Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

У сына-первенца скоро бар-мицва. Какие обычаи связаны с этим днем?

Темы: Бар мицва, Чтение Торы, Тфилин, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте, нашему сыну-первенцу через полгода исполняется 13 лет, т.е. будет бар-мицва. Для нас это в первый раз, поэтому хотелось бы ничего не упустить. Расскажите, пожалуйста, какие есть обычаи, связанные с этим днем?

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте!

Поздравляем Вас с этим замечательным событием. По достижении 13 лет еврейский мальчик считается совершеннолетним и начинает нести ответственность за свои поступки. Кроме того, его можно вызывать к Торе, включать в миньян (десять евреев, собравшихся для молитвы; если количество присутствующих меньше, нельзя провести общественную молитву) и т.п. Существует множество обычаев, связанных с этим днем, поэтому давайте остановимся на самых основных.

Дата бар-мицвы

Мальчик, согласно закону, становится совершеннолетним через 13 лет после рождения, в то же число по еврейскому календарю, когда он родился. Обычно час рождения не имеет значения, поэтому, даже если он родился днем, он считается совершеннолетним с начала того дня, когда родился. Т.е., поскольку еврейский день начинается с вечера, мальчик также считается совершеннолетним с вечера.

Тфилин

С 13 лет мальчик начинает накладывать тфилин. Обычно родители стараются приобрести для мальчика отдельные тфилин.

Изготовление тфилин — это довольно долгий и трудоемкий процесс. Поэтому следует заранее сделать заказ у сойфера на написание отрывков из Торы, которые вкладываются в тфилин, а также заказать кожаные домики для тфилин. Понятно, что приобретать тфилин нужно только у проверенных богобоязненных людей.

Заказ тфилин можно использовать как хороший воспитательный момент. Можно взять ребенка в мастерскую, где изготовляют тфилин, чтобы он смог мог ознакомиться с процессом изготовления, посмотреть, как вкладывают отрывки Торы в домики. Это не только будет интересно ребенку, но и поднимет его отношение к заповеди тфилин на другой уровень.

Обычно ребенок начинает накладывать тфилин за месяц до бар-мицвы, чтобы успеть привыкнуть к этому. Принято, что в тот день, когда ребенок начинает накладывать филин, отец приносит небольшое угощение в синагогу, где они молятся. Желательно заблаговременно изучить с ребенком законы тфилин, чтобы он смог выполнять заповедь должным образом.

Праздничная трапеза

В день бар-мицвы принято устраивать праздничную трапезу в знак благодарности за то, что еще один еврей достиг совершеннолетия и стал обязанным выполнять заповеди Творца. Эта трапеза имеет статус сеудат мицва — «заповеданной трапезы».

В трапезе должны участвовать как минимум 10 взрослых евреев, желательно также пригласить нескольких мудрецов Торы, чтобы ребенок ощутил важность этого события.

Принято, что мальчик произносит на трапезе драшу (сочинение с комментариями Торы). Так уже с первого дня ребенок показывает свою преданность Торе.

Принято, что мальчик-именинник приглашает всех произнести праздничное благословение после трапезы (зимун).

Чтение Торы

В субботу перед бар-мицвой принято вызывать мальчика к Торе. Он читает заключительный отрывок недельной главы — мафтир. А также отрывок из Пророков, связанный с недельной главой. Эти отрывки мальчик может читать, хотя фактически он еще не достиг тринадцати лет.

Ребенок должен заранее подготовиться и знать, что читать, соответствующие отрывки. Читать следует громко и внятно, чтобы с помощью его чтения выполнили заповедь все члены общины.

После чтения обычно ребенка забрасывают конфетами, как жениха в предсвадебную субботу.

Если по каким-то причинам ребенок не может сам читать отрывки из Торы, его следует вызвать к Торе как обычного члена общины.

Суббота после бар-мицвы

Часто в субботу после бар-мицвы мальчика снова вызывают Торе, поскольку теперь он может читать все отрывки — ведь теперь он взрослый человек.

После этого отец мальчика произносит благословение: «Барух ше-пторани ми-оншо ше-ла-зэ», что означает: «Благословен Всевышний, который избавил меня от наказания за этого ребенка». Т.е., поскольку на отце лежит обязанность воспитывать ребенка и наставлять его на верный путь, за те нарушения, который ребенок совершает до 13 лет, отвечает отец — ведь это «результат его воспитания». А после 13 лет ребенок начинает сам отвечать за свои поступки. Поэтому отец благодарит Всевышнего за освобождение от груза ответственности за поступки ребенка.

Принято, что в данном случае благословение произносят без упоминания имени Всевышнего, поскольку это благословение не упоминается в Талмуде, а только в Мидрашах.

Пусть Всевышний пошлет Вам много радости от детей и поможет воспитать их должным образом.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре