай не «община» («кеила»), а «обрученная» («кала»). Многие евреи сегодня не знают Тору, но не бывает жениха и невесты, которые бы не встречались до свадьбы! Жених должен познакомиться с невестой, узнать ее получше. Поэтому Тора обязательно должна стать постоянным занятием еврея. Сказано («Авот» гл. 6 мишна 4): «Таков путь Торы — хлеб с солью ешь, воду помалу пей, на земле спи, в печалях живи, но занимайся Торой. И если поступишь так — “счастлив ты, и хорошо тебе” (Теилим 128). “Счастлив ты” — в этом мире, “и хорошо тебе” — в Мире Грядущем». Мы понимаем, что изучавший Тору удостаивается награды в Будущем Мире. Но ведь как на устроено в этом мире? Человек, занимаясь Торой, тратит время, упускает выгоду! Но верно и другое: человек, который занимается Торой, испытывает наслаждение от нее, забывает на время о проблемах. Стресс, депрессия — все проходит. Царь Давид написал, что Тора «успокаивает душу» (Теилим 19:8). И это на самом деле так. Я руковожу ешивой «Хазон Овадья». Если я вижу грустного, подавленного парня, я хватаю его и мы идем учиться. Тяжелые вопросы, ответы, полемика — изучение Гемары возвращает человеку радость жизни.

Еврей обязан установить постоянное время для изучения Торы. Раби Акива говорил, что еврей без Торы — как рыба без воды, и об этом писал пророк: «Жаждущие! Идите все к водам» (Йешаяу 55:1). У моего отца, рава Овадьи Йосефа, благословенна память о праведнике, дома было более 40000 книг. Не в синагоге — дома! Да, наша Тора очень велика, но важно помнить, что не осталось у нас ничего кроме Торы! Она связывает нас со Вс-вышним, направляет и защищает нас. Укрепимся же в изучении Торы и соблюдении ее заповедей, чтобы мы удостоились прихода праведного царя Машиаха, скорейшего восстановления Храма и Йерушалаима, и Избавления вскорости, в наши дни!


2. Ашкеназский талмудист, каббалист и алахический авторитет (1690-1764), возглавлявший раввинский суд в Праге, а позднее ставший раввином «Трех общин»: Алтоны, Гамбурга и Вандсбека.

3. Игра слов. Есть стих (Бемидбар 33:3): «И отправились в путь из Рамсеса в первом месяце, в пятнадцатый день первого месяца; на следующий день после [принесения жертвы] Песах выступили сыны Израиля с рукой вознесенной на глазах у всего Мицраима». Слова «выступили… с рукой вознесенной» («бе-яд рама») можно объяснить как «выходят [в заповеди] с помощью Рама». Рав имеет в виду, что ашкеназские евреи в отношении алахи следуют за Рама (Рамо). Это раби Моше бар Исраэль Исерлис (1530-1572гг.) — один из величайших законоучителей; автор книги «Мапа», дополняющей кодекс «Шулхан Арух» там, где решения составителя не соответствуют ашкеназским обычаям и раввинским решениям.

4. «Господин земли» — так называют высшего авторитета в области алахи на определенной территории.

Из журнала «Мир Торы»