Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наш главный враг — невежество. Изучайте все духовное наследие нашего народа: Талмуд, законы. И не из выгоды, а ради самого Учения»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».

Выступление перед членами еврейской общины в Московской Хоральной Синагоге 9 июля 2014г.

Перевод рава Шимона Левина

Рав Ицхак Йосеф — шестой ребенок в семье рава Овадьи Йосефа — величайшего сефардского законоучителя в современной истории и духовного лидера партии «ШАС». Проходил обучение в знаменитой ешиве «Хеврон», всего в 23 года стал раввином поселения Бар-Гиора. С 1992 года возглавляет ешиву «Хазон Овадья». Рав Ицхак является автором популярной серии алахических книг «Ялкут Йосеф», которые многими сефардами приняты как системообразующие. В июле 2013 года был назначен Главным раввином Израиля.

Весь мир держится на Торе. То, что делает нас еврейским народом, выделяет нас — это Тора. Сегодня в составе большой делегации раввинов мы встречались с Президентом России. Господин Путин сказал нам: «Вы — еврейский народ — существуете уже тысячи лет. За это время многие великие цивилизации исчезли, а вы остались. Я думаю, что это в значительной степени связано с вашей духовной традицией, и что это заслуга раввинов». Но на самом деле, это не только заслуга раввинов — это заслуга евреев, которые во все времена занимались изучением Торы.

Важность Святой Торы невозможно переоценить. Пятикнижие начинается со слов: «Берешит бара Эло-ким эт а-Шамаим ве эт-а-арец». («В начале сотворил Б-г Небо и землю»). И Раши комментирует, что слово «берешит» требует толкования, которое дали наши мудрецы: ради Торы, которая называется «решит» (началом) пути Его (Мишлей 8:22). Т.е. можно понять этот стих так, что все сотворено Вс-вышним ради начала и это — Тора, и весь мир держится на Торе.

Рав Саадия Гаон говорил о том, что именно Тора делает наш народ народом. И весь мир существует напротяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Лишь поэтому небесные тела, способные уничтожить жизнь на нашей планете, не падают на нее. Без Торы мир не мог бы существовать. Сказали наши мудрецы: «Вс-вышний любит врата Си-она больше, чем синагоги и дома учения» (Брахот 8а). Мы считаем, что под «вратами Сиона» подразумевается изучение алахи. Маарша спрашивает: как понять данное высказывание мудрецов? И действительно, непонятно: да, синагога — это место где молятся, но дом учения («бейт мидраш») — место, где изучают Тору, и в том числе алаху?! И ответ таков: существуют и такие дома учения, где читают Теилим и книгу «Зоар», учат «Даф Йоми»1, но не уделяют внимания практической алахе. А этого не достаточно.

Как-то раз я попал в одну синагогу в Хайфе, где между молитвами Минха и Аравит был получасовой урок по «Даф Йоми»: они учили трактат «Санэдрин», пытаясь пройти лист всего за 30 минут. Потом я заговорил с ними, начал задавать простые вопросы, связанные с Шабатом. Можно ли класть тонко нарезанный хлеб на плату, чтобы сделать сухари? Чтобы приготовить в Шабат кофе, нужно сперва налить в стакан кипяток, а потом сыпать растворимый кофе, или наоборот? Можно ли разогревать на плате рыбу с соусом? Это вопросы элементарные, но никто из присутствовавших не мог мне четко на них ответить.

— Вы тратите на Тору полчаса. Добавьте хотя бы полчаса на практическую алаху, — сказал я им.

— Но эти полчаса, когда мы учим «Даф Йоми» — единственное время для изучения Торы, которым мы располагаем!

— Если у вас нет другого получаса — предпочтительнее учить только алаху.

Великий раби Йонатан Айбишюц2, автор книги «Яа-рот Дваш», говорил, что если не проучить все законы Шабата четыре раза, то он будет неизбежно нарушать запреты «де-орайта» или «де-рабанан» каждый Шабат. Кто из нас может сказать, что он все законы Шабата проучил четыре раза? Многие ли проучили законы Шабата хотя бы один раз?

