Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие источники надо изучать, чтобы выполнить заповедь учить Тору днем и ночью?

Темы: Изучение Торы, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом,

Скажите, что именно следует изучать, чтобы выполнить мицву учить Торy днем или ночью? Чтение / изучение чего исполнит эту мицву? Сама Тора? Танах? Комментарии? Мишна / Гемара / Талмуд? Хасидут? Книги вроде Несивос Олама Пражского Махараля или книг Рамхаля, Аризаля и других мудрецов Торы? Шулхан Арух? Муссар? Рассказы вроде сказок Браславского ребе? Изучение каких книг дает возможность выполнить мицву учить Тору днем и ночью?

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом,

Рабби Моше-Хаим Луцатто в книге Дерех а-Шем[1] пишет, что Всевышний дал человеку средство, приближающее его к совершенству, и средство это значительно сильнее всех прочих. Это — изучение Торы, которую Он составил для нас согласно Своей мудрости и по Своей великой милости передал нам (при Синайском откровении).

Безусловно, эту заповедь еврей исполняет, изучая книги, о которых Шульхан Арух пишет[2]: перед их изучением произносят[3] благословения на исполнение заповеди изучения Торы. Вот эти книги: Танах (Тора, Пророки, Писания), Мишна, Гемара (Талмуд), Мидраш. Шульхан Арух а-Рав[4] объясняет: все эти книги — части Торы, которую Моше-рабейну получил от Всевышнего при Синайском Откровении. По этой же причине наши мудрецы[5] добавляют в этот список книгу Зоар с тайнами Каббалы, ведь и «скрытая часть Торы» была получена Моше-рабейну на горе Синай.

Книги по еврейской этике, комментарии, книги хасидизма можно изучать, лишь произнеся утренние благословения на изучение Торы[6], ведь обычно они содержат в себе множество цитат из Торы, части Устной Торы.

Разумеется, выполнением мицвы изучения Торы является и изучение алахических книг[7], таких, как Шульхан Арух. Ведь и они содержат цитаты из Торы, Талмуда.

Хафец Хаим объясняет[8]: чтобы действительно выполнить заповедь изучения Торы, необходимо понимать то, что мы изучаем, как минимум — в части Торы. Соответственно, разъяснение текста Торы — комментарий, необходимый для понимания, также является источником, изучая который, мы выполняем заповедь. Поэтому лишь произнеся утренние благословения на изучение Торы, можно изучать, например, классический труд по еврейской этике, Месилат Йешарим[9]. Ведь она представляет собой развернутый комментарий на барайту раби Пинхаса бен-Яира, которая приводится в Талмуде и говорит об уровнях святости человека.

Но, согласно мнению автора Пискей Тшувот, чтение историй о праведных делах великих раввинов не может засчитываться как исполнение заповеди, даже если они поучительны с точки зрения Торы [10].

Хочу напомнить, что для посетителей сайта toldot.ru существует проект Талмуд онлайн, помогающий «с гарантией» выполнить заповедь изучения Торы: по Скайпу, с индивидуальным преподавателем. Приглашаю и Вас воспользоваться этим проектом!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] 1-я часть, 4-я глава.

[2] Книга Орах Хаим, раздел 47, алаха 2.

[3] Следует произнести эти благословения утром, сразу после пробуждения, среди прочих утренних благословений, они «действительны» в течение всего дня.

[4] Шульхан Арух, Орах Хаим, там же.

[5] Там же, Каф а-Хаим, сэиф катан 3.

[6] Пискей Тшувот, там же.

[7] Мишна Брура, там же, алаха 4, сэиф катан 6.

[8] См. Мишна Брура на Шульхан Арух, Орах Хаим, раздел 50, сэиф катан 2.

[9] Кроме уже указанной выше причины: книга включает в себя отрывки из Торы.

[10] Пискей Тшувот на Орах Хаим, раздел 47, алаха 2. Разумеется, идет речь об историях, не содержащих цитат из Торы.

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше