Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Самосовершенствование родителей является сущностью подготовки к успешному воспитанию детей»Рав Ноах Орловек

Как объяснить ребёнку, что ёлка — это не наше?

Темы: Воспитание детей, Новый год, Рав Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Шалом и ханука самеах! Вопрос к Рав Кушниру про ёлку. У меня дочка 2.5 года. Мы живем в России. Накануне нового года елки тут повсюду. И в подъезде дома, где мы живем, и на улицах. Они красивые, светятся, и на них игрушки висят. Дочке они, естественно, очень нравятся. Мимо них не проходит. Как мне быть? Стоит ли ей что-нибудь говорить, или пока рано? Ведь если я ей скажу что елка это плохо, или «не надо на нее столько смотреть», или начну ей объяснять каким-либо другим путем, что елка это не наше, то, боюсь, она это не поймет. Ведь для нее это просто красиво… Она пока не была в нееврейской семье и не видела, что елки стоят и дома, но это вопрос времени. Рано или поздно она этот вопрос задаст. Мы не до конца еще религиозные, но мы соблюдаем кошрут, шаббат и семейную чистоту дома, а также йом товы и по мере возможности другие заповеди. Вопроса два: как быть сегодня, когда она видит елки вне дома? Как правильно ответить на вопрос, почему у нас дома нет елки?.. Спасибо, Рафаэль

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Рафаэль!

Вы задаёте важный вопрос. То есть, как объяснить детям, что еврейское, а что нет, это важная тема в воспитании, и ей необходимо уделить внимание.

Как правило, до 3—4 лет не стоит вообще реагировать и обращать внимание ребёнка на то или иное зрелище. А вот после 3—4 лет надо ненавязчиво, как бы между прочим, всё, что ребёнок видит вокруг себя, комментировать.

В Вашем случае, когда Вы пройдёте с дочерью в следующем году мимо ёлки и заметите её восхищение, надо будет соответственно и отреагировать: «Ах, какая красивая ёлочка…». Затем сделать паузу и добавить тёплым, ласковым голосом: «Но она не еврейская, доченька, не наша…». И больше ничего не объяснять. Так надо повторить ещё раз через несколько дней и больше к этой теме не возвращаться.

При этом надо помнить, что детское восприятие во многом зависит от реакции родителей. Если сын или дочь заметят, что родители сами восхищены ёлочкой… то, естественно, никакие слова не помогут.

Но если родители никак на ёлочку не реагируют, и даже, наоборот, в разговоре между собой выражают к этому неприязнь, и заодно, если они уделяют детям должное внимание и дают им тепло, то родительское отношение к тому или иному объекту или событию передастся и ребёнку.

Если родители будут так себя вести, то есть большие шансы, что и вопроса «А почему у нас в доме нет ёлки?» — не возникнет.

Ханука Самеах!

С уважением, Ашер Кушнир

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.