Написано: «Невежда не хасид» («Авот» гл. 2 мишна 6). Существует множество важных практических вопросов, о которых человек не задумывается. Но ведь это неправильно!

Сефардские евреи, выходцы из Персии, евреи Кавказа в отношении практики должны следовать «Шулхан Аруху». Ашкеназы «йоциим бе-яд рама»3 — следуют за мнением Рама. Каждая община следует за своими раввинами. Раби Йосеф Каро, составитель «Шулхан Аруха», был раввином города Цфат, он «мара де-ара»4 Земли Израиля, а Рама жил в Польше, и это обязывает общины в Европе.

Написано: «Тору заповедал нам Моше — наследие общине Яакова» (Дварим 33:5) Мудрецы толкуют этот стих: читай не «община» («кеила»), а «обрученная» («кала»). Многие евреи сегодня не знают Тору, но не бывает жениха и невесты, которые бы не встречались до свадьбы! Жених должен познакомиться с невестой, узнать ее получше. Поэтому Тора обязательно должна стать постоянным занятием еврея. Сказано («Авот» гл. 6 мишна 4): «Таков путь Торы — хлеб с солью ешь, воду помалу пей, на земле спи, в печалях живи, но занимайся Торой. И если поступишь так — “счастлив ты, и хорошо тебе” (Теилим 128). “Счастлив ты” — в этом мире, “и хорошо тебе” — в Мире Грядущем». Мы понимаем, что изучавший Тору удостаивается награды в Будущем Мире. Но ведь как на устроено в этом мире? Человек, занимаясь Торой, тратит время, упускает выгоду! Но верно и другое: человек, который занимается Торой, испытывает наслаждение от нее, забывает на время о проблемах. Стресс, депрессия — все проходит. Царь Давид написал, что Тора «успокаивает душу» (Теилим 19:8). И это на самом деле так. Я руковожу ешивой «Хазон Овадья». Если я вижу грустного, подавленного парня, я хватаю его и мы идем учиться. Тяжелые вопросы, ответы, полемика — изучение Гемары возвращает человеку радость жизни.

Еврей обязан установить постоянное время для изучения Торы. Раби Акива говорил, что еврей без Торы — как рыба без воды, и об этом писал пророк: «Жаждущие! Идите все к водам» (Йешаяу 55:1). У моего отца, рава Овадьи Йосефа, благословенна память о праведнике, дома было более 40000 книг. Не в синагоге — дома! Да, наша Тора очень велика, но важно помнить, что не осталось у нас ничего кроме Торы! Она связывает нас со Вс-вышним, направляет и защищает нас. Укрепимся же в изучении Торы и соблюдении ее заповедей, чтобы мы удостоились прихода праведного царя Машиаха, скорейшего восстановления Храма и Йерушалаима, и Избавления вскорости, в наши дни!


2. Ашкеназский талмудист, каббалист и алахический авторитет (1690-1764), возглавлявший раввинский суд в Праге, а позднее ставший раввином «Трех общин»: Алтоны, Гамбурга и Вандсбека.

3. Игра слов. Есть стих (Бемидбар 33:3): «И отправились в путь из Рамсеса в первом месяце, в пятнадцатый день первого месяца; на следующий день после [принесения жертвы] Песах выступили сыны Израиля с рукой вознесенной на глазах у всего Мицраима». Слова «выступили… с рукой вознесенной» («бе-яд рама») можно объяснить как «выходят [в заповеди] с помощью Рама». Рав имеет в виду, что ашкеназские евреи в отношении алахи следуют за Рама (Рамо). Это раби Моше бар Исраэль Исерлис (1530-1572гг.) — один из величайших законоучителей; автор книги «Мапа», дополняющей кодекс «Шулхан Арух» там, где решения составителя не соответствуют ашкеназским обычаям и раввинским решениям.

4. «Господин земли» — так называют высшего авторитета в области алахи на определенной территории.

Из журнала «Мир Торы»


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.