Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему предпочитают учить Талмуд, а не Пророков?

Темы: Танах, Йешива, Талмуд, Изучение Торы, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Не пойму, почему в йешивах учат все время Гмару, а книги Пророков не учат? Мне больше по душе изучение ТАНАХА, должен ли я учить Гмару?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Вначале попробуем уточнить Ваше утверждение, что Пророков не учат… Это не совсем так. Стандартное обучение в школах и хейдерах включает как обязательную программу изучение Пророков. И любой учащийся йешивы хорошо знаком с содержанием книг Пророков. Более того, многие продолжают их самостоятельно изучать. Но Вы правы, основной акцент в учебе делается на Талмуд. Надо понять, почему.

Талмуд — ворота в еврейский мир

РАМБАМ в Гилхот Талмуд Тора (3:3) утверждает, что самая важная мицва — изучение Торы. Конечно же, каждому еврею надо учить Письменную Тору, Пророков и Писания, но в повелении учебы, в первую очередь, подразумевается Тора Устная, ее основная часть — Талмуд, по-древнеарамейски — Гмара.

Евреи во всех поколениях, и мудрецы Торы в первую очередь, своим основным занятием установили изучение Гмары, а изучение других разделов Торы являлось дополнением к этому. Так и до сегодняшнего дня во всех йешивах изучают Талмуд как основной предмет. И насколько евреи хранили Талмуд, настолько Талмуд хранил их. На протяжении всей нашей истории легко проследить бросающуюся в глаза закономерность: там, где прилагали все усилия, чтобы учить Талмуд, — там сохранялась еврейская жизнь, а где не уделяли ему должного внимания, через несколько поколений все еврейское угасало. Талмуд — это сердце учебы любого еврея.

Как Абраша смотрит в Талмуд?

А что с нами, с теми, кто только недавно познакомился с еврейской жизнью? Что с Абрашей?

Если Абраша, первый раз откроет любой том Гмары и с любопытством его полистает, то… ему тут же захочется побыстрее его закрыть и вернуть на полку. Почему? Он там увидит плотно размещенный, как одно предложение без знаков препинания, набор мелких «иероглифов». Может ли «нормальный» человек освоить хотя бы одну страницу такого текста? Перепуганные глаза Абраши отвечают — нет!

Но, предположим, Абраша преодолел психологический барьер и твердо решил взять Гмару в руки и начать учебу. Пришел на урок и стал слушать. Абраша был настроен найти в Гмаре глубочайший уровень сокровищницы еврейской мысли и философии, а там речь пошла… о каких-то рогах и копытах, попросил поменять тему — еще хуже, двое вцепились в одну одежду… неинтересно! А когда и тяжело, и непонятно, и неинтересно, то тут же появляется «справедливая» претензия, а что с ТАНАХом? Там, кажется, попроще…

Да, Гмара — как камень преткновения на пути к океану еврейских познаний. Кто не овладеет Гмарой, то есть, не научится самостоятельно ее учить, для того все, что написано в еврейских книгах, — будет или совсем закрыто, или понято приблизительно. Ведь комментарии к ТАНАХу написаны языком Гмары и надо уметь их правильно прочесть, а прочитанное правильно — понять, и т.д. Получается, что и ТАНАХ правильно и глубоко понять без изучения Гмары невозможно.

Талмуд раскрывает ясный взгляд на мир

Попробуем поглубже в этом разобраться. На пути к пониманию Талмуда есть много технических трудностей. Но основная трудность, по сути, состоит в том, что скрытая в Талмуде Воля Творца записана мудрецами языком чистой логики. Цель учебы — ясно и детально прояснить Волю Б-га, но для этого необходимо приобрести умение логически правильно мыслить.

В чем же проблема? Абраша умеет мыслить, пятерки в школе получал. Верно, Абраша умница. Но… только в математике, физике и т.д. — а во всем остальном в жизни? Абраша пришел из мира, где разумом, как правило, пользуются только на экзаменах, в ночь перед экзаменом и первые несколько дней на новой работе, а в остальное время обходятся воображением, эмоциями и выводами по подобию. Поэтому в том, что называется «жизнь», Абраша пользуется не логикой, а некоей «психо-логикой»! Неограниченная сила воображения, в союзе с разного рода эмоциями и телесными желаниями, заставляет Абрашу видеть все сквозь призму своих чувств и фантазий, тем самым искривляя истинную картину реальности и искажая логику восприятия действительности. Это мир, где нет Б-га. Поэтому «психо-логикой» его Волю не постигнешь! Б-га можно обнаружить в другом мире — мире разума, чистой логики и здравого смысла, и это то умение, которое каждый еврей должен в себе развить.

Умение «выпрямить» свой разум приобретается в результате систематического и правильного изучения Гмары. Гмара — это лучшее средство развития, закалки, оттачивания ума, а главное, его очищения. А когда разум крепок и чист, вокруг Вас — ясный мир. И именно такой разум в состоянии правильно понять ТАНАХ и все комментарии на него, ведь и РАШИ, и другие писавшие их комментаторы, обладали чистым, незамутненным разумом.

Так же и сложные места в Галахе.

И даже книги по еврейской этике и мировоззрению, которые кажутся такими понятными, — в действительности доступны только людям, обладающим необходимым уровнем логики и чистотой ума. В ином случае прочтут не то, что там написано, и поймут только то, что захотят понять.

И не только Письменная Тора становится доступной для изучения тем, кто учит Талмуд. Ясный взгляд разума позволяет и проанализировать запутанную ситуацию, и разобраться в самых сложных жизненных проблемах. Разложить их на составляющие, установить правильный порядок, степень приоритетов и прийти к правильным выводам.

Талмуд очищает душу

Заодно у Гмары есть еще одно особое свойство. Оно не совсем поддается рациональному восприятию. Речь идет о скрытой, мистической стороне ее изучения. Гмара не только является источником ясных и глубоких знаний об окружающем мире, но и способна повлиять непосредственно на душу человека, незаметно меняя его. Свет Гмары способен «выжечь» нечистоту и зло в сердце человека…

Итак, умение учить и понимать Гмару — подобно приобретению орудия труда. Это совершенно необходимый этап в познании всего еврейского наследия.

Талмуд — источник знаний о Воле Б-га

Но это только одна сторона причины, по которой необходимо изучать Гмару. Другая, не менее существенная: там находится источник всех конкретных знаний о том, чего желает Творец и что Он требует от нас. Именно из Гмары проясняются все детали и тонкости соблюдения заповедей, подробности еврейского образа жизни и т.д.

Существует еще много других причин, по которым нам необходимо учить Гмару.

Вывод

Даже тогда, когда Вашему сердцу ближе изучение ТАНАХа или других еврейских книг, необходимо уделить особое внимание Талмуду.

Материалы по теме


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше