Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я в страхе, очень боюсь выйти из дома, а вдруг террорист…

Темы: Вера и упование, Страхи, СМИ, Рав Ашер Кушнир, Террор

Отложить Отложено

Я второй год живу в Израиле, но боюсь постоянно за себя, за своих близких из-за войны, которая здесь периодически бывает. Постоянно нахожусь в страхе, когда здесь что-то происходит, когда смотрю новости. Я очень боюсь, я боюсь выходить даже из дома, боюсь ехать на автобусе, потому что думаю: может зайти террорист и т.д. N.

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемая N.!

Вас можно понять. Террор снова вернулся на улицы городов Израиля, и страх переполняет сердца горожан. Дело доходит до того, что, услышав о террористе, люди с воплями, в панике бросаются врассыпную, хотя его никто так и не смог обнаружить. Прямо на наших глазах осуществляется пророчество о проклятии, приведенное в Торе (Ваикра, Бэхукотай 27, 36): «…И БУДЕТ ПРЕСЛЕДОВАТЬ ИХ ШЕЛЕСТ КОЛЕБЛЮЩЕГОСЯ ЛИСТА, И ПОБЕГУТ, КАК В БЕГСТВЕ ОТ МЕЧА, И ПАДУТ, ХОТЯ НИКТО НЕ БУДЕТ ГНАТЬСЯ. СПОТКНУТСЯ ДРУГ О ДРУГА, КАК ОТ МЕЧА, ХОТЯ НЕ ПРЕСЛЕДУЕТ НИКТО…».

Если довериться чувствам, то следует хорошенько запереться дома, дрожать там от страха и тихо сходить с ума, пока усталость не свалит с ног.
Но, если полагаться на разум, не так трудно прийти к выводу, что психоз страха не совсем уместен.

Во-первых, по статистике, количество людей, пострадавших в автоавариях в тот же период, превысило число пострадавших от терактов. Значит, следует больше опасаться автоаварий, чем террористов.

Во-вторых, если начать слушать новости без перерыва и просматривать каждый день снова и снова кадры гибели и ранений, это может привести и психически устойчивого человека к состоянию нервного расстройства. Так можно полностью потерять способность адекватной оценки происходящих событий.

В-третьих, такой реакцией на события мы только играем на руку террористам, у которых цель как раз и посеять страх и панику. Такое поведение принципиально ослабляет нас как общество.

Уже одних этих мыслей достаточно, чтобы взять себя в руки и по-другому взглянуть на происходящее.

Но, скорее всего, Ваш вопрос связан с тем, как должен себя вести религиозный еврей в такой ситуации. Для этого следует сделать небольшое вступление.

Теория

Основа еврейской жизни — вера в то, что Творец не только сотворил мир, но и управляет им. Это означает, что все детали судьбы человека на целый год — жить или не жить, страдать или не страдать и т.д., — устанавливаются Высшим Судом в соответствии с исполнением человеком своей роли в жизни.

Эта вера — удел каждого религиозного еврея. Но порой она остаётся в голове и не доходит до сердца, где должна превратиться в чувство упования на Всевышнего. Это чувство полной уверенности, что всё, что происходит, устанавливается Творцом для блага человека.

Мудрецы уподобляют веру — дереву, а упование — плоду. То есть, вера, как дерево, должна породить плод — надежду, упование на Всевышнего. Виленский Гаон писал в нескольких местах, что ощущение упования на Всевышнего — конечная цель всего изучения Торы, соблюдения мицвот и молитв.
Упование — это спокойствие души верующего человека, и тот, кто его удостоился, не испытывает чувства страха. А тот, у кого нет упования, всё время в напряжении, в тревоге и беспокойстве, да даже может сойти с ума от страха.

Уповающий подобен человеку, который сел в автобус в полной надежде, что водитель знает дорогу. А у кого это качество отсутствует, подобен человеку, который не доверяет водителю и поэтому проводит всю поездку в нервном напряжении: «не туда свернул», «той дорогой лучше», «так не тормозят», «тут надо помедленнее»… В конечном итоге, оба пассажира доехали до места и вышли из автобуса, но один спокойный и отдохнувший, а второй в предынфарктном состоянии…

Вот так и уповающий еврей — не сомневается в том, что Творец знает дорогу, по которой его ведёт. Поэтому, когда ситуация с безопасностью в Стране ухудшается, никак не падает в обморок, не паникует и не проводит время в страхе.

Вся еврейская жизнь проверяется на упование в момент, когда завоют сирены и в СМИ начнётся интенсивное обсуждение происходящих событий. Как отреагируем? Бездумно впадём в панику, тем самым провозглашая, что всё зависит от случайного стечения обстоятельств и надо полагаться только на себя, или пожнём плоды упования, трезво и хладнокровно оценивая происходящее? Всё будет зависеть от меры выращенного упования на Всевышнего.

Практика

Из всего сказанного следует ясная инструкция к действию:

1. Не бояться!

Когда начинаются террористические акты, нельзя давать страху овладеть сердцем, а следует реально оценить происходящее и понять, где находится опасная зона. Как правило, надо спросить раввина, какой район города или местность в этот период времени считается опасной, и её стараться не посещать.

Дело в том, что, даже если у человека есть заслуги и ему не положено пострадать, его судьба может быть изменена, если он сам выберет оказаться в опасном месте. Как сказано в трактате Бава Кама (60:1): «Когда дано разрешение Разрушителю, он не отличает праведника от негодника и, более того, начинает с праведников…». В опасных местах правила Присмотра и Управления меняются.

Но все остальные места, например, весь Иерусалим, кроме районов, граничащих с его восточной, арабской частью, несмотря на произошедшие теракты, не является опасной зоной, поэтому можно уверенно и спокойно ходить по его улицам. Естественно, как и в любой день, необходимо быть осмотрительным и осторожным. Ведь следует помнить, что судьбы невозможно избежать и, если было установлено пострадать, то это в любом случае произойдёт, и при этом не обязательно, что посланником Б-га будет террорист.

2. Вести себя по-еврейски.

Услышав о трагических событиях, нельзя оставаться равнодушным и следует сразу же начать молиться за исправление ситуации и об исцелении пострадавших. Следует также дать пожертвование (цдаку). Но основное — необходимо принять на себя более строгое соблюдение повелений Творца (особенно в области скромности), ведь именно их нарушение привело к ухудшению положения.

Всех Вам благ, с уважением, Ашер Кушнир

Материалы по теме

Ежедневное чтение Теиллим за народ Израиля с равом Бенционом Зильбером

Редакция Толдот.ру

Приглашаем наших читателей присоединиться к ежедневному чтению Псалмов Давида в связи с обострившейся обстановкой в Израиле

Обнаружилось, что в наше отсутствие девятилетний сын заходил в интернет...

Ципора Харитан

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх одиночества.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.

Вера и упование I, 1—3

Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»

Душа жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